Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру составлено по программе "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС. УУД. Характеристика деятельности. Основное содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_t_p_po_okr_mir_3_kl.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.



п/п

        Дата


       Тема урока


Кол-

во

часов


Содержание работы


Характеристика      деятельности      учащихся

Предметные результаты


План  


Факт

                                                                                      Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч.

                                                                                                       Личностные УУД

У выпускника могут быть сформированы:

  положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

У выпускника могут быть сформированы:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.

                                                                                                    Регулятивные УУД


Выпускник научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);



                                                                                                                         


                                                                                                          Познавательные УУД    

     Выпускник научится:

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернета.    

                                                                                                  Коммукативные УУД  

 Выпускник научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  Выпускник получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;                                                              

1

 Земля – наш общий дом

1

Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения.

Обобщать полученные ранее знания  о разных группах растений и  животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале).

Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей.


Обучающийся научится:

-отличать культурныхе и дикорастущие растения, диких и домашних животных.

Обучающийся  должен уметь:

- называть представителей животного растительного мира.

2

 Разнообразие изменений в природе и в жизни людей

1

Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации.

Обучающийся научится:

работать с научно-популярной литературой, анализировать, находить причины и следствия изменений

3

. Времена года

1

Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни.

Обучающийся научится:

- объяснять причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов;

4

Старинный календарь

1

Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Обучающийся научится:

– старинный календарь

5

Атмосферные явления и погода

1

Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра.

Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.

Декодировать и кодировать условные знаки погоды.

Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется

Обучающийся научится:

- объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками

6

 Температура и её измерение

1

Термометр. Измерение температуры воздуха.

Называть части  термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.

Обучающийся научится:

- измерять, записывать температуру:

– работать с научным текстом;

– моделировать;

– пользоваться измерительными приборами;

– делать выводы

по результатам простых опытов

7

Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой

1

Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале).

Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.

Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём.

Обучающийся научится:

– измерять температуру воздуха, воды;

– составлять условными знаками карточку погоды

причины перелета птиц;

– о положении Солнца осенью;

Выпускник получит возможность научиться:

вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;


8

Необычные атмосферные явления

1

Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.

Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.

Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.

Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили  нам наши предки (на местном материале).

Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты  своего учебного труда.

Обучающийся научится:
- характеризовать природные явления
- обозначать

их условными
знаками

                                                                              Сезонные  изменения в природе – 12 ч.

                                                                                                           Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; 

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

                                                                                                          Регулятивные УУД

Выпускник научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

                                                                                                       Познавательные УУД   

Выпускник научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

Выпускник получит возможность научиться:

обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

                                                                                                        Коммуникативные УУД


Выпускник научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);    

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Выпускник получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

                                                                                                                                                                                                    


                                                                                                       

9 (27,44)

Экскурсии. Наблюдение осенних изменений в неживой и живой природе

1

Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных).

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.

Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др.

Обучающийся научится:

– выявлять осенние изменения у растений;

– измерять температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания

10 (28,29, 45)

Осень  в природе











1

Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных).

Осенние заботы в жизни человека.

Осень в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники.

Времена года в произведениях

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (осенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять причины  потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Характеризовать осенние  явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу.

Обучающийся научится:

- характеризовать изменения происходящие в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, объяснять причины перелета птиц;

– объяснять положении Солнца осенью, осадки, температура воздуха, первый инее, заморозки;

– об осенних заботах человека;

– обычаях и праздниках наших предков

11

(30,56)

Осенние  заботы человека






1

12

(31)

 Осень  в жизни наших предков










1

                                                                                      Тела и вещества, их свойства – 14 ч.


                                                                                                           Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У выпускника могут быть сформированы:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;


                                                                                                         Регулятивные УУД

Выпускник научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.


                                                                                                       Познавательные УУД   

Выпускник научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;


применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;


обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);


                                                                                                        Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;



13

Тело и вещество. Три состояния вещества

1

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы).

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и  веществ, описывать их.

Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства.

Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства.


Обучающийся научится:

-различать что такое «тело», «вещество»;

классифицировать предметы по существенным признакам.

Ученик должен уметь:

-классифицировать предметы по существенным признакам

14

Строение вещества

1

Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах.

Составлять и читать простые схемы и таблицы.

Обучающийся должен уметь:

- объяснить расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах

15

Удивительные открытия

1

Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии

Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста

Обучающийся научится:

определять со-
стояние веществ;

– ориентироваться

в системе полученных знаний

16

Воздух и его состав


1

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.

Характеризовать значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей.

Приводить примеры источников загрязнения воздуха, доказывать необходимость сохранения  чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях.

Характеризовать (на основе опытов) свойства воздуха. Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха. Ввыполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда.


Обучающийся научится:

- объяснять значение воздуха для жизни на Земле

17

Свойства воздуха

1

Обучающийся научится:

отличать свойства
«сухого», «влажного», «целебного» воздуха

18

Как используют воздух

1

Обучающийся научится:

- характеризовать  использование силы ветра человеком

19

Вода и её свойства








1

Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.

Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Характеризовать значение воды,  для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей.

Приводить примеры источников загрязнения воды, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях.

Характеризовать (на основе опытов) свойства  воды

Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы.

Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят.

Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе.

Ввыполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда.


Обучающийся научится:

- объяснять значение воды

на Земле;

– об источниках
питьевой воды;

– свойства воды: вкус, цвет, про-
зрачность, тепло-
проводность,

20

Очистка воды

1






Обучающийся научится:

характеризовать– способы очистки воды в быту и в промышленности;

– фильтрование

21

 Превращения воды




1

Обучающийся научится:

- отличать три состояния воды в природе (туман,
иней, роса).

22

Круговорот воды в природе



1

Обучающийся научится:

- объяснять принцип круговорота воды в природе

23

Почва, её состав и свойства





1

Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.

Взаимосвязь растений и почвенных животных.

Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней.

Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой.

Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия

Характеризовать значение  почвы для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей.

Приводить примеры источников загрязнения  почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого.

Сравнивать  старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др.

Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину,  фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. Ввыполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда.


Обучающийся должен уметь:

- определять состав почвы

24

 Обитатели почвы





1

Обучающийся научится:

– выполнять правила гигиены при работе с почвой;

– понятие «круговорот веществ в почве».

Обучающийся должен уметь:

-  устанавливать взаимо- связь между живыми и неживыми объектами природы

25

 Почва – кормилица



1

Обучающийся научится:

- характеризовать способы сохранения плодородия почвы.

Обучающийся должен уметь:

- объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы

26

Обобщающий урок


1

Обучающийся научится:

- ориентироваться в системе полученных знаний

27

Экскурсии. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе


1

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (осенние, зимние, весенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять причины  потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Характеризовать осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы

Обучающийся научится:

- характеризовать  изменения, происходящие

в неживой природе с приходом зимы.

Обучающийся должен уметь:

- объяснять образование снежинок, изморози.

объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица.

28,29

Экскурсия

Зима в природе






1

30


Ззимние заботы человека





1

Обучающийся научится:

значение снегового покрова для растения

31

Ззима в жизни наших предков







1

Обучающийся научится:

- характеризовать обычаи, праздники, заботы зимой наших
предков

                                                                                Организм человека и его здоровье – 12 ч.


                                                                                                        Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

понимание важности здорового образа жизни.

У выпускника могут быть сформированы:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

                                                                                                          Регулятивные УУД


Выпускник научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)


     оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

                                                                                                                            Познавательные УУД 

Выпускник научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

                                                                                                        Коммуникативные УУД


Выпускник научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

            Выпускник получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

 

32

Организм человека

1

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья

Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье.

Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни,

характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения.

Объяснять сходства и различия между человеком и другими млекопитающими

Обучающийся научится:

– характеризовать науки, изучающие организм
человека;

– различать основные внутренние органы человека.

Обучающийся должен уметь:

- объяснять рождение и развитие ребенка

33

Надёжная опора и защита

1

Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника.

Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека опорно-двигательной.

Проводить самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов.

Обучающийся научится: - различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

Обучающийся должен уметь:

- оказывать первую помощь при травмах рук
и ног, моделировать объект из его частей

34

Мышцы, их разнообразие и функции

1

. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок.

Определять (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов.

Обучающийся научится:

- характеризовать скелет
человека, работу суставов.

оказывать первую помощь при травмах рук
и ног, моделировать объект из его частей

35

Органы дыхания

1

Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека:  дыхательной.

Прослеживать процессы дыхания по рисункам-схемам.

Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Обучающийся должен уметь:

-называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу

36














37




Кровеносная система









Кровь и её функции в организме

1














1

Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме..

Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях

Кровь и её роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях.








Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека:  кровеносной.

Прослеживать процесс  кровообращения по рисункам-схемам.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

. Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов.

Моделировать в ходе практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Обучающийся научится:

-характеризоватьосновные функции крови, ее состав;

– навыки здорового образа жизни;

– как беречь и развивать сердце.

Обучающийся должен уметь:

– называть органы кровообращения, их функции;

– измерять пульс








38

Органы пищеварения

1

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека:  пищеварительной

Прослеживать процесс пищеварения по рисункам-схемам.

Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.

Обучающийся научится:

– Характеризовать органы пищеварения, их роль в организме;

– состав пищи – белки, жиры, углеводы.


Обучающийся должен уметь:

– рассуждать
о важности ухода за зубами;

– разумно относиться к правильному питанию;

– соблюдать чисто-

плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения

39

Органы очистки организма

1

Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни,

характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: выделительной.

Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха.

Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.

Обучающийся научится:

- характеризовать какие органы очищают организм, их функции и принцип работы.

Обучающийся должен уметь:

- соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения

40

Нервная система и её роль в организме

1

Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы

Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе.

Обучающийся научится:

– характеризовать значение нервной системы
и ее органов в организме;

– что такое память,

ее виды и развитие .

Обучающийся должен уметь:

– объяснить значение сна, режима дня;

– аргументировать понятие «здоровая нервная система»;

– развивать свою

41

Органы чувств, их значение и гигиена

1

Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств.

Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей.

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Проводить самонаблюдения  за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха.

Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.

Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих

Обучающийся научится:

- характеризовать органы чувств: глаз, ухо, нос язык, кожа; – их работа и функции в организме.

Обучающийся должен уметь:

- соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

42

 Как лечились наши предки и современные методы лечения

1

Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них.

Традиционная пища, отношение к курению, способы закаливания и лечения наших предков

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов.

Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.

Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра, и др.).

Обучающийся научится:

- приводить примеры, какими способами лечились наши предки

43

Обобщающий урок

1

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.

Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни,

характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения.

Обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в системе полученных знаний

44

Экскурсии. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе

1

Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (осенние, зимние, весенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять причины  потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Обучающийся научится:

-выявлять связи

между состояниями неживой природы  и изменениями в живой
природе;

– находить в художественном тексте основные признаки природных явлений;

– соблюдать
экологически грамотное поведение в природе


45

Весна в природе


1


Весенний период в жизни растений и животных сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов.:

 

Характеризовать зимние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

                                                                             Развитие животных и растений – 9 ч.


                                                                                                         Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У выпускника могут быть сформированы:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;




                                                                                                          Регулятивные УУД


Выпускник научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;


оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.


                                                                                                       Познавательные УУД 

Выпускник научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.



                                                                                                        Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

Выпускник получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;


46

 Разнообразие животных. Развитие животных разных групп. Стадии

развития птиц





1

Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, сравнивать внешний  вид,  характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, характеризовать способы  питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных.

Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб.

Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки,  плакаты.

Составлять  тематический словарь  понятий с объяснением их значения..

Готовить  устные или письменные сообщения по заданной  (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов.

Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Обучающийся научится:

сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

47

 Развитие рыб и земноводных







1

Обучающийся должен уметь:

-прослеживать по-
следовательность развития рыб и земноводных;

– находить отли-
чия и сходства
в развитии рыбы
и лягушки

48

Стадии развития насекомых

1

Обучающийся научится:

– характеризовать стадии развития насекомых;

 способы борьбы

с вредителями культурных растений

49

 Разнообразие растений. Растение – живой организм






1

Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения.Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей, характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений,  приводить примеры разных групп растений, называть их существенные признаки, различать хвойные и цветковые растения, выделять их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности).

Объяснять  значение слов: дикорастущее растение, культурное,  лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и  многолетнее.


Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности  строения (по иллюстрациям и гербариям).

Обучающийся научится:

-различать разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.).

Обучающийся должен уметь:

– выделять существенные признаки растений;

– устанавливать причины и следствия природных явлений.

50

Развитие цветкового растения из семени









Обучающийся научится:

– выделять существенные признаки;

– устанавливать причины и следствия природных явлений

51

Корни и стебли растений





1

Обучающийся научится:

-Характеризовать функции стебля и листьев;

– разнообразие листьев, их строение,

функции, расположение на стебле.

