Учебный проект "Семейные традиции"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Этот проект разработан в рамках преподавания предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Хотя может быть использован и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_tradicii.doc | 60 КБ |
urok_po_teme_rod_i_semya_kutenkova_i.n.doc | 65.5 КБ |
semeynye_tradicii.ppt | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина
Центрального района г. Волгограда
Учебный проект
«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Выполнила
Кутенкова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина
Центрального района
гор. Волгограда
Волгоград
2012
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Автор проекта | Кутенкова Ирина Николаевна |
Место работы, должность | МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района гор. Волгограда, учитель начальных классов |
Класс, возраст участников проекта | 4-ые классы, 10 – 11 лет |
Место учёбы | МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района гор. Волгограда |
Предметный раздел | Светская этика |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, технология |
Уровень владения учениками проектной технологией | Средний, имеется опыт выполнения проекта |
Тема проекта | Семейные традиции |
Краткая аннотация проекта | Проект "Семейные традиции" предназначен для обучающихся 4 класса. Проект раскрывает значимость традиций, позволяет познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи. Выполняя работу, учащимся придется ориентироваться в большом количестве информации, анализируя ее и выбирая нужное. Также они получат необходимые человеку 21 века умения и качества. Результаты работы ученики представят в виде компьютерной презентации. |
Вид проекта | По доминирующей деятельности - информационный проект; По комплексности – межпредметный; По характеру контактов – внутришкольный; По продолжительности – среднесрочный (1 месяц). |
Цель проекта | Формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека; повышение интереса ребёнка к семье, её традициям; воспитание уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса; выяснение роли традиций в становлении крепкой и дружной семьи. |
Задачи | узнать 1) что такое семейные традиции; 2) какие традиции есть в моей семье; 3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье. |
Гипотеза | Хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди. |
Методы исследования | Наблюдение, опрос, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет. |
Вопросы, направляющие проект | Основополагающий вопрос: Что делает человека счастливым? Проблемные вопросы: Зачем человеку нужно знать свою родословную? Какую семью мы называем счастливой? Частные вопросы учебной темы: Что такое семья? Какие названия членов семьи вы знаете? Что мы называем семейными традициями? Какие традиции есть в твоей семье? Какие пословицы о семье вы узнали? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи? |
Этапы работы | Проведение проекта предусматривает работу по следующим этапам: Подготовительный этап: - Планирование проекта. Знакомство с вводной презентацией учителя. Определение участниками своих интересов по теме проекта. Формирование групп для проведения исследований. Выбор темы исследования. Постановка целей, задач исследования. Обсуждение и формирование плана работы группы по теме исследования. Формирование "ролей" и распределение "обязанностей" в исследовательских группах. Основной этап: - Самостоятельная работа групп по выполнению заданий Поиск материала по теме исследования. Обработка материала в соответствии с поставленными целями и задачами. Подготовка учащимися информационных публикаций по учебным вопросам проекта. Подготовка учащимися презентаций о проделанной работе. Заключительный этап: - Итоги. Представление результатов работы в форме презентации. Анализ проделанной работы. |
Планируемые результаты | После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: - личностные: осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты); - метапредметные : совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете). - предметные: усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций; освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет; знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет |
Презентация проекта | Первичная защита происходила на уроке Светская этика в классе. Второе выступление – на классном родительском собрании. Лучшие работы были представлены на лицейском конкурсе научно-исследовательских работ и творческих проектов. |
Партнёрство | При разработке проекта привлекались родители в качестве консультантов. |
Литература | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва. Учебник. 4 класс. Светская этика. М.: Баласс 2012 Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков. Система работы с родителями. М.: Глобус. 2010 Интернет-ресурсы. |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
курса «Светская этика» в 4 классе
Автор: Кутенкова Ирина Николаевна
Место работы, должность: МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда, учитель начальных классов
УМК: «Школа – 2100»
Учебник: Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник, 4 класс, Светская этика, М. Баласс, 2012
Тема: Род и семья
Тип урока: комбинированный урок
Цель:
уточнение знаний детей о семье, семейных праздниках, правилах семейной этики;
развитие у детей чувства взаимопомощи, стремления совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье;
воспитание уважительного отношения к родителям, членам семьи, к близким людям.
Задачи:
Дать начальные представления о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
Показать образцы поведения членов семьи, разыгрывая жизненные ситуации,
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.
Ход урока
Организация урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Всё у вас в порядке? - Хочу пожелать всем удачу! | - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! Дети показывают и отвечают: - Книжки, ручки и тетрадки! - Вместе мы сможем решить любую задачу! | Регулятивные Коммуникативные |
Актуализация опорных знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Откройте учебник на с. 42, прочитайте тему урока. - Чтобы определить проблему урока, прочитаем диалог Оли и Игоря. - Ответьте на вопросы после диалога. | Работают с содержанием учебника, определяют тему урока. Читают по ролям диалог. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Регулятивные |
Мотивация учебной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Вспомним то, что уже знаем. Подберите синонимы к словам: ценности, духовность, добро, зло - При затруднении можно обратиться к словарю в конце учебника. - Что вы можете рассказать о своей семье, роде? - Всё ли мы знаем о своей семье? | Дети подбирают синонимы. Ученики рассказывают. | Познавательные Личностные |
Формулировка целей и задач урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Определите задачи сегодняшнего урока. | Высказывают своё мнение | Регулятивные |
Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..» Древний мудрец Артташ. - Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом к нашему уроку. - Как появилась семья? Что было до появления семьи? Вспомните из Окружающего мира. - Прочитайте 1-ый абзац текста на с. 43. - Подберите цепочку слов, протяните единую связывающую нить от слова род. Найдите корень в словах. - Прочитайте 2-ой абзац текста, сравните понятия род и семья. | Дети отвечают. Ученики читают Подбирают синонимы, выделяют корень. Читают, высказывают суждения. | Познавательные Регулятивные |
Закрепление нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Какие пословицы о семье вы знаете? - Предлагаю поработать в группах: 1-ая доказывает, что наш класс можно назвать семьёй, а 2-ая – наоборот, что наш класс – не семья. | Дети называют заранее заготовленные. Работают в группах. Высказывают своё мнение. | Познавательные Коммуникативные |
- Каждая семья имеет свои традиции. А что это? - Прочитайте текст на с. 44. - Сейчас вы поработаете в группах и составите список наших классных традиций. | Дети объясняют, приводят примеры. Чтение текста Работают в группах | Регулятивные Коммуникативные |
Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? - А что для вас значит это слово? Это близкие и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья. - Чем богата каждая семья? | Отвечают Высказывают своё мнение. Отвечают | Регулятивные |
Домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Требования к результатам |
- Задание по выбору: 1. Создать герб семьи. 2. Составить родословное дерево. 3. Рассказать о традициях семьи | Выбирают и записывают задание | Личностные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор проекта: Кутенкова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района гор. Волгограда
Вид проекта По доминирующей деятельности - информационный проект; По комплексности – межпредметный; По характеру контактов – внутришкольный; По продолжительности – среднесрочный (1 месяц).
Цель проекта: Формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека; повышение интереса ребёнка к семье, её традициям; воспитание уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса; выяснение роли традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
Задачи проекта Узнать 1) что такое семейные традиции; 2) какие традиции есть в моей семье; 3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.
Методы исследования: наблюдение, опрос, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос : Что делает человека счастливым? Проблемные вопросы: Зачем человеку нужно знать свою родословную? Какую семью мы называем счастливой? Частные вопросы учебной темы: Что такое семья? Какие названия членов семьи вы знаете? Что мы называем семейными традициями? Какие традиции есть в твоей семье? Какие пословицы о семье вы узнали? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?
Этапы работы над проектом Подготовительный этап: - Планирование проекта. Знакомство с вводной презентацией учителя. Определение участниками своих интересов по теме проекта. Формирование групп для проведения исследований. Выбор темы исследования. Постановка целей, задач исследования. Обсуждение и формирование плана работы группы по теме исследования. Формирование "ролей" и распределение "обязанностей" в исследовательских группах. Основной этап: - Самостоятельная работа групп по выполнению заданий Поиск материала по теме исследования. Обработка материала в соответствии с поставленными целями и задачами. Подготовка учащимися информационных публикаций по учебным вопросам проекта. Подготовка учащимися презентаций о проделанной работе. Заключительный этап: - Итоги. Представление результатов работы в форме презентации. Анализ проделанной работы.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: - личностные: осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты); - метапредметные : совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете). - предметные: усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций; освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет; знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет Планируемые результаты:
Презентация проекта Первичная защита - на уроке Светская этика в классе. Второе выступление – на классном родительском собрании. Лучшие работы будут представлены на лицейском конкурсе научно-исследовательских работ и творческих проектов.
Партнёрство При разработке проекта привлекались родители в качестве консультантов.
Литература Основы духовно-нравственной культуры народов России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва. Учебник. 4 класс. Светская этика. М.: Баласс 2012 Мастер-класс учителя начальной школы. Разработки уроков. Система работы с родителями. М.: Глобус. 2010 Интернет-ресурсы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа учебного курса "Традиции и праздники"
Программа рассчитана на 32 часа. Возраст детей 6-8 лет. Формой подведения итогов является подготовка и проведение праздников....
«Организация учебной деятельности по изучению и сохранению фольклорных традиций»
Данный материал познакомит учителей-предметников с использованием элементов фольклора на разных уроках....
Учебный проект "Семейные традиции"
Учебный проект "Семейные традиции" к уроку "Окружающий мир" 2 класс...
Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе в начальной школе
На современном этапе в школьном образовании...
Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству на тему: " О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства" 3 класс
Представляю Вашему вниманию учебно-методический комплект по изобразительному искусству...
Духовные традиции русской семьи в учебном курсе ОРКСЭ
Духовные традиции русской семьи в учебном курсе" Основы религиозной культуры и светской этики" (эссе)...
учебный проект "Традиции, обряды и обычаи русского народа"
Проект проводится в рамках учебного предмета ОРКСЭЦели:·Формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.·Фо...