Ознакомление младших школьников с переносным значением слова на примере работы с пословицами
учебно-методическое пособие (чтение, 2 класс) по теме
Вашему вниманию предложена серия развивающих пятиминуток для изучения прямого и переносного смысла пословиц. Пятиминутки содержат разнообразные занимательные задания, в основе которых лежат логические приемы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ump_rabota_nad_poslovitsami_v_nachalnoy_shkole.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАБОТЕ С ПОСЛОВИЦАМИ
Разработано Исаевой Валентиной Викторовной
Речь современных школьников, к сожалению, беднеет год от года. Наш язык засоряется словами паразитами, теряет стройность и благозвучность. Редко когда мы можем услышать правильную речь. Размышляя над проблемой, я пришла к выводу, что наиболее рациональным и актуальным будет использование русских народных пословиц.
Для успешной работы над пословицами я использовала такую форму работы как развивающие пятиминутки.
План конспекта занятия №1.
Пословицы: Что посеешь, то и пожнёшь; Как аукнется, так и откликнется; Добра желаешь – добро и делай.
Задачи:
1) познакомить учащихся с пословицами и закрепить знания,
2) познакомить учащихся с наличием прямого и переносного смысла в пословицах,
3) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
4) развивать словарный запас учащихся,
5) воспитывать чувство товарищества.
Оборудование:
1. Словарь.
2. Портрет Л.Н.Толстого.
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
- Кто может сказать, что записано на доске? (пословицы)
Давайте их прочтём.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Добра желаешь – добро и делай.
- Как вы догадались, что перед вами пословицы?
- Что такое пословица?
Пословица – это короткое (в 1 предложение) народное изречение с нравоучительным характером.
- Что такое нравоучение? Подберите однокоренные слова.
Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.
Пословицы – это устный малый жанр фольклора, то есть народного творчества. Что значит устный? (не письменный, передающийся из уст в уста)
Б) Работа над пословицами:
- Сейчас я прочту вам басню, записанную Л.Н.Толстым, «Муравей и голубка». Послушайте её:
МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
- Как вы думаете, какие из этих пословиц подходят к басне?
Пословица может иметь прямой смысл и переносный. Каков прямой смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»?
В какой ситуации мы можем употребить её в прямом смысле?
А подходит ли эта пословица к басне?
В прямом или переносном смысле мы употребляем её в этом случае?
А как вы понимаете смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнёшь»?
Прочитайте третью пословицу. (Добра желаешь – добро и делай)
А у неё есть прямой и переносный смысл? (только прямой)
Назовите прямой смысл пословицы.
В) Подведение итога:
С этого дня в нашем классе появится новшество. Это кузовок народной мудрости. Наверно, вы уже догадались, что мы будем в него собирать?
В него мы будем собирать пословицы. С некоторыми из них мы познакомимся на уроках. Они будут записаны чёрным цветом. Но каждый из вас сам может заполнять его. Если вы найдёте пословицу, то мы запишем её в наш кузовок синим цветом.
Надеюсь, что вместе мы найдём много замечательных и мудрых пословиц.
Данное занятие было проведено в форме развивающей пятиминутки. Было сформировано понятие о пословицах, о прямом и переносном смысле. Учащиеся успешно попробовали самостоятельно определить прямой и переносный смысл предложенных пословиц. Таким образом, формировался навык по умению определять наличие прямого и (или) переносного смысла.
Для того чтобы занятие было интересным и учащиеся получили новые знания, я старалась использовать различные приемы, такие как пословицы, басня Л.Н.Толстого «Муравей и голубка». Особенно интересной получилась работа с басней. Дети были увлечены, так как материал заинтересовал их, и они самостоятельно определяли, подходят ли предложенные пословицы к басне, какой у пословиц переносный смысл.
Интересная была работа и с «Кузовком народной мудрости», так как некоторые учащиеся смогли сразу вспомнить несколько пословиц (в основном, это были пословицы о дружбе из школьной программы). А остальные учащиеся определяли их прямой и, если был, переносный смысл. Не остались без внимания и вопросы, особенно проблемного характера, они заставляли учащихся думать и тем самым активизировали их работу на уроке.
