Урок по окружающему миру 1 класс
презентация урока для интерактивной доски (окружающий мир, 1 класс) по теме
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 609.35 КБ |
Презентация | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
«Пойковская средняя общеобразовательная школа №2»
Урок окружающего мира
1 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.
Автор: Калинина Наталия Николаевна-учитель начальных классов
п.г.т. Пойковский
2012 г.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;
получат возможность: сравнивать способы очистки воды.
Метапредметные:
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, словесный, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в микрогруппах, в парах.
Образовательные ресурсы:
- учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
- рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс;
- глобус;
- шаблоны из бумаги "капельки";
- иллюстрации растений, животных, человека, водопровода;
- рисунок Злючки - Грязнючки;
- для опыта - мерный стакан, тушь, кисточка, воронка, фильтр;
- газетная статья "Обращение к людям 22-го века";
- м /проектор, интерактивная доска, компьютер.
Организационная структура урока:
I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. ( звучит музыка, дети проверяют рабочие места)
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II.Подготовка к восприятию. (слайды 1-3)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
-Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда!
- Что вы знаете про воду? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)
- Как они её получают?
- Нужна ли вода животным? (на доску - изображение животных)
- Нужна ли вода человеку? (на доску - изображение человека)
- Для чего нужна вода человеку?
- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.
IV. Творческая работа в микрогруппах.
- Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.
-Оживите её.(Дети рисуют каплю воды так, как её представляют или делают аппликацию. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.).
V. Постановка проблемы урока. ( слайд 4)
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Проблема урока: ( слайд 5)
- Капелька спрашивает, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Вот это, ребята, тема нашего урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
VI. «Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы. (слайды 6-7)
- Кто сегодня пользовался водой?
- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)
- Где начало этого пути? Капелька нам будет помогать.
- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.
- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.
- Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей)
- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.
- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.
Обработанную воду проверяют в лаборатории: соответствует ли нормам ее цвет, запах, вкус. И, действительно ли, она очищена от микробов. Только в этом случае ее пускают в водопровод.
-Вот так долго вода из реки добирается к нам, в каждый дом, в каждую квартиру, к каждому крану. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь.
- Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий.
- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?
- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?
- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?
- Проследим её путь по иллюстрации. Этот путь показан в учебнике.
VII. Первичное закрепление. Работа по иллюстрации в учебнике: стр. 60-61.( слайд 8)
VIII. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». ( слайды 9- 12)
Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.
- Что мы делаем?
- Что наблюдаем?
- Делаем вывод.
IX. Сказка о «больной» речке.
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…
- А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.
- А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
- Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
- Как же мы можем помочь обитателям этой реки?
X. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой» (продолжение). (слайд 13)
- Можем ли мы очистить воду от Злючки- Грязнючки?
Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду.
- Что мы делаем?
- Пока вода очищается, мы поможем капелькам воды подружиться.
XI. Физминутка.
- Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...
- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.
- Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).
- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
XII. Практическая работа: «Выполняем опыты с водой». (продолжение) (слайд 13-14)
- Что наблюдаем?
- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.
- Делаем вывод.
-В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.
-Капелька просит повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома. Работаем в парах.
Общий вывод:
1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.
2. Очищенная вода приходит в наш дом.
3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.
4. Очищенная вода возвращается в реку.
XIII. Экологическая страничка. ( слайд 15)
-Как надо относиться к воде? Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно.
-6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80- литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!
-- Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.
Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь!
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… ВОДЫ!
XIV. Рекомендации для занятий дома.
С помощью родителей придумайте знак - обращение к людям: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»
XV. Итог урока. (слайд 16)
-Капелька просит вас закончить предложения, чтобы подвести итог нашей встречи:
Сегодня на уроке я узнал ……..
Я научился …
Мне понравилось ….
Я хотел бы ….
Новые знания мне пригодятся ….
XVI. Рефлексия. (слайд 17-18)
-Кто из вас, ребята,
- Сделал для себя ОТКРЫТИЕ!
- АКТИВНО работал на уроке!
- Кому на уроке было ИНТЕРЕСНО!
- Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!
-Кому на уроке было неинтересно. (Учащиеся показывают солнышко соответствующего цвета).
- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и
доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению
новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней бельё стирала. А потом, а потом Я купался под дождём.
Если речка по трубе прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нём – как мы это назовём?
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит
Кто из вас, ребята, сегодня утром умывался? Значит, все открывали кран и видели, как из него течет вода. А кто из вас знает, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Давайте знакомиться. Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду!
В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства.
РЕЧНАЯ ВОДА ПОДЗЕМНАЯ ВОДА К ДРУГИМ ДОМАМ ОТ ДРУГИХ ДОМОВ СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПУТЬ ВОДЫ
Окунём кисточку в краску, затем помоем кисточку в стакане с чистой водой. Какой станет кисточка? А что произойдёт с водой? ПРОВЕДЁМ ЭКСПЕРИМЕНТ
Кисточка стала чистой. А вода – грязной, мутной. ПРОВЕДЁМ ЭКСПЕРИМЕНТ
Скажите-ка мне, ребята, что произойдет с чистой водой в раковине, ванне, стиральной машине и других местах, где она оказалась. Куда же уходит грязная вода?
Какой путь выбрать – в реку или в очистные сооружения? Если грязная вода попадет в реку, что произойдет? Хорошо ли будет от этого обитателям реки? Кто обрадуется загрязнению реки? Можем ли мы помешать Злючке - Грязючке попасть в чистую реку?
ФИЛЬТР Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.
РЕЧНАЯ ВОДА ПОДЗЕМНАЯ ВОДА К ДРУГИМ ДОМАМ ОТ ДРУГИХ ДОМОВ СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПУТЬ ВОДЫ
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Сегодня на уроке я узнал … Я научился … Мне понравилось … Я хотел бы … Новые знания мне пригодятся …
Ссылки: Что такое? Кто такой? В 3 т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. М.М.Поташник , М.В.Левит « Как подготовить и провести открытый урок (современная технология)». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 112 с. Т.И. Тарабарина , Е.И. Соколова. «И учеба, и игра: природоведение» Ярославль: «Академия развития» 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...