Урок кубановедения "Народные ремёсла"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Бородинова Евгения Васильевна

Урок богат по содержанию, оригинален по форме и методам обучения, атмосферой взаимного делового творческого сотрудничества учителя и детей. Серьёзное внимание учитель  обращает на развитие у детей памяти, активной мыслительной деятельности, речи. Владеет системой средств, методов, позволяющих развивать творчество детей, интерес к делу, воспитывает в каждом ребёнке чувство бережливости, уважение к людям труда.

Урок построен по принципам РО Л.В. Занкова. Учитель умело использовала индивидуальную работу учащихся и групповую форму работы при изучении новой темы, опираясь на индивидуальные особенности детей. Дети обучают друг друга, совещаются, ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_4_kl_kubanovedenie.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                 Предмет  Кубановедение

         Тема. Народные ремёсла.

                            4 класс

                   

Цель: Познакомить с народными ремёслами.

Задачи:

           Образовательная:

  1. способствовать расширению кругозора учащихся  о народных ремёслах.

            Воспитательная:

  1. 1.Дать первичные сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани;
  2. 2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;
  3. 3.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.
    Развивающая: 
  1. развитие  речи  учащихся,  познавательного интереса
  2. развитие творческих способностей младших школьников
  3. формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
  4. формирование умения работать в группе сверстников.

Наглядность и оборудование: предметы быта (плетёные корзинки, гончарные изделия, вышитые полотенца,опорные карточки со словами, карта Краснодарского края, презентация по теме урока (приложение 1), буклеты (приложение 2), учебники «Кубановедение 4 класс» М.В. Мирук, тетради на печатной основе «Кубановедение 4 класс» авторы Науменко Т.А, толковые словари С.И.Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», , цветные карандаши, клей, опоры для ответов, конверты (по количеству групп), жетоны для голосования (цветные стикеры).

Ход урока:

1.Организационный момент.

II. Актуализация знаний

1. Работа с пословицами. (слайд 2-3)

Чтение пословиц, их толкование.

Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.

  1. Без ремесла - как без рук.
  2. Умному человеку и семидесяти ремесел мало.
  3. По ремеслу и промысел.
  4. Ремеслу всегда надо учиться:

Учитель:

                      - Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.

2.  Словарная работа. (слайд 4-5)

    1) Выяснить значения слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».

Ремесло

1. Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.  Портновское ремесло.

2)Подобрать родственные слова к слову «ремесло», выделение изученных орфограмм в словах ремесленник, ремесленный.

  1. Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.

III. Постановка проблемы

 (слайд 6)

1. Работа с картой

 (слайд 7).

Использование тетради на печатной основе «Кубановедение» авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.:

  1. Определить профессию мастера-ремесленника по его изделию (рисунки изделий в тетради на с.20).

  -Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень «Труда». Он расположился в самом живописном месте Атамани – на берегу Азовского моря. Показать на карте территорию Краснодарского края , Атамань.

2.Повторение особенностей групповой работы. (слайд 8)

 Составление правил работы в группах с опорой на условные значки

Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, опоры для ответов).

Словарная работа. (слайд 9)

Буклет

Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

Буклет - путеводитель по выставке.

Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю каждой группы предлагается достать из шкатулки один предмет и определить  название ремесла. (слайд 10)

Деревянная ложка

Глиняная игрушка

Плетеная хлебница.

Замок.

Рушник.

IV. Открытие новых знаний.

1.Работа с текстом учебника «Кубановедение 4 класс» автор М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко и карточек с текстом.

Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете) ,карточки и представляют ремёсла.

Опоры для ответов:

1 группа  Гончарное ремесло.

Глина.

Формы кубанской керамики.

Станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская.

2 группа   Искусство художественной обработки дерева.

Лесные богатства.

Деревянная посуда.

Мебель.

3 группа Лозоплетение.

Конец XVIII века.

От овощных корзин до плетней.

Потомственная мастерица.

4 группа Кузнечное ремесло.

Конец XIX века.

Художественные произведения из металла.

Ансамбль кружев.

Названия улиц.

5 группа  Рукоделие

Ткачество.

Вышивка.

«Голубая роза»

2.Представление ремёсел каждой группой. Использование текстовых опор, презентации. (слайд 11-15)

3. Словарная работа. (слайд 16)

«Кубань мастеровая»

4. Закрепление изученного материала. (слайд 17)

Установить соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание в буклете).

   Кувшины                                   Искусство художественной обработки дерева.

   Вышитые узоры                        Гончарное ремесло.

   Бочки                                         Кузнечное ремесло.

   Сундук                                     Лозоплетение.

   Подковы                                    Рукоделияе.

   Корзинка         

   Бадья

  Чашка

  Люлька

  Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой. (слайд 18)

5.Проектная работа в группах. (слайд 19)

Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.

Задача группы: составить рекламный буклет. Вписать название ремесла, указать материал, название изделиий, приклеить иллюстрацию с изображением предмета, изготовленного в мастерской.  

Завершение работы – защита работы.

V. Физкультминутка

-Казаки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем кубанскую народную песню «Як робыв я в пана»

Как вы понимаете название этой песни? (слушаем первый куплет)

А хотите стать участниками кубанского хора? (учитель раздаёт народные инструменты: ложки, )

Дети подыгрывают хору.

VI. Закрепление материала

1.Вставить пропущенные буквы в названия изделия труда ремесленников (задание в буклете). (слайд 20)

К-рзинка, б-чка , ба-ья , чашка , л-лька , утю- , в-нтеря – снасти для ловли рыбы , уша-, ма-итра , по-кова , гл-чик , ви-ы .

Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой.

VII. Первичный контроль

1.Чтение стихотворения учителем:   

Культура малой родины богата 
 Перед тобой жилище предков – хата, 
Турлучная, а крыша – камышом, 
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки. 
Макитры, глечики, и ложки, рушники
 
Как правило, плетнем окружена,
 
Запрятана и тени садов она.

Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники

2. У вас на столах изделия: панушка, «набожнык» и глэчик. Обсудите в группах и установите последовательность изготовления этих изделий. Помогут вам в этом карточки.

Карточка 1. Восстановите последовательность изготовления глэчика. 
Обожгли изделие в печи
Вымесили глину
Расписали изделие кистями
С помощью гончарного круга изготовили глэчик.

Карточка 2. Восстановите последовательность изготовления рушника.
Посев семян льна.
Вязание снопов
Замачивание в реке и сушка на солнце.
Сбор льна.
Выколачивание и трёпка.
Изготовление холста.
Прядение нитки.
Изготовление ткани на ткацком станке, вышивка узоров.

Карточка 3. Восстановите последовательность изготовления игрушки-панушки. 
Из волокон лыка делают игрушки-панушки.
Лыко снимают, расчёсывают специальным гребнем.
Когда спиливают старую акацию, под корой дерева находится лыко.

VIII. Рефлексия

- Что запомнилось сегодня на уроке?

IX..Подведение итогов урока.

Для того, чтобы определить, какая ремесленная мастерская  поработала лучше, смогла заинтересовать посетителей - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.

 X. Домашнее задание

Учебник стр 86-87, .

Тетрадь стр 20,  узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе.

Источники

1.Пословицы http://poslovitsa.yaxy.ru/kontext/1400.html

2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2005г

3. Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html 

4. Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/ 

5.   Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО «Дельта»,  2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи).

6.  Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г.

7.   Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Данный урок знакомит учащихся с промыслами иремёслами на Кубани....

урок по технологии во 2 классе "Как родились ремёсла. Как работали ремесленники - мастера"

Технологическая карта урока технологии с использованием ЭОР...

Урок кубановедения "Ремёсла Кубани", 3 класс

Учащиеся, познакомившись с ремёслами Кубани, смогут самостоятельно попробовать свои силы в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества....

урок "Народные ремёсла"

Урок разработан в рамках ФГОС для 3 класса УМК 21 век  по предмету окружающий мир тема " Народные ремёсла"...

Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов...

Конспект урока "Ремёсла на Кубани"

Материал в помощь учителю...

Урок кубановедения "Ремёсла и промыслы" ( 2 класс)

Методическая разработка этого урока была мною реализована в рамках муниципального конкурса и получила хорошую оценку. Мне и детям урок доставил  удовольствие!...