Окружающий мир 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Катайская средняя общеобразовательная школа №1

 

Программа одобрена

на заседании цикла учителей

начальных классов

Протокол №___ от «__»_______20__г.

Согласовано:                                                                    Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                      Директор школы

___________________________                                     ___________________________

«___»_________________  20__г.                                  «___» ________________ 20__г.

Рабочая программа

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО)

4 класс

Составитель программы: Кокшарова Н.В.,

учитель начальных классов

МКОУ Катайская средняя

общеобразовательная школа №1

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

       Примерная программа курса «Окружающий мир» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и  авторской программы по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа». Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по разделам курса четвертого класса. Примерная программа служит планом работы в четвертом классе начальной школы.

Общая характеристика учебного предмета

       Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

       Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпердметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

     

Основные содержательные линии

       Представлены разделами «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни». В содержание курса включены 10 часов по ОБЖ, ПДД и ПАВ.

Цель обучения

       Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе.

Задачи обучения

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знание об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно – нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Место предмета в базисном учебном плане

       В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» в четвертом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов)

       Земля – планета Солнечной системы (3 ч)

       Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.

       Учащиеся должны знать:

- Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

- климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года.

       Уметь:

- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы.

     

       Родная страна – Россия (2 ч)

       Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

       Родной край – часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

       Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

       Практикум

       Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу).

       Практические работы: работа с гербариями – классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1 – 3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2 – 3 классов.

       Учащиеся должны знать:

- климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года.

       Уметь:

- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков – экскурсий, предусмотренных программой;

- устно описывать объекты природы;

- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

- в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

- пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу.

       Страны и народы мира (3 ч)

       Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

       Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.

      Почва – единство живого и неживого, ее природный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.

       Практическая работа: с картой мира.

       Учащиеся должны уметь:

- устно описывать объекты природы;

- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

- в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

- пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу.

       Человек – часть природы. Человек – член общества (22 ч)

       Человек – часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

       Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.

       Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.

       Человек – член общества. Имя нашей страны – Россия или российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в котором живет ребенок. Основной закон страны – Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.

       Практикум

       Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

       Практические работы. Составление режима дня ученика 4–го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовые обязанности в семье).  

       Учащиеся должны знать:

- строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

- основы личной гигиены;

- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

- способы сохранения и укрепления здоровья.

       Уметь:

- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья.

       История Отечества (20 ч)

       Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верования древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.

       Москва – как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.

       Практическая работа: с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.  

      Учащиеся должны знать:

- даты важных событий в истории в соответствии с программой.

       Уметь:

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

       

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе на

уроки

практические работы + экскурсии

проверочные, контрольные работы

1.

История Отечества

10

9

1

2.

Земля – планета Солнечной системы

3

3

-

3.

Путешествие по природным зонам России

12

10

1

1

4.

Родной край – часть великой России

8

7

-

1

5.

Человеческий организм

13

11

1

1

6.

Изучаем органы чувств

5

3

1

1

7.

Путешествие по странам мира

5

5

-

-

8.

Москва как летопись истории России

4

3

-

1

9.

Мы – граждане России

8

6

-

2

Итого

68

57

3

8

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» (человек, природа, общество) к концу четвертого года обучения

     Учащиеся должны знать/понимать:

- Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);

- климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;

- строение тела человека, название важнейших органов организма человека;

- основы личной гигиены;

- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;

- способы сохранения и укрепления здоровья;

- даты важных событий в истории в соответствии с программой.

     Уметь:

- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков – экскурсий, предусмотренных программой;

- устно описывать объекты природы;

- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

- в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

- пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

     Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

- выполнять правила поведения в природе;

- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Нормативные документы

1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.

2. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования – Москва, 2005.

Учебно-методическая литература для педагога

1.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Р.Г.Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, Г.В.Трафимова, А.А.Гринева, Т.М.Рагозина, И.Б.Мылова, Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова, Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – Изд. 4-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.

2. Федотова О. Н. Окружающий мир [Текст]: 4 кл.: Методическое пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л. Г. Кудрова 3–е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Учебные пособия для учащихся

1.Федотова О. Н. Окружающий мир [Текст]: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. –  М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2. Федотова О. Н. Окружающий мир [Текст]: 4 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы: В 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. Г. Кудрова  – М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Календарно-тематическое планирование

 (68 часов)

 

№ п/п

Дата

Тема урока

1.

Древние славяне

2.

Древние славяне

3.

Древняя Русь

4.

Древняя Русь

5.

Крещение Руси

6.

