«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»

(разработка проекта).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya-moe_bogatstvo.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

   

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет

Институт непрерывного профессионального образования

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»

           Авторы  проекта:

Хрипченко Марина Александровна

Эммерт Надежда Викторовна

Руководители проекта:

к.п.н., доцент А.Ю. Кузина

к.п.н., доцент Е.А. Сидякина

Тольятти-2012

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

Титульный лист

Формулирование проблемы

Миссия проекта

Цель и задачи проекта

Этапы работы по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению)

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-эффекта

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-продукта

Необходимые ресурсы

Область рисков и план работы с ними

Формы отчетности

Приложения

 ПРОБЛЕМА

 

«Ознакомление младших школьников с родословной своей семьи»

СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ: Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков.

ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.

Почему это стало проблемой? Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках.

 Почему ее следует решать? У народа, который не знает своего прошлого, нет будущего.

 Когда она становиться проблемой? Когда теряется связь поколений.

 Чья это проблема?  Это проблема современного общества и государства.

Касается ли эта проблема других? Она касается всех народов.

Кажется ли она им проблемой? Это важная проблема, которую просто необходимо решить.

Захотят ли они участвовать в ее решении? 2008 год, объявленный в России Годом семьи, был призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее?  Люди, уважающие свое прошлое, любящие свое настоящее и заботившиеся о своем будущем.

Кто будет сопротивляться решению проблемы?  Мало мотивированные учащиеся и их родители.

Что случиться если мы не решим проблему?   Если не решить данную проблему исчезнут традиции, устои семей, потеряется связь поколений.

МИССИИ ПРОЕКТА

Заинтересовать  детей младшего школьного возраста преемственностью поколений.

Для кого мы это делаем?

Что мы делаем?

Как мы делаем это?



 Данный проект разработан для  детей младшего школьного возраста

Мы развиваем интерес к истории своих предков, содействуем укреплению духовных ценностей, повышаем интеллектуальный и культурный уровень учащихся. Способствуем  более близкому общению членов своей семьи, формируем коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями

Применяем  различные методические приёмы ознакомления младших школьников с родословной семьи, о которых говорится в данном исследовательском проекте.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ: Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны.

ЗАДАЧИ:

  - продолжать формировать понятие «семья»;

  - формировать ценностное отношение к близким и дальним родственникам;

 - создать благоприятные условия для социализации детей;

  - повышать познавательную активность детей;

- развитие коммуникативных способностей в ходе взаимодействия со сверстниками, взрослыми;

  - приобщить родителей, детей и других родственников к реализации проекта «Моя семья - мое богатство»;

- разработать модель генеалогического дерева своей семьи (Моя родословная).

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭТАПАМ РАБОТАМ ПО ПРОЕКТУ 

Этап

Мероприятия

Участники проекта

Функционал


1.Подготовительный этап.

1. Классный час: « Что мы знаем о своей семье?».

 

2. Разработка критериев оценивания каждого этапа.

Учитель

Провести  беседу о необходимости изучения своей семьи. Составить критерии оценивания викторины, генеалогического древа, плакатов и рисунков.

Учащиеся  2х -3х классов.

Ответить на вопросы анкеты «Что я знаю о своей семье?».

2. Основной этап.

2.1


 «Моя семья»

«Викторина"

Домашнее задание «Моё родословное древо».

Учащиеся

Отвечают  на вопросы викторины. Моделирование родословного древа, выполнение  на заготовке (электронный или бумажный вариант) или в свободной форме.

Родители

Отвечают  на вопросы викторины. Моделирование родословного древа, выполнение  на заготовке (электронный или бумажный вариант) или в свободной форме.

 «Семейные традиции»

1-ая группа  выполняет задание «Мудрость народная».

2-ая группа выполняет задание «Традиции моей семьи» в презентации по шаблону.

Учащиеся

Ребята из 1 группы ищут приметы, пословицы, поговорки о семье.

Ребята из 2 группы рисуют рисунки  и описывают традиции соей семьи. Затем заполняют шаблон презентации.

2.2

 «Счастливая семья»

Плакат "Счастливая семья" с девизом счастливой семьи.

Учащиеся 2-х – 3-х классов.


Детям  даётся задание записать слова или словосочетания, отражающие их представление о счастливой семье.

Дети вместе с родителями.

Изготавливают плакат о своей семье, он выполняется в любой технике.

2.3

Подведение итогов

Организатор проекта

Подсчет  баллов и подведение итогов.

Рефлексия для участников и организаторов проекта.

Учащиеся

Заполнение листа самооценки.

 и организаторы.

Обсуждение выполненной работы по ходу проекта и исправление допущенных ошибок.

3. Заключительный этап.



Родительское собрание «Моя семья - мое богатство».

Учитель  

Проводит собрание и демонстрирует всю выполненную работу по проекту.

Родители и дети.

Просматривают презентацию.  

        КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ЭФФЕКТА

Ожидаемый результат-эффект

Показатели

Личностные



- осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;

- объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты).

Метапредметные




- совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

- работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

Предметные


- усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;

- освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.

КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ПРОДУКТА

Ожидаемый результат-продукт

Критерии

«Семейные традиции»

(презентации)

в тексте дается описание семейной традиции;

соответствия содержания и  текста страницы;

соответствие рисунка тексту страницы;

соответствие инструкции шаблона;

грамотность.

«Моё родословное древо»

(выставка работ учащихся)

оригинальность идеи;

глубина познания;

красота, эстетичность.

«Счастливая семья»

(плакат)

соответствие сюжета плаката;

соответствие сюжета плаката и девиза к нему;

грамотность.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

Ресурсы

Содержание

Человеческий:

Учитель, учащиеся 2х-3х классов и их родители.

Финансовый:

Закупка ватманов, маркеров, бумаги.

Кадровый:

Учитель информатики, классный руководитель.

Материальный:

Компьютеры, проектор, принтер, сканер или цифровой фотоаппарат, доступ к интернету, программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты.

Информационный:

http://znayka.net/poslovicy/detskie-page2.html  Знайка.Net/пословицы

http://www.solnet.ee/sol/009/ps_000.html Детский портал "!Солнышко"/ пословицы

http://posloviz.ru/category/semya Пословицы

http://www.babylessons.ru/genealogicheskoe-derevo-shablon/ Генеалогическое древо.

Программно-методический:

1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. / под ред. Асмолова, А.Г. М.: Просвещение 2008.- 256 с.

2. Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Шумакова, Н.Б. Авдеева, Н.И. Климанова Е.В. – М.: Просвещение 2011.- 203с.

3. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты /  Феоктистова, В.Ф. – Волгоград, Учитель, 2012.-  160 с.

4. Хрестоматии, словари и другие справочные материалы

ОБЛАСТЬ РИСКОВ И ПЛАН РАБОТЫ С НИМИ

             

Риски, способные повлиять на проект

Выход

Отсутствие интереса у учащихся и их родителей.


Мотивировать учащихся и их родителей положительным результатом и награждением в конце проекта.

Отсутствие компьютера и выхода в Интернет.



Работа проводится в школе, в кабинете информатике.

Отсутствие навыков работы с компьютером.


Во время подготовительного этапа происходит обучение детей, не владеющих компьютером.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Форма отчетности

1

Технологическая карта проекта.

2

Электронная презентация проекта.

3

Конспект классного часа: « Что мы знаем о своей семье?».

4

Конспект родительского собрания на тему «Моя семья – мое богатство».

ПРИЛОЖЕНИЯ

№ п/п

Наименование

Анкета.

Вводная презентация.

Копилка народных советов.

Путеводитель – самоанализ.

Семейная викторина.

Что такое семейное древо?

Шаблон древа.

Шаблон семейные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Применение мастерских в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в 1 классе

Творческие мастерские способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реа...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Ознакомление младших школьников с переносным значением слова на примере работы с пословицами

Вашему вниманию предложена серия развивающих пятиминуток для изучения прямого и переносного смысла пословиц. Пятиминутки содержат разнообразные занимательные задания, в основе которых лежат логические...

Ознакомление младших школьников с переносным значением слова на примере работы с пословицами

Вашему вниманию предложены серии развивающих пятиминуток. В их основе занимательные задания, работа над которыми ведется с использованием логических приемов....

"Английские сказки как средство ознакомления младших школьников с иноязычной культурой"

Сказка на иностранном языке,как способ развития естественного интереса к жизни народов других стран....

Программа патриотического воспитания младших школьников "Моя родословная",

Данная программа способсвтует формированию патриотического восптания у обучающихся начальной школы, так как именно с семьи закладываются отвественность и чувство гордости за свою страну. Изучение...

Программа по ознакомлению младших школьников с нетрадиционными техниками рисования

Программа может применяться как в массовой школе, так и в коррекционных школах....