конспект урока в 3 классе по окружающему мирут "Невидимая сеть и невидимая пирамида"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Хамитова Айгуль Рафаиловна

 

ТЕМА:  Невидимая сеть и невидимая пирамида.

ЦЕЛИ:

  • Познакомить с «невидимой пищевой сетью»,  с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида».

  • Развивать мышление, внимание, воображение,  наблюдательность, речь, расширять кругозор учащихся.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Невидимая сеть и невидимая пирамида.

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить с «невидимой пищевой сетью»,  с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида».
  2. Развивать мышление, внимание, воображение,  наблюдательность, речь, расширять кругозор учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок божьей коровки, дуба, карточки с названиями животных, понятий; словарные слова, карточки для групповой работы, тесты,  аудиозапись «Звуки леса»,  учебники, тетради.

Ход урока.

I.   Организационный момент.

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

- Работать сегодня на уроке будем в группах.

II.   Пятиминутка.

- Дежурный, расскажите о сегодняшнем дне.

- Сегодня  __ февраля, понедельник. Восход солнца в _ часов __ минут. Заход солнца - __ часов __ минут. Долгота дня ___ часов  __ минут. Сегодня … погода.

Февраль – последний месяц зимы. В старину февраль называли «лютень, бокогрей, сумерки зимы, снежень, межень, сечень, вьюговей», так как в  этот период морозы чередуются с потеплениями. Ещё февраль называли свадьбами, так как  в это время на Руси было много свадеб. И у зверей февраль – «свадебник».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

   - Итак, ребята, впереди нас ждет интересная работа, но вначале давайте повторим пройденный материал. Для этого каждая группа  получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.

1 группа, вам нужно будет составить цепи питания с данными карточками.

растения

тля

божья коровка

волк

заяц

растения

растительноядные животные

растения

насекомоядные и хищные животные

2 группа, вы отвечаете на вопросы теста.

ТЕСТ

1. Как называется наука о животных?  

А – ботаника;   Б – зоология;  С – астрономия.

2. Животные – это …

  1. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви.
  2.  Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы.
  3. Человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

  1. Дельфин
  2. Бегемот.
  3. Карп.

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

  1. Коровы, бегемоты, жирафы.
  2. Волки, лисы, кабаны.
  3. Лоси, тюлени, киты.

5. Какая цепь указана правильно?

  1. Сосна -  дятел – жук-короед.
  2. Слизни – капуста – жаба.
  3. Рожь – мышь -  змеи – орлы.

6. Что будет, если в цепи питания «рожь – мыши - лисы» люди уничтожат лис?

  1. Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи.
  2. Станет больше мышей, увеличится урожай ржи.
  3. Сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.

3 группа, а мы с вами  поработаем вместе.

     - На какие группы делят животных в зависимости от цепи питания?

     - Что такое цепь питания?

     - Назовите примеры цепей питания.

- Почему цепи питания начинаются с растений?                    (растения)

- Какое второе звено в цепи питания животных?  (растительноядные животные)

- А третье звено цепи питания?       (насекомоядные и хищные животные)

- Как хищники приспособились к добыванию пищи?    (зубы, когти, бесшумные движения)

- А что помогает животным защищаться от хищников?   (окраска, быстрый бег, панцири, раковины, угрожающие звуки, яд…)

- Это кто? (Показ рисунка божьей коровка). А к какой группе по типу (пищи) относится божья коровка?  (насекомое,  хищник)

- 1 группа, прочитайте цепь питания божьей коровки.  (Растения – тля -  божья  коровка)

- Как вы относитесь к ней? Почему?

  1. Введение в тему.
  1. -А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить,  куда вы попали, что, кого  вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами?

(Слушание аудиозаписи «Звуки леса»)

  1. -  Откройте глаза. Коротко расскажите об услышанном. (Ответы детей.)

          с) - Правильно, мы оказались в лесу. А про какой лес будем говорить, узнаете, если правильно отгадаете слово. Для этого каждая группа должна отгадать по 1 букве слова.

ЗАДАНИЯ:

1группа:     Как в народе называют божью коровку?  

                     Д- солнышко,      Т -  тучка,      Р – кнопочка.

 2 группа:   Что можно определить по количеству точек у божьей  

                     коровки?  

                      Ю – количество лет;         У – к какому виду относится.

3 группа :     Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья

                      коровка?

                      К – быстрее начинает есть;  

                      Б - обрывает нити  и освобождает жуков.

(Группы, посовещавшись, зачитывают вопрос и ответ, называют и записывают  букву.)

            - Какое слово получилось?                      

(Вывешивается рисунок дуба.)

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Правильно, мы будем говорить сегодня о дубе, узнаем, с кем он дружит и изучим экологические связи в дубовом лесу. (Тема: «Невидимая сеть и невидимая пирамида».)

