Урок кубановедения "Народные ремёсла"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок богат по содержанию, оригинален по форме и методам обучения, атмосферой взаимного делового творческого сотрудничества учителя и детей. Серьёзное внимание учитель обращает на развитие у детей памяти, активной мыслительной деятельности, речи. Владеет системой средств, методов, позволяющих развивать творчество детей, интерес к делу, воспитывает в каждом ребёнке чувство бережливости, уважение к людям труда.
Урок построен по принципам РО Л.В. Занкова. Учитель умело использовала индивидуальную работу учащихся и групповую форму работы при изучении новой темы, опираясь на индивидуальные особенности детей. Дети обучают друг друга, совещаются, ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_4_kl_kubanovedenie.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет Кубановедение
Тема. Народные ремёсла.
4 класс
Цель: Познакомить с народными ремёслами.
Задачи:
Образовательная:
- способствовать расширению кругозора учащихся о народных ремёслах.
Воспитательная:
- 1.Дать первичные сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани;
- 2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;
- 3.Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.
Развивающая:
- развитие речи учащихся, познавательного интереса
- развитие творческих способностей младших школьников
- формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
- формирование умения работать в группе сверстников.
Наглядность и оборудование: предметы быта (плетёные корзинки, гончарные изделия, вышитые полотенца,опорные карточки со словами, карта Краснодарского края, презентация по теме урока (приложение 1), буклеты (приложение 2), учебники «Кубановедение 4 класс» М.В. Мирук, тетради на печатной основе «Кубановедение 4 класс» авторы Науменко Т.А, толковые словари С.И.Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», , цветные карандаши, клей, опоры для ответов, конверты (по количеству групп), жетоны для голосования (цветные стикеры).
Ход урока:
1.Организационный момент.
II. Актуализация знаний
1. Работа с пословицами. (слайд 2-3)
Чтение пословиц, их толкование.
Найти слово, которое повторяется в каждой пословице.
- Без ремесла - как без рук.
- Умному человеку и семидесяти ремесел мало.
- По ремеслу и промысел.
- Ремеслу всегда надо учиться:
Учитель:
- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.
2. Словарная работа. (слайд 4-5)
1) Выяснить значения слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Ремесло
1. Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом. Портновское ремесло.
2)Подобрать родственные слова к слову «ремесло», выделение изученных орфограмм в словах ремесленник, ремесленный.
- Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.
III. Постановка проблемы
(слайд 6)
1. Работа с картой
(слайд 7).
Использование тетради на печатной основе «Кубановедение» авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.:
- Определить профессию мастера-ремесленника по его изделию (рисунки изделий в тетради на с.20).
-Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень «Труда». Он расположился в самом живописном месте Атамани – на берегу Азовского моря. Показать на карте территорию Краснодарского края , Атамань.
2.Повторение особенностей групповой работы. (слайд 8)
Составление правил работы в группах с опорой на условные значки
Каждая группа представляет мастерскую ремесленника. Для успешной работы на столах присутствует необходимый раздаточный материал (буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, опоры для ответов).
Словарная работа. (слайд 9)
Буклет
Печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.
Буклет - путеводитель по выставке.
Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю каждой группы предлагается достать из шкатулки один предмет и определить название ремесла. (слайд 10)
Деревянная ложка
Глиняная игрушка
Плетеная хлебница.
Замок.
Рушник.
IV. Открытие новых знаний.
1.Работа с текстом учебника «Кубановедение 4 класс» автор М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко и карточек с текстом.
Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете) ,карточки и представляют ремёсла.
Опоры для ответов:
1 группа Гончарное ремесло.
Глина.
Формы кубанской керамики.
Станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская.
2 группа Искусство художественной обработки дерева.
Лесные богатства.
Деревянная посуда.
Мебель.
3 группа Лозоплетение.
Конец XVIII века.
От овощных корзин до плетней.
Потомственная мастерица.
4 группа Кузнечное ремесло.
Конец XIX века.
Художественные произведения из металла.
Ансамбль кружев.
Названия улиц.
5 группа Рукоделие
Ткачество.
Вышивка.
«Голубая роза»
2.Представление ремёсел каждой группой. Использование текстовых опор, презентации. (слайд 11-15)
3. Словарная работа. (слайд 16)
«Кубань мастеровая»
4. Закрепление изученного материала. (слайд 17)
Установить соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание в буклете).
Кувшины Искусство художественной обработки дерева.
Вышитые узоры Гончарное ремесло.
Бочки Кузнечное ремесло.
Сундук Лозоплетение.
Подковы Рукоделияе.
Корзинка
Бадья
Чашка
Люлька
Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой. (слайд 18)
5.Проектная работа в группах. (слайд 19)
Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.
Задача группы: составить рекламный буклет. Вписать название ремесла, указать материал, название изделиий, приклеить иллюстрацию с изображением предмета, изготовленного в мастерской.
Завершение работы – защита работы.
V. Физкультминутка
-Казаки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем, послушаем кубанскую народную песню «Як робыв я в пана»
Как вы понимаете название этой песни? (слушаем первый куплет)
А хотите стать участниками кубанского хора? (учитель раздаёт народные инструменты: ложки, )
Дети подыгрывают хору.
VI. Закрепление материала
1.Вставить пропущенные буквы в названия изделия труда ремесленников (задание в буклете). (слайд 20)
К-рзинка, б-чка , ба-ья , чашка , л-лька , утю- , в-нтеря – снасти для ловли рыбы , уша-, ма-итра , по-кова , гл-чик , ви-ы .
Самопроверка и самооценивание. Раскрасить прямоугольник красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой.
VII. Первичный контроль
1.Чтение стихотворения учителем:
Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.
В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.
Учитель: Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?
Ответ учеников: Лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники
2. У вас на столах изделия: панушка, «набожнык» и глэчик. Обсудите в группах и установите последовательность изготовления этих изделий. Помогут вам в этом карточки.
Карточка 1. Восстановите последовательность изготовления глэчика. |
Карточка 2. Восстановите последовательность изготовления рушника. |
Карточка 3. Восстановите последовательность изготовления игрушки-панушки. |
VIII. Рефлексия
- Что запомнилось сегодня на уроке?
IX..Подведение итогов урока.
Для того, чтобы определить, какая ремесленная мастерская поработала лучше, смогла заинтересовать посетителей - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.
X. Домашнее задание
Учебник стр 86-87, .
Тетрадь стр 20, узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе.
Источники
1.Пословицы http://poslovitsa.yaxy.ru/kontext/1400.html
2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2005г
3. Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html
4. Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/
5. Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО «Дельта», 2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи).
6. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г.
7. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок кубановедения "Промыслы и ремёсла на Кубани"
Данный урок знакомит учащихся с промыслами иремёслами на Кубани....
урок по технологии во 2 классе "Как родились ремёсла. Как работали ремесленники - мастера"
Технологическая карта урока технологии с использованием ЭОР...
Урок кубановедения "Ремёсла Кубани", 3 класс
Учащиеся, познакомившись с ремёслами Кубани, смогут самостоятельно попробовать свои силы в изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества....
урок "Народные ремёсла"
Урок разработан в рамках ФГОС для 3 класса УМК 21 век по предмету окружающий мир тема " Народные ремёсла"...
Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"
Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов...
Урок кубановедения "Ремёсла и промыслы" ( 2 класс)
Методическая разработка этого урока была мною реализована в рамках муниципального конкурса и получила хорошую оценку. Мне и детям урок доставил удовольствие!...
Технологическая карта интегрированного урока технологии «Ремёсла Древней Москвы»
Создание макета бревенчатого дома.Дать представление о ремеслах и мастерах древней Москвы; дать начальные представления о свойствах и использовании дерева; проводить исследование бумаги по использован...