Конспект урока "золотое кольцо России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Сизова Надежда Васильевна
  1. Название – Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
  2. Тема урока «Золотое кольцо России»
  3. Предмет Окружающий мир
  4. Класс 3
  5. Автор/ы урока/руководитель творческого коллектива (ФИО, должность) Сизова Надежда Васильевна учитель начальных классов
  6. Образовательное учреждение МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»
  7. Страна Россия
  8. Республика/край  Тульская область
  9. Город/поселение деревня Большие Медвёдки
  10. Краткое описание (1-3 предложения)Урок «Заочное путешествие по городам Золотого кольца России» с использование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrobnyy_konspekt_uroka.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Мой университет - www.moi-mummi.ru

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

«Золотое кольцо России»

Предмет

Окружающий мир

Класс

            3класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Сизова Надежда Васильевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

           МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Республика/край

Тульская область, Ефремовский район

Город/поселение

Деревня Большие Медвёдки

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок изучения нового материала.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

- познакомить детей с древними городами нашей Родины.

Развивающие:

-развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать, расширять кругозор учащихся.

   Воспитательные:

- воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Образовательные:

создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;

ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золотое кольцо России.

Развивающие:

развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор;

   Воспитательные:

создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;

воспитание  любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Объяснительно  - иллюстративный метод, элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, развивающего обучения.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

Урок – 45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Формировать  осознанное  положительное отношение к культурным ценностям. Формировать у учащихся умения находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста. Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Формировать умение владеть монологической и диалогической речью, развивать способность к самооценке

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска, презентация “Золотое кольцо России”.

Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Конверты с заданием для групп. Таблицы для заполнения рефлексии деятельности на уроке.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник “Окружающий мир” 3класс, ч.2, О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, тетрадь для самостоятельной работы №2 О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Создание ярких наглядно-образных представлений, познавательный интерес, развитие желания быть полезным отечеству,

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и стих звонок,

Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания (Слайд 1)

Рабочая тетрадь : Страница 38 №50 Тема «Лента времени»

Определить в каком веке произошли следующие исторические события:

1 группа

  1. Первое упоминание в летописи о городе Ростове Великом – 862 год -________век.
  2.  Первое упоминание в летописи о Москве – 1147год -____век.

2 группа

1. Начало возведения стен Московского Кремля из белого камня -1367 год -______век.

2.  Начало земляных работ по строительству Санкт –Петербурга  -май 1703 года - _____век.

3. Постановка цели и задач урока.

- Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России. Прочитайте стихотворение Игоря Гладкова «Золотое кольцо России» (Слайд2)

Золотое кольцо обручило собой,

 Красоту городов, святость земель,

 Милостью бога трудной судьбой,

 Крестившая Русь золотая купель,

 

 Золотое кольцо, волжский простор,

 Суздальский храм, Троицкий монастырь,

 Лавра Посада, Успенский собор,

 В поисках света нам поводырь,

 

 Золотое кольцо, блеск куполов,

 Югская Пустынь, стены Кремля,

 Красная Горка, Великий Покров,

 Вербное, Пасха, наша земля!

Мы будем с вами рассматривать достопримечательности,  наблюдать, исследовать, изучать тайны  древних городов России. Это значит, мы не простые с вами путешественники, мы путешественники – исследователи! Как и в любом путешествии, нам понадобится маршрут нашего путешествия.

4. Актуализация знаний.

- Перед вами маршрут путешествия “Золотое кольцо России”.(Слайд3)

-Назовите, какие города мы с вами посетим во время нашей экскурсии?

Ученики называют города, в которые они следуют на экскурсию.

-На каком транспорте лучше путешествовать?

Варианты ответов детей (автобус, катер, поезд, автомобиль)

-Почему? Обоснуйте своё мнение.

-В каком значении  употреблено словосочетание »золотое кольцо»? Варианты ответов детей (красивые города, расположенные по кругу, много украшений в городах и т.п.)

(Слайд 4)

-Золотое Кольцо России –это один из самых популярных маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Сергиев Посад, Переславль – Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

 Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры.

  1. Изучение нового материала.

Начинаем наше путешествие из столицы нашей Родины – города Москвы.(Слайд 5)

Впервые о Москве упоминается в 1147 году. Город расположен в центре европейской части России, на обоих берегах Москвы-реки в её среднем течении. Помимо этой реки на территории города протекает несколько десятков других рек.

-Что символизирует герб Москвы?( Образ всадника-змееборца приобрел в XIV — XV вв. на Руси особую популярность и символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника. Святой Георгий был небесным покровителем князя Юрия Долгорукого. Со времен Дмитрия Донского Святой Георгий становится покровителем города Москвы)

Рассмотрите Красную площадь столицы

(Слайд 6)

Впервые главная площадь страны – Красная площадь – упоминается как торговая в 1434 г. После пожара в 1493 г. Иван III повелел расчистить перед Кремлем полосу шириной 240 м в противопожарных целях. Это место, называемое тогда Пожаром, стало основой будущей Красной площади. Расположенная между Кремлем и посадом, площадь служила торговым центром Москвы.

-Как вы понимаете значение «красная» площадь? Варианты ответов детей (красивая, много кирпичных зданий, очень большая и т.п.)

Собор  Василия Блаженного (Слайд7)

-Собор Василия Блаженного также

является «визитной карточкой» Москвы.

Построен собор в 1555-1561гг. зодчими

Бармой и Посником в честь победы над

 Казанским ханством. Перед строителями

стояла задача – выстроить собор, состоя-

щий из восьми церквей. Каждая церковь

должна была символизировать день

 решающего боя за Казань.

(Слайд 8)

 Храм Христа Спасителя, памятник Юрию Долгорукому.

- Почему в Москве воздвигнут памятник Юрию Долгорукому? Варианты ответов детей ( основатель Москвы, великий полководец, почётный житель)

- Из Москвы мы отправляемся в город Сергиев Посад. (Слайд 9)

-Что вы видите, изображено на гербе города? Варианты ответов детей (Крепость, храм, кремль)

 -  Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь.

Словарная работа:

Значение слова «посад»

Ударение: поса́д

м. устар.

1.Торгово-ремесленная часть города, расположенная за крепостной стеной (на Руси IX-XIII вв.).

2.Торгово-ремесленное поселение около укрепленных пунктов.

3. Пригород, предместье.

4.Поселок в таком месте.
Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь – Троице- Сергиева лавра.

(Слайд 10)

Далёкое прошлое города неразрывно связано с историей Троице-Сергиева монастыря. Многие события XV-XVII веков в истории Московского княжества связаны с монастырём. Здесь русские князья во главе с великим князем Московским Дмитрием Донским получили напутствие на битву с татарами. В 1609-1610 годах 3000 защитников монастыря выдержали 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

(Слайд11) Вопрос от Маши и Миши:

1 группа учащихся:

-Какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября? (День народного единства, праздник иконы Казанской Божьей матери)

2 группа учащихся:

-Какие  исторические события связаны с этой датой? ( В этот день в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, имея с собой в обозе список иконы Казанской Божией матери, благодаря которому и удалось одержать победу.)

(Слайд 12-15) Троице – Сергиева лавра.

Лавра – это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. Троице – Сергиева лавра  является главным монастырём России.

Крепостные стены, усиленные 11 сторожевыми башнями, тянутся более чем на 1120 метров. Их высота достигает 15 метров, а толщина – 10 метров.

Сегодня Лавра – действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находится духовная академия и семинария,  музей – заповедник. Архитектурный ансамбль Троице -Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Самое раннее сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIVXV веков.

(Слайд 16) Следующий город Переславль - Залесский

Переславль-Залесский – это старейший русский город, современник Москвы. В конце XVII века Плещеево озеро, на берегу которого расположен Переславль-Залесский, стало колыбелью русского флота. Здесь у села Веськова Пётр I основал «Деловой двор», где была построена Переславская флотилия.

При подъезде к городу на вершине холма

обращает на себя внимание часовня «Крест».

 Это небольшое кирпичное сооружение;  

На четырёх массивных столбах, перекрытых сводом, возвышается шатёр, увенчанный резным крестом.

(Слайд 17)

На берегу Плещеева озера,

расположился Никитинский мужской монастырь. Центром архитектурного ансамбля является Никитинский собор. Этот храм превосходит по размерам все храмы ХVІ

века. Внушительные стены и башни монастыря помогали охранять подступы к городу с севера.

(Слайд 18)

- Рассмотрите красоту и величие Спасо –Преображенского и Владимирского соборов.

(Слайд 19) Музей – усадьба Ботик Петра

Работа в парах:

 - В тетрадях для самостоятельных работ на странице 40 , задание №54 в рабочей тетради записать:

  • На каком озере раскинулся один из самых древних городов Золотого кольца?
  • Назовите город и озеро. Чем знаменит этот город?

(Слайд 20) Вопросы от Маши и Миши:

1 группа

-Какой другой известный город был основан Юрием Долгоруким? ( Москва)

2 группа

-В каком веке это было? (12 век)

-Дальше мы посетим город Ростов Великий

(Слайды 21-26)

Небольшой город Ярославской области, хорошо известен памятниками древнего национального искусства. Впервые упоминается в летописи в 862 году. Летописцы издревле отмечали ростовские палаты и храмы, восторгались книжным богатством, собранным в сокровищнице ростовских князей.

Ростов – один из самых древних  городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Мелодичный звон колоколов Ростова известен по всему миру. Послушайте, как звучит колокольный звон.

-Следующий город нашего путешествия Ярославль. (Слайд 27)

Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя.

Ярославль -  самый крупный город Золотого кольца.

(Слайды  28-29)

Исторический центр города, на территории которого располагается 140 памятников архитектуры, с 2005 года является одним из 23 объектов ЮНЕСКО Всемирного наследия в России.

(Слайд 30)

В центре Ярославля можно увидеть памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль считают родиной русского театра.

(Слайд 31)

Вопросы от Маши и Миши:

1 группа

Ростов Великий старше или младше Москвы?

2 группа

Кострома – древний волжский город, построенный на пять лет позже Москвы. Назови даты рождения Москвы и Костромы.

- Сейчас мы посетим Кострому. (Слайд32)

Кострома была основана в 1152 году  Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.
Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

(Слайды 33-34)

Если посмотреть на план города,

можно заметить, что его улицы расположены в виде веера.

Согласно легенде, когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

(Слайды 35-37)

В Костроме одни из самых красивых храмов Золотого кольца. В Троицком соборе увидите фрески Гурия Никитина и Силы Савина.

- А теперь, мы побываем в  Суздале.(Слайд 38)

Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году и определил целый период в развитии русской национальной государственности и культуры.

    В XI веке Суздаль - крупный город на северо-востоке могущественной Киевской державы, в середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром.

(Слайд 39-41)

Суздаль – всемирно известный город музей.

Здесь 33 церкви,

5 монастырей, 17 часовен.

Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое. В городе есть музей деревянного зодчества  под открытым небом.

- Из Суздаля мы отправляемся  во Владимир. Это ещё одна жемчужина Золотого кольца.

(Слайд 42)

Город основан в1108 году великим князем Владимиром Мономахом. Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы.

Город славится своим зодчеством, а также известен во всем мире и своими сувенирами. Его древние храмы являются истинным украшением города. Царственность Успенского собора, мужественная величавость Дмитриевского храма, исключительная гармония и изящество церкви Покрова на Нерли... (Слайды 43-45)

4.Закрепление полученных знаний.

(Слайд46)

 Вопросы от Маши и Миши:

1 группа

Чем  вам понравилась экскурсия по древним городам?

Какой город  захотелось посетить больше всего?

В каком городе находится Троице – Сергиева лавра?

В виде чего расположены улицы Костромы?

Кто основал город Владимир?

2 группа

Чем  вам понравилась экскурсия по древним городам?

Какой город  захотелось посетить больше всего?

Почему монастырь назвали лаврой?

Чем знаменит Ростов?

Какие города Золотого кольца основаны Великим князем Юрием Долгоруким?

  1. Итог урока. (Слайд 47)

-Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. На этом наше путешествие заканчивается.

-Понравилось ли вам путешествовать?

Города старинные

К солнышку лицом,

Для России стали

Золотым кольцом.

-Вспомните своё предположение о названии маршрута «Золотое кольцо». Расширьте его, используя знания полученные на уроке.

-Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)

 -Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…)

 -Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

- Какова была тема нашего урока?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели урока?

- Что нового вы узнали?

- Выполнили мы план урока?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы

Фамилия, имя  ученика

Поставь знак + или -

Я понял тему урока        

Я достиг цели урока        

Я знаю, города Золотого кольца России и их достопримечательности

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

-В рабочей тетради на странице 39 выполнить задание 52. Дополнить текст недостающими данными.

-На странице 40 выполнить задание 53. Записать названия городов Золотого кольца, основанных великим князем Юрием Долгоруким.

Дополнительная необходимая информация

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Ресурсы Интернета

School.edu.ru. Фотоматериалы для использования на уроках «Окружающего мира» на темы – природа, города.

http:www.solneet.ee Детский портал «Солнышко»

http://www.edu.ru/ Список ресурсов по природоведению

www.gnpbu/Ru Электронные библиотеки

uchitel.3dn/ru Материалы для уроков, тесты, презентации, тематические ссылки по школьным предметам.

www.rusedu.ru Архив учебных программ и презентаций

uchitel.3dn.ru Материалы для уроков, тесты, презентации, тематические ссылки по школьным предметам.

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа компонентов на уроке, потому что это позволяет развивать активно - деятельностные формы обучения; способствует осознанию учащимися процесса обучения; развивает познавательную активность учащихся; способствует достижению результата в общем развитии всех учеников, позволяет провести рефлексию знаний.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На этапе изучения нового материала данного урока учитель знакомит с достопримечательностями древних городов России. Тема следующего урока – «Путешествие по  Санкт - Петербургу». Форма проведения также  заочная  экскурсия с использованием презентации о достопримечательностях города на Неве. Поэтому переход к следующему уроку логичен.

Другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"

Конспект по окружающему миру "Золотое кольцо России", 3 класс, УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с =городами Золотого ко...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плёс».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир" (УМК "Школа России") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир».Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми...