"Невидимая сеть и невидимая пирамида"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира рекомендован учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. Тема: « Невидимая сеть и невидимая пирамида», дата: 19.11.18г
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса».
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Встало солнышко давно, Торопись скорее в класс –
Заглянуло к нам в окно. Интересно здесь у нас.
– Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.
– Работать сегодня на уроке будем в группах.
II. Актуализация опорных знаний.
Работа в группах.
– Итак, впереди нас ждет интересная работа, но сначала повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.
1-я группа: составить цепи питания с данными карточками:
растения | тля | божья коровка |
волк | заяц | растения |
растительноядные | растения | насекомоядные и хищные |
2-я группа: ответить на вопросы теста.
тест
1. Как называется наука о животных?
а) ботаника; б) зоология; в) астрономия.
2. Животные – это…
а) Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;
б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы;
в) человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
а) Дельфин; б) бегемот; в) карп.
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
а) Коровы, бегемоты, жирафы; б) волки, лисы, кабаны;
в) лоси, тюлени, киты.
5. Какая цепь указана правильно?
а) Сосна → дятел → жук-короед; б) слизни → капуста → жаба.
в) рожь → мышь → змеи → орлы.
6. Что будет, если в цепи питания «рожь → мыши → лисы» люди уничтожат лис?
а) Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.
3-я группа: с вами поработаем коллективно.
Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».
– Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?
– На какие группы делят животных в зависимости от питания? (растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.)
– С чего начинаются цепи питания? (с растений.)
– Какое второе звено в цепи питания животных? (растительноядные или всеядные животные.)
– Какое третье звено в цепи питания животных? (насекомоядные или хищные животные.)
III. Изучение нового материала.
– сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами?
Учащиеся слушают аудиозапись «Звуки леса».
1. Беседа о правилах поведения в лесу.
– Лес – это замечательное место, где можно отдохнуть, прогуляться, открыть для себя что-то новенькое… если мы не хотим, чтобы он умирал, а наоборот – был уютным и приветливым, надо соблюдать некоторые правила. Они нисколько не помешают получить удовольствие от прогулки в лесу!
Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
• Не ломать ветки деревьев и кустарников.
• Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.
• Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
• Не уничтожать лягушек, жаб.
• Не трогать птичьи гнезда.
• Не приносить из леса животных домой.
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Другом ты природе будь; Ствол ножом не трогай, Лишь тропой держи свой путь И смотри под ноги. | Мусор ты не оставляй На лесной полянке, Красоты не оскверняй – Убери все склянки. Всем на свете наконец Нам запомнить можно, Что природу – храм чудес Сохранить несложно. |
(Д. Родович.)
– Кто знает, как называется дубовый лес?
– Вы были в лесу. В лесу редко бывает тихо. С разных концов леса раздаются голоса лесных квартирантов. сейчас вы услышите и попытаетесь отгадать, кому они принадлежат.
Учащиеся слышат голоса кукушки, дятла, волка, кабана, совы, мышей, белки.
– Все голоса, которые вы слышали, могут доноситься только с одного дуба. Это хозяин леса, и он принимает всех этих животных. Давайте посмотрим, как они на нем размещаются:
травоядные; насекомоядные; хищники.
Итог. Итак, несмотря на то, что животные расселяются каждый на своем этаже, но все они связаны невидимыми нитями со своим другом-кормильцем – дубом.
Физкультминутка
– А сейчас у нас привал. Давайте встанем и немножко отдохнем.
Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.
2. Беседа о пищевой сети дубового леса.
– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. (Корни, ствол, листья.)
– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)
– Кто питается древесиной, листьями, желудями? (Личинка жука-оленя, дубовый усач, жук-олень, белка, олень, кабан, сойка.)
Учащийся выступает с сообщением «о сойке».
– Эти животные напрямую связаны с дубом.
– Какие? (Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.) на этих животных охотятся другие животные.
– Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно. Давайте рассмотрим эти связи.
– Каждое растение, каждое животное имеют в природе своё место. Каждый организм связан с другими. Растения забирают воду и минеральные соли из почвы, чтобы произвести из них питательные вещества, используя энергию солнца. Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными. Каждый живой организм играет свою роль в пищевой цепи. Мы получили переплетение цепей питания. Мы получили сеть питания или пищевую сеть.
