Изучение групп растений и животных в курсе "Окружающий мир" УМК "Перспектива"
статья по окружающему миру по теме
В статье дан полный и подробный анализ программы по курсу "Окружающий мир" УМК "Перспектива" по изучению групп растений и животных по ФГОС. Приведены примеры из учебникови рабочих тетрадей по классам. Материал будет полезен учителям и студентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изучение групп растений и животных по классам УМК "Перспектива" | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение групп растений и животных в курсе «Окружающий мир»
План работы:
Введение
Актуальность изучения групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» для развития младшего школьника ………………...стр. 3
Основная часть
Цели и задачи изучения групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» УМК «Перспектива»……………………....стр. 5
Содержание изучения групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» по классам……………………………….…стр. 5
Методы, приёмы, средства, технологии, используемые
при изучении групп растений и животных………………..……стр. 11
Формы, используемые при изучении
групп растений и животных…………………………………..…стр. 15
Результаты обучения при изучении
групп растений и животных.........................................................стр. 16
Заключение…………………………………………………………………стр. 19
Список литературы ………………………………………………………...стр.20
Приложение 1
Введение
Актуальность изучения групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» для развития младшего школьника.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди предметов начальной школы. Познание детьми окружающего мира и себя в нем не ограничивается рамками урока. Оно началось с рождения и продолжается постоянно, но не осознается ребенком.
Особенность подхода, предложенного А.А. Плешаковым и М.Ю. Новицкой в рамках УМК «Перспектива», состоит в гармоничном соединения естественно-научных сведений и опыта гуманитарных наук. Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы. Подбор материала позволяет ученикам увидеть его многообразие окружающего мира, учит заботиться и беречь природу.
Многие темы изучаются на протяжении всех четырёх лет, дополняя и углубляя полученные знания. Одной из таких «широких» тем является изучение групп растений и животных. Изучение этой темы в курсе «Окружающий мир» имеет большое значение в подготовке младшего школьника к последующему образованию (изучение биологии, зоологии) и формировании личности младшего школьника: способствует развитию познавательных процессов, эмоциональной сферы ребёнка, творческих способностей, умению работать с различными источниками информации. Именно эти аспекты и говорят об актуальности изучения групп растений и животных в курсе «Окружающий мир».
Изучение данной темы в курсе «Окружающий мир» обусловлено требованиями, которые предъявляет стандарт второго поколения к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [1]. А именно:
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др. с получением информации в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.
Изучение разных групп растений и животных в начальной школе способствует формированию всех четырёх блоков УУД, особенно логических:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждения;
Основная часть
Цели и задачи изучения групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» УМК «Перспектива».
Цели изучения различных групп растений и животных:
- формирование общей культуры;
- духовно-нравственное, личностное, интеллектуальное развитие учащихся;
Задачи при изучении групп растений и животных:
- сформировать представления о группах растений и животных по различным классификациям, о взаимосвязях в живой природе;
- научить использовать приобретенные знания в практической деятельности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
- подготовка младшего школьника к последующему образованию (биология, зоология).
Содержание изучения групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» по классам.
Классификация при изучении различных групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») может быть проведена по следующим основаниям:
Растения:
по внешним признакам (травы, кустарники, деревья, грибы; водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения);
по месту содержания (комнатные растения; растения ботанического сада; цветники);
по месту выращивания или произрастания (растения леса, луга, водоёма; растения природных зон: Арктики, тундры, степи, пустыни, Черноморского побережья Кавказа);
по мере ухода человеком (культурные – дикорастущие, овощи – фрукты как дополнительная классификация культурных растений);
по использованию в медицине (лекарственные);
по очерёдности расцветания (раннецветущие);
по численности (многочисленные - редкие – исчезающие - исчезнувшие);
по возможности наблюдать в природе (растения родного края);
Животные:
по внешним признакам (звери, птицы, рыбы, насекомые, пауки; черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, пресмыкающиеся, земноводные);
по месту содержания (животные живого уголка, животные зоопарка, дикие и домашние);
по месту обитания (животные леса, луга, водоёма; животные природных зон: Арктики, тундры, степи, пустыни, Черноморского побережья Кавказа);
по способу питания (хищные, растительноядные, насекомоядные, всеядные);
по численности (многочисленные - редкие – исчезающие - исчезнувшие);
по способу выкармливания (млекопитающие);
по возможности наблюдать в природе (животные родного края).
Содержание курса «Окружающий мир» УМК «Перспектива» относится к третьему варианту примерного тематического планирования предложенного в «Примерной программе по окружающему миру». Изучение различных групп растений и животных входит в содержательный блок «Человек и природа». Для отбора содержания были использованы следующие принципы:
- методологические (отражающие концепцию образования);
- научные (научность и систематичность содержания);
- психологические (учёт возрастных особенностей младшего школьника);
- педагогические (доступность, наглядность, предметность и частно-дидактические принципы). При отборе содержания по данной теме из частно-дидактических принципов учитывались: принцип сезонности, принцип краеведческий, природоохранительный, экологический.
На изучение этого блока в третьем варианте тематического планирования отводится 108 часов, 56 из которых приходится на изучение различных групп растений и животных [2, 3]. При необходимости учитель по своему усмотрению может взять дополнительные часы из резервных, которые предполагаются авторами курса в каждом разделе. Результаты анализа содержания данной темы по классам представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Содержание изучения различных групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» по классам.
Раздел | Тема | Содержание |
1 класс (резерв 6 час) |
Наш класс 7 часов | Природа в классе | Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений |
Как ухаживать за комнатными растениями | Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями |
Что растёт у школы | Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Представители этих групп растений, встречающиеся возле школы |
Мир за стеклянным берегом | Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки) |
Кто ещё у нас живёт? | Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка |
Какие бывают животные | Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки |
Кто еще у нас живет? | Обитатели живого уголка (птицы, зверьки и др.). ответственность человека за их жизнь |
Наш дом и семья 9 часов | Природа в доме | Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным |
Комнатные растения у нас дома | Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями |
Выйдем в сад | Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. |
Овощи и фрукты на нашем столе | Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине |
Про хлеб и кашу, про чай и кофе | Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу |
Дикорастущие и культурные растения | Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения |
Собака в нашем доме | История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками |
Кошка в нашем доме | История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками |
Дикие и домашние животные | Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни |
Город и село 5 часов | Что растёт в городе | Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья |
Чудесные цветники | Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города |
В ботаническом саду | Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду |
Кто живёт в парке | Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка |
В зоопарке | Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка |
Родная страна 1 час | Красная книга России | Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны |
2 класс (резерв 10 час) |
Осень 9 часов | Трава у нашего дома | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др., их особенности, значение для человека. |
Деревья и кустарники осенью | Осенние изменения в жизни деревьев и кустарников. |
Чудо цветники осенью | Растения цветников, клумб. Поверья и легенды о цветах. |
Грибы | Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. |
Шестиногие и восьминогие | Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Бережное отношение к насекомым и паукам. |
Птичьи секреты | Перелётные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. |
Как разные животные готовятся к зиме | Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособление животных к сезонным изменениям в природе. |
Невидимые нити в осеннем лесу. | Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. |
Охрана природы осенью | Правила поведения, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России. |
Зима 5 часов | Зима в мире растений | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. |
Растения в домашней аптечке | Лекарственные растения. Их использование для лечения людей. Правила сбора и хранения лекарственных растений. |
Зимняя жизнь птиц и зверей | Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь птицам человека. |
Невидимые нити в зимнем лесу. | Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. |
Охрана природы зимой | Культура поведения в природе зимой. По страницам Красной книги России. |
Весна и лето 6 часов | Весеннее пробуждение растений | Разнообразие раннецветущих травянистых растений. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. |
Чудесные цветники весной | Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. |
Весна в мире насекомых | Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. |
Весна в мире птиц и зверей | Весенние изменения в жизни птиц и зверей. Бережное отношение к птицам и зверям в весеннее время. |
Невидимые нити в весеннем лесу. | Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. |
Охрана природы весной | Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России. |
3 класс (резерв 10 час) |
Дом как мир 6 часов | Мир растений | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения. Растения родного края, названия и краткая характеристика. |
Мир животных | Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, пресмыкающиеся, земноводные. Млекопитающие. Животные родного края, названия и краткая характеристика. |
Невидимые нити в живой природе | По способу питания (хищные, растительноядные, насекомоядные, всеядные) |
Лес- волшебный дворец | Растения и животные леса. Их взаимосвязь. Влияние человека. |
Луг – царство цветов, насекомых | Растения и животные луга. Их взаимосвязь. Влияние человека. |
Водоем – дом из воды | Растения и животные водоёма. Их взаимосвязь. Влияние человека. |
4 класс (резерв 12 час) |
По родным просторам 8 часов | В ледяной пустыне | Растительный и животный мир арктических пустынь. |
В холодной тундре | Растительный и животный мир тундры. |
Среди лесов | Растительный и животный мир лесных зон. |
В широкой степи | Растительный и животный мир степей. |
В жаркой пустыне | Растительный и животный мир пустынь. |
У тёплого моря | Растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа. |
Мы — дети родной земли | Растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях. |
По страницам Красной книги | Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. |
Реализация такого насыщенного содержания происходит в большей степени за счёт материала учебника [4, 5, 6, 7, 8] и рабочей тетради [9, 10, 11, 12, 13]. При изучении содержания каждой из представленных тем, в учебнике предлагаются как тексты, так и внетекстовые компоненты. Объём текста и уровень сложности увеличивается постепенно, с учётом возрастных особенностей младшего школьника. Так в 1 классе при изучении темы «Природа в классе» объём текста небольшой (см. Приложение 1, 1 класс, часть 1, стр.32-33), а в 3 классе увеличивается не только объём текста на один урок, но и шрифт становится мельче (см. Приложение 1, 3 класс, часть 1, стр.88-89).
На страницах учебника при изучении групп растений и животных представлены: основной текст, дополнительный текст и пояснительный текст. В основном тексте просматриваются вертикальные связи. Ответы на вопросы не даются в готовом виде. Задания направлены на осмысление, воспроизведение, систематизацию учебного материала, установление причинных связей (см. Приложение 1, 1 кл., 1 часть, стр. 36-37).
Дополнительный текст есть в каждом классе и представлен в виде: документально-хрестоматийных материалов, справочного материала в разделе «Приложение» в 1 классе и в разделе «Странички Умного Совёнка» во 2,3,4 классах.
Пояснительный текст представлен, начиная со 2 класса в виде предметного введения (2 класс, часть 2, стр. 57).
При изучении содержания по данной теме широко используются и внетекстовые компаненты. Так, аппарат организации усвоения представлен вопросами и заданиями, таблицами, инструктивными материалами, выделениями основных понятий разделов, тем, рубрик, подписями под иллюстрациями (см. Приложение 1, 1кл, 1 часть, стр.36-37).
Начиная со 2 класса, вводятся постоянные рубрики: «Вспомним», «Обсудим», «Поиграем», «Подумаем», «Проверим себя». В них предлагаются типовые задания.
Иллюстративные материалы представлены в 1 классе в основном: предметными рисунками и фотографиями, художественно- образными и сюжетными рисунками и фотографиями. Во 2 классе и далее добавляются схемы (см. Приложение1, 2 класс, часть 2, «Невидимые нити в весеннем лесу», стр. 91),
Аппарат ориентировки при изучении данной темы присутствует во всех четырёх классах: оглавление, символы ориентировки, указатели в виде рубрикации.
Проанализировав содержание учебников по курсу «Окружающий мир» по данной теме и сравнив его с содержанием стандарта и примерной программой можно сделать следующие выводы:
содержание изучения различных групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» УМК «Перспектива» полностью соответствует требованиям ФОГС: целям, задачами содержанию;
данная тема изучается в каждом классе, постепенно дополняя и углубляя изученный материал;
наибольшее количество часов на изучение данной темы приходится на 1 класс (22 часа) и 2 класс (20 часов);
меньше всего часов по этой теме даётся в 3 классе (6 часов);
Методы, приёмы, средства, технологии, используемые при изучении групп растений и животных.
При изучении групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» по источнику получения знаний используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Из словесных методов чаще всего используется беседа. На этапе закрепления используется аналитическая беседа, которая служит осмыслению пройденного материала (см. Приложение 1, 3 класс, стр.89, рубрика «Проверим себя»). Повторительно – обобщающая беседа имеет место при обобщении (см. Приложение 1, 2 класс, стр. 32, рубрика «Вспомним»). На этапе ознакомления с новым материалом целесообразнее использовать эвристическую беседу, в ходе которой реализуется интеллектуальный потенциал и личный опыт учащихся, а система вопросов подводит детей к открытию новых связей и отношений. Например, 1 класс, тема «Какие бывают животные»:
- Рассмотри рисунки. Назови каждое животное. Как одним словом назвать животных каждой группы? Почему? Проверь себя по Приложению.
Ведущая роль при изучении темы принадлежит наглядным и практическим методам, так как содержание материала носит природоведческий характер.