  1. Изучение нового материала.
  1. Сценка  «Сила и слабость дуба»

- Ребята, давайте послушаем  «научных сотрудников».  

1 ученик Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий, прожить может  очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья могут прожить даже 2000 лет!

2 ученик. Да, дуб – сильное дерево.

               Но есть у него слабая сторона – боится холода.  Молодые листья и побеги погибают при заморозках. Поэтому он позже других деревьев начинает зеленеть. А жёлуди  зимой погибают от мороза, летом от засухи высыхают,  от лишней влаги загнивают.   Вот поэтому в желудях его слабость.              

3 ученик.  

 В желудях не только слабость, но сила дуба.   В них много питательных веществ. У желудей есть интересная  «шапочка».  Ученые  ёё   называют «плюска».  Они похожи на украшение. Но это не так.  Плюски защищают мягкое и нежное основание растущего желудя.  

4 ученик. Люди издавна почитали дуб.  В Древней Греции дубовыми венками  награждали воинов за подвиги. В Древнем Риме дуб был посвящён  богу Юпитеру. А у славян дуб считался священным деревом и был посвящён  богу Перуну.

5 ученик. Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который , вероятно, растёт в  Литве. Его называют  «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. Тень его кроны покрывает площадь  1500 квадратных метров. В урожайный год он даёт 10000 кг желудей.  Ими можно засадить новый лес, площадью 100 гектаров.

  1. Беседа о правилах поведения в лесу.  

       - Кто знает, как называется дубовый лес? 

                          (Каждой группе показывается  запрещающий  знак.)

  - А как нужно вести себя в лесу? А ещё нельзя шуметь, чтобы не спугнуть друзей дуба.

  1. Пищевая сеть дубового леса.

- Откройте  учебник на с. 110. Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?

Лось

кабан

мышь

белка

сойка

гусеница

- А почему они являются друзьями дуба?  (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)

Прямая связь

- Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.

- А почему в учебнике нарисованы и другие животные?

- Значит, они тоже связаны с дубом. А  как связаны – напрямую?

Косвенная связь

- Правильно, не напрямую. А косвенно.                                    

- Что у нас получилось?                                        (цепи питания)

пищевая сеть

невидимая сеть

- Мы  убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания, или пищевая сеть.

 

- Мы её видим постоянно? Поэтому её называют невидимая сеть.

- Сколько получилось отдельных цепей?   (8 –показ  учеником на доске)

- Значит, какие связи  есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.

  1. ФИЗМИНУТКА (музыка)

- А сейчас все встаньте, немного отдохнём.

По родному лесу дружно мы шагаем.         (Марш на месте.)

Справа от нас – дуб, слева от нас –дуб.       (Повороты.)

Здесь полно чудес:                                           (Руки разводим в стороны)

Белка с ветки на ветку скок,                          (Прыжки на месте.)

Сова крыльями машет. Ух!                            (Махи руками.)

Аж захватывает дух!

Солнце ярко светит нам,                         (Руки вверх, посмотреть наверх)

Мы рады травам и грибам.                             (Наклон вперед.)

  1. Беседа.

         - Давайте  продолжим нашу работу. Каждая группа получает задание: отгадать загадку.

1группа:  В золотой клубочек спрятался дубочек.                                    (Желудь.)

2группа:  Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,

                   Потому что дотемна в норке прячется она.                               (Мышь.)

3 группа: У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.

                  По ночам она летает, спит на дереве лишь днём.                       (Сова.)

(Отгадки появляются на доске, такие же наборы слов и у групп.)

- Составьте  из этих слов цепь питания.

- Кто крупнее в этой цепи?

- А мышь крупнее желудя. Немного пофантазируем. Представьте себе, что у нас есть волшебные весы. Мы соберем всех-всех сов, всех мышей и все жёлуди и взвесим.  Что окажется  тяжелее? Почему?

- Потому что желудей очень много, мышей просто много, а сов мало. А почему,  как вы думаете?

- Таким образом, получается невидимая пирамида, по-другому её называют экологическая пирамида.

- Откройте учебник на с. 103. Найдите экологическую пирамиду.  Невидимые пирамиды есть повсюду в природе.

  1. Практический итог урока.

-Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа, попробуйте составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.

ягоды

слизень

змея

1 группа:

кора дерева

заяц

лиса

2 группа:

растительноядные животные

растения

 хищные животные

3 группа:

- Прокомментируйте свой ответ.

- Откройте учебник на с.104, прочитайте вывод.  (Самостоятельно, 1 ученик  - вслух.)

- А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.

  1. Домашнее задание.

1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.

2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.

3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые  пирамиды в еловом лесу.

1группа:     Как в народе называют божью коровку?  

                     Д- солнышко,      Т -  тучка,      Р – кнопочка.

 2 группа:   Что можно определить по количеству точек у божьей  коровки?                      

                      Ю – количество лет;         У – к  какому виду относится.

3 группа :  Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья  коровка?                    

