Кто такие насекомые?
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Хисамутдинова Затия Аседулловна

Признаки и разнообразие насекомых находим,  применяя исследовательский метод и работая в группах. Беседа о правилах поведения на лугу и бережном отношении к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_nasekomye_hisamutdinova_z.a.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Составила : Хисамутдинова Затия Аседулловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №65 им. Б.П. Агапитова» г. Магнитогорска

Тема урока: Кто такие насекомые? (1 класс, окружающий мир)

Цель: Познакомить учащихся с признаками и разнообразием насекомых.

Задачи урока:

- Создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых;

- Воспитывать бережное отношение к насекомым;

- Закрепить тему «Что общего у растений?»

- Научить работать в команде.

Оборудование:

- Картинки с изображением насекомых, среди них: бабочка, пчела, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка;

Ход урока:

1. Организационный момент

 Проверка готовности учеников к уроку.

2. Проверка домашней работы:

а) « Бал плодов»- выставка «Дары осени». Подведение итога.

б)  Графический диктант:

      - да

       - нет

      - не знаю

Вопросы:

  1. У салата человек использует в пищу листья.
  2. Все растения можно использовать в пищу.
  3. Цветы, собранные в группу, называются соцветиями.
  4. Все растения имеют корни.
  5. Капуста - это корнеплод.
  6. Часть растения, идущая от корня - стебель.
  7. Морковь, свёкла, картофель – плоды с семенами.
  8. Части растения – корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Ответы:

3. Работа над темой урока

а) Сообщение темы урока:

- Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие на луг, познакомимся с разными насекомыми и ответим на вопрос: « Кто же такие насекомые?»

б) Вступительная беседа:

    Итак, закройте глаза и представьте: лето, солнце, мы – на зелёной лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка  Вопросик. Здесь живут его друзья.

- Но, кто же они? Догадайтесь!

     В эту пору на лугу очень весело. Какое множество насекомых носятся возле цветущих трав! Пахнет мёдом. Они летают, гудят, стрекочут…

в) Игра «Узнай насекомое»- работа над рисунком в учебнике (стр. 21, вверху)

1. Не зверь, не птица,

    Нос, как спица.

    Летит – кричит,

    Сядет – молчит.

    Кто его убьет –

    Свою кровь прольёт (комар)

2. Кто над нами

    Вверх ногами

    Ходит – не страшится

    Упасть не боится? ( муха)

3.  С ветки на тропинку,

     С травки на былинку,

     Прыгает пружинка –

     Зелёная спинка. (кузнечик)

4. Где сладко, там она кружит,

    Как пчела.

    Она жалит и жужжит,

    Как пчела.

    И попадается в компот,

    Как пчела.

    Вот только мёду не даёт,

    Как пчела. (оса)

5. Необычный я усатик

    Я отважный клоп – (солдатик)

6. Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу.

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь (жук)

- А сейчас прикройте названия кружочками и назовите насекомых ещё раз.

г) Беседа с детьми о бережном отношении к природе:  

  - Писатель и автор нашего учебника А.А. Плешаков в одной из книг писал: « Однажды сидел я у реки. Над зарослями желтой кубышки летали стрекозы. А рядом купались ребята. Вот они выбрались их воды, обсохли немного… и начали вдруг охотиться на стрекоз. Сбивали их рубашками, ловили шапками» Почему? (Ответы детей)

- Давайте создадим  правила поведения на лугу.

1. Не рвать цветы.

2. Не нарушать тишину: ведь луг – это дом для насекомых.

3. Не ловить насекомых.

д) Рассказ учителя о пользе насекомых:

 - Как вы думаете, нужны ли насекомые?

(Ответы детей)

- Вернёмся к стрекозам. Ребята, не забудьте, что погубив одну единственную стрекозу, человек выпускает на волю 100, 1000 комаров и мошек. А ведь у них комары и мошки – любимая еда. Комара стрекоза съедает на лету. А муху - неторопливо, садясь на веточку. Вот они вас просят: «Берегите нас! Мы вам ещё пригодимся!»

 Физминутка

 Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

 Раз – росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

- Рассказ учителя о божьих коровках:

   Очень нравится всем божья коровка. Посадит её на руку и приговаривает:

Божья коровка – легкая букашка,

Божья коровка – ласковые крылья,

скажи, не таи секрет: холодно будет или тепло?

    Если жучок взлетит при слове «холодно», человек ждал холода, если взлетит при слове «тепло»- ждал тепла.

- А вы какие знаете?

    Иногда думают, сколько точек у коровки на крыльях, столько ей лет. Но это неправда. Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду какая из коровок принадлежит.

    Коровками их назвали потому, что умеют выделять «молоко», правда,  не белое, а оранжевое. При опасности, на сгибах его ног выступают капельки оранжевой жидкости. Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки. Ещё говорят, божьи коровки внешне такие мирные. А они хищники! Очень прожорливые! Ученые подсчитали, что за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей. Её боятся колорадские жуки. Они отличные помощники в борьбе за урожай.  Старинное поверье - они приносят счастье!

      Мы ответили на примере двух насекомых на вопрос: нужны ли насекомые?

е) Групповая работа

-А теперь ищем ответ на главный вопрос: Кто такие насекомые? 

1 группа получает рисунки насекомых и определяют части их тела:  бабочки, комары, пчелы, клопы, кузнечики, стрекозы.  Один ученик показывает на бабочке части её тела, остальные ученики этой группы хлопают, если эта часть имеется у их насекомых.

Бабочка имеет:

- крылья (их 4)

- тело, состоящее из из трёх частей: головы, груди, брюшка.

- ноги (их 6)

- усики

- глаза

- хоботок ( у стрекозы и божьи коровки –челюсти, питаются другой пищей)

2 группа  определяет  отличительный признак насекомых.

 

- Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют крылья всегда насекомые? (нет, н-р, ---)

- Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют усики, всегда насекомые? (нет, н-р, ---)

-Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют глаза всегда насекомые? (нет, ----)

- Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют хоботок или челюсти всегда насекомые? (нет, н-р, ----)

-Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют  голову, грудь, живот всегда насекомые? (нет, н-р, ---)

- Можем ли мы сказать, что животные , которые имеют 6 ног всегда насекомые? У кого ещё имеются 6 ног? А наш муравьишко кто?

Итак, вывод 2 группы и  чтение  вывода по  учебнику  (стр. 20)

 3 группа доказывает, почему сороконожка, рак и паук не насекомые?

- Кто знает, как называется это насекомое? ( Богомол)

Чтение в атласе-определителе о богомоле.

 4. Закрепление изученного

- Работа по учебнику (стр. 21) Раскрась рисунок

5. Домашняя работа

-  Работа в рабочей тетради ( стр. 9)

- Сообщения о насекомых

6.  Итог урока.  Рефлексия

- Что интересного вы сегодня узнали? Что было самым важным для тебя на уроке?  Что нужно запомнить после этого урока?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....