1 класс.Урок-экскурсия. Осенние изменения в неживой и живой природе.
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему
Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков естествознания, кубановедения, расширить и углубить знания учащихся и , самое главное, способствует формированию экологического мировоззрения.
Ребята на экскурсиях воочию видят природные объекты, наблюдают явления в неживой природе, устанавливают взаимосвязь между неживым и живым в природе- всё то, о чём они читали в учебнике, художественных или научно-популярных книгах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekskursiya._osennie_izmeneniya_v_nezhivoy_i_zhivoy_prirode.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
Урок-экскурсия
ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Цели:
- Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
- Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
- Продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа», актуализировать представления о жизненных формах растений.
- Учить наблюдению за поведением животных.
- Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
- Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.
Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов,плакат.
Ход экскурсии
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
- О какой поре пишет поэт?
Дети: Об осени.
Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.
Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.
Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.
Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.
Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы: облака, небо, солнце, растения, животные.
Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.
Дети: Неживая и живая природа.
Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.
Не зверь, а воет. (Ветер)
Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)
Без огня горит. (Солнце)
Дети: В этих загадках упоминается неживая природа -ветер, дождь, солнце.
Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?
Ученики: Немного тепла.
Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?
Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.
Учитель: Какое положение занимало солнце на небе легом?
Ученики: Оно было высоко.
Учитель: Как расположено сегодня?
Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.
Учитель: Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.
- Что это?
Учащиеся: Это дождь.
Учитель: Два дня назад «небо прохудилось» и прошел первый осенний дождь. Сравните но продолжительности и температуре летний и осенний дождь.
Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.
Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?
Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали.
Солнышко шептали.
- Что это?
Дети: Мы видим облака.
Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу? Дети: Нет, редко.
Учитель: Кого они вам напоминают?
Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
Дети: Это ветер, если он дуст сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.
Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.
Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к «своей отгадке
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).
Учитель: В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.
Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.
Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо.
Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?
Ученики: Это деревья.
Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?
Дети: Один главный ствол.
Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.
Как была молода - была бела,
А как постарела — то покраснела.
Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.
Учитель: Стоит зеленый кустик
В красный горошек,
А тронешь - укусит.
Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.
Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?
Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.
Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: «С какого растения эти листочки», согласны? Тогда за работу.
Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?
Учащийся: Я не знаю, как называется дерево, но на нём висят «парашютики».
Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберём в гербарий. А растение называется- клён американский. Вы знаете клён с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.
Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Осенние лмстья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!»
Учитель: Так написало листопаде русский поэт А.Майков. Какой признак подчёркивает поэт?
Учащиеся: Листья по ветру кружат – это потому, что они слетели с деревьев.
Учитель: Давайте пойдём тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?
Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.
Учитель: Это цветочная муха. В отличии от бабочки у неё два крылышка. Что видно ещё на их теле?
Дети: Усики, ножки, красивая окраска.
Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?
Дети: Это насекомые.
Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.
Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.
Учитель: Зачем он это делает?
Дети: В неё ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.
Учитель : К какой природе относятся увиденные нами животные?
Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.
Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет.
Крошки собирает.
Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями. живем во дворе рядом с человеком.
Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.
Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела- хвост.
Учитель: Что он делает?
Дети: Клюёт семена травы.
Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.
Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими листьями, отлетающими в тёплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всём, что увидите и услышите в природном окружении. А в завершении послушайте стихотворение.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью - зима
Мы её не ждём, не просим,
А она идёт сама.
(В.Маликова и Л.Некрасова)
Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?
Дети: конечно, но его уже не вернёшь. Пришла осень.
Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ и ли сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Неживая и живая природа. Явления природы."
План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе в соответствии с ФГОС "Неживая и живая природа. Явления природы." В ходе урока используются ЭОР....
Презентация к уроку по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР-ОБЖ Тема урока: «Весенние изменения в неживой и живой природе.Охрана жизни и здоровья весной»
Цель данной презентации расширить представления детей о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных....
Неживая и живая природа. Явления природы.
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России". Знакомит детей с понятиями "неживая и живая природа", "явления природы"....
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: " Неживая и живая природа, явления природы".
Учащиеся познакомятся с понятием «явление природы», «сезонные явления».Объекты природы – это все то, что окружает нас.Природа бывает:живая и неживая....
Урок окружающего мира (экскурсия) «Весенние изменения в неживой и живой природе» 3 класс.
Урок позволит провести наблюдение за весенними изменениями в живой и неживой природе, установить их взаимосвязь; сформировать понятия: первоцвет, сокодвижение, потепление, таяние снега, оттаивани...
Урок-экскурсия во 2 классе по теме "Осенние изменения в неживой и живой природе"
Урок-экскурсия во 2 классеТема "Осенние изменения в неживой и живой природе"...
Неживая и живая природа. Явления природы
Конспект и презентация урока помогут сформировать: положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу...