конспект урока в 3 классе по окружающему мирут "Невидимая сеть и невидимая пирамида"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
ТЕМА: Невидимая сеть и невидимая пирамида.
ЦЕЛИ:
-
Познакомить с «невидимой пищевой сетью», с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида».
-
Развивать мышление, внимание, воображение, наблюдательность, речь, расширять кругозор учащихся.
-
Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodovedeniya._nevidimaya_set_i_nevidimaya_piramida.doc | 106.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku_prirod_3_klass.pptx | 165.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Невидимая сеть и невидимая пирамида.
ЦЕЛИ:
- Познакомить с «невидимой пищевой сетью», с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида».
- Развивать мышление, внимание, воображение, наблюдательность, речь, расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок божьей коровки, дуба, карточки с названиями животных, понятий; словарные слова, карточки для групповой работы, тесты, аудиозапись «Звуки леса», учебники, тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
- Работать сегодня на уроке будем в группах.
II. Пятиминутка.
- Дежурный, расскажите о сегодняшнем дне.
- Сегодня __ февраля, понедельник. Восход солнца в _ часов __ минут. Заход солнца - __ часов __ минут. Долгота дня ___ часов __ минут. Сегодня … погода.
Февраль – последний месяц зимы. В старину февраль называли «лютень, бокогрей, сумерки зимы, снежень, межень, сечень, вьюговей», так как в этот период морозы чередуются с потеплениями. Ещё февраль называли свадьбами, так как в это время на Руси было много свадеб. И у зверей февраль – «свадебник».
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Итак, ребята, впереди нас ждет интересная работа, но вначале давайте повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.
1 группа, вам нужно будет составить цепи питания с данными карточками.
растения | тля | божья коровка |
волк | заяц | растения |
растительноядные животные | растения | насекомоядные и хищные животные |
2 группа, вы отвечаете на вопросы теста.
ТЕСТ
1. Как называется наука о животных? А – ботаника; Б – зоология; С – астрономия. 2. Животные – это …
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
5. Какая цепь указана правильно?
6. Что будет, если в цепи питания «рожь – мыши - лисы» люди уничтожат лис?
|
3 группа, а мы с вами поработаем вместе.
- На какие группы делят животных в зависимости от цепи питания?
- Что такое цепь питания?
- Назовите примеры цепей питания.
- Почему цепи питания начинаются с растений? (растения)
- Какое второе звено в цепи питания животных? (растительноядные животные)
- А третье звено цепи питания? (насекомоядные и хищные животные)
- Как хищники приспособились к добыванию пищи? (зубы, когти, бесшумные движения)
- А что помогает животным защищаться от хищников? (окраска, быстрый бег, панцири, раковины, угрожающие звуки, яд…)
- Это кто? (Показ рисунка божьей коровка). А к какой группе по типу (пищи) относится божья коровка? (насекомое, хищник)
- 1 группа, прочитайте цепь питания божьей коровки. (Растения – тля - божья коровка)
- Как вы относитесь к ней? Почему?
- Введение в тему.
- -А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами?
(Слушание аудиозаписи «Звуки леса»)
- - Откройте глаза. Коротко расскажите об услышанном. (Ответы детей.)
с) - Правильно, мы оказались в лесу. А про какой лес будем говорить, узнаете, если правильно отгадаете слово. Для этого каждая группа должна отгадать по 1 букве слова.
ЗАДАНИЯ:
1группа: Как в народе называют божью коровку?
Д- солнышко, Т - тучка, Р – кнопочка.
2 группа: Что можно определить по количеству точек у божьей
коровки?
Ю – количество лет; У – к какому виду относится.
3 группа : Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья
коровка?
К – быстрее начинает есть;
Б - обрывает нити и освобождает жуков.
(Группы, посовещавшись, зачитывают вопрос и ответ, называют и записывают букву.)
- Какое слово получилось?
(Вывешивается рисунок дуба.)
- Сообщение темы и целей урока.
- Правильно, мы будем говорить сегодня о дубе, узнаем, с кем он дружит и изучим экологические связи в дубовом лесу. (Тема: «Невидимая сеть и невидимая пирамида».)
- Изучение нового материала.
- Сценка «Сила и слабость дуба»
- Ребята, давайте послушаем «научных сотрудников».
1 ученик Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий, прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья могут прожить даже 2000 лет!
2 ученик. Да, дуб – сильное дерево.
Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и побеги погибают при заморозках. Поэтому он позже других деревьев начинает зеленеть. А жёлуди зимой погибают от мороза, летом от засухи высыхают, от лишней влаги загнивают. Вот поэтому в желудях его слабость.
3 ученик.
В желудях не только слабость, но сила дуба. В них много питательных веществ. У желудей есть интересная «шапочка». Ученые ёё называют «плюска». Они похожи на украшение. Но это не так. Плюски защищают мягкое и нежное основание растущего желудя.
4 ученик. Люди издавна почитали дуб. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за подвиги. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. А у славян дуб считался священным деревом и был посвящён богу Перуну.
5 ученик. Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который , вероятно, растёт в Литве. Его называют «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. Тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайный год он даёт 10000 кг желудей. Ими можно засадить новый лес, площадью 100 гектаров.
- Беседа о правилах поведения в лесу.
- Кто знает, как называется дубовый лес?
(Каждой группе показывается запрещающий знак.)
- А как нужно вести себя в лесу? А ещё нельзя шуметь, чтобы не спугнуть друзей дуба.
- Пищевая сеть дубового леса.
- Откройте учебник на с. 110. Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?
Лось | кабан | мышь | белка | сойка | гусеница |
- А почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)
Прямая связь |
- Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.
- А почему в учебнике нарисованы и другие животные?
- Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?
Косвенная связь |
- Правильно, не напрямую. А косвенно.
- Что у нас получилось? (цепи питания)
пищевая сеть | невидимая сеть |
- Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания, или пищевая сеть.
- Мы её видим постоянно? Поэтому её называют невидимая сеть.
- Сколько получилось отдельных цепей? (8 –показ учеником на доске)
- Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.
- ФИЗМИНУТКА (музыка)
- А сейчас все встаньте, немного отдохнём.
По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – дуб, слева от нас –дуб. (Повороты.)
Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны)
Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)
Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)
Аж захватывает дух!
Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх)
Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)
- Беседа.
- Давайте продолжим нашу работу. Каждая группа получает задание: отгадать загадку.
1группа: В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
2группа: Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна в норке прячется она. (Мышь.)
3 группа: У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днём. (Сова.)
(Отгадки появляются на доске, такие же наборы слов и у групп.)
- Составьте из этих слов цепь питания.
- Кто крупнее в этой цепи?
- А мышь крупнее желудя. Немного пофантазируем. Представьте себе, что у нас есть волшебные весы. Мы соберем всех-всех сов, всех мышей и все жёлуди и взвесим. Что окажется тяжелее? Почему?
- Потому что желудей очень много, мышей просто много, а сов мало. А почему, как вы думаете?
- Таким образом, получается невидимая пирамида, по-другому её называют экологическая пирамида.
- Откройте учебник на с. 103. Найдите экологическую пирамиду. Невидимые пирамиды есть повсюду в природе.
- Практический итог урока.
-Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа, попробуйте составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.
ягоды | слизень | змея |
1 группа:
кора дерева | заяц | лиса |
2 группа:
растительноядные животные | растения | хищные животные |
3 группа:
- Прокомментируйте свой ответ.
- Откройте учебник на с.104, прочитайте вывод. (Самостоятельно, 1 ученик - вслух.)
- А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.
- Домашнее задание.
1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.
2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.
3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.
1группа: Как в народе называют божью коровку?
Д- солнышко, Т - тучка, Р – кнопочка.
2 группа: Что можно определить по количеству точек у божьей коровки?
Ю – количество лет; У – к какому виду относится.
3 группа : Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
К – быстрее начинает есть;
Б - обрывает нити и освобождает жуков.
1группа: В золотой клубочек спрятался дубочек.
2группа: Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна в норке прячется она.
3 группа: У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днём.
желудь мышь сова
- Сегодня 2 февраля, понедельник. Восход солнца в _ часов __ минут. Заход солнца - __ часов __ минут. Долгота дня ___ часов __ минут. Сегодня _________________________________________________________________погода.
Февраль – последний месяц зимы. В старину февраль называли «лютень, бокогрей, сумерки зимы, снежень, межень, сечень, вьюговей», так как в этот период морозы чередуются с потеплениями. Ещё февраль называют свадьбами, так как в это время на Руси было много свадеб. И у зверей февраль – «свадебник».
ТЕСТ
1. Как называется наука о животных? А – ботаника; В – зоология; С – астрономия. 2. Животные – это …
3. Назови животное, которое относится к рыбам: А. Дельфин В. Бегемот. С. Карп. 4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
5. Какая цепь указана правильно?
С. Рожь – мышь - змеи – орлы. |
ТЕСТ
1. Как называется наука о животных? А – ботаника; Б – зоология; С – астрономия. 2. Животные – это …
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
5. Какая цепь указана правильно?
|
ТЕСТ
1. Как называется наука о животных? А – ботаника; Б – зоология; С – астрономия. 2. Животные – это …
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
5. Какая цепь указана правильно?
|
растения тля
божья коровка
растения
заяц волк
дубрава
лось
мышь
сойка
кабан
белка
гусеница
прямая связь
желудь мышь
желудь мышь желудь мышь сова сова сова
растительноядные и хищные животные
растения
хищные животные волк кора дерева
1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.
1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.
1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.
2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.
2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.
2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.
2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.
3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.
3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу
3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу
растения
хищные животные
растительноядные животные
пищевая сеть
невидимая сеть
экологическая пирамида
Косвенная связь
Невидимые сети и невидимая пирамида
лиса волк орёл змеи сова орлы
кукушки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Невидимая сеть и невидимая пирамида
Дуб « Стелмужский старик» (в Литве) 2000 лет; - тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных ме тров; он даёт 10000 кг желудей; - ими можно засадить новый лес, площадью 100 га .
Лось кабан мышь белка сойка гусеница Прямая связь Косвенная связь ястреб гадюка сова кукушка Пищевая сеть – невидимая сеть
сова желудь мышь сова мышь желудь
Домашнее задание. 1группа : Составить экологическую пирамиду и цепь питания. 2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6. 3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невидимая сеть и невидимая пирамида
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"( авторучебника А.Плешаков) по теме "Невидимая сеть и невидимаяпирамида"....
Невидимая сеть и невидимая пирамида
Окружающий мир...
Урок окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида»
Подтема: "Экологическое равновесие". На уроке организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Она направлена на сбор информации о взаимосвязи растений и животных, роли растений в...
Конспект урока по математике на тему: "Сети линий. Пути" 2 класс Школа России
Конспект урока по математике на тему: "Сети линий. Пути" 2 класс Школа России...
Презентация к уроку окружающего мира "Невидимая сеть и невидимая пирамида"
Презентация разработана к УМК А.А.Плешакова. 3 класс "Школа России"...
"Невидимая сеть и невидимая пирамида"
Конспект урока окружающего мира рекомендован учителям начальных классов....