Выступление на МО " « Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм.»
методическая разработка на тему
Оформление рабочей программы с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.rar | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Районном МО начальных классов.
« Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм.» Слайд № 1
Я бы хотела поделиться опытом составления Рабочей программы учителя начальных классов. В этом 2015 году с 13 января по 28 июля в нашей школе проходила министерская проверка. Педагоги школы разработали рабочие программы учитывая все замечания и рекомендации министерства образования, о которых мне и хотелось бы рассказать. Мы работаем по УМК «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Наша школа работает 5год по введению ФГОС НОО .
В школе разработана Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая включает в себя Положение о рабочей программе и методические рекомендации.
РАБОЧАЯ программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Этот документ – индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС НОО.
Рабочая программа учителя начальных классов формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта (в нашем случае УМК ПНШ) и рассматривается методическим объединением учителей начальных классов, а затем утверждается руководителем образовательного учреждения. (Вносить изменения в данный документ после утверждения невозможно) Слайд № 2
На титульном листе должно быть указано:
- название учебного предмета;
- обозначение классов, для которых разработана рабочая программа;
- информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (ФИО учителя);
- место для отметки о рассмотрении на заседании МО учителей нач. классов, согласовании с замдиректора по УВР и об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.
При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи, ребенка; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения и другие.
Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности. В этом учебном году мы разрабатывали программы на 1 учебный год.
Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы: Слайд № 3
1.Титульный лист
2.Пояснительная записка:
- 2.1. Нормативные документы
- 2.2. Общая характеристика учебного предмета.
- 2.3. Место учебного предмета в учебном плане
- 2.4. Содержание учебного предмета
- 2.5. Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
- 2.6 Обоснование изменений.
- 2.7. Программно-методическое обеспечение
- 2.8. Поурочное тематическое планирование
Рассмотрим подробнее наполнение каждого из перечисленных элементов.
В Пояснительной записке должны быть указаны: Слайд № 4
1. Нормативные документы с указанием года издания:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44)
1) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
2) Примерная программа начального общего образования по предмету;
3) авторская Программа по предмету;
4) Основная образовательная программа начального общего образования ОУ.
2. Общая характеристика учебного предмета, которая включает в себя педагогическую цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе.Слайд № 5
3. Место учебного предмета в учебном плане: Слайд № 6
На изучение литературного чтения отводится 448 часа, из них в
в 1 классе - 96 учебных часов (в период обучения грамоте), 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю,
во 2 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю,
в 3 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю,
в 4 классе – 136 учебных часов в год, 4 часа в неделю.
4. Содержание учебного предмета, курса:
Планирование основного содержания программы по предмету на все 4 года (например: по литературе)
* Количество часов на изучение темы определяется учителем в зависимости от подготовленности класса.
Здесь же содержится информация об изменении (при необходимости) содержательной части авторской программы с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Но количество изменений, внесенных учителем, не может быть более 30%, если больше, то рабочая программа учителя, как правило, требует согласования и рецензии компетентного органа образования или иной компетентной организации (научно-методического центра, института повышения квалификации работников образования и т.п.).
и Планирование основного содержания программы по предмету на каждый год обучения Слайд № 7
Планирование основного содержания программы по литературе в 1 классе
Круг произведений для чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества разных народов России, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Жили-были буквы (7 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез (6 ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших (7 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинског
5. Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся. Слайд № 8
Система оценки результатов утверждена в Основной образовательной программе школы.
6. Программно-методическое обеспечение – это те учебники, тетради для самостоятельной работы, методические пособия, которые потребуются в ходе работы, указываются также на 1 год.
Все учебники и пособия УМК « Школа России», по которому я работаю, выходят в издательстве «Просвещение», которое для работы учителя предлагает:
- Сборник учебных программ авторов УМК в двух частях, включающий в себя программу формирования УУД по каждому предмету и программы по внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС;
- обновляемые методические рекомендации, в том числе тематическое и поурочное планирование и другие материалы.
7. Обоснование изменений. Слайд № 9
Согласно нормативным документам, обеспечивающим реализацию программы и «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44) уроки обучения грамоте проводятся не в соответствии запланированному учебному плану. Но так как два курса « Обучение грамоте» и « Литературное чтение» идут параллельно сокращение часов по этому курсу не планируется .В связи с этим сокращение часов выпало на программу по литературному чтению.
Темы раздела « Апрель,апрель.Звенит капель!» « Стихотворения о временах года» объединены в одну дату.
Темы раздела « И в шутку и в серьез» « Поэты шутят» объединены в одну дату.
Темы раздела « Я и мои друзья» «Ю. Ермолаев «Лучший друг». и «В. Орлов «Кто первый?» объединены в одну дату.
7. Тематическое планирование по предмету (например: по литературе) Слайд № 10
№ п/п | Дата | Тема урока (страницы | Решаемые проблемы (цель) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
план | понятия | предметные результаты | универсальные учебные | личностные (не оцениваются) | |||
факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вводный урок (1 ч) | |||||||
1 | 16.03 | Знакомство | Почему учебник так назван? Цели: познакомить учащихся с новым учебником «Литературное чтение»; совершенствовать навыки чтения; развивать речевые умения и творческие способности (придумывание продолжения сюжета); развивать внимание, мышление, воображение | Учебник, писатель, произведение, читатель, действующие лица | Знания: научатся ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании, предполагать на основе названия содержание главы; Уметь: работать со словарем, с содержанием учебника; | Регулятивные: формировать Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Учителю важно видеть в каждом обычном уроке признаки новых ФГОС и чувствовать себя уверенно в новых условиях. А именно: какие УУД формируются на уроке, как обозначены метапредметные связи, какими способами ученики доходят до нужного открытия.
ФГОС требуют от учителя не изобретений, а четкого понимания целей урока и его результата.
Работает формула: новый стандарт = новый результат.
Интерактивное оборудование становится инструментом для реализации целей учителя, а с цель «украсить» урок отпадает.
В УМК меняется сама форма и структура урока, роль учителя кардинально меняется. Основной упор делается на самостоятельную работу. Учитель организатор и координатор учебной деятельности.
Поэтому, приступая к составлению Рабочей программы, необходимо изучить ФГОС НОО, Программу УМК, по которому планируете работать, познакомиться с классом.
Все программы составленные на 2015-2016 учебный год , выложены на нашем школьном сайте/ gornschool28.lbihost.ru/, кроме этого здесь имеются все нормативные документы которыми я пользовалась при составлении рабочих программ. Слайд № 11
Желаю успехов всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 1 классе с учетом требований ФГОС
Урок русского языка разработан для учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1-4 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа разработана по изобразительному искусству с учетом требований ФГОС для 1-4 класов...
Рабочая программа . 4 класс .УМК"Школа России" к учебнику Плешакова А.А., Крючковой Е.А. с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарное и поурочное тематическое планирование с УУД, содержанием, характеристикой деятельности. 4 класс.В данную программу включен Модуль"Дорожная...
Рабочая программа по предметам "УМК Гармония" 1 класс с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, ИЗО, технология адресована учащимся 1 класса средней общеобразовательной школы, разработана на ос...
Инструктивно-методическое письмо «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОСО УО (ИН) в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Основные рекомендации при разработке СИПР...
презентация " Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно – гигиенических правил и форм."
презентация к Выступлению на Районном МО начальных классов.«Рабочая программа в 1 классе с учетом требования санитарно-гигиенических правил и форм...
Конспект занятия в ГПД в классе-комплекте (1-3 класс) с учетом требований ФГОС для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью .
Я работаю в классе - комплекте с учениками второго и третьего года обучения....