открытый урок "Когда появилась одежда"
материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 128.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku_pro_odezhdu.ppt | 952.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Терновка Щетинина Елена Александровна.
Тема урока: «Когда появилась одежда?»
Цели: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, военная); учить внимательно относиться к своей одежде; показать зависимость типа одежды от погодных условий.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прослеживать историю появления одежды и развития моды; отличать национальную одежду своего народа; подбирать подходящую для конкретного случая одежду.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как проводим мы его не одни, а в присутствии гостей, и не в своём кабинете, а в кабинете – музее. Кто подскажет мне, что такое музей? Какие бывают музеи? Зачем они нужны? – Ребята, выберите себе смайлик по вашему настроению и положите его на парту.
Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки:
Если день стоит погожий,
Он не выйдет из прихожей.
Если дождик моросит,
Он на улицу бежит. (Плащ.)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба.)
Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый - целых пять! (Перчатки.)
-Назовите эти предметы - отгадки одним словом. (Одежда.)
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Об одежде.)
- Прочитайте на листочках, что лежат перед вами на парте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Работа по теме урока.
- Муравьишка ( наш помощник) принёс к нам в класс крошечного малыша Федюшку. Какая на нём одежда? (Пелёнки, одеяльца)
- Малыш стал подрастать, какая теперь нужна ему одежда? (Учитель разворачивает куклу, на ней ползунки.)
-Малыш растёт не по дням, а по часам. Какая одежда теперь ему нужна?
Вот как меняется одежда одного человека за короткое время. Сегодня мы с вами попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.
- Выскажите предположение о том, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана. (Из шкур, потому что ещё не было ткани.)
-Найдите этих людей на стене.
- Прошло много времени и люди научились изготавливать что? (Ткани.)
- Ребята, кто подскажет, из чего делали ткань на Руси много лет назад? (Из растения лён.)
- Отгадайте загадки и скажите, в какой одежде ходили наши предки - ваши прабабушки и прадедушки:
Один вход,
Три выхода. (Рубашка.)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Штаны.)
- Посмотрите, какая замечательная рубашка хранится в нашем музее.
- А сейчас послушайте, что делали люди, чтобы получить такую рубашку.
Сохой (показать) пахали землю. Затем горстями разбрасывали по полю
маленькие блестящие зёрна – это семена льна. ( Презентация). Недели через две показывалась зелёная травка. Ещё через несколько недель травка подрастала и на ней появлялись голубые цветочки. (Гербарий 1). Когда цветочки опадали, то на их месте показывались зелёные головки. Когда головки темнели и подсыхали, лён дёргали с корнем, навязывали снопы и ставили на поле просохнуть. (Презентация). Лён просыхал, у него срезали головки, а потом в речке топили пучки и ещё камнем сверху наваливали, чтоб не всплыл. (Презентация). Через две недели лён вынимали из речки, просушивали, мяли (Гербарий 2) и колотили по нему трепалом – это специальная доска с зубцами (Гербарий 3). Вытрепавши, лён чесали железным гребнем, пока он не сделается мягким и шелковистым (Гербарий 4). Долгими зимними вечерами из пряжи (Гербарий 5) пряли нитки (Гербарий 6). Прошла зима, весна и лето. Настала осень. На специальном станке из нитей получали холст (Гербарий 7). Готовый холст на морозе морозили, по снегу расстилали; а весной расстилали по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Делался холст из серого белым (Гербарий 8). Вот теперь можно шить одежду (Презентация)
- По праздникам одевались в нарядные костюмы (Показать).
- Как раньше ухаживали люди за своей одеждой? Как стирали, чем гладили? (Показать). Может быть кто из вас сможет это показать?
- Как мы в наше время следим за своей одеждой? А зачем нужно это делать?
4 Работа по учебнику. Работа в тетради.
5 Рефлексия.
- Понравился вам урок? Какое сейчас у вас настроение? (Дети ещё раз берут смайлики, сравнивают их с теми, что уже лежат на парте, делают вывод).
6 Подведение итогов.
- Что узнали нового на уроке?
- Нужно ли посещать музеи? Для чего?
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно – нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В тоже время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса,- общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
-единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально – политического пространства.
Учебно – воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Основные задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания выбранного модуля, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Тематическое планирование
1 Россия – наша Родина. |
2 Культура и религия. |
3 Человек и Бог в православии. |
4 Православная молитва. |
5 Библия и Евангелие. |
6 Исповедь Христа. |
7 Христос и его крест. |
8 Пасха. |
9 Православное учение о человеке. |
10 Совесть и раскаяние. |
11 Заповеди. |
12 Милосердие и сострадание. |
13 Золотое правило этики. |
14 Храм. |
15 Икона. |
16 Творческие работы учащихся. |
17 Подведение итогов. |
18 Как христианство пришло на Русь. |
19 Подвиг. |
20 Заповеди блаженств. |
21 Зачем творить добро? |
22 Чудо в жизни христианина. |
23 Православие о Божием суде. |
24 Таинство причастия. |
25 Монастырь. |
26 Отношение христианина к природе. |
27 Христианская семья. |
28 Защита Отечества. |
29 Христианин в труде. |
30 Любовь и уважение к Отечеству. |
31 – 34 Итоговая презентация творческих проектов учащихся. |
МОУ СОШ с.Терновка
Журнал
классных
часов
2012 – 2013 уч. год
МОУ СОШ с.Терновка
Журнал
занятий
КРУЖКА
2012 – 2013 уч. год
Кружок ______________________________
№ | Фамилия,имя |
Фамилия, имя, отчество учителя __________________
Дата | Тема занятия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как рубашка в поле выросла
Работу выполнила Щетинина Елена Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ с.Терновка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда появилась одежда?
Урок окружающего мира в 1 классе....
презентация "Когда появилась одежда"
в красочной интересной форме презентация служит хорошим материалом к уроку окружающего мира, 2 класс...
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....
Открытый урок с презентацией в 1 классе по теме "Как появилась одежда"
Урок в первом классекак появилась одежда...
Открытый урок по окружающему миру по теме "Когда появилась одежда?"
В материалах представлены конспект урока, презентация и самоонализ урока. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20687900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда?"
На уроке учащиеся знакомятся с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя)....
Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС
Открытый урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс по ФГОС...