Среди практических методов наиболее целесообразно использовать практические работы и задания. Дети практическими методами исследуют окружающий мир, используя все органы чувств. Большое место занимают практические работы с атласом- определителем. Это деятельность по распознаванию природных объектов и усвоению названий различных групп растений и животных. На практическую работу направлено и использование материалов Приложения в учебнике и рабочих тетрадях. Творческие задания в этих пособиях позволяют придать процессу познания личностную значимость, индивидуальные черты, эмоционально- ценностную окрашенность. Приведу примеры практических заданий:
1 класс, 1 часть, тема «Что растёт у школы», стр. 36,
Задание: - Найдём возле школы деревья, кустарники, травянистые растения. Постараемся узнать их названия с помощью атласа- определителя.
Тема «Мир за стеклянным берегом», стр. 39,
Задание: - Определи обитателей вашего аквариума с помощью атласа- определителя.
Тема «Про хлеб и кашу, про чай и кофе», стр. 71,
Задание:- Дома в разные тарелки насыпь по горсточке риса, пшена, гречневой крупы, овсяных хлопьев, кофейных зёрен и чайных листьев. Попробуй всё на ощупь и ощути запах. А теперь определи всё с закрытыми глазами. Запомни свои впечатления и расскажи о них в классе.
Желательно провести эту практическую работу в классе на уроке как работу в группах. Ведь дома не все смогут её проделать, а работа очень интересная и полезная при продуманной учителем организации.
2 класс, рабочая тетрадь №2, тема: «Растения в домашней аптечке», стр.16, Практическая работа «Лекарственные растения».
Задание: - Рассмотрите лекарственные растения, выданные учителем. Заполните таблицу.
Лекарственные растения
Название растений | Какие части используются |
3 класс, рабочая тетрадь, часть 1 задание к разделу «Мир как дом», стр.78
- Побывайте в лесу, на лугу, у водоёма. Полюбуйтесь красотой природы. Определите растения, грибы, животных. Понаблюдайте за жизнью природных сообществ. Подготовьте фоторассказ о своих путешествиях.
Задания, описанные выше, можно выполнять, распределив детей по группам.
Использование наглядного метода обучения при изучении данной темы проходит с активным использованием демонстрации наглядных средств обучения, таких как:
Натуральные объекты растений и животных. Используются во время экскурсий и при изучении тем: «Природа в классе», «Мир за стеклянным берегом», « Что растёт у школы», « Природа в доме» и т.д.
Коллекционные материалы, гербарий, сухие и влажные препараты животных. Используются при изучении тем: « Трава у нашего дома», «Шестиногие и восьминогие», «Мир растений», «Мир животных», «Растения в домашней аптечке», «Дикорастущие и культурные растения», и т.д.
Объёмные средства обучения, воспроизводящие натуральные объекты (муляжи, куклы). Могут быть использованы при изучении тем: «Грибы», «Овощи и фрукты на нашем столе». Куклы Мальчика и Девочки в народных костюмах используются практически при изучении всех перечисленных в содержании тем.
Плоскостные средства обучения, воспроизводящие натуральные объекты (статические: репродукции картин, фотографии, рисунки, слайды, таблицы и динамические: видеофрагменты, анимационные сюжеты, работа с интерактивной доской). Перечисленные средства обучения могут быть использованы при изучении любой из тем по изучению групп растений и животных. Примеры можно посмотреть в Приложении 1. Так же возможно воспользоваться электронными таблицами [17].
К вербальным средствам обучения можно отнести: учебники, рабочие тетради, рабочие тетради по ОБЖ [4-13], атлас- определитель «От земли до неба» [14], книги для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» [15]. Эти средства обучения используются на каждом уроке при изучении любой группы растений и животных в курсе «Окружающий мир».
Для реализации наглядного средства обучения целесообразно использование различных технических средств обучения: единая образовательная коллекция цифровых ресурсов [17], электронные приложения в виде дисков (см. Приложение 1) [18-22].
Главные педагогические подходы в работе учителя при изучении групп растений и животных в курсе «Окружающий мир»- коммуникативно- деятельностный, проблемно- поисковый и духовно- ориентированный.
Проблемную ситуацию на уроке учитель чаще всего задаёт в театрализованной, игровой форме от лица кукол Мальчика и Девочки, которые ведут диалог между собой, вступают в беседу с учителем и детьми, ставят перед ними проблемные вопросы, на которые дети сами ищут ответы. Например, во 2 классе при изучении темы «Охрана природы зимой», начало урока может быть организовано так:
- Учитель: - давайте представим себе, что мы с вами лесники в этом дивном
лесу (на доске выставка детских работ по предыдущей теме). Кто знает, что делает лесник? Теперь порассуждаем. Возраст этого нарисованного леса всего несколько дней. А в нашей игре это может быть вековой лес. Он пережил уже много весен и зим. А вы, как лесники, должны ухаживать за ним во все времена года. И вот к вам приехали дети на экскурсию (учитель достает кукол-помощников) и захотели узнать, как нужно охранять природу осенью. Что бы вы могли им рассказать, объяснить? (Ответы детей.) А вот и следующие вопросы наших экскурсантов: «С кем «дружит» ель? О каких представите-
лях Красной книги вы можете рассказать?» А теперь можно отправляться в путешествие по зимнему лесу!»
Планируя урок по вышеперечисленным темам, учитель использует в своей работе организацию следующих видов деятельности учащихся (см. Таблицу 2).
Таблица 2.
Деятельность учащихся на уроке и примеры заданий для её организации.
Деятельность учащихся | Характеристика деятельности | Примеры заданий |
Наблюдение | Наблюдение за растениями и животными в природе и по видеофрагментам. | 2 класс, тема «Зимняя жизнь птиц и зверей», стр. 32. - Давайте отправимся в лес и посмотрим, как разные птицы приспособились к трудным зимним условиям. |
Работа с текстом | Различные виды работы с текстом. | 2 класс, тема «Зима в мире растений», рабочая тетрадь: - заполни пропуски в тексте с помощью статьи учебника. |
Творческая деятельность | Составление рассказов, фоторассказов; рисование плакатов, рисунков; аппликация, конструирование, инсценирование. | 2 класс, тема «Чудесные цветники весной», стр.81, рубрика «Поиграем!» Сочиним сказочные истории о жизни весеннего цветника. Разыграем в классе сценки на эту тему. |
Практическая работа | Работа с гербарием, натуральными объектами, препаратами животных. | Подробно описана на стр.12 |
Работа с различными источниками информации | Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники энциклопедии), обсуждение и представление. | 3 класс, тема «Луг царство цветов и насекомых», рабочая тетрадь, стр.70 - Определи растения луга из Приложения с помощью атласа – определителя. Вырежи рисунки, наклёй в соответствующие окошки. |
Моделирование | Моделирование ситуаций (поведение человека в природе, в окружающем мире) | 2 кл., тема «Весна в мире насекомых» стр. 85 рубрика «Подумаем!» - как вы поступите, если встретите красивую гусеницу на лесной тропинке? Если к вам в комнату влетит оса, пчела, шмель? |
Мыслительная (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) | Сравнивать, различать, классифицировать, характеризовать группы растений и животных по разным основаниям. | 3 класс, тема «Луг царство цветов и насекомых», рабочая тетрадь, стр.71 - На какие две группы можно разделить этих насекомых? Проверь себя по Приложению. |
Игровая | Проведение игр | рубрика «Поиграем!» |
Проектная | Составление проектов | Темы: «Красная книга нашего класса», «Помощь птицам зимой!» |
Для удобства работы учителя по всем темам разработаны технологические карты (см. приложение 1) [16]. В технологических картах подробно описана последовательность изучения материала; цель изучения; проблемный вопрос, номера развивающих и обучающих упражнений на знание, понимание, умение; диагностические задания (см. Приложение 1).
Формы, используемые при изучении групп растений и животных.
Формы обучения, используемые при изучении групп растений и животных разнообразны. Это урок, экскурсия, домашняя работа, внеурочная работа. Учитывая дидактическую цель, при изучении данного содержания можно выделить следующие типы уроков:
- уроки изучения нового материала, например, по теме: «Природа в классе»;
- уроки формирования и совершенствования умений и навыков, например, по теме: «Как ухаживать за комнатными растениями»;
- уроки обобщения и систематизации знаний, например, по теме: « Природа в доме», «Комнатные растения у нас дома»;
- комбинированные уроки, например, по теме: «Мир животных».
Большое внимание уделяется внеурочной работе. Описание предполагаемой деятельности учителя и детей в блоке внеклассной, внешкольной работы изложено в рубрике «За страницами учебника», которая завершает собой серию уроков по каждому календарному циклу. Блок предусматривает исследовательскую и творческую деятельность детей. Целесообразно использование этой рубрики при организации проектной деятельности. Содержание блока вытекает непосредственно из содержания программы. Например, 2 класс, задание из рубрики «За страницами учебника»:
- Внесите в альбом сведения ещё о нескольких представителях Красной книги вашего края. Постарайтесь узнать, что происходит в их жизни зимой. Побывайте в одном из заповедников вашего края. Что там происходит зимой?
Необходимое условие повышения эффективности урока не только фронтальная работа, но и групповая работа, коллективное решение проблемных ситуаций и вопросов наряду с индивидуальными заданиями. Именно групповая работа позволяет решать задачи, связанные с развитием и формированием личностных, особенно коммуникативных универсальных действий. Групповую работу можно проводить, как и в парах, так и в малых группах. Использование групповой работы удачно при выполнении практических работ. Их описание в качестве примера приведено выше. Так же групповую работу целесообразно проводить при работе с рубрикой «Поиграем!» Например, во 2 классе при изучении темы «Невидимые нити в зимнем лесу» в рубрике «Поиграем!» на стр. 39 учебника, детям предложено задание:
- Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: в курсе «Окружающий мир» при изучении групп растений и животных используются разнообразные методы, приёмы, средства и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за объектами природы с помощью учителя, родителей или воспитателя группы продленного дня, выполняют практические работы. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов.
Результаты обучения при изучении групп растений и животных.
Изучение этой темы в курсе «Окружающий мир» способствует достижению следующих планируемых результатов [3].
В области предметных результатов обучающийся научится:
распознавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
различать деревья, кустарники, травянистые растения; называть наиболее распространенные растения своей местности;
различать: культурные и дикорастущие растения; лиственные и хвойные деревья;
называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка; называть фрукты, овощи, ягоды;
распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
перечислять группы животных и их существенные признаки;
различать домашних и диких животных; ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
В области метапредметных результатов обучающийся овладеет следующими универсальными учебными действиями:
Регулятивные УУД: учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные УУД:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
Личностные УУД:
положительное отношение к школе, учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, и пр.;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
В марте 2012 года в школах Санкт- Петербурга в 1х классах методическим кабинетом начальных классов Академии постдипломного педагогического образования было рекомендовано провести диагностическую работу по предметам, одним из которых был окружающий мир. Целью её являлась оценка успешности формирования предметных, метапредметных умений и освоение личностного опыта в промежуточный период в 1 классе, а также дальнейшая корректировка рабочих программ учителя. Детям было предложено 3 варианта работы. Вариант А – обязательный минимум содержания; вариант Б – содержание заданий на уровне частично-поисковой деятельности; вариант В – творческий. Текст работы представлен в Приложении 1. К темам, связанным с классификацией животных и растений относились следующие задания: вариант А – № 2, 3, 4, 6, 7, 8; вариант Б – № 2, 3, 4, 6, 7; вариант В – № 2, 3, 5, 6, 7. Вариант Б писали 48 человек и на основании результатов работы детям на следующий день предлагался либо вариант А (26 человек), либо вариант В (21 человек). Результаты работы, проведённой в одной из школ, представлены в Приложении 1.
Заключение
В результате анализа учебников, рабочих тетрадей, примерных и рабочих программ можно сделать следующие выводы:
Изучение групп растений и животных в курсе «Окружающий мир» УМК «Перспектива» соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
Содержание материала по данной теме представлено достаточно широко. Даются классификации растений и животных по разным основаниям. Таких оснований в содержании курса насчитывается 8 среди растений и 7 среди животных. Самих групп в курсе среди растений выделяется 31, а среди животных таких групп 34. Это позволяет создать хорошую базовую основу для дальнейшего образования младшего школьника, а именно для изучения биологии и зоологии.
При изучении данной темы используются разнообразные методы, приёмы, средства и формы обучения. Это способствует не только лучшему усвоению содержания предлагаемого материала, но существенно повышает мотивацию учащихся.
Большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности.
Вся работа при изучении темы направлена на достижение планируемых результатов, как предметных, так и метапредметных.
Учителю необходимо проводить диагностику по достижению предметных и метапредметных планируемых результатов для корректировки своей работы.
Список литературы:
Планируемые результаты начального общего образования. / Под редакцией Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011. – 104 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2010. – 79 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 127 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2010. – 125 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 143 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь В 2 ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 2010. – 83 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с.
Плешаков А.А, Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся ная. кл. – М.: Просвещение, 1996.- 223 с.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель. – М.: Просвещение, 2007. – 253 с.
Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=27178
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/
CD – Естествознание для начальной школы. Природа и человек.
CD – Игры и задачи 1-4 классы. Окружающий мир.
CD – ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы».
CD – Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Окружающий мир. 1 класс.
CD – Окружающий мир 1-4 классы. Тесты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.
Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....
Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".
Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...
Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"
Цели: учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.
Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала. Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: ...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"...
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...