Рабочая программа Окружающий мир 3 класс, адаптирована к требованием ФГОС
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)) разработана на основе Программы «Школа России» Концепции и программы для начальных классов в 2-х частях, авторы: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.- Просвящение, 2008 г. ч. I , А. А. Плешаков с. 139 -143; «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288»; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» Базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_god.doc | 465 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)) разработана на основе Программы «Школа России» Концепции и программы для начальных классов в 2-х частях, авторы: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.- Просвящение, 2008 г. ч. I , А. А. Плешаков с. 139 -143; «Типового положения о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. № 288»; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Учебно-методический курс «Окружающий мир» авторов А. А. Плешакова и др. обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» Базисного учебного плана. В курсе объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера.
Изучение курса « Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества
. Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
I.Общая характеристика курса.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическадеятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому
Место курса в учебном плане.
На изучение курса « Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. (34 учебные недели)
По учебному плану 2 часа в неделю.
Количество часов на I полугодие:
Всего 32 часа, в неделю 2 часа.
Количество часов на II полугодие:
Всего 36 часов, в неделю 2 часа.
Всего за год: 68 часов.
III. Планируемые результаты изучения курса
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:
– наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
– выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
– проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
– работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
– работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек – часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
взаимосвязи между природой и человеком;
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила гигиены, основы здорового образа жизни;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
потребности людей, товары и услуги;
роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Распределение часов по четвертям.
Четверть | Раздел | Количество часов | Экскурсии и практические работы |
1 четверть | Как устроен мир | 7 часов |
Эта удивительная природа | 11часов. | 1 |
Итого: 18 часов |
2 четверть | Эта удивительная природа | 8 часов. |
Мы и наше здоровье | 6 часов | 1 |
Итого: 14 часов |
3 четверть | Мы и наше здоровье | 2 час |
Наша безопасность. | 9 часов | 1 |
Чему учит экономика | 9 часов |
Итого: 20 часов |
4 четверть | Чему учит экономика | 3 часа |
Путешествие по городам и странам
| 13 часов | 1 |
Итого: 16 часов |
За год: 68 часов. |
В учебники включены разделы по этике, экономике, основам безопасности жизнедеятельности, страноведению и истории.
Для реализации программного содержания используются:
Программы для начальных классов «Школа России» сборник , рабочих программ Москва, «Просвещение»,2011г. с. 418 - 438.
Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.
Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012г.
Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
Итоговая аттестация. Окружающий мир 3 класс, Издательство «Экзамен», 2012г.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть.
№ п/п по четв. | Тема раздела/тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность (по разделу) | Деятельность учащихся |
План. | Факт. |
1 | Раздел « Как устроен мир» Природа, её разнообразие | 7 час 1 ч | 4.09 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза. Организм Биология, Бактерии | Знакомиться с учебником и учебным пособием, целями и задачами. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительное разнообразие; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре, анализировать текст учебника, извлекать из него ценную информацию; |
2 | Человек- часть природы | 1 ч | 6.09 | Коррекция речи при описании внешности человека. Словарь: Человек, психика, восприятие, память, мышление, воображение. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
3 | Проект «Внутренний мир человека» | 1 ч | 11.09 | Коррекция мелкой моторики. Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза. | определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; „ оценивать результаты работы |
4 | Общество. Семья, народ, государство- части общества | 1 ч. | 13.09 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Развитие слуховой памяти. внимания и речи через воспроизведение. Словарь: Общество | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
5 | Мир глазами эколога | 1ч | 18.09 | Коррекция и развитие логического мышления, памяти, воображения, речи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
6. | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 ч | 20.09 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Коррекционная игра « Поле чудес» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, Устанавливать причинно- следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные памятники как виды особо охраняемых природных территорий; работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе; работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
7. | Наблюдение изменений в природе. «Экскурсия в парк » | 25.09 |
8. | Раздел « Это удивительная природа» Тела, вещества, частицы | 11 ч. 1ч. | 27.09 | Развитие слуховой памяти. внимания и речи через воспроизведение Опытов. |
9 | Разнообразие веществ. | 1 ч | 2.10 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза) | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; |
10 | Воздух его и свойства | 1 ч. | 4.10. | Развивать активность мыслительной деятельности через проведение опытов. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; анализировать (диаграмму) с целью определения состава воздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре; объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию В соответствии с заданием; работать со взрослыми; проводить мини- исследование об мерах охраны воздуха в родном городе Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. |
11 | Вода, её свойства. | 1ч | 9.10 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза через исследование воды. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды ( определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради) работать в паре: находить главные мысли текста раскрывать их , используя информацию из текста; раскрывать их, используя информацию из текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию; работать со взрослыми: проводить мини – исследование об использовании питьевой воды в семье; формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
12 | Превращения и круговорот воды | 11.10 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза через исследование свойства воды. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предложения о состоянии воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя; Работать в паре; анализировать рисунок – схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять самопроверку. Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
13 | Берегите воду! | 1 ч. | 16.10. | Развитие устной и письменной речи через умение интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе Сургуте. | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели: обсуждать способы экономного использования воды; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
14 | Как разрушаются камни | 18.10 | Коррекция речи при описании горных пород. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента- моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение — при охлаждении; характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них работать со взрослыми: наблюдать и фотографировать в природе проявления разрушения горных пород, готовить рассказ на основе набл.. |
15 | Что такое почва | 1 ч. | 23.10 | Коррекция речи при описании почвы. | анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; . практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве; характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева); обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
16 | Разнообразие растений. | 1ч | 25.10 | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать | доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку; приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя; используя книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
17 | Солнце, растения и мы с вами |
| 30.10 | Коррекция воображения в процессе представления дыхания и питания растений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
18 | Размножение и развитие растений. | 1 ч. | 1.11 | Развитее речи и способности выделять в предметах их существенные признаки и | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Конец 1 четверти Всего;18 часов |
II четверть
№ п/п по четв. | Тема раздела/тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность (по разделу) | Деятельность учащихся |
План. | Факт. |
1 | Раздел « Это удивительная природа Разнообразие животных .Группы животных | 8 час 1 ч | 13.11 | Развитие устной и письменной речи через умение описывать животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе; обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; работать с электронным приложением к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения |
2 | Кто что ест. Цепи питания | 1 ч | 15.11 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза с помощью схемы цепей питания. | приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; характеризовать защитные приспособления растений и животных; обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель и этапы работы; распределять обязанности; совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки; находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; составлять и презентовать «Книгу природы родного края» |
3 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 1ч. | 20.11 | Развитие устной и письменной речи через умение описывать животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
4 | Размножение и развитие животных. | 1 ч | 22.11 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Развитие слуховой памяти. внимания и речи через определение животных | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; обсуждать меры по охране животных; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее; создать книжку-малышку «Береги животных»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
5 | Охрана животных. | 1 ч | 27.11 | Коррекция внимания, анализа и синтеза, логического мышления. | Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; моделировать различие грибов-двойников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
6 | В царстве грибов | 1 ч | 29.11 | Коррекция речи, уточнение , активизация словаря. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе; рассказывать о круговороте веществ на Земле; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
7 | Великий круговорот жизни- | 1ч. | 4.12 | Коррекция внимания, анализа и синтеза, логического мышления. |
8 | Великий круговорот жизни- экскурсия в краеведческий музей. | 1ч. | 6.12 | Коррекция мелкой моторики при зарисовке органов тела человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
9 | Мы и наше здоровье Организм человека | 6 час 1 ч. | 11.12 |
10 | Органы чувств | 1 ч | 13.12. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; |
11 | Надёжная защита организма | 1 ч | 18.12 | Коррекция восприятия при изучении своей кожи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Практическая работа; изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждении кожи; подготовить рассказ об уходе за кожей, Работать с терминологическим словарем формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
12 | Опора тела и движение | 1 ч | 20.12 | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его; Выполнять физкультминутки. Работать с терминологическим словарем формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
13 | Питательные вещества. Пищеварительная система. | 1 ч | 25.12 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза через исследование кровеносной системы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; г моделировать строение кровеносной системы; обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
14 | Дыхание и кровообращение Конец 2 четверти Всего 14 часов | 1 ч. | 27.12 | Развивать активность мыслительной деятельности через проведение опытов. Развитие речи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; работать с терминологическим словариком; регулярно проводить закаливание своего организма; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
Третья четверть 20 часов |
№ п/п по четв. | Тема раздела/тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность (по разделу) | Деятельность учащихся |
План. | Факт. |
1 | Мы и наше здоровье. Закаливание. Здоровый образ жизни | 2 часа | 10.01 | Развитие логического мышления через умение выступать перед учащимися. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
2 | Практические работы: Знакомство со строением кожи, оказание первой помощи | 15.01 | Развитее речи при рассказе. | Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; работать с терминологическим словариком; анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
3 | Наша безопасность Огонь, вода и газ. | 9 ч. | 17.01 |
4 | Чтобы путь был счастливым. | 1 ч. | 22.01 | Развитие связной речи в процессе составления рассказов на заданную тему. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном, неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
5 | Дорожные знаки. | 1 ч. | 24.01 | Расширение , уточнение словаря. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
6 | Проект « Кто нас защищает». | 1ч | 29.01 | Развитие синтаксического строя речи при составлении рассказа о полиции. | В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности |
7 | Опасные места. |
| 31.02 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза через выяснения правил поведения человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
8 | Природа и наша безопасность. | 1 ч. | 5.02 | Коррекция воображения в процессе представления о природе и ее безопасности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; отличать гадюку от ужа; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
9 | О молниях, змеях, собаках и прочем. | 1 ч. | 7.02 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза через выяснения правил экологической безопасности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
10 | Экологическая безопасность. | 1 ч. | 12.02 |
11 | Экскурсия: Знакомство со знаками дорожного движения в окрестностях школы. | 1 ч. | 14.02 | работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
12 | Чему учит экономика Для чего нужна экономика | 9 ч 1 ч | 19.02 | Коррекция памяти при раскрытии понятий «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
13 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 ч | 21.02 | Коррекция памяти при запоминании новых понятий | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
14 | Полезные ископаемые | 1 ч | 26.02 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза через знания о полезных ископаемых. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1 —2 классах , определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»; Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. Работать с терминологическим словарем. Формировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
15 | Растениеводство | 1 ч. | 28.03 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученных 1-2 классах. Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством, Исследовать, какие продукты растениеводства, животноводства используются в семье. различать и классифицировать культурные растения, определять с помощью атласа-определителя культурные растения. выявлять связь растениеводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; |
16 | Животноводство. | 1ч. | 5.03 | Коррекция речи при описании животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, актуализировать знания о диких и домашних животных, полученных 1-2 классах характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; работать с терминологическим словариком; исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
17 | Какая бывает промышленность. | 1ч. | 7.03 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
18 | Проект «Экономика родного края» | 1 ч | 12.03 | Коррекция и развитие логического мышления, памяти, воображения, речи. | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. |
19 | Что такое деньги. | 1 ч. | 14.03 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Коррекционная игра « Купи продай» | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
20 | Государственный бюджет. | 1ч. | 19.03 | Развитие слуховой памяти. внимания и речи через изучение нового материала. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди, каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
Конец 3 четверти По плану 20 часов IV четверть |
№ п/п по четв. | Тема раздела/тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная направленность (по разделу) | Деятельность учащихся |
