Урок кубановедения "Ремёсла и промыслы" ( 2 класс)
методическая разработка (2 класс)
Методическая разработка этого урока была мною реализована в рамках муниципального конкурса и получила хорошую оценку. Мне и детям урок доставил удовольствие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока кубановедения | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект
Предмет: кубановедение.
Класс: 2.
Тема: «Ремёсла и промыслы на Кубани»
Тип урока: введение новых знаний.
Технологии: проблемно- поисковый метод, технология сотрудничества ,ИКТ- технология.
Формы организации деятельности детей: коллективная,групповая.
Методы: частично- поисковый, эвристический, словесной и наглядной передачи информации, методы стимулирования мотивов и интересов к учению.
Оборудование: ММУ, конверты с раздаточным дидактическим материалом для работы в парах, демонстрационный материал в бумажном варианте ( опорные слова), предметы – изделия ремесленников Кубани ( глиняная посуда, рушники, изделия из дерева ,вышивка).
Цель учителя:
- познакомить учащихся с промыслами и ремёслами жителей Кубани;
- способствовать формированию интереса к культуре и быту своего народа;
- прививать чувство уважения к традициям кубанского народа;
- воспитывать интерес к истории родного края.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
- определять название ремесла в зависимости от природного материала;
- различать понятия «промысел» и «ремесло» через реализацию мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза и обобщения
- осмысленно и бережно относиться с традиционным ценностям своих предков;
- свободно высказывать свои суждения.
УУД. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания ( проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику в деятельности.
Метапредметные:
регулятивные- целеполагание ( постановка учебной задачи, связывающей новые знания с имеющимися) и волевая саморегуляция ( способность к мобилизации сил и энергии).
Познавательные: воспроизводят по памяти необходимую информацию для решения учебной задачи; логически устанавливают причинно- следственные связи.
Коммуникативные: грамотно оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для собеседника высказывания.
Оборудование: ММУ для демонстрации слайдов, конверты с разрезным тематическим материалом для работы в парах, изделия из дерева, лозоплетение, вышивка, ковань.
Ход урока.
1.Оргчасть.
-Я немножечко волнуюсь-
Здесь стою я в первый раз.
От души скажу- любуюсь-
Замечательный вы класс!
-Здравствуйте, ребята!Садитесь!
2.Введение в тему ( активизация познавательной деятельности):
-Ребята, ли вы загадки, как люблю их я!Тогда- отгадайте!
Спелых ягод гроздь свисает,
Всех прохожих удивляет.
Украшает летний сад
Вкусный, сочный ….. ( виноград)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги
Подскажу вам, так и быть: можно из неё лепить. ( глина)
Что за плакса навсегда поселилась у пруда?
Ветви в нём свои купает. Это дерево кто знает? ( ива)
Это дерево цветёт ,
Аромат и мёд даёт.
И спасет нас от гриппа.
Догадались? Это…. (липа)
Будто облако резвилось
И на травку опустилось.
Спинка вся в густых колечках,
А зовут ее… ( овечка).
Его в природе тоже встретишь. Ох как твердо!
Ты на вопрос о нём ответишь?
Не животное, не птица –
Может ржавчиной покрыться.
( Слайд1.Столбиком идут слова-отгадки: виноград, глина, ива, липа, овечка, железо).
-Дайте общее название предметам, названным этими словами.
-Верно: объекты природы.
(Учитель вывешивает на доске первую табличку «Природа»)
3.Проблемная ситуация.
-Возьмите в руки конверт, лежащий на середине вашего стола. Он один, на двоих – работа в парах. Повторим важные правила работы в паре- правила трёх «В» ( учитель демонстрирует их на табличке): взаимопонимание, взаимопомощь, взаимосотрудничество).
- Выньте картинки, разложите перед собой. «Порядок на столе- порядок в голове».
( На картинках изображены: плетённые корзинки, деревянные шкатулки, глиняная посуда, ковань, вышивка)
-Игра « Соответствие»: найдите на картинках предмет, имеющий связь со словом на экране. Объясните её .
-Назовите одним словом предметы, которые вы узнали на картинках.
-Верно: это изделия.
( Учитель вывешивает вторую табличку- «изделия», оставляя между ними промежуток))
-Как появились эти изделия? ( Их сделал человек, в ручную!).
(Между табличками «Природа» и «Изделие» помещается табличка «Человек»)
- Изготовление изделий ручным способом называется ремеслом.
( На доске появляется табличка «Ремесло», выделенная другим цветом, и помещается над тремя предыдущими как заголовок)
Мы вставили между словами «природа и изделие» человека, занимающегося ремеслом. Как его называют? Верно: ремесленник.
4.Сообщение темы урока.
-Попробуйте назвать тему урока.
-Какие поставим перед собой задачи?
5.Освоение новых понятий
Начнём!
Учитель демонстрирует предметы ремесленников:
- деревянный домик, ложечка, а на доску вывешивает слово «резьба по дереву»
- рушник – «вышивка
- Это – женское ремесло . Девочки 7 лет уже умели шить, вышивать и вязать. А готовясь к свадьбе, несколько месяцев, готовила приданое – рушники, салфетки, сорочки, ткала себе, холсты. Сохранилось это ремесло и до наших дней. Ремесленник -моя землячка Наталья Николаевна Михайловна. Эти рушники вышила она совсем недавно. Ремесло продолжает жить
- Салфетка – «вязание» изделие для красоты и уюта в доме. ! Посмотрите на экран: сколько чудных изделий могли и могут делать кубанские мастерицы! ( Слайд «Изделия вышивки и вязания»)
Корзинка –плетение –лозоплетение!!! Появилось прежде , чем человек подчинил себе глину. Трудное это ремесло. Требует огромного терпения. Первые предметы- помощники в казачьей семье были, конечно же, плетёнными: корзинки, коробы. Верши для рыбалки. Проблемная ситуация №1.
-Ребята, а рыболовство тоже ремесло? Вернёмся к подсказке.
( Дети вместе с учителем снова проговаривают по словам на доске определение слова «Ремесло»).
-Верно, человек не изготовил изделия , наловив себе рыбки. Это – промысел.
(Учитель вывешивает табличку со словом «Промысел» в другой части доски, для визуального разграничения понятий).
- Сегодня, ох какие мастера живут в ст.Марьянской нашего Красноармейского района! ( Слайд «Современные изделия лозоплетения»
- Кувшин – гончарное дело. Очень древнее ремесло! Но появилось после лозоплетения. В каждом казачьем доме была глиняная посуда. Бережно к ней относились, потому что нелегко даже мастеру давался каждый предмет И тот ремесленник считался настоящим мастером, в чьём кувшине прохладная вода из колодца не нагревалась даже в самую жаркую погоду . Миски, макитры, кружки и глиняные игрушки. Не забыто и это ремесло. В дни народных праздников мы встречаем на ярмарках свистульки, колокольчики, сделанные из глины. А комнатные цветы лучше всего растут в глиняных горшках.
(Слайд «Никита») .
Это – мой ученик Никита .В воскресенье у него уже второе занятие , где он учится гончарному ремеслу. В х. Трудобеликовском открылась мастерская для детей. А знаете, что самое удивительное: фамилия Никиты –Гончаренко. Наверняка, его предки были гончарами.
Проблемная ситуация№ 2.
-Ребята, а что , кроме воды, можно было наливать в кувшин. А мёд, можно? А как это замечательный продукт попадал на казачий стол?
( Слайд «Атамань с ульями»).
-Да, наши предки строили ульи, собирали мёд. Скажите, это было ремеслом или промыслом?
(Необходимо создать условия, чтобы дети ещё раз, но уже сами по схеме-опоре на доске проговорили, что такое ремесло и сделали правильный вывод)
-Молодцы!Бортничество – это промысел!
- Монетка – ковань. Самое почитаемое, т.е. уважаемое ремесло. Почему? (Слайд «Изделия кузнеца») .Сегодня ковань стала художественной – часть красоты, окружающей нас. Она снова в моде! Посмотрите!
(Слайды памятников и архитектурных сооружений Краснодара
Итог:
Талантливыми были наши предки – казаки. И мужчины, и женщины. И необходимые предметы делали своими руками и красоту в кубанской хате создавали.
Рефлексия. А давайте пофантазируем. Окажись мы с вами на берегу Тамани 200 лет назад, каким бы ремеслом занялись вы? А может кому-то по душе пришёлся казачий промысел?
В заключении посмотрите на необычную карту нашего края: с севера на юг, с запада на восток она заполнена изделиями кубанских промыслов и ремёсел.
Иногда фантазии становятся реальностью и приносят человеку радость. Я желаю вам осуществить свою мечту !
Спасибо за урок.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по технологии 2 класс (Роговцева Н.И.) Тема: «Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами. Аплицирование.»
Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.) Задачи урока:- закрепить знания об изученных народных промыслах ,- познакомить учащихся с истор...
Урок кубановедения в 3 классе по теме: "Промыслы и ремесла Кубани"
На уроке дети уточняют знания о народных промыслах и ремесла Кубани, учатся различать понятия «ремесла и промыслы» ,развивают любознательность, расширяют кругозор, з...
Презентация к уроку кубановедения в 3 классе по теме: "Промыслы и ремесла на Кубани"
презентация к уроку кубановедения в 3 классе...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Народные промыслы. Изготовление игрушки - дергунчика
Предмет: ТехнологияКласс: 2 «А»Тема урока: Народные промыслы. Изготовление игрушки – дергунчика.Цель урока: изготовить игрушку – дергунчик.Планируемые результаты:Предметные: познакомятся с игрушкой - ...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Тема: « Народные промыслы. Особенности создания городецкой росписи »
Тема: « Народные промыслы. Особенности создания городецкой росписи »Изделие: « Аппликация городецкой росписи из бумаги »Планируемые результаты:Личностные УУД: проявят интерес к предметно-практич...
Конспект урока по кубановедению 3 класс "Промыслы и ремесла на Кубани"
1.Расширить знания учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....
УМК "Перспектива" конспект урока. Тема: "Народные промыслы. Городец" 2 класс
Народные промыслы. Городец....