Обучающийся должен уметь:

 отличать разные виды листьев;

– моделировать невиди-мые природные процессы

52

Листья растений, их роль в жизни растения








1

Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения

Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов

Обучающийся научится:

- отличать разные виды листьев;

– моделировать невидимые природные процессы

- сравнивать функции стебля и листьев;

– разнообразие листьев, их строение,

функции, расположение на стебле.

 

53

 Цветок, его роль в жизни растения




1

Органы цветкового растения.



Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности  строения (по иллюстрациям и гербариям).

Наблюдать демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения).

Характеризовать  способы размножения  растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме).

Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа).

Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки,  плакаты.

Обучающийся должен уметь:

-ориентироваться в разно-
образии цветков
и плодов

54

Способы размножения растений

1

Обучающийся научится:

– делать обобщающие выводы;

– моделировать цикл цветкового растения от семени до семени

55






56

Обобщающий урок.




Экскурсия

1






1

Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличе- ние продолжитель-ности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (осенние, зимние, весенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Обучающийся научится:

- ориентироваться в системе полученных знаний



– находить на практике весенние приметы;

– соблюдать экологическую культуру;

– наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

- называть признаки весны
с учетом местного природного окружения

                                                                      Изменение быта и культуры наших предков – 12 ч.

                                                                                                           Личностные УУД


У выпускника будут сформированы:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

У выпускника могут быть сформированы:

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;


                                                                                                          Регулятивные УУД


Выпускник научится:

организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

                                                                                                       Познавательные УУД   

Выпускник научится:

осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет.

                                                                                                        Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

Выпускник получит возможность научиться:

оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).


57

Наука история, исторические источники

1

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

Обучающийся научится:

- видеть в настоящем опыт предыдущих поколений;

– способы познания прошлого;

– о быте и культуре своего народа;

– понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».

58

Природа в жизни наших предков





1

Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество.

Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали.

Обучающийся должен уметь::

-объяснять,чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя

59

 Образ жизни наших предков

1

Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года.

Собирать  краеведческий  материал  о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город ( село), находить сведения о возникновении родного города ( села), происхождении его названия, герба, названий улиц.

Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников.

Находить  и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др.

Обучающийся научится:

- характеризовать значение семьи, родовой общины, племени;

– описывать виды жилищ наших предков

60

Жизнь на селе в старину

1

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей.

Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников.

Сравнивать устройство старинной избы и  утвари с современными домами, квартирами, предметами быта.

Обучающийся научится:

- описывать как жили в старину на селе;

– о старинном
быте сельских

61

 Старинные города

1

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость.

Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России.

Собирать  краеведческий  материал  о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город ( село), находить сведения о возникновении родного города ( села), происхождении его названия, герба, названий улиц.

Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических  и культурных памятниках.

Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города,, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.)  на основе учебника и дополнительной  информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы

Обучающийся научится:

-добывать информацию из иллюстраций и текста;

– охранять памят-
ники старины

-строение старинных поселений, их виды;

– значение исторического центра современного города, важность его сохранения


Обучающийся должен уметь:

– добывать информацию из иллюстраций и текста;

– охранять памятники старины

62

 Старинные ремёсла

1

Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков.

Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др.

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов.

Обучающийся научится:

– описывать занятия горожан в ста-
рину;

– старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);

63

Что делали мастера из древесины


1

Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.



Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города,, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.)  на основе учебника и дополнительной  информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы.

Обучающийся научится:

64

Торговое дело на Руси

1

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.

Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города,, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.)  на основе учебника и дополнительной  информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы.

Обучающийся научится:

65

Одежда наших предков

1

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Сравнивать старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления.

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов.

Обучающийся научится:

66

 Как учились дети в старину.

1

Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю.

Находить  и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др.

Обучающийся научится:

67

Экскурсия в исторический центр города (села), в краеведческий музей.

1

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Находить  и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др.

 Участвовать  в проекте «Быт и культура наших предков», выбрав форму своего участия в сотрудничестве с одноклассниками (ремёсла и предметы быта, национальные кухни народов края, элементы узоров в одежде, старинные игры детей и др.)

Обучающийся научится:

68

Обобщающий, контрольный урок

1

Обучающийся научится:

- ориентироваться в системе полученных знаний

69

70

Что мы узнали и чему научились в 3 классе

2

Обучающийся научится:

- ориентироваться в системе полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...