План. | Факт. |
1 | Чему учит экономика Семейный бюджет. | 3 ч 1 ч | 2.04 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными; моделировать семейный бюджет; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
2 | Экономика и экология | 1 ч | 4.04 | Развивать активность мыслительной деятельности через знания о влиянии человека на окружающую среду. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; моделировать экологические прогнозы; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
3 | Презентация проекта «Экономика родного края» | 1 ч | 9.04 | Развитие речи через умение выступать с сообщениями. |
4 | Раздел « Путешествие по городам и странам» Золотое кольцо России. | 13 ч 1 ч | 11.04 | азвитие устной и письменной речи через умение составлять рассказы о достопримечательностях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения |
5 | Золотое кольцо России. | 1ч | 16.04 | Развитие устной и письменной речи через умение составлять рассказы о достопримечательностях городов Золотого кольца. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; |
6 | Золотое кольцо России. | 1ч | 18.04 | Развитие устной и письменной речи через умение искать материал в интернете | выполнять задания из электронного приложения к учебнику; с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
7 | Проект «Музей путешествий» Экскурсии. | 1 ч. | 23.04 | Коррекция речи при музея. | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. |
8 | Наши ближайшие соседи | 1ч | 25.04 | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
9 | На севере Европы. | 1 ч | 30.04 | Коррекция воображения в процессе представления о странах Европы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; соотносить государства и их флаги; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей; составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
10 | Что такое Бенилюкс. | 1 ч. | 3.05 | Развитее речи и способности выделять в предметах их существенные признаки местонахождения страны. | Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам; работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
11 | В центре Европы. | 1ч | 7.05 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. Развитие слуховой памяти. внимания и речи | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям выполнять задания по электронному приложению к учебнику моделировать достопримечательности. |
12 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 ч | 14.05 | Коррекция внимания, анализа и синтеза, логического мышления | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции. описывать достопримечательности Франции по фотографиям составлять вопросы для викторины о Франции. выполнять задания из электронного приложения к учебнику в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты. о взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из формулировать выводы из изученного материала, отвечать иа итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке итоговые вопросы. |
13 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 ч. | 16.05 | Коррекция речи, уточнение , активизация словаря. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить- работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений, группы или описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. составлять вопросы для викторины о Великобритании выполнять задания из электронного приложения к учебнику В интернете найти интересные факты о Великобритании. |
14. | На юге Европы. | 1 ч. | 21.05 | Коррекция мелкой моторики при зарисовке природы юга Европы | работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах; работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке |
15. | По знаменитым местам мира | 1 ч. | 23.05 | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
16. | Проверим себя и оценим свои достижения Конец 4 четверти 16 часов. Конец учебного года Всего: 68 ч | 1 ч | 28.05 | Коррекция познавательных процессов анализа и синтеза через исследование исследования своих достижений. | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа – д/с I, V вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО_______ зам. директора по УВР директор СС(К)НШ I, V, вида
Руководитель МО_______ _____Л. Н. Черепанова __________И.А. Склемина
Протокол №___________ «____»_________20___г.
от «_»_________20____г «___»____________20___г.
Рабочая программа по курсу предметов начального обучения
на 2012-2013 учебный год
Класс 3 « Б» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.)
Составитель:
ФИО учителя
высшая квалификационная категория
Сивчук Лариса Петровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2 класса по учебнику Биболетовой (ФГОС)
Рабочая программа для 2 класса к учеюнику Биболетовой М.З., составлена с учетом требований ФГОС, рассчитана на 2 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по авторской программе Т.Г Рамзаевой, адаптировано к требованиям ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений» Начальные классы» в 2- х частях, часть 1. составители сборника программы: Т. В. Игнатье...
Рабочая программа для 2 класса по русскому языку ФГОС
Разработка рабочей программы. Включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование....
Рабочая программа Математика 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по предмету математика 2 класс Школа 21 века по ФГОС...
Рабочая программа Технология 2 класс Школа 21 века ФГОС
Рабочая программа по предмету технология 2 класс Школа 21 века ФГОС...
Выступление на МО " « Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм.»
Оформление рабочей программы с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм....
презентация " Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно – гигиенических правил и форм."
презентация к Выступлению на Районном МО начальных классов.«Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм...