открытый урок по окружающему миру в 3 классе
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка открытого урока | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Растительный мир Земли (обобщение)
Цели урока:
Обобщить знания учащихся о растительном мире Земли, правилах бережного отношения к природе;
Развивать у детей творчество, воображения, ассоциативного мышления, фантазии; коммуникативной и информативной компетентности, умение работать в группах;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Проектные цели:
Развивать умение строить монологичную речь;
Умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
Умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Оборудование:
1.Аудиозапись звуки леса
2.Презентация
3.Видеоролик о природе
4.карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы
5.бумажные листья деревьев
6. гербарий
7. книги (стихи о деревьях, травах, кустарниках)
8. маски
9.экологические знаки
10. 3 листа с надписями ярусов свечой
11.3 губки, краски, салфетки.
Ход урока
Предпроектный этап
- Орг. Момент.
- Эмоциональный настрой.
Окружающий мир дает возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!
(звучит музыка)
– Положите руки друг другу на плечи.
– Опустите голову.
– Закройте глаза.
«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.
– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.
– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.
– Откройте глазки. (выключить музыку)
– Улыбнёмся друг другу.
– Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.
– Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.
- Вступительная беседа.
- Просмотр видеоролика о природе.
- Определение темы урока.
(Слайд 1)
-Визитная карточка урока – разноцветные листочки. Как вы думаете, почему?
(Слайд 2)
- Посмотрите, сколько листьев упало еще. Все они не простые, волшебные листочки желаний на уроке.
- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке окружающего мира?
Хочу научиться сравнивать, узнать, читать, отвечать на вопросы, слушать, обобщать.
-Сегодня мы совершим путешествие в царство растений и создадим мини-проект на тему : «Растительный мир Земли».
-Давайте вспомним, что такое проект?
-Результатом нашей работы будет экологическая газета. А знания изученных тем помогут вам в создании этой газеты.
-Давайте вспомним изученное в этом разделе.
(презентация)
Беседа к презентации:
Слайд 3
-Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает растения? ( Ботаника).
Слайд 4
-На какие 2 группы делится природа?
Слайд 5
Назовите царства живой природы.
Слайд 6
-На какие группы делят ученые – ботаники всё царство растений.
Слайд 7-8
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
Слайд 9-10
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
Слайд 11-12
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян.
Слайд 13-14
– Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.
Слайд15-16
Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники.
Слайд 17
Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Корень находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
Создание продукта проектной деятельности.
-Каждая страничка нашей экологической газеты имеет свое название. Чтобы определить тему каждой группы необходимо раскрасить карточки, которые висят на доске.
(выходят 3 ученика и раскрашивают, после детям вручаются макеты дерева, кустарника и травы)
- А о каких именно растениях сегодня будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки:
Загадки
1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)- взять гербарий
2. Зимой и летом зелена,
В лесу живёт она.
А на ней иголки
И коротки, и колки.
(Ель)- взять гербарий
3. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
( пшеница)- взять гербарий
4.На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
(Ландыш)- взять гербарий
5. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)- взять гербарий
6. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
(Шиповник)- взять гербарий
- Основная часть урока.
- Работа учащихся над мини-проектом.
Слайд 18
План работы над мини-проектом:
- название страницы экологической газеты.
- Особенности растений (описание; работа с гербарием; рисунки растений, листа).
- Растение в жизни человека.
- Работа с произведениями различных жанров о растениях.
- Использование экологической газеты.
- Источник информации.
(когда дети работают над созданием проекта тихо звучит музыка в сопровождении слайдов)
IV.Физминутка для глаз слайд 19
V.Презентация проекта.
- представление (защита) работ по плану.
-Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.
- Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством.)
-А какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани -лен, хлопок, древесину.)
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране.
(Выходят 2-3 ученика, которые будут играть роль врачей, переодеваются и занимают свои места; а остальные ребята-консультанты)
VI. Ролевая игра «Лесная лечебница».
- Да, ребята, мы сейчас находимся в лесу, а точнее в лесной лечебнице. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них врачи определят диагноз и покажут карточку- «рецепт» и отдадут пациентам, а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение – это очень серьезное занятие.
(«Пациенты» надевают маски на голову)
Приглашаем первую пациентку – березку. (Выходит береза, ей вручается карточка с текстом.) Береза «жалуется»:
- Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору.
Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней.
— Конечно, мы тебе, березка, поможем! (Врачи ищут диагноз)
Следующей на прием приглашается «ель»:
Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Всё равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!
Но ещё хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой ёлочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.
Появляется «Ландыш».
— Пожалуйста, ландыш, проходите,
Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счёта. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от людей в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.
Появляется «Шиповник».
- Люди часто нас вырубывают, чтобы посадить на этом месте культурные растения, скот обламывает наши веточки. Не будь у нас, колючек, так бы его человек и животные обирали, что и на развод не оставили бы. Пищевые, витаминные и лечебные его достоинства задолго до человека распознали звери и птицы. Уж на что лиса мясоедка, а и то шиповник любит. Мышь даже на камушек заберется, на цыпочки встанет, а дотянется-таки до низко висящей ягодки. Пыльцою цветков шиповника пользуются многие насекомые.
Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.
- Почему на прием не пришла малина, пшеница?
VII.Итог урока.
-Давайте вспомним волшебные листочки в начале урока, и скажите, чьи желания она исполнила?
Синквейн
Зеленое, ядовитое
Растет, выделяет, убивает
Часть природы
Организм
VIII. Выставление отметок. Оцените участников каждой группы
IX. Домашнее задание. На выбор учащихся: сочинить сказку о растениях или составить синквейн (на тему: Растительный мир Земли)
X.Рефлексия.
- В начале урока мы говорили, что визитная карточка нашего урока- разноцветные листья, возьмите листочек и покажите:
- Если вы довольны своей работой на уроке поднимите - желтый.
-Если были трудности на уроке, но вы пытались с ними справиться - оранжевый.
Прощание с осенью (листопад).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс
Данный урок знакомит учащихся с разнообразием животного и растительного мира, воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс
Открытый урок по окружающему миру, 4 класс "Арктик чуллеклэр зонасы". А..Плешаков...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...