Календарно-тематическое планирование, окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 41 КБ |
soderzhanie_programmy.doc | 25.5 КБ |
kalendarno.doc | 158.5 КБ |
trebovaniya_k_urovnyu_podgotovki_uchashchihsya.doc | 28 КБ |
formy_i_sredstva_kontrolya.doc | 61 КБ |
perechen_uchebno.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы Л.А. Плешакова «Мир вокруг нас» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Ч. 1. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального среднего образования, базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России, соответствует цели работы школы в 2012-2013 учебном году «Повышение доступности качественного образования соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, в условиях функционирования базовой (опорной) школы».
Программа «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебная программа «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
Цель данной программы «Мир вокруг нас» - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи программы: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома собственного и общего для всех людей, для всего живого; воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Отбор содержания учебной программы «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- Идея многообразия мира
- Идея экологической целостности мира
- Идея уважения к миру
Для реализации содержания программы используются:
Плешаков, А.А.Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2ч./ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: «Просвещение», 2009 г.
Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч./ А.А.Плешаков. – М.: «Просвещение», 2009 г.
Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс./ А.А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2009 г.
Программа рассчитана на 68 часов (4 часа в неделю) - 34 недели за год.
В соответствии с Уставом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» в 4-х классах учебный план рассчитан на 35 недель, поэтому в планирование вносятся 2 часа (1 неделя) на тему «Современная Россия».
Общее количество часов составило – 70 часов, в том числе для проведения:
- контрольных работ – 4 час.;
- экскурсий – 2 час.
Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. Текущий контроль проводится в форме тестовых заданий, устного опроса, практических работ.
Формы и средства контроля
по окружающему миру
№ п/п | Виды проверочных работ | Кол-во по программе за год | Запланировано за год по четвертям |
I | II | III | IV |
1 | Контрольная работа | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего контрольных работ | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
4 класс (70 часов)
Земля и человечество (11 ч), Природа России (11 ч), Родной край – часть большой страны (12 ч), Страницы всемирной истории (6 ч), Страницы истории Отечества (21 ч), Современная Россия (9 ч)
Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы – «Страницы Всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство с наиболее важными историческими событиями и историческими личностями родной страны. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, символикой и праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются такие важные вопросы о правах человека, правах ребенка.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование Окружающий мир |
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Земля и человечество |
1. | Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. | 1 | 4.09 |
2. | Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. | 1 | 6.09 |
3. | Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. | 1 | 11.09 |
4. | Звездное небо – великая «книга» природы. | 1 | 13.09 |
5. | Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. | 1 | 18.09 |
6. | Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. | 1 | 20.09 |
7. | Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. | 1 | 25.09 |
8. | Счет лет в истории. Историческая карта. | 1 | 27.09 |
9. | Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных проблемах планеты. | 1 | 2.10 |
10. | Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международная Красная книга. | 1 | 4.10 |
11. | Контрольная работа по теме «Земля и человечество». | 1 | 9.10 |
Природа России. |
12. | Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны. | 1 | 11.10 |
13-14 | Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон. | 2 | 16.10 18.10 |
15 | Особенности природы каждой из зон. | 1 | 23.10 |
16 | Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах | 1 | 25.10 |
17 | Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. | 1 | 6.11 |
18-19 | Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу. | 2 | 8.11 13.11 |
20 | Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря | 1 | 15.11 |
21 | Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. | 1 | 20.11 |
22 | Обобщающий урок – викторина «По природным зонам России». | 1 | 22.11 |
Родной край – часть большой страны. |
23 | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. | 1 | 27.11 |
24 | Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. | 1 | 29.11 |
25 | Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. | 1 | 4.12 |
26 | Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. | 1 | 6.12 |
27 | Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема) . | 1 | 11.12 |
28 | Разнообразие растений и животных различных сообществ Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. | 1 | 13.12 |
29 | Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. | 1 | 18.12 |
30 | Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. | 1 | 20.12 |
31 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | 25.12 |
32 | Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. | 1 | 27.12 |
