Урок по окружающему миру "Насекомые"
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок по окружающему миру "Насекомые" позволяет учащимя ознакомиться с ярким и многообразным миром насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nasekomye0.zip | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор – Лапшина Жанна Анатольевна
Образовательное учреждение – МОУ Львовская СОШ №4 Подольского района Московской области.
Аннотация к уроку: Данный урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, т.е. создаются условия для полного развития личности учащегося. На уроке дети включаются в исследовательскую и частично-поисковую деятельность. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Предмет – Окружающий мир
Тема – Кто такие насекомые?
Класс – 1 (общеобразовательный)
Учебно-методическое обеспечение: Плешаков Мир вокруг нас. 1 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – Дрофа, 2009.
Авторский медиапродукт
1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007
2. Наглядная презентация учебного материала .
Время реализации занятия – 45 минут
Цель занятия: Познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира.
Задачи занятия:
Образовательные:
Формирование первоначальных представлений о насекомых.
Учить определять принадлежность животного к своей группе.
Ознакомление с краткими сведениями о насекомых (бабочках, жуках)
Систематизация полученных знаний.
Формирование реалистических представлений о природе.
Развивающие:
Стимулирование познавательной активности учеников и интереса к предмету.
Развитие наблюдательности, мышления, самостоятельности.
Развитие умения правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал
Формирование умения анализировать полученную информацию.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание умения работать в коллективе.
Развитие умений аргументировано высказывать свои суждения.
Воспитывать потребность у учащихся применять знания, полученные на уроках.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока – Проблемный урок с элементами исследования.
Оборудование:
компьютер
экран
мультимедийный проектор
Технологии, методы:
ИКТ
Технология развивающего обучения
Педагогика сотрудничества
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный момент | мин. |
Повторение изученного материала | мин. |
Изучение нового материала | 7 мин. |
Первичное закрепление полученных Знаний | 4 мин. |
Знакомство с сообщениями (бабочки) | 12 мин. |
Физ. минутка | 1 мин. |
Знакомство с сообщениями (жуки) | 8 мин. |
Домашнее задание | 1 мин. |
Физ. минутка | 1 мин. |
Применение изученного материала | 5 мин. |
Подведение итога урока | 3мин. |
Ход урока:
Организационный момент.
1,2 – выше голова,
3,4 – плечи шире,
5,6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Проверим, всё ли готово к уроку. (Учебник, тетрадь, цветные карандаши).
- А ещё нам пригодится на уроке: аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум.
- Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.
2. Повторение изученного материала.
- Для начала, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
(Слайд 2)
Блиц-опрос "Закончи предложения":
На прошлом уроке мы изучали: (части растений)
Я знаю такие части растений: (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)
Корень нужен растениям для: (питания)
На месте цветков появляются: (плоды)
В плодах созревают (семена)
Из семян вырастут:(новые растения)
3. Изучение нового материала
- Давайте вспомним сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», а потом ответим на мой вопрос. (Слайд 3)
Муха – Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые-
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка- пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла.
«Бабочка- красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
-Потом с нашей Мухой приключилась беда - на нее напал паук, который хотел бедную убить, Цокотуху погубить. Спас Муху маленький комарик. В честь победы комара над пауком букашечки и козявочки устроили праздник.
Муравей, Муравей
Не жалеет лаптей, -
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает.
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха- Цокотуха
Именинница!
Создание проблемной ситуации
-Ребята, посмотрите на гостей Мухи-Цокотухи и скажите: как одним словом мы можем их назвать? ( Насекомые) (Слайд 4)
-Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: познакомимся…, научимся отличать…
-Правильно, сегодня мы узнаем кто такие насекомые. ( Слайд 5)
( Слайд 6) Насекомые – самые живучие существа на Земле. Они появились самыми первыми более 400 миллионов лет назад. С тех пор огромное количество видов животных вымерло, а вот насекомые пережили целых 5 катаклизмов и до сих пор прекрасно себя чувствуют.