План конспекта №2
Пословицы: Лучше синица в руках, чем журавль в небе; Пуганая ворона и куста боится.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся о прямом и переносном смысле пословиц,
2) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
3) совершенствовать умение сравнивать пословицы,
4) развивать словарный запас учащихся,
5) воспитывать смелость, выдержку.
Оборудование:
1.Словарь.
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
Прочтите предложения на доске. Что перед нами?
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Пуганая ворона и куста боится.
Как вы понимаете их смысл? О чём пословицы?
Б) Работа над пословицами:
Давайте попробуем их сравнить. Сравнить – значит определить, что общего в этих пословицах и чем они отличаются.
Что же общего в этих пословицах?
Чем отличаются?
Сейчас я прочту вам переносный смысл одной из этих пословиц, а вы скажете, переносный смысл какой пословицы я прочитала.
Тот, кто пережил много несчастий, становится излишне осторожен и боится даже того, что не таит в себе опасности.
Как вы думаете, переносный смысл какой пословицы я прочитала? (Пуганая ворона и куста боится)
А есть ли у этой пословицы прямой смысл?
В какой ситуации мы употребим эту пословицу в прямом смысле?
А теперь поработаем с первой пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Есть ли у неё прямой смысл?
А есть ли у пословицы переносный смысл? То есть, можем ли мы сказать «пугливая ворона» про человека? Про какого? В какой ситуации?
В) Творческая работа:
Давайте обобщим переносный смысл пословицы «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Для этого составим модель:
ЛУЧШЕ ЧТО-ТО (КТО-ТО) ХОРОШЕЕ РЯДОМ (СЕЙЧАС), ЧЕМ ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ ДАЛЕКО (НЕСБЫТОЧНО).
Постарайтесь составить свою пословицу по этой модели.
Проведенное занятие способствовало реализации поставленных целей. Учащиеся закрепили знания о пословицах, узнали интересные сведения, связанные с их происхождением. Ребята также закрепили имеющиеся знания по русскому языку, пословица помогла осуществить плавный переход в теме урока. Ребята активно работали на занятии благодаря тому, что им было достаточно интересно.
Особенно интересной получилась работа с моделью. Учащиеся старались самостоятельно составить свою пословицу. В итоге, у нас получились следующие пословицы «Лучше печенье в руках, чем пряник в магазине», «Лучше фиалка в вазе, чем роза в саду». Рассказу учителя предшествовали вопросы, направленные на активизацию собственных знаний учащихся. Они позволили не только актуализировать знания, но и обобщить и систематизировать их.
План конспекта №3
Пословицы: Волков бояться – в лес не ходить; Пуганая ворона и куста боится; У страха глаза велики.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся о прямом и переносном смысле пословиц,
2) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
3) совершенствовать умение сравнивать пословицы,
4) развивать память, речь,
5) воспитывать силу воли.
Оборудование:
1.Словарь.
2. Карточки со словами пословиц.
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
Слова в пословицах перепутались. Верните их на свои места и восстановите нужную форму.
- бояться Волки лес не ходить в – .
- ворона и боится куст Пуганая .
- У велик страх глаза .
Какие же пословицы здесь записаны?
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Пуганая ворона и куста боится.
- У страха глаза велики.
Как вы понимаете смысл первой пословицы? Второй? Третьей?
Б) Работа над пословицами:
Что общего у всех пословиц?
Чем они отличаются?
Послушайте стихотворение:
Летела ворона,
Присела на куст,
Подумав, что куст
Безопасен и пуст.
Но в этом кусте
Притаился украдкой
Отважный охотник
Со страшной рогаткой.
Он тихо прицелился –
Бах! – И с куста
Взлетела ворона
Уже без хвоста.
Что стало с вороной?
Другой разговор,
Но очень пуглива
Ворона с тех пор.
Какую пословицу мы можем соотнести с этим стихотворением? (Пуганая ворона и куста боится) В каком смысле мы её тогда употребляем? Каков переносный смысл пословицы? (Тот, кто пережил много несчастий, становится излишне осторожен и боится даже того, что не таит в себе опасности)
Каков прямой смысл пословицы «Волков бояться – в лес не ходить»? А какой переносный смысл? (Взялся за дело, не бойся трудностей)
Прочитайте третью пословицу. (У страха глаза велики). Есть ли у неё прямой смысл? (Нет)
А какой переносный смысл пословицы? (Человек, охваченный страхом, видит опасность там, где её нет.)
В) Творческая работа:
В какой ситуации мы можем использовать пословицу «Волков бояться – в лес не ходить»? Придумаем вместе?
В целом проведённое занятие способствовало реализации поставленной цели. Учащиеся закрепили знания о пословицах. Стихотворение, используемое на занятии, позволило привлечь и удержать внимание учащихся. Большую роль в актуализации знаний, уже имеющихся у детей, сыграли вопросы. Большинство вопросов носили поисковый характер. Детям было интересно, они с удовольствием слушали, а затем живо обсуждали полученные знания. Ответы на вопросы были достаточно грамотными и полными.
План конспекта №4
Пословицы: Не храбрись на печи, а храбрись на поле; Говорил день до вечера, а слушать нечего; Не спеши языком – торопись делом.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся о прямом и переносном смысле пословиц,
2) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
3) совершенствовать умение сравнивать пословицы,
4) развивать монологическую речь,
5) воспитывать бережное отношение к родному языку, к своей речи.
Оборудование:
1.Словарь.
2. Карточки с частями пословиц.
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
На доске записаны пословицы, но мне кажется, что они записаны неверно.
НЕ ХРАБРИСЬ НА ПЕЧИ, А СЛУШАТЬ НЕЧЕГО.
ГОВОРИЛ ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА – ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.
НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, А ХРАБРИСЬ НА ПОЛЕ.
Как на самом деле звучат пословицы?
- Не храбрись на печи, а храбрись на поле.
- Говорил день до вечера, а слушать нечего.
- Не спеши я зыком – торопись делом.
Б) Работа над пословицами:
Что общего у пословиц? Чем отличаются?
Как вы понимаете первую пословицу «Не храбрись на печи, а храбрись на поле»?
Каков её прямой смысл? Употребляем ли мы его?
Можно ли пословицу использовать в наши дни, ведь почти никто не отапливает дом печью? В каком смысле мы тогда употребляет пословицу? Какой же переносный смысл пословицы «Не храбрись на печи, а храбрись на поле»? (Не ленись и не болтай попусту)
Как вы понимаете вторую пословицу «Говорил день до вечера, а слушать нечего»?
О чём пословица? Кому мы можем её сказать? Есть ли у пословицы переносный смысл?
Что общего между первой и второй пословицами?
Как вы понимаете последнюю пословицу «Не спеши языком – торопись делом»?
В каком смысле мы её используем?
Что общего между этой пословицей и первой?
Чему учат пословицы, с которыми мы сегодня познакомились?
В) Творческая работа:
Нарисуем две словесные картины к пословице «Не храбрись на печи, а храбрись на поле». Первая будет отражать прямой смысл, а вторая переносный.
Анализируя данное занятие, можно сказать: основные цели были достигнуты. Учащиеся получили знания о новых пословицах и их переносном смысле. Учащиеся правильно выполнили предложенное задание по предмету. Для того чтобы урок был интересным и учащиеся получили новые знания, я старалась использовать различные приемы: иллюстрации, рассказ. Не остались без внимания и вопросы, особенно проблемного характера, они заставляли учащихся думать и тем самым активизировали их работу на занятии.
План конспекта №5
Пословицы: Береги платье снову, а честь смолоду; Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся о прямом и переносном смысле пословиц,
2) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
3) совершенствовать умение сравнивать пословицы,
4) обогащать и активизировать словарь учащихся,
5) воспитывать честность в мыслях и поступках.
Оборудование:
1.Словарь.
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
Вставьте пропущенные буквы и прочитайте предложения.
Б_р_г_ платье сн_в_, а честь см_л_д_.
Добрая сл_в_ лежит, а дурная д_л_к_ бежит.
Что перед нами? (пословицы)
Как вы догадались?
Б) Работа над пословицами:
Обратите внимание, что часто пословицы состоят из двух частей.
Назовите первую часть первой пословицы. (Береги платье снову)
Назовите вторую часть. (а честь смолоду).
Какая часть важнее?
Что такое честь?
В толковом словаре С.И.Ожегова указано четыре определения «чести». Послушайте их внимательно и выберите наиболее подходящее к пословице «Береги платье снову, а честь смолоду».
Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы.
Честь – хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (!)
Честь – целомудрие, непорочность.
Честь – почёт, уважение.
Кто и кому мог бы говорить слова «Береги платье снову, а честь смолоду»?
Как вы понимаете пословицу? (С юных лет будь аккуратен в делах и честен в поступках.)
Прочитаем вторую пословицу «Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит». Здесь тоже есть две части? Назовите первую? Вторую?
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Известия о дурных поступках распространяются быстрее, чем о хороших.)
Что общего в этих пословицах?
От чего зависят слава и честь человека?
В) Творческая работа:
Придумаем ситуацию, название которой «Береги платье снову, а честь смолоду».
В целом проведенное занятие способствовало реализации поставленной цели. Учащиеся закрепили знания о пословицах. Особенно интересной получилась работа с придумыванием ситуации. Дети были увлечены, так как задания заинтересовали их. Большую роль в актуализации знаний, уже имеющихся у детей, сыграли вопросы. Занятие имело большую воспитательную ценность.
План конспекта №6
Пословицы: С волками жить – по-волчьи выть; Яблоко от яблони недалеко падает; Какое дерево, таков и клин;
каков батько, таков и сын.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся о прямом и переносном смысле пословиц,
2) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
3) совершенствовать умение сравнивать пословицы,
4) развивать словарь учащихся,
5) воспитывать дружелюбие.
Оборудование:
1.Словарь.
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
Прочитайте пословицы:
- С волками жить – по-волчьи выть.
- Какое дерево, таков и клин; каков батько, таков и сын.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
Как вы понимаете первую пословицу? Вторую? Третью?
Б) Работа над пословицами:
Есть ли у первой пословицы «С волками жить – по-волчьи выть» переносный смысл? (Необходимость приноравливаться к окружающим)
Когда мы можем её употребить?
Прочтите вторую пословицу. («Какое дерево, таков и клин; каков батько, таков и сын») Кто такой батько?
Батько – батя, батюшка, отец.
Что такое клин?
Клин – сужающийся к своему заострённому концу кусок дерева, металла; простейшее орудие такой формы.
С кем сравнивают дерево? Почему?
Почему сына сравнивают с клином?
Каков смысл этой пословицы? (Каковы родители, таковы и дети)
Прочтите третью пословицу. (« Яблоко от яблони недалеко падает»)
О чём эта пословица, как вы её понимаете? Каков её прямой смысл?
Что подразумевается под яблоком и яблоней? Переносный? (Дети часто наследуют черты своих родителей, прежде всего их недостатки и пороки)
Какие из этих трёх пословиц похожи? Чем?
В) Творческая работа:
Вспомните сказки и другие литературные жанры. О ком из героев мы можем сказать «Яблоко от яблони недалеко падает»?
Разделите лист пополам. Сверху надпишите пословицу «Яблоко от яблони недалеко падает». В левой части надпишите «прямой смысл» и нарисуйте к нему иллюстрацию. В правой части надпишите «переносный смысл» и нарисуйте к нему иллюстрацию.
Анализируя данное занятие, можно сказать: основные цели были достигнуты. Учащиеся закрепили знания о пословицах, о причинах использования пословиц людьми. Для того, чтобы занятие было интересным и учащиеся получили новые знания, я старалась использовать различные приемы: рассказ, иллюстрации. Не остались без внимания и вопросы, особенно проблемного характера. Особенно удачным получился итог пятиминутки, в котором учитель попросил учащихся вспомнить литературные произведения, к персонажам которых подходит пословица «Яблоко от яблони недалеко падает». Интересная была работа и с иллюстрациями. Учащимся было предложено нарисовать иллюстрации к прямому и переносному смыслу пословицы.
План конспекта №7
Пословицы: На каждый роток не накинешь платок;
Чужой рот – не свои ворота, не затворишь;
Чьё поле, того и воля.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся о прямом и переносном смысле пословиц,
2) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
3) совершенствовать умение сравнивать пословицы,
4) развивать и обогащать словарный запас учащихся,
5) воспитывать уважение к людям, к чужому мнению и убеждению.
Оборудование:
1.Словарь.
2. Репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица»
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
Слова в пословицах перепутались. Верните их на свои места и восстановите нужную форму.
роток платок не накинуть каждый На .
рот – не затворить Чужой ворота, не свои .
и того поле, Чьё воля .
Какие же пословицы здесь записаны?
- На каждый роток не накинешь платок.
- Чужой рот – не свои ворота, не затворишь.
- Чьё поле, того и воля.
Как вы понимаете смысл первой пословицы? Второй? Третьей?
Б) Работа над пословицами:
Что такое роток?
Почему в пословице «На каждый роток не накинешь платок» употреблена эта форма слова?
Есть ли у пословицы переносный смысл? Какой? (невозможно заставить молчать всех)
Есть ли у пословицы прямой смысл?
Как вы понимаете вторую пословицу «Чужой рот – не свои ворота, не затворишь»?
Чем она похожа на первую?
Как вы понимаете смысл третьей пословицы? Сравните пословицу «Чьё поле, того и воля» с предыдущими.
Чему учат эти пословицы?
Вспомните пословицу: «Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит». Что общего между теми пословицами, которые мы узнали сегодня и этой?
В) Творческая работа:
Представьте себе шумный и весёлый базар на Масленицу. Что могло на нём произойти, если Архип сказал Прохору в итоге: «На каждый роток не накинешь платок».
Анализируя данное занятие, можно сказать: основные цели занятия были достигнуты. Для того, чтобы урок был интересным и учащиеся получили новые знания, я старалась использовать различные приемы: рассказ, иллюстрации. Не остались без внимания и вопросы, особенно проблемного характера, они заставляли учащихся думать и тем самым активизировали их работу на уроке.
План конспекта №8
Пословицы: Не рой другому яму, сам в неё попадёшь;
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Задачи:
1) закрепить знания учащихся о прямом и переносном смысле пословиц,
2) совершенствовать умение определять прямой смысл и переносный смысл,
3) совершенствовать умение сравнивать пословицы,
4) обогащать и систематизировать словарь учащихся,
5) воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
1.Словарь.
2. Иллюстрация каравана в пустыне.
Ход развивающей пятиминутки:
А) Вводная часть:
Пропуски между некоторыми словами забыли оставить и вот, что получилось. Расставьте пропуски правильно.
НЕРОЙДРУГОМУЯМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ.
НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ – ПРИГОДИТСЯВОДЫНАПИТЬСЯ.
Какие же пословицы здесь записаны?
- Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Как вы понимаете смысл первой пословицы? Второй?
Б) Работа над пословицами:
Прочтите первую пословицу. (Не рой другому яму, сам в неё попадёшь)
Послушайте стихотворение и подумайте, в каком смысле можно отнести к нему эту пословицу.
Рыл яму злодей
На дороге лесной,
Чтоб ночью
Свалился прохожий.
Вот яма готова.
Он вылез.
- Постой!
Прохожий ведь
Вылезет тоже!
Ещё двое суток
Разбойник потел.
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти,
Но не сумел.
Тогда усмехнулся:
- Годится.
В каком смысле нужно употребить пословицу, чтобы она подходила к этому стихотворению? (в прямом)
Есть ли у пословицы переносный смыл? Каков он? (Неприятность зачастую случается с тем, кто готовит её другому)
Прочтите вторую пословицу. («Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»)
Как вы её понимаете? Когда мы можем употребить её в прямом смысле? А есть ли у неё переносный смысл? (Не порти вещь, может она тебе ещё понадобится)
Давайте, сравним пословицы. Что у них общего? Чем отличаются?
В) Творческая работа:
Представьте себе пески пустыни Сахара. По ним медленно движется караван. В нём едет юный Хати. Придумайте продолжение истории, чтобы в нём прозвучала пословица «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
В целом проведённое занятие способствовало реализации поставленной цели. Учащиеся закрепили знания о пословицах. Стихотворение, используемое на занятии, позволило привлечь и удержать внимание учащихся. Большую роль в актуализации знаний, уже имеющихся у детей, сыграли вопросы. Большинство вопросов носили поисковый характер. Детям было интересно, они с удовольствием слушали, а затем живо обсуждали полученные знания. Ответы на вопросы были достаточно грамотными и полными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление младших школьников с переносным значением слова на примере работы с пословицами
Вашему вниманию предложены серии развивающих пятиминуток. В их основе занимательные задания, работа над которыми ведется с использованием логических приемов....
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...