33 | Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край» | 1 | 15.01 |
34 | Экскурсия в природу . | 1 | 17.01 |
Страницы всемирной истории |
35 | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. | 1 | 22.01 |
36 | Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. | 1 | 24.01 |
37 | Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. | 1 | 29.01 |
38 | Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф . | 1 | 31.01 |
39 | Новейшее время. Представление о скорости перемен в 20 веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | 1 | 5.02 |
40 | Обобщающий урок по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 | 7.02 |
Страницы истории Отечества. |
41 | Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. | 1 | 12.02 |
42 | Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. | 1 | 14.02 |
43 | Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. | 1 | 19.02 |
44 | Наше Отечество в 13-15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. | 1 | 21.02 |
45 | Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. | 1 | 26.02 |
46 | Иван Третий. Образование единого государства Культура, быт и нравы страны в 13-15 вв. | 1 | 28.02 |
47 | Наше Отечество в 15-17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение царской династии Романовых. | 1 | 5.03 |
48 | Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15-17 вв. | 1 | 7.03 |
49 | Россия в 18 в. Петр Первый – царь преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей | 1 | 12.03 |
50 | Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в 17 в. | 1 | 14.03 |
51 | Россия в 19 – начале 20 вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.М. Кутузов. | 1 | 19.03 |
52 | Царь освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – нач.20 в. | 1 | 21.03 |
53 | Россия в 20 в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. | 1 | 2.04 |
54 | Образование СССР. Жизнь страны в 20-30 гг. | 1 | 4.04 |
55 | Великая Отечественная война 1941-1945. героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. | 1 | 9.04 |
56 | Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». | 1 | 11.04 |
57 | Преобразования в России в 90-е гг.20 в. Культура России в 20 в. | 1 | 16.04 |
58 | Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. | 1 | 18.04 |
59 | Контрольная работа по теме «Страницы истории Отечества». | 1 | 23.04 |
60 | Экскурсия «Знакомство с историческими достопримечательностями родного края». | 1 | 25.04 |
Современная Россия. |
61 | Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. | 1 | 30.04 |
62 | Права и обязанности гражданина. Права ребенка. | 1 | 2.05 |
63 | Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. | 1 | 7.05 |
64 | Государственная символика нашей страны. Государственные праздники. | 1 | 14.05 |
65 | Многонациональный состав населения России. | 1 | 16.05 |
66 | Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север, Юг, Центр Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, памятники культуры. | 1 | 21.05 |
67 | Обобщающий урок по разделу «Современная Россия». | 1 | 23.05 |
68 | Контрольная работа за II полугодие | 1 | 28.05 |
69 | Работа над ошибками. Итоговое повторение по разделу | 1 | 30.05 |
70 | Итоговый урок – игра КВН. | 1 | .05 |
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории, особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция, основные права ребенка
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать ее содержание;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Предварительный просмотр:
Формы и средства контроля
Контрольная работа по теме «Земля и человечество»
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется ...
а) экология; б) география;
в) астрономия; г) история.
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...
а) Юрий Гагарин;
б) Нил Армстронг;
в) Алексей Леонов.
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется ...
а) глобус;
б) географическая карта.
4. Какое из данных созвездий - Большой Пес?
5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется ...
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.
6. Ценные находки старины хранятся ...
а) в архивах;
б) в музеях.
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век;
в) XIX век; г) XX век.
8. «Легкими нашей планеты» называют ...
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
9. Эмблему «Большая панда» имеет ...
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.
10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это...
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России
Контрольная работа за 1 полугодие
Вариант 1
- Что представляет собой Солнечная система. Из чего она состоит?
- Что изучает география? Какие пояса освещенности выделяют на Земле?
- Какие исторические источники тебе известны?
- Приведи примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия
- Какие горы нашей страны та запомнил?
- Расскажи все, что ты знаешь о тундре: природа, растительный и животный мир, влияние человека на природу
- Какие богатства нашего края ты знаешь?
- Как развито животноводство в твоем крае?
Вариант 2
- Что такое Вселенная? Назови созвездия, которые ты знаешь
- Что представляет собой карта полушарий?
- Что изучает история?
- Какие экологические проблемы тебе известны?
- Назови моря, озера и реки России, которые ты запомнил
- Расскажи все, что ты знаешь о пустыне: природа, растительный и животный мир, влияние человека на природу
- Что тебе известно о водоемах нашего края?
- Как развито растениеводство в твоем крае?
Контрольный работа
«Страницы истории Отечества»
тест
Вариант 1
- Русские, украинцы и белорусы произошли от…
а) восточных славян
б) западных славян
в) южных славян
2. Пергамент – это материал для письма из …
а) березовой коры
б) кожи
в) папируса
3. Как называли город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам?
а) Новгород
б) Киев
в) Козельск
4. Как прозвали московского князя Ивана Даниловича?
а) Калита
б) Красное Солнышко
в) Невский
5. Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов?
А) Метелей Смотрицкий
Б) Василий Бурцев
В) Карион Штомин
6. Кто призвал русских царей в начале 17 в. постоять за родную землю?
А) Кирилл и Мефодий
Б) Минин и Пожарский
В) Царь Федор
7. На Сенатской площади в Санкт-Петербурге при Екатерине Второй был возведен памятник…
А) Минину и Пожарскому
Б) Суворову
В) Петру Первому
8. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?
А) Ф.Ф.Ушаков
Б) А.В. Суворов
В) М.И. Кутузов
9. Когда к власти пришла партия большевиков?
А) 7 ноября 1914
Б) в феврале 1917г
В) 7 ноября 1917 г
10. Когда началась Великая Отечественная война?
А) 22 июня 1941 г
Б) 9 мая 1945г
В) 22 июня 1939г
Вариант 2
- Одним из главных богов у славян был…
А) Зевс
Б) Перун
В) Посейдон
2. Саму известную летопись «Повесть временных лет» писал …
А) Нестор
Б) Сергий Радонежский
В) Мефодий
3.Поход на Русь в 1237 г. возглавил хан…
А) Чингисхан
Б) Ахмат
В) Батый
4. Как прозвали князя Александра?
А) Невский
Б) Долгорукий
В) Мудрый
5. Какой князь сделал последний решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?
А) Александр
Б) Ярослав
В) Иван Третий
6. Под каким прозванием в истории остался царь Петр Первый?
А) Великий
Б) Грозный
В) Мудрый
7. Ломоносов был сыном…
А) князя
Б) рыбака
В) дворянина
8. Бородинская битва произошла…
А) 26 мая 1812 г
Б) 26 августа 1912 г
В) 26 августа 1812 г
9. Кто был последним российским государем?
А) Иван Третий
Б) Николай Второй
В) Александр Второй
10. Какой день стал Днем Победы?
А) 9 мая
Б) 1 мая
В) 7 ноября
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
- Укажите название страны, в которой вы живете.
А) Белоруссия В) Русь
Б) Российская Империя Г) Российская Федерация
2. Что такое воздух? Выберите самый полный ответ
А) Это смесь разных газов
Б) Это ветер, пурга, метель
В) Это смесь газов, среди которых важным является кислород
Г) Это бесцветное вещество, имеющее запах
3. Объясните в чем различие дикорастущих и культурных растений
А) Дикорастущие выращивает человек, а культурные растут сами по себе
Б) Культурные растения полезны человеку, а дикорастущие нет
В) Культурные растения человек охраняет, а дикорастущие нет
В) культурные выращивает человек, а дикорастущие растут сами по себе
4. Определите, где названы свойства чистой воды
А) Желтая, имеет сладковатый вкус, запах лимона, растекается, не имеет формы
Б) Красная, горьковатого вкуса, имеет запах
В) Белая, очень вкусная, текучая, прозрачная
Г) Не имеет цвета, запаха, вкуса, прозрачная, растекается
5. Определите, какой океан не пересекает экватор
А) Тихий океан В) Северный Ледовитый океан
Б) Атлантический океан Г) Индийский океан
6. На какие две группы можно разделить эти названия?
Африка, Южная Америка, Гренландия, Австралия, Евразия, Мадагаскар, Антарктида, Северная Америка, Цейлон
А) материки и острова В) материки и части света
Б) части суши разных полушарий Г) острова и части света
7. Напишите, люди каких профессий необходимы для работы в сельском хозяйстве?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Почему в теплое время года большинство растений, грибов, животных хорошо растут и дают потомство?
