Рабочая программа Окружающий мир 3 класс, адаптирована к требованием ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Сивчук  Лариса Петровна


Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)) разработана на основе Программы «Школа России» Концепции и программы для начальных классов в 2-х частях, авторы: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.- Просвящение, 2008 г. ч. I , А. А. Плешаков с. 139 -143; «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288»; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» Базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_god.doc465 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)) разработана на основе Программы «Школа России» Концепции и программы для начальных классов в 2-х частях, авторы: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.- Просвящение, 2008 г. ч. I , А. А. Плешаков с. 139 -143;  «Типового положения  о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с  отклонениями  в  развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  12.03.97г. № 288»;  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» Базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.

Изучение курса « Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества

. Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

I.Общая характеристика курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическадеятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания учебного  курса.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому

Место курса в учебном плане.

На изучение курса « Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. (34 учебные  недели)

         По учебному плану   2    часа  в неделю.

         Количество часов на I полугодие:

         Всего   32   часа,  в неделю  2 часа.

         Количество часов на II полугодие:

         Всего 36 часов, в неделю 2 часа.

          Всего за год:  68 часов.

III. Планируемые результаты изучения курса

Личностные          

Метапредметные

Предметные

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:

– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

– наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);

– выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

– проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

– работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

– работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

человек – часть природы и общества;

что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;

взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;

взаимосвязи между природой и человеком;

строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

правила гигиены, основы здорового образа жизни;

правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;

потребности людей, товары и услуги;

роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приемами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Распределение часов по четвертям.

Четверть

Раздел

Количество часов

Экскурсии и практические работы


1 четверть

Как устроен мир

 7 часов

Эта удивительная природа

11часов.

 1

Итого: 18 часов


2 четверть

Эта удивительная природа

8 часов.

Мы и наше здоровье

6 часов

1

Итого: 14 часов


3 четверть

Мы и наше здоровье

2  час

Наша безопасность.

 9 часов




1

Чему учит экономика

9 часов

Итого: 20 часов


4 четверть

Чему учит экономика

3 часа

Путешествие по городам и странам

 

13 часов

1

Итого: 16 часов

За  год: 68 часов.  

 В учебники включены разделы по этике, экономике, основам безопасности жизнедеятельности, страноведению и истории.

Для реализации программного содержания используются:

 Программы для начальных классов «Школа России» сборник ,  рабочих программ Москва, «Просвещение»,2011г. с. 418 - 438.

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.

Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012г.

Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.

Итоговая аттестация. Окружающий мир 3 класс, Издательство «Экзамен», 2012г.

Календарно-тематическое планирование.

I четверть.

№ п/п

по четв.


Тема раздела/тема урока


Кол-во часов


Дата


Коррекционная направленность

(по разделу)


Деятельность учащихся


План.


Факт.


1


Раздел « Как устроен мир»


Природа, её разнообразие


7 час


1 ч


4.09


Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза.

Организм

Биология, Бактерии

Знакомиться с учебником и учебным пособием, целями и задачами.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительное разнообразие; раскрывать ценность природы для людей;

 работать в паре,

анализировать текст учебника, извлекать из него ценную информацию;


2


Человек- часть природы



1 ч






6.09


Коррекция речи при описании внешности человека.

Словарь: Человек, психика, восприятие, память, мышление, воображение.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; 

различать внешность человека и его внутренний мир;

 анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе;

оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


3


Проект

 «Внутренний мир человека»


1 ч


11.09



Коррекция мелкой моторики. Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза.

определять цель проекта;

распределять обязанности по проекту в группах;

собирать  материал  в дополнительной  краеведческой литературе,  музее, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды),

 изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки),

оформлять стенд; презентовать проект; „

оценивать результаты работы


4


Общество.

Семья, народ, государство- части общества


1 ч.


13.09

Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Развитие слуховой памяти. внимания и речи через воспроизведение.

Словарь: Общество

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

определять место человека в мире;

характеризовать семью, народ, государство как части общества;

обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;

сопоставлять формы правления в государствах мира;

работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


5


Мир глазами эколога








18.09


Коррекция и развитие  логического мышления, памяти, воображения, речи.







Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

 работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


6.







Природа в опасности! Охрана природы.





1 ч


20.09







Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов.

Коррекционная игра « Поле чудес»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,

Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные памятники как виды особо охраняемых природных территорий; работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;  моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;  обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;  классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;

 наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.




7.




Наблюдение изменений в природе. «Экскурсия  в парк »





25.09





8.


Раздел « Это удивительная природа»


Тела, вещества, частицы


11 ч.



1ч.





27.09





Развитие слуховой памяти. внимания и речи через воспроизведение

Опытов.


9


Разнообразие веществ.


1 ч


2.10

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза)

 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;  наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;   практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;  

работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков;


10


Воздух его и  свойства









1 ч.


4.10.

Развивать активность мыслительной деятельности через проведение опытов.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; анализировать (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре; объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию

В соответствии с заданием; работать со взрослыми; проводить мини- исследование об мерах охраны воздуха в родном городе

Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.


11


Вода, её свойства.











9.10



Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза через исследование воды.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды ( определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради)

 работать в паре: находить главные мысли текста раскрывать их , используя  информацию  из текста; раскрывать их, используя информацию из текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств  воды;  рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

 работать со взрослыми: проводить мини – исследование об использовании питьевой воды в семье; формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


12


Превращения и круговорот воды


11.10







Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза через исследование свойства воды.

 Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;  высказывать предложения о состоянии воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя;

Работать в паре; анализировать рисунок – схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять самопроверку. Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


13


Берегите воду!


1 ч.


16.10.












Развитие устной и письменной речи через умение интервьюировать взрослых о мерах по охране

 чистоты воды в родном городе Сургуте.






Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели: обсуждать способы экономного использования воды;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране

 чистоты воды в родном городе (селе);

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


14


Как разрушаются камни


18.10


Коррекция речи при описании горных пород.





Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента- моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении;

характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них

 работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе набл..


15


Что такое почва















1 ч.


23.10


Коррекция речи при описании почвы.

анализировать  рисунок  учебника   по  предложенным   заданиям   и   вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; .

практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента,

 использовать полученные данные для   проверки выдвинутых гипотез; анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева);

обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


16


Разнообразие растений.

















25.10


Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать





доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

знакомиться с группами растений по материалам учебника;

работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;

приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

используя книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


17


Солнце, растения и мы с вами


30.10


Коррекция воображения в процессе представления дыхания и питания растений.



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

  моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

 выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


18


Размножение и развитие растений.






1 ч.

1.11

 Развитее речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

  моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

 выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


Конец 1 четверти


Всего;18 часов

II четверть

№ п/п

по четв.


Тема раздела/тема урока


Кол-во часов


Дата


Коррекционная направленность

(по разделу)


Деятельность учащихся


План.


Факт.





1


Раздел « Это удивительная природа

Разнообразие животных .Группы животных


8 час



1 ч





13.11


Развитие устной и письменной речи через умение описывать животных.






 

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;

  классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

   приводить примеры животных разных групп;

 с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;

  обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;

работать с электронным приложением к учебнику;    

работать с терминологическим словариком;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения


2


Кто что ест. Цепи питания


1 ч


15.11


Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза  с помощью  схемы цепей питания.










 приводить примеры животных по типу питания;

 анализировать схемы цепей питания;

 характеризовать защитные приспособления растений и животных;

обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;

 обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:            

  определять цель и этапы работы;

  распределять обязанности;

  совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;  составлять и презентовать «Книгу природы родного края»


3


Невидимая сеть и невидимая пирамида.


1ч.



20.11


Развитие устной и письменной речи через умение описывать животных.





Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения;

 моделировать стадии размножения животных разных групп;

  рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

 обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

  работать с терминологическим словариком;

   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


4


Размножение и развитие животных.


1 ч


22.11

Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Развитие слуховой памяти. внимания и речи через определение  животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;

 характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

  с помощью атласа-определителя  и электронного  приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;  обсуждать меры по охране животных;

обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;  формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

 создать книжку-малышку «Береги животных»;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


5


Охрана животных.


1 ч


27.11


Коррекция внимания, анализа и синтеза, логического мышления.

  Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить;  характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

  обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

  моделировать различие грибов-двойников;    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


6









В царстве грибов


1 ч









29.11










Коррекция речи, уточнение , активизация словаря.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;


 характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;


 моделировать круговорот веществ в природе;

 рассказывать о круговороте веществ на Земле;  формулировать выводы


из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке




7


Великий круговорот жизни-




1ч.




4.12


Коррекция внимания, анализа и синтеза, логического мышления.


8





Великий круговорот жизни- экскурсия в краеведческий музей.




1ч.





6.12


Коррекция мелкой моторики при зарисовке органов тела человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;   характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

   обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;



   практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

   работать с терминологическим словариком;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке



9





Мы и наше здоровье

Организм человека




6 час



1 ч.




11.12


10


Органы чувств


1 ч


13.12.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;   работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

 распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;


11


Надёжная защита организма




1 ч


18.12



Коррекция восприятия при изучении своей кожи.






Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Практическая работа; изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждении кожи; подготовить рассказ об уходе за кожей,

Работать с терминологическим словарем 

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке


12


Опора тела и движение


1 ч


20.12


Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма.

Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

Выполнять физкультминутки.

Работать с терминологическим словарем 

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать достижения на уроке


13


Питательные вещества. Пищеварительная система.


1 ч


25.12


Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза через исследование кровеносной системы.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

  характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

   моделировать строение дыхательной системы;

   характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; г

 моделировать строение кровеносной системы;

 обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

   практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

  работать с терминологическим словариком;

 работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


14


Дыхание и кровообращение


Конец 2 четверти

Всего 14 часов



1 ч.


27.12

Развивать активность мыслительной деятельности через проведение опытов.

Развитие речи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 характеризовать факторы закаливания;

 формулировать правила закаливания;    

составлять памятку по закаливанию;

 составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

 работать с терминологическим словариком;

 регулярно проводить закаливание своего организма;      

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



















Третья четверть  20 часов

№ п/п

по четв.

Тема раздела/тема урока


Кол-во часов


Дата


Коррекционная направленность

(по разделу)


Деятельность учащихся


План.


Факт.





1

Мы и наше здоровье.

Закаливание. Здоровый образ жизни

2 часа


10.01










Развитие логического мышления через умение выступать перед учащимися.



 


Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

   обсуждать выступления учащихся; 

  оценивать свои достижения и достижения других учащихся





2


Практические работы: Знакомство со строением кожи, оказание первой помощи












15.01




Развитее речи при рассказе.



  Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;


  актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;


   характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;


 моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

 называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;


работать с терминологическим словариком;


 анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;


 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке




3



Наша безопасность


Огонь, вода и газ.




9 ч.




17.01


4


Чтобы путь был счастливым.


1 ч.


22.01


Развитие связной речи в процессе составления рассказов на заданную тему.







Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать  правила безопасного  поведения  на улице,  полученные в 1—2 классах;   работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

  обсуждать предложенные ситуации,  которые являются  потенциально опасными;

  выполнять тесты с выбором ответа о правильном, неправильном поведении на улице и в транспорте;   моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


5


Дорожные знаки.


1 ч.


24.01


Расширение , уточнение словаря.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах;

 анализировать  разные типы  знаков,  обсуждать,   как они   помогают пешеходам;

  выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;   моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

работать с терминологическим словариком;

   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


6


Проект « Кто нас защищает».











 29.01


Развитие синтаксического строя речи при составлении рассказа о полиции.



В ходе выполнения проекта дети учатся:

  находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

   интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

  оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

  презентовать и оценивать результаты проектной деятельности


7


Опасные места.



31.02


Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза через выяснения правил поведения человека.



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

   актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

 обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

   работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


8


Природа и наша безопасность.


1 ч.


5.02

Коррекция воображения в процессе представления о природе и ее безопасности.



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать опасности природного характера;

находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»;

характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

отличать гадюку от ужа;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


9








О молниях, змеях, собаках и прочем.


1 ч.






7.02








Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза через выяснения правил экологической безопасности.



 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  

   

 анализировать по схеме цепь загрязнения;

 

приводить примеры цепей загрязнения;

  моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

 

обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

 

практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

 

 работать с терминологическим словариком;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


10


Экологическая безопасность.




1 ч.



12.02







11


Экскурсия: Знакомство со знаками дорожного движения в окрестностях школы.


1 ч.


14.02


работать с терминологическим словариком;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.




12


Чему учит экономика


Для чего нужна экономика


9 ч




1 ч


19.02













Коррекция памяти  при раскрытии понятий «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

 

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить;

раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

 различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;   характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

 работать с терминологическим словариком;

   работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


13


Природные богатства и труд людей – основа экономики.


1 ч



21.02


Коррекция памяти при запоминании новых понятий





 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

   приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

   прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

  раскрывать роль науки в экономическом развитии;

  работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;

  работать с терминологическим словариком;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


14


Полезные ископаемые


1 ч


26.02


Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза через знания о полезных ископаемых.



  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в  1

—2 классах , определять полезные ископаемые с помощью  атласа – определителя « От земли до неба»; Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. Работать с терминологическим словарем. Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


15


Растениеводство


1 ч.


28.03



Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза.









Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученных 1-2 классах.

Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством,

Исследовать, какие продукты растениеводства, животноводства используются в семье.

различать и классифицировать культурные растения,

 определять с помощью атласа-определителя культурные растения.

выявлять связь растениеводства и промышленности;

 работать с терминологическим словариком;


16













Животноводство.








1ч.



5.03

Коррекция речи при описании животных.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о диких и домашних животных, полученных 1-2 классах

характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

работать с терминологическим словариком;

исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

  работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


17


Какая бывает промышленность.


1ч.


7.03

Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

   соотносить продукцию и отрасли промышленности;      выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

  характеризовать труд работников отраслей промышленности;  

 работать с терминологическим словариком;

 работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


18


Проект «Экономика родного края»


1 ч


12.03

Коррекция и развитие  логического мышления, памяти, воображения, речи.


В ходе выполнения проекта дети учатся:

 собирать информацию об экономике своего края (города, села);

   оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

  коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.


19


Что такое деньги.


1 ч.


14.03

Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов.

Коррекционная игра « Купи продай»

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;  характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

   раскрывать роль денег в экономике;

различать денежные единицы разных стран;

   практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

 работать с терминологическим словариком;

   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


20


Государственный бюджет.


1ч.


19.03

Развитие слуховой памяти. внимания и речи через изучение нового материала.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;   определять, люди, каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

  выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

   работать с терминологическим словариком;

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Конец 3 четверти

По плану 20 часов





IV четверть

№ п/п

по четв.


Тема раздела/тема урока


Кол-во часов


Дата


Коррекционная направленность

(по разделу)


Деятельность учащихся


План.


Факт.





1



Чему учит экономика



Семейный бюджет.



3 ч






1 ч









2.04





Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза)



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

   характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

 выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

  определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

 обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными;

  моделировать семейный бюджет;

 работать с терминологическим словариком;        

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.




2



Экономика и экология





1 ч




4.04

Развивать активность мыслительной деятельности через знания о влиянии человека на окружающую среду.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

 характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

 раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

   обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

 приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием


экологов;

 моделировать экологические прогнозы;

   работать с терминологическим словариком;

   работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


3


Презентация проекта «Экономика родного края»


1 ч


9.04


Развитие речи через умение выступать с сообщениями.





4


Раздел

« Путешествие по городам и странам»

Золотое кольцо России.


13 ч



1 ч


11.04


азвитие устной и письменной речи через умение составлять рассказы о достопримечательностях.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

 рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

  узнавать   достопримечательности   городов  Золотого  кольца   по  фотографиям;

 составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

  моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

  выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

 с помощью Интернета готовить сообщение о любом  городе Золотого кольца;  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения


5


Золотое кольцо России.



16.04


Развитие устной и письменной речи через умение составлять рассказы о достопримечательностях городов Золотого кольца.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

 рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

  узнавать   достопримечательности   городов  Золотого  кольца   по  фотографиям;

 составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

  моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;




6



Золотое кольцо России.





18.04


Развитие устной и письменной речи через умение искать материал в интернете


 выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

 с помощью Интернета готовить сообщение о любом  городе Золотого кольца;  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


7


Проект

«Музей путешествий»

Экскурсии.


1 ч.



23.04


Коррекция речи при  музея.




В ходе выполнения проекта дети учатся:

  собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

   оформлять экспозицию музея;

 готовить сообщения (экскурсии по музею);

  презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.


8


Наши ближайшие соседи



25.04





Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

 обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

  выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

   работать с терминологическим словариком; с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



9





На севере Европы.


1 ч


30.04


Коррекция воображения в процессе представления о странах Европы.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

 соотносить государства и их флаги;

 узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;


составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

 работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


10








Что такое Бенилюкс.

 

1 ч.


3.05


Развитее речи и способности выделять в предметах их существенные признаки  местонахождения страны.




Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

 составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

 описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику;

используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;

 работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



11









В центре Европы.



7.05


Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Развитие слуховой памяти. внимания и речи



  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах    центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям выполнять задания по электронному приложению к учебнику  моделировать достопримечательности.





12









По Франции и Великобритании  (Франция)


1 ч


14.05


Коррекция внимания, анализа и синтеза, логического мышления


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции.

 описывать достопримечательности Франции по фотографиям

 составлять вопросы для викторины о Франции.              

 выполнять задания из электронного приложения к учебнику   в   дополнительной литературе и  Интернете находить интересные факты.

о взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из

  формулировать выводы из изученного материала, отвечать иа итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке итоговые вопросы.


13











По Франции и Великобритании (Великобритания)  


1 ч.


16.05


Коррекция речи, уточнение , активизация словаря.


  Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-

  работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;

 выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений, группы или

  описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям.

 составлять вопросы для викторины о Великобритании

выполнять задания из электронного приложения к учебнику

 В интернете найти интересные факты о Великобритании.



14.





На юге Европы.


1 ч.


21.05


Коррекция мелкой моторики при зарисовке  природы юга Европы


работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

  описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

  выполнять задания электронного приложения к учебнику;

используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке



15.


По знаменитым местам мира


1 ч.


23.05


Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;   соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

  обсуждать цели международного туризма;

 работать с картой;

 описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


16.

Проверим себя и оценим свои достижения

Конец 4 четверти 16 часов.  Конец учебного года

Всего:  68 ч


1 ч


28.05


Коррекция познавательных процессов  анализа и синтеза через исследование исследования своих достижений.


 Выполнять тесты с выбором ответа;

 оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



















Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа – д/с I, V вида»

Рассмотрено        Согласовано                                                                               Утверждаю

на заседании МО_______        зам. директора по УВР                                                              директор СС(К)НШ I, V, вида

Руководитель МО_______        _____Л. Н. Черепанова                                                              __________И.А. Склемина        

Протокол №___________        «____»_________20___г.

от «_»_________20____г        «___»____________20___г.

Рабочая программа по курсу предметов начального обучения

на 2012-2013 учебный год

Класс  3 « Б» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.)

Составитель:

ФИО учителя

 высшая квалификационная категория

Сивчук Лариса Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по учебнику Биболетовой (ФГОС)

Рабочая программа для 2 класса к учеюнику Биболетовой М.З., составлена с учетом требований ФГОС, рассчитана на 2 часа в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по авторской программе Т.Г Рамзаевой, адаптировано к требованиям ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений» Начальные классы» в 2- х частях, часть 1. составители сборника программы: Т. В. Игнатье...

Рабочая программа для 2 класса по русскому языку ФГОС

Разработка рабочей программы. Включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование....

Рабочая программа Математика 2 класс Школа 21 века ФГОС

Рабочая программа по предмету математика 2 класс Школа 21 века по ФГОС...

Рабочая программа Технология 2 класс Школа 21 века ФГОС

Рабочая программа по предмету технология 2 класс Школа 21 века ФГОС...

Выступление на МО " « Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм.»

Оформление рабочей программы с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм....

презентация " Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно – гигиенических правил и форм."

презентация к Выступлению на Районном МО начальных классов.«Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм...