"Юный эколог"
рабочая программа (окружающий мир, 4 класс) по теме
Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы кружка
«Юный эколог»
Пояснительная записка
Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.
Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.
Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой, поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда».
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).
Цели и задачи
1. Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
2. Развивать стремление охранять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;
3. Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
4. Воспитывать экологической культуры учащихся;
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
В работе кружка рассчитано использовать познавательные игры, экскурсии, диспуты, практическую работу на местности, встречи с интересными людьми (врачами, лесником, агрономом, студентами)
Формы работы
- индивидуальная
- групповая
- коллективная
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся будут иметь представление об экологических проблемах, катастрофах нашей планеты;
- смогут правильно вести себя как в обществе в целом, так и в природе;
- смогут применять свои знания на уроках и в жизни.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Природа в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных) | 2 |
2 | Что такое экология | 2 |
3 | Основные науки, союзники экологии | 2 |
4 | Экология леса (загадки, ребусы) | 2 |
5 | Экология леса (поведение в лесу) | 2 |
6 | Викторина «В мире животных» | 2 |
7 | Акция «Листок» (уборка территории от опавших листьев) | 2 |
8 | Экология рек (охрана, загрязнение) | 2 |
9 | Животные, обитающие в реках (просмотр видеофильмов) | 2 |
10 | Животные нашей области | 2 |
11 | Работа с дополнительной литературой | 2 |
12 | Игра – путешествие «Подводное царство» | 2 |
13 | Лекарственные растения | 2 |
14 | Лекарственные растения нашей местности | 2 |
15 | Загадки, ребусы, стихи о растениях | 2 |
16 | Загадки, стихи, ребусы о животных | 2 |
17 | Охрана животных и растений. Красная книга | 2 |
18 | Домашние животные (рассказ о своих питомцах, фотографии) | 2 |
19 | Игра – путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 2 |
20 | «Экологическая тропа» (игра – бродилка) | 2 |
21 | «Турнир всезнаек природы» | 2 |
22 | Акция « Создаём уют в школе» (посадка, полив комнатных растений) | 2 |
23 | Ситуации в поведении людей на природе (обсуждение ситуаций) | 2 |
24 | Права и обязанности человека по охране природы | 2 |
25 | Устный экологический журнал «…Земля – наш общий дом» | 2 |
26 | «Мир, в котором я живу» (экологическая ситуация города) | 2 |
27 | Экология нашего города (экскурсия по улицам города) | 2 |
28 | Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения) | 2 |
29 | Экология квартиры | 2 |
30 | Вырубка берёзовых околков (обсуждение ситуации) | 2 |
31 | Акция «Чистодвор» | 2 |
32 | Практическая работа « Участие в мероприятиях по уборке территории школы» | 2 |
33 | Работа над проектом «Вид из школьного окна» | 3 |
34 | Подведение итогов. Выступление с проектом. | 1 |
Итого | 68 |
Список литературы для педагога:
1. Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.
2. Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 1984.
3. БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-1974.
4. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
6. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
7. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 1990. 239с.
8. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
9. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
10. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
11. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.
12. Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.:1983.
13. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология
14. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4
Список литературы для детей и родителей:
1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
2. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
3. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
4. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
5. Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,1985
6. Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
кружок "Юный эколог"
ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....

Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...
Программа "Юный эколог"
программа внеурочной деятельности...