«Организация учебной деятельности по изучению и сохранению фольклорных традиций»
методическая разработка (1 класс) по теме
Данный материал познакомит учителей-предметников с использованием элементов фольклора на разных уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация учебной деятельности
по изучению и сохранению фольклорных традиций»
Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе . особенно очевидна в наше время, когда утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, исчезает интерес к учебе и живому слову. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.
« А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - писал А.С.Пушкин. Это золото является ключом для построения учебного процесса.
Программа начальной школы предусматривает изучение УНТ на уроках литературного чтения.
В 1 классе дети знакомятся с песенками, загадками, потешками, небылицами, сказкам.
Во втором классе работа усложняется, добавляются к ранее изученным жанрам, прибаутки, перевертыши, считалки, пословицы, сказки.
Продолжается работа по изучению фольклора и в 3, а в 4 классах ведущей темой становятся былины, на изучение которых отводится лишь 9 часов.
Этого, согласитесь, мало, но ведь это основной материал, на котором и. строилась народная педагогика, которая гарантировала создание семьи и воспитание полноценных членов крестьянской общины. Сегодня мы возвращаемся к. народной педагогике, целенаправленно пропагандирующей освоение культурных ценностей. Какие же это ценности? Что было важно для крестьянина?
Прежде всего, это — дом, большая, крепкая, дружная семья, которая совместными усилиями вырастит хлеб и обеспечит благополучие роду. Это рождает почтительное отношение к старшим, заботливое — к подрастающему поколению.
Что сегодня является реальным ориентиром человеческого поведения? Что применимо к начальной школе? Какие ценности наиболее актуальны сегодня?
Выделим самые важные:
- Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно – нравственного начала,
- Ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании,
- Ценность родной земли, Родины,
- Ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия,
- Ценность здорового образа жизни.
Я стараюсь свою педагогическую деятельность, выстраивать так, чтобы основной запас ценностей к окончанию детьми начальной школы, был сформирован, в том числе и средствами фольклора.
Предлагаю познакомиться с использованием элементов фольклора на разных уроках.
Произведения У.Н.Т. используются мною на многих этапах урока. Кроме этого я целенаправленно включаю фольклор во все виды работ:
• Словарная работа
- Минутка чистописания.
- Орфографическая пятиминутка,
- Выборочный диктант,
- Полный текстовой диктант,
Чаще всего идёт использование текстового материала фольклора.
Предлагаю рассмотреть работу с малыми жанрами фольклора на этапе всесторонней
проверки знаний, при приведении минутки чистописания на уроке по теме «Состав слова. Окончание». .
Вначале урока дети проговаривают чистоговорку, выделяю повторяющийся -звук; определяют какой буквой обозначим этот звук на письме. Письмо этой буквы. Далее работа строится с поговоркой.
- Прочитайте
- Какая буква пропущена? Далее запись поговорки с комментированием.
- Какие слова в этой поговорке? Почему?
- Что такое корень?
- Выделите грамматическую основу.
- Назовите словосочетание.
- Каким членом предложения является слово ВОРОНЁНКА?
- Дайте характеристику предложения.
- Измените форму слова ВОРОНА. Что для этого надо сделать?
- Прочитайте предложение, которое у нас получилось. Что увидели?
- Что нужно сделать, чтобы слова в предложении были связаны по смыслу?
- Прочитайте новое предложение. Получилось предложение?
- Что мы сделали для того, чтобы получить предложение?
- Зачем меняли окончание в словах?
- Кто может сформулировать тему урока?
Работая с одной поговоркой мы, вместе с детьми повторили несколько разделов русского языка: орфография, морфология, морфемика, синтаксис. А ещё поговорка помогла детям самостоятельно сформулировать тему урока, что тоже немаловажно.
Вот ещё один вариант использования фольклора. Орфографическая пятиминутка.
- Прочитайте пословицу.
- Объясните смысл
- Назовите слово с непроверяемой безударной гласной. Что это за слово?
- Назовите пропущенную букву в каждом слове, подбирая проверочное слово.
- К каждому слову из этой пословицы подберите антоним.
- А теперь подберите синоним?
Опять, работая с одной поговоркой, мы повторили орфографию, лексику.
На каждом уроке литературного чтения мною предусмотрена дыхательная . и артикуляционная гимнастика. К каждой теме подобраны соответствующие содержанию текстов скороговорки и чистоговорки, которые позволяют не только, подготовить' дыхательный аппарат, но и способствуют подготовке к изучению нового материала.
Посмотрите, как строится работа с пословицами на примере произведения Л.Пантелеева «Честное слово»
- Прочитайте пословицу. Объясните смысл.
- Найдите и прочитайте такое место в рассказе, которое напоминает эту пословицу.
- Прочитайте вторую пословицу. Объясните смысл.
- Подумайте, можно ли её отнести к прочитанному рассказу. Обоснуйте свой ответ.
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Подберите пословицу, отражающую главную мысль произведения. Если дети не могут вспомнить или подобрать пословицу самостоятельно, тогда учитель предлагает се варианты, из которых нужно выбрать правильные и обосновать.
- Прочитайте пословицы. Объясните смысл. Какая из них содержит главную мысль? Математика:
Жанр У.Н.Т. определяет форму проведения урока математики:
- урок - сказка,
- урок - загадка,
- урок - считалка,
- урок - перевертыш.
Сюжетная линия сказки помогает раскрыть тему урока,
Осуществляется решение задач на фольклорном материале.
Вот вариант использования пословицы на уроке математики.
- Сегодня девиз нашего урока: «Один за всех, и все за одного». Как понимаете смысл этой пословицы?
- Какое число встретилось в пословице?
- Назовите число, в котором количество ед. и количество десятков равно 1. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
- Увеличьте его на 2 единицы.
- Увеличьте в 2 раза.
- Уменьшить на 1 десяток.
Превратите это число в другое, чтобы количество десятков было больше, чем количество ед.
- А теперь, чтобы количество десятков было меньше, количество ед. (такого числа не)
- Какое число лишнее? Почему?
- Какие числа называются чётными? Нечётными?
- Какое число может быть лишним? Почему?
- Какие числа называются однозначными? Двузначными?
- Обратите внимание на числовое выражение. Какого вида задачи можно составить поданному выражению?
На уроках окружающего мира дети знакомятся с народными приметами, праздниками, самостоятельно подбирают этот материал и делятся с одноклассниками, при проведении минутки календаря. Такая работа учит самостоятельности, расширяет кругозор, приобщает к национальной культуре.
Сегодня, 1 ноября.
- А знаете ли вы, как в народе назывался ноябрь?
- А знаете ли вы, какой сегодня день по народному календарю?
- Какие приметы связаны с этим днём? А люди старшего поколения смогли бы ответить на этот вопрос. И учитель должен это знать.
Труд, изобразительное искусство:
В связи со своей специфичностью эти учебные дисциплины помогают проводить:
- интегрированные уроки,
- фольклорные праздники.
- фольклорные экспедиции
Конечно, работая учителем в современной школе, мы строим свою работу не только на использовании фольклора. Наш педагогический опыт позволяет выбирать из многих методик лучшее, необходимое на данный момент для данного класса и даже ребёнка. Но именно произведениям устного народного творчества мы говорим спасибо за то, что они помогают воспитать гражданина, знающего свои корни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «КРЕЩЕНИЕ - ДАНЬ МОДЕ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ ВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЙ»
Цель: познакомить учащихся с обрядом крещения....
Сохранение народных традиций как средство воспитания патриотизма и толерантности.
В современном российском обществе частично утрачены народные традиции - связь поколений, присущая каждой народной культуре. Особенно заметна эта проблема в крупных мегаполисах. Средства массовой инфор...
Русские народные игры, как основа сохранения русских традиций
Игра – это уникальнейшее явление человеческого бытия. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка до определенного возраста. В играх фо...
«Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»
laquo;Фольклорные традиции – одно из направлений духовно-нравственного воспитания учащихся»...
Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций
Приобщение детей к родному языку, на знание и сохранение традиций и обычаев своего народа....
Педагогические приемы по сохранению народных традиций в детском коллективе
Формирование общечеловеческих ценностей, возрождение забытых национальных обычаев, ознакомление с национальной культурой....