На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.
У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Всего у насекомых 6 ног, поэтому их иногда называют шестиногими. Насекомые обладают превосходным зрением; их глаза позволяют распознавать различные предметы и цвета. У большинства насекомых отличный слух.
Работа по учебнику (страница 20)
- Рассмотрим бабочку. Находим голову, грудь, брюшко…
- Сколько крыльев у бабочки?
- Сколько мы видим? (2) Почему?
- Сколько ног? (6)
(Слайд 8)
- Кто прилетел к бабочке?
У них тоже есть голова, грудь, брюшко… (показ на слайде).
- Посчитайте количество ног у каждого.
- Что заметили? Что общего у всех?
Вывод: Строение.
(Слайд 9) - Посчитайте количество ног у Муравьишки Вопросика.(6)
- Какой вывод делаем? (Он – насекомое.)
- Так как же узнать, какое животное – насекомое?
Вывод: Насекомые - это животные, у которых 6 ног.
4.Первичное закрепление полученных знаний.. (Слайд 10)
-Кто из этих животных - насекомое? (Богомол)
Работа по учебнику (страница 21)
-Рассмотри внимательно рисунок и назови насекомых. ( Комар, кузнечик, шмель, оса, муха, клоп-солдатик)
- Помимо перечисленных насекомых есть и другие. И мы сегодня на уроке более подробно познакомимся с ними.
5. Знакомство с сообщениями. (Заранее подготовленные дети)
(Слайд 11) Кто это?
Над цветком порхает, пляшет.
Веерком узорным машет. (Бабочка)
- Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята о бабочках.
Махаон (Слайд 12)
Махаон – самая большая и самая красивая бабочка. Её иногда называют кавалером. Эти бабочки переселились к нам из жарких стран. В настоящее время махаонов становится очень мало.
Берегите их! Законы, охраняющие природу, запрещают ловить этих бабочек.
Адмирал (Слайд 13)
Любимые места пребывания этих бабочек - лесные опушки и поляны, сады и луга. Бабочку назвали адмиралом за яркий внешний вид. Красная кайма, будто адмиральские лампасы, проходит по низу задних крыльев и
по середине передних, на которых, как звёздочки, рассыпаны белые пятна.
В размахе крылья у адмирала до 6см. Они могут переносить бабочку на большие расстояния. Ведь адмирал – бабочка перелётная. Большими стаями прилетают они из Африки.
Крапивница (Слайд 14)
Бабочка Крапивница является часто встречаемой дневной бабочкой. Ее окрас кирпично-красный с черными пятнами и черной окаемкой. Эту черную окаемку украшают яркие синие пятнышки. Длина ее крылышка равна 4-5 сантиметрам.
Павлиний глаз (Слайд 15)
Одна из самых красивых бабочек России. На крыльях располагаются 4 крупных «глазка» с голубыми пятнами. Взрослые бабочки питаются пыльцой и нектаром, а личинки употребляют в пищу только крапиву.
Лимонница (Слайд 16)
Лимонница вылетает при первых весенних лучах, за что их приписывают к первым бабочкам весны. Бабочки-лимонницы проводят лето питаясь нектаром, чтобы пополнить запас энергии на зиму, и уже к концу августа они обычно погружаются в свой длительный сон.
6. Физ. минутка с имитацией движений. ( Слайд17)
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Работа с рабочей тетрадью.
-Помимо бабочек на земле живет большое количество жуков. В рабочей тетради у вас нарисованы жуки.
Задание: послушав, сообщение найти этого жука в тетради.
7.Знакомство с сообщениями о жуках.
Жук-олень (Слайд 18)
Жук-олень часто встречается в наших лесах. Его размер вместе с рогами-6-8 сантиметров. «Рога» - очень длинные верхние челюсти. Жуки ими не добычу хватают, а бодаются. На дубах, где из коры вытекает сок, жуки дерутся за сладкий напиток. Сцепившись «рогами», стараются спихнуть друг друга с дерева. Личинки этих шестиногