Уроки по ОРКСЭ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Аксёнова Лариса Валерьевна

Представлен конспект урока по теме "Россия - наша Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_opk_no_1.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия – наша Родина"

Цели урока. Познакомить учащихся с понятиями: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн”; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование. Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина”.

Эпиграф: (на доске)

Россия – Родина святая,

 Люблю тебя я всей душой

 Россия – ты обитель рая

 Горжусь великою страной.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, целей урока:

Учитель: Каждый человек связан с определенным местом на нашей земле, местом, где он родился, вырос и живет, это место невидимыми нитями соединяет его с корнями, т. е с близкими и родными. Это место называется – Родина. Наша Родина – Россия и сегодня на уроке мы познакомимся с нашей страной, вы узнаете, как официально называется наше государство, что такое государственный язык и кого мы называем патриотом. Мы попытаемся осмыслить, за что человек любит свою Родину, почему Родину часто называют Родина – Мать.

II. Актуализация знаний

Включается запись песни “С чего начинается Родина” и на экран выводятся слайды 1-10, изображающие русскую природу.

Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

 – Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом – Родина.

III. Работа над новым материалом.

Учитель: Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли?

 – Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Учитель: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.

 Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.

 Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего. А как называется наша Родина?

 – Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.

Слайд 11. (Карта России.)

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.

 Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какое-то другое отношение?

 — Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины.

– Почему необъятной?

Слайд 12.

– Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.

Ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева “Россия”.

  — Вот она какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

 Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

– По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом?

– Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

 Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.

 Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по-разному звучат на просторах нашей страны русская “Калинка”, зажигательная “Лезгинка” и казацкая плясовая.

 — Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: “...государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям”.

 И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано... Где? Кто запомнил?

  — Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

  — В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.

Слайд 13.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

 – В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.

 А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

 — Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность — учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

 А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое “символ”? Какие государственные символы вы знаете?

– Символы — это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

Слайд14.

– К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам — это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов — это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

 Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России.

 А кто может описать их?

Слайд 15, 16.

– Вот как описываются Государственный Герб и Государственный Флаг России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 года: “Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла на красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего, а нижней — красного цвета”.

 — А теперь я предлагаю послушать Государственный Гимн России.

 Учащиеся стоя слушают Государственный гимн России.

Слайд 17.

После прослушивания Гимна России проводится беседа по содержанию текста.

Слайд 18.

 — Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам – черта патриота. Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину. Родина у каждого человека одна, как и мать, Поэтому эти слова часто звучат рядом Родина – мать.

Слайд 19.

Посмотрите на плакат времен Великой отечественной войны, художника И.М.Тоидзе Родина – мать зовет! 1941г.

– Что вы видите на этом плакате? Кого изобразил художник?

– Что вы чувствуете, глядя на этот плакат?

Быть патриотом, значит искренне любить свое Отечество, быть преданным своему народу, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Слайд 20.

Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:

Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.

Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои умения и знания, эрудицию и любознательность.

Не будь равнодушен и безразличен к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

Работа в тетради:

Слайд 21.

Патриот – человек любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающей подвиги во имя интересов своей Родины.

– А за что люди любят свою Родину?

Ответ на этот вопрос кажется легким, но ответить на него полно совсем не просто.

– за что люди любят свою мать? (за то, что дала нам жизнь, вырастила и воспитала, всегда рядом, всегда любит, никогда не предаст, всегда такая родная и любимая).

То же можно сказать и о Родине – это земля, где мы родились, которая нас вскормила и взрастила, она, как и мать такая же родная и любимая. И хотя на свете есть страны гораздо богаче и возможно красивее, чем Россия, настоящий патриот не станет ворчать и жаловаться или уезжать в поисках лучшей жизни, по принципу: “где хорошо, там и Родина”. Он постарается сделать все от него зависящее, чтобы сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее.

Шопенгауэр говорил: “Самый распространенный вид гордости — это национальная гордость”. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

IV. Закрепление.

Работа в учебниках: комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Работа по тренажеру.

Самостоятельная работа учащихся .

Задание: составьте и запишите предложения со словами Россия, отечество, Родина, флаг, президент, патриот.

(После составления ученики зачитывают свои предложения.)

Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)

Моя Родина – это…

 Самыми трудными событиями моей Родины были…

 Когда я вырасту, я хочу…

 Я не хочу, чтобы моя Родина…

 Я благодарен своей Родине за то, что…

 После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.

– Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? (Дети называют пословицы и поговорки о Родине. Если ученики затрудняются, то работают вместе по слайду)

Слайд22.

V. Итог урока.

Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.

 Как называется наша страна?

 Как называются люди, живущие в нашей стране?

 Что такое Конституция?

 Какой город является столицей России?

 Какие символы государства вы знаете?

Ответы учащихся.

— Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.

Нет на свете родины милее,

 Где других лазурней небеса,

 Солнце ярче, звезды всех светлее,

 Где отрадны рощи и леса;

 Где в реках стремительные воды.

 Голубеют, словно бирюза,

 Где, когда настанет непогода,

 Весь народ выходит, как гроза!

 Нет на свете Родины дороже.

 Надо все нам делать для нее,

 Чтобы день, который нами прожит,

 Каждым часом радовал ее.

 Всюду все в ее раздольях — наше.

 Отдадим ей думы и дела.

 И кругом садами опояшем,

 Чтобы вечно Родина цвела!

VI. Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему “С чего начинается Родина?”

Слайд 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...