Борьба Руси с западными завоевателями

7.

Возникновение Москвы.

8.

Первые московские князья

9.

Вера в единого Бога и сохранение традиционной обрядовости

10.

Первое заседание клуба

11.

Солнечная система

12.

Вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца

13.

Природные зоны нашей страны

14.

Ледяная зона

15.

Второе заседание клуба

16.

Тундра

17.

Тундра

18.

Зона лесов

19.

Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека

20.

Зона степей

21.

Зона степей

22.

Зона пустынь

23.

Зона пустынь

24.

Субтропическая зона

25.

Третье заседание клуба

26.

Твой родной край

27.

Московское время

28.

Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. А что можешь сделать ты?

29.

Полезные ископаемые твоего края

30.

Растения твоего края

31.

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные

32.

Народные промыслы твоего края

33.

Заповедные места твоего края

34.

Как устроен организм человека?

35.

Путешествие в мир клеток

36.

Самый большой орган чувств

37.

Как человек двигается?

38.

Пищеварительная система

39.

Пищеварительная система

40.

Система кровообращения

41.

Система кровообращения

42.

Познакомимся с дыхательной системой

43.

Все о вдохе и выдохе

44.

Береги свои легкие

45.

Как почки удаляют из организма вредные вещества

46.

Нервная система человека

47.

Спроси у носа, что такое запах

48.

Высуни язык и скажи: «А»

49.

«Взгляд» на глаз

50.

Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия

51.

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Советы школьного врача

52.

Границы России

53.

Границы России

54.

Соединенные Штаты Америки (США)

55.

Великобритания

56.

Франция

57.

День народного единства

58.

Москва: память о войне 1812 года

59.

Память Москвы о героях Великой Отечественной воны 1941 – 1945 годов

60.

Памятники Москвы покорителям космоса

61.

Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация

62.

Основной закон страны – Конституция России

63.

Президент России

64.

Заключительный урок.

65.

Резервные уроки

66.

67.

68.

Контрольно – измерительные материалы

4 класс

      История Отечества

Тетрадь № 1 – стр. 6, № 8; стр.9 № 14.

     Путешествие по природным зонам России

Тетрадь №1 – стр. 20 - 21 № 33; стр. 24 - 25 № 39, стр.30 - 31 № 48

     Родной край – часть великой России

Контрольная работа по окружающему миру за I полугодие

        Для отслеживания динамики достижений учащихся в формировании общих учебных умений и навыков, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта выделены общие (сквозные) предметные знания и умения. Контрольная работа проводится с целью выявления степени сформированности основополагающих умений: умения работать с оглавлением учебника, со словарем учебника, находить необходимую информацию в учебнике. Вследствие этого контрольная работа проводится так называемым ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ, то есть в процессе выполнения контрольной работы ученикам разрешается использовать учебник при ответе на любой из вопросов.

        Выполнение работы рассчитано на 15 – 20 мин. При необходимости время выполнения работы может быть увеличено.

Общие результаты выполнения работ

Контрольная работа по окружающему миру за I полугодие

Школа ……………..

Класс…………….

Кол-во  учащихся в классе………………………

Кол-во учащихся, выполнявших работу ………….

Номера заданий

1

2

3

1. Кол-во учащихся, приступивших к выполнению задания

2. Выполнили задание верно

3. Допустили ошибки (недочеты) в задании  

Текст контрольной работы

Вариант 1

Задание 1

Используя оглавление  учебника «Наш мир» укажи страницы, на которых находится параграф «Природные зоны нашей страны».

Задание 2

Назови природную зону, в которой находится твой край.

Задание 3

Укажи страницы, на которых находится параграф, где говорится о твоей природной зоне.

Задание 4

        Перечисли животных своей природной зоны.

Задание 5

        Выпиши названия словарных статей, которые раскрывают строение Вселенной.

Вариант 2

Задание 1

Используя оглавление  учебника «Наш мир» укажи страницы, на которых находится параграф «Природные зоны нашей страны».

Задание 2

Назови природную зону, в которой находится твой край.

Задание 3

Укажи страницы, на которых находится параграф, где говорится о твоей природной зоне.

Задание 4

        Перечисли растения своей природной зоны.        

Задание 5

        Выпиши названия словарных статей, которые раскрывают вопросы истории.

     Человеческий организм

Тетрадь № 2 – стр. 16 № 19, стр. 29 № 39

     Изучаем органы чувств

Москва как летопись истории России

 

Тетрадь № 2 – стр. 40 № 53, стр. 43 № 58

Мы – граждане России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...