тематическое планирование факультативного курса по экологии
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

Чабанова Людмила Владимировна

Представлено тематическое планирование факультативного курса по экологии для 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_fakultativnigo_kursa.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНИГО КУРСА

ПО ЭКОЛОГИИ 2-4 КЛАССЫ


Тема

Количество занятий

1.

Солнечная система.

1 час

2.

Поверхность Земли.

1 час

3.

Планета в опасности.

2 часа

4.

Наука экология. Экосистемы.

1 час

5.

Красная книга (растения).

2 часа

6.

Красная книга (животные).

1 час

7.

Охрана природы.

1 час

8.

Динозавры.

1 час

9.

Животные наших домов. Собаки.

1 час

10.

Животные наших домов. Кошки.

1 час

11.

Домашние рыбки и птички.

1 час

12.

Бездомные животные.

1 час

13.

Экологическая обстановка нашего города.

1 час

14.

Прошлое города (экскурсия в краеведческий музей).

1 час

15.

Лес.

1 час

16.

Жизнь деревьев. Берёза.

1 час

17.

Жизнь деревьев. Дуб.

1 час

18.

Жизнь деревьев. Ель.

1 час

19.

Охрана лесов.

1 час

20.

Грибы.

2 часа

21.

Животные леса. Белки и ежи.

1 час

22.

Животные леса. Заяц, лисица.

1 час

23.

Животные леса. Рассказы детей.

1 час

24.

Экскурсия в Музей охотохозяйства.

1 час

25.

Птицы наших озёр и болот.

1 час

26.

Птицы у наших кормушек.

2 часа

27.

Птицы, которые улетели от нас.

1 час

28.

Фенологические    заметки    о    жизни    растений    и животных.

1 час

29.

Что растёт под деревьями?

1 час

30.

Экосистема - луг. Луг - природное сообщество.

1 час

31.

Растения лугов.

1 час

32.

Лекарственные травы и растения.

1 час

33.

Бабочки.

2 часа

34.

Насекомые.

1 час

35.

Стрекозы

1 час

36.

Флёрницы.

1 час

37.

Жуки (майский, олень, жужелица).

1 час

38.

Божьи коровки.

1 час

39.

Муравьи.

1 час

40.

Водоёмы.

1 час

41.

Водоёмы - природные сообщества.

1 час

42.

Лягушки и жабы.

1 час

43.

Обитатели водоёмов.

1 час

44.

Фенологические     заметки     о     жизни     насекомых, животных и птиц.

1 час

 

45.

Я и природа.

1 час

46.

Летние встречи.

1 час

47.

Экологический проект «Моё дерево»

1 час

48.

Среда обитания.

1 час

49.

Африка. Тропики.

2 часа

50.

Растения Африки. Тропики.

1 час

51.

Животные тропиков. Обезьяны.

1 час

52.

«Моё дерево»- сезонные изменения.

1 час

53.

Откуда произошёл человек.

1 час

54.

Животный мир тропиков.

1 час

55.

Саванна. Африка.

1 час

56.

Травоядные жители саванны.

1 час

57.

Древоядные жители саванны.

1 час

58.

Хищники саванны.

2 часа

60.

Пустыни Африки.

1 час

61.

Австралия. Растительный и животный мир.

1 час

62.

Животный мир Австралии.

1 час

63.

Птицы Австралии.

1 час

64.

Антарктида.

1 час

65.

«Моё дерево» - сезонные изменения.

1 час

66.

Рассказ от лица животного Австралии.

1 час

67.

Южная Америка. Амазония.

1 час

68.

Животные Амазонии. Крокодилы.

1 час

69.

Птицы и животные Южной Америки.

1 час

70.

Северная Америка

1 час

71.

Азия.

2 часа

72.

Животные и растения Азии и Европы.

1 час

73.

Животные и птицы гор.

2 часа

74.

Рассказ от имени животных Азии.

1 час

75.

«Мое дерево»-сезонные изменения.

1 час

76.

Рассказ от имени животных Южной и Северной Америки.

1 час

77.

Обобщение материала о материках.

1 час

78.

Интересное из мира растений.

1 час

79.

Интересное из мира птиц.

1 час

80.

Интересное из мира насекомых.

1 час

81.

Интересное из мира зверей.

1 час

82.

Защита природы. Экологические^катастрофы.

1 час

83.

Животные цирка.

1 час

84.

Моря и океаны.

1 час

85.

Растения и животные морей и океанов.

2 часа

86.

Рыбы

2 часа

87.

Акулы

2 часа

88.

Киты

1 час

89.

Рассказы о морских гигантах.

1 час

90.

Дельфины

1 час

91.

Интересное из мира вод.

1 час

92.

Рассказ от имени животного моря или океана.

1 час

93.

Экология общества.

1 час

94.

Мой класс. Мой друг.

1 час

95.

Мой учитель.

1 час

96.

Я - мэр города.

1 час

97.

Я - президент страны.

1 час

98.

Экологический КВН.

1 час

99.

Обобщающий урок по экологическому проекту «Моё дерево».

1 час

100.

Экологический праздник.

1 час

 

Самообразование в 2010-2011 учебном году

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная -выполнение различных заданий разными группами.

Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа - текст - описание «Осенний лес», третья - текст -рассуждение «За что я люблю осень?».

При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию.

Дети, работая группами:

- решают, составляют задачи,

- ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют;

-готовят коллективный пересказ,

-пишут продолжение рассказа;

-разгадывают кроссворды, головоломки .

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса.

В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что мы не делим детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Русский язык.

Задание на доске: Рука, ручка, приручить. Крикун, крик, кричать.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать?или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

-Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

Следующий этап:

1.   Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт,

взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

2.   Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

-Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

- Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.

-Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске

- что? почему? для чего? и задайте их друг другу.

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем

классом.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников - это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

При изучении нового материала учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму.

Окружающий мир.

Задание на карточках:

1-й вариант: Роли дождя и ветра в жизни человека, растений, животных. Учитель предлагает рассмотреть картинку на с. 26 учебника, объяснить, почему растения и животные радуются дождю.

2-й вариант: Причины возникновения дождя и ветра.

Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала. Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу "Изобразительное искусство". 1 класс.

Развернутое календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской програм...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Математика" 1 класс.

Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу "Математика. 1 класс". УМК "Развивающая система обучения Л.В.Занкова". Автор курса - И.И.Аргинская....

Календарно-тематическое планирование по курсу "Обучение грамоте. 1 класс".

Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу "Обучение грамоте. 1 класс (чтение+ письмо)". УМК "Развивающая ситема обучения Л.В.Занкова". Автор курса - Н.В.Нечаева....

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

Рабочая программа и планирование факультативного курса "Мир логики"

Предлагаю рабочую программу и планирование факультативного курса "Мир логики" на основе рабочих тетрадей О. А. Холодовой « Юным умникам и умницам», Задания по развитию познавательных способностей...

Тематическое планирование внеурочной деятельности Юный эколог 4 класс

      Программа курса «Юный эколог»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в нач...