А) Потому что достаточно тепла
Б) Потому что достаточно тепла, света, влаги, пищи
В) Потому что в теплое время года люди охраняют растения лучше
Г) Потому что в это время у детей каникулы
9. Прочитайте текст
«Готовясь к битве, Александр Невский собрал народное ополчение со всей Руси. Он хорошо знал правила боя немецких рыцарей: закованные в броню, они выстраивались клином и эти клином рассекали войско противника в центре, чтобы потом громить по частям. Поэтому главные силы Александр Ярославович поставил не в центре, а на флангах. И это решило исход битвы»
Определите, к какому историческому событию относится описание в тексте
А) Бородинская битва В) Куликовская битва
Б) Ледовое побоище Г) Сталинградская битва
10. Из букв Б, А, К, О, Й, Ч, Т, И, Р, С, П составьте как можно больше названий представителей животного и растительного мира степи
Вариант 2
- Укажите, в какой стране находятся следующие достопримечательности: царь-колокол, Большой и Малый театры, дворец Деда Мороза
А) Белоруссия В) Англия
Б) Украина Г) Российская Федерация
2. Продолжите высказывание. Воздух – это…
А) вещество, которое может быть твердым, жидким, газообразным
Б) любое вещество в природе
В) смесь газов, пара и пыли, которая находится в атмосфере планеты
Г) тело природы
3. Продолжите предложение. Хищным насекомым называют…
А) животное, которое питается мясом, и тело которого покрыто шерстью
Б) животное, которое питается мясом, и тело которого покрыто перьями
В) животное, которое питается мясом, и тело которого покрыто чешуей
В) животное, которое питается мясом, и имеет шесть ног
4. Вода бывает в трех состояниях. В каком из ответов они названы правильно?
А) жидкое, сладкое, грязное
Б) твердое, прозрачное, бесцветное
В) твердое, жидкое, газообразное
Г) газообразное, чистое, безвкусное
5. Определите, как называется место, где река впадает в озеро или море
А) устье В) приток
Б) исток Г) водопад
6. На какие две группы можно разделить эти названия?
Африка, Южная Америка, Европа, Австралия, Евразия, Антарктида, Северная Америка, Америка
А) материки и острова В) материки и части света
Б) части суши разных полушарий Г) острова и части света
7. Напишите, люди каких профессий необходимы для работы в промышленном хозяйстве?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Определите основные условия, необходимые для жизни животных на Земле
А) пища, рост, размножение
Б) вода, тепло, растения и их плоды
В) охрана и забота человека
Г) свет, тепло, вода, воздух, пища
9. Прочитайте текст
«Более 240 лет просуществовало ордынское иго на Руси. Татары обложили тяжелой данью русских, поставили всюду своих начальников. Но не смирился народ с чужеземным гнетом. Русский князь Дмитрий Иванович собрал войско и разгромил татарские полчища. Великая битва произошла на поле, там, где река Непрядва впадает в реку Дон. За эту славную победу князь Дмитрий получил прозвище Донской»
Определите, к какому историческому событию относится описание в тексте
А) Бородинская битва В) Куликовская битва
Б) Ледовое побоище Г) Сталинградская битва
10. Из букв А, К, О, Б, Т, И, Р, С, составьте как можно больше названий представителей животного и растительного мира водоемов
Предварительный просмотр:
Перечень учебно-методических средств обучения
- Концепция и программы для начальных классов в 2 частях, 2-е издание. Доработанное. Руководитель проекта «Школа России» А.А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2010 г. Автор А.А. Плешаков
- Лободина Н.В. «Мир вокруг нас. 4 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова».- Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Плешаков, А.А.Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2ч./ А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: «Просвещение», 2009 г.
- Плешаков А.А .Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч./ А.А .Плешаков. – М.: «Просвещение», 2010 г.
- Плешаков А.А. Атлас – определитель к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А.А. Плешаков. – М.: « Просвещение», 2009 г.
- Плешаков, А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс./ А.А.Плешаков. – М.: «Просвещение», 2008 г.
- Ушакова О.Д. Правители России: Цари и императоры / Справочник школьника. – Спб.: « Литера», 2007
- Яценко И.Ф. «Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс».- М.: «ВАКО», 2011 г.
Оборудование
- Глобус
- Физическая карта полушария
- Схема «Смена дня и ночи»
- Гербарий: 1) дикорастущих растений; 2) культурных растений
- Таблицы:
- «Природные зоны Российской Федерации. Смешанный лес»
- «Строение тела человека»
- Учебная коллекция «Волокна»
- Таблица «Виды земной поверхности на планете, глобусе и карте»
- CD диск «Окружающий мир», 4 класс, 2010 г.
- Стенд «Символика нашего государства и города»
- Комплект таблиц «Окружающий мир». 4 класс (14 таблиц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
календарно - тематическое планипование по окружающему миру
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, УМК "Гармония" авт. О.Т.Поглазова содержит темы, кол - во часов, предметные умения, ууд, характеристику деятельности учащихся, форму...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...