                      К – быстрее начинает есть;  

                      Б - обрывает нити  и освобождает жуков.

1группа:  В золотой клубочек спрятался дубочек.                                  

2группа:  Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,

                   Потому что дотемна в норке прячется она.                            

3 группа: У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.

                  По ночам она летает, спит на дереве лишь днём.                

желудь мышь       сова

- Сегодня 2 февраля, понедельник. Восход солнца в _ часов __ минут. Заход солнца - __ часов __ минут. Долгота дня ___ часов  __ минут. Сегодня _________________________________________________________________погода.

Февраль – последний месяц зимы. В старину февраль называли «лютень, бокогрей, сумерки зимы, снежень, межень, сечень, вьюговей», так как в  этот период морозы чередуются с потеплениями. Ещё февраль называют  свадьбами, так как  в это время на Руси было много свадеб. И у зверей февраль – «свадебник».

ТЕСТ

1. Как называется наука о животных? 

А – ботаника;                       В – зоология;                    С – астрономия.

2. Животные – это …

  1. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви.
  2.  Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы.
  3. Человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

А.   Дельфин

В.   Бегемот.

       С.   Карп.

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

  1. Коровы, бегемоты, жирафы.
  2. Волки, лисы, кабаны.
  3. Лоси, тюлени, киты.

5. Какая цепь указана правильно?

  1. Сосна -  дятел – жук-короед.
  2. Слизни – капуста – жаба.

С.   Рожь – мышь -  змеи – орлы.

ТЕСТ

1. Как называется наука о животных?  

А – ботаника;   Б – зоология;  С – астрономия.

2. Животные – это …

  1. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви.
  2.  Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы.
  3. Человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

  1. Дельфин
  2. Бегемот.
  3. Карп.

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

  1. Коровы, бегемоты, жирафы.
  2. Волки, лисы, кабаны.
  3. Лоси, тюлени, киты.

5. Какая цепь указана правильно?

  1. Сосна -  дятел – жук-короед.
  2. Слизни – капуста – жаба.
  3. Рожь – мышь -  змеи – орлы.

ТЕСТ

1. Как называется наука о животных?  

А – ботаника;   Б – зоология;  С – астрономия.

2. Животные – это …

  1. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви.
  2.  Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы.
  3. Человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.

3. Назови животное, которое относится к рыбам:

  1. Дельфин
  2. Бегемот.
  3. Карп.

4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

  1. Коровы, бегемоты, жирафы.
  2. Волки, лисы, кабаны.
  3. Лоси, тюлени, киты.

5. Какая цепь указана правильно?

  1. Сосна -  дятел – жук-короед.
  2. Слизни – капуста – жаба.
  3. Рожь – мышь -  змеи – орлы.

растения            тля

божья коровка

растения

заяц                волк

дубрава

лось

мышь

сойка

кабан

белка

гусеница

прямая связь

желудь                      мышь

                                        желудь                      мышь    желудь                      мышь     сова        сова         сова

растительноядные      и  хищные   животные

растения

хищные    животные волк           кора дерева              

1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.

1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.

1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.

2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.

2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.

2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.

2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.

3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые  пирамиды в еловом лесу.

3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые  пирамиды в еловом лесу

3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые  пирамиды в еловом лесу

растения    

хищные животные

растительноядные животные

пищевая сеть

невидимая сеть

экологическая пирамида

Косвенная связь

Невидимые сети и невидимая пирамида

лиса       волк     орёл        змеи                  сова                орлы

кукушки

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Невидимая сеть и невидимая пирамида

Слайд 5

Дуб « Стелмужский старик» (в Литве) 2000 лет; - тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных ме тров; он даёт 10000 кг желудей; - ими можно засадить новый лес, площадью 100 га .

Слайд 6

Лось кабан мышь белка сойка гусеница Прямая связь Косвенная связь ястреб гадюка сова кукушка Пищевая сеть – невидимая сеть

Слайд 7

сова желудь мышь сова мышь желудь

Слайд 8

Домашнее задание. 1группа : Составить экологическую пирамиду и цепь питания. 2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6. 3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимая сеть и невидимая пирамида

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"(  авторучебника А.Плешаков) по теме "Невидимая сеть и невидимаяпирамида"....

Урок окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида»

Подтема: "Экологическое равновесие". На уроке организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Она направлена на сбор информации о взаимосвязи растений и животных, роли растений в...

Конспект урока по математике на тему: "Сети линий. Пути" 2 класс Школа России

Конспект урока по математике на тему: "Сети линий. Пути" 2 класс  Школа России...

Презентация к уроку окружающего мира "Невидимая сеть и невидимая пирамида"

Презентация разработана к УМК А.А.Плешакова. 3 класс "Школа России"...

"Невидимая сеть и невидимая пирамида"

Конспект урока окружающего мира рекомендован учителям начальных классов....