Давайте вспомним, что изучает наука экология. (Наука о взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.)
3. Объяснение понятия «экологическая пирамида».
– Отгадайте загадки:
• В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь.) | • Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она. (Мышь.) |
• Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло.
(Сова.)
Учитель выставляет карточки-отгадки.
– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)
– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.
– Почему? (Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке – множество желудей!)
Получилась экологическая пирамида, в ее основании – растения, а на вершине – хищные животные.
Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.
4. Работа с учебником.
– Откройте учебник (с. 94). Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?
Лось | Кабан | Мышь | Белка | Сойка | Гусеница |
– почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)
Прямая связь |
– Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.
– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?
– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?
Косвенная связь |
– Правильно, не напрямую, а косвенно.
– Что у нас получилось? (цепи питания.)
пищевая сеть | невидимая сеть |
– Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания или пищевую сеть.
– Мы её видим постоянно? (Нет.) Поэтому её называют невидимая сеть.
– Сколько получилось отдельных цепей? (8.) (Учащийся показывает на доске.)
– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.
Физкультминутка (под музыку)
– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.
По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб. (Повороты.)
Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны.)
Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)
Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)
Аж захватывает дух!
Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх.)
Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)
IV. Закрепление изученного материала.
– С незапамятных времен леса рождались, а затем исчезали. Рождение, гибель, восстановление леса были природными явлениями. Понемногу к действиям природы прибавились и действия человека. Огромные площади леса были уничтожены. Эта проблема существует давно, но на се-годняшний день она стала действительно очень серьезной. Велик дуб, а от малого топора падает. К сожалению, человек все чаще оказывается врагом лесов. Давайте рассмотрим ситуацию.
Дополнительное задание (работа в группах).
– В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.
Цепочка питания: дубы → шелкопряд → птицы.
Из цепи питания выпали птицы. Нарушился баланс в природе. Как можно исправить эту ситуацию?
– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа попробует составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.
1-я группа: | ягоды | слизень | змея |
2-я группа: | кора дерева | заяц | лиса |
3-я группа: | растительноядные | растения | хищные |
– Прокомментируйте свой ответ.
– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.
Тест
1. Назовите друзей дуба:
а) лось; б) медведь; в) кабан; г) мыши.
2. Кто напрямую связан с дубом?
а) мыши; б) волк; в) сойка; г) лось.
3. Кто косвенно связан с дубом?
а) белка; б) сова; в) змея; г) орел.
Проверка с доски.
V. Итог урока.
– Давайте подведём итоги урока.
– Назовите тему урока.
– Какие новые понятия вы услышали на уроке?
– Сегодня на уроке каждый из вас, наверное, задумался над тем, что от человека зависит жизнь всех живых существ на Земле.
Про всех на свете
Все-все на свете Мы всё-таки очень
На свете нужны! Друг другу нужны.
И мошки не меньше А если нам кто-нибудь
Нужны, чем слоны… Лишним покажется,
Да, если мы с кем-то То это, конечно,
Не очень дружны – Ошибкой окажется.
(Б. Заходер.)
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Невидимые сети и пирамиды". Окружающий мир. 3 класс
Дидактический материал содержит занимательные задания по теме урока.УМК "Школа России"...
Невидимая сеть и невидимая пирамида
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"( авторучебника А.Плешаков) по теме "Невидимая сеть и невидимаяпирамида"....
конспект урока в 3 классе по окружающему мирут "Невидимая сеть и невидимая пирамида"
ТЕМА: Невидимая сеть и невидимая пирамида. ЦЕЛИ: Познакомить с «невидимой пищевой сетью», с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида». Развивать мышление, вниман...
Невидимая сеть и невидимая пирамида
Окружающий мир...
Урок окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида»
Подтема: "Экологическое равновесие". На уроке организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Она направлена на сбор информации о взаимосвязи растений и животных, роли растений в...
Презентация к уроку окружающего мира "Невидимая сеть и невидимая пирамида"
Презентация разработана к УМК А.А.Плешакова. 3 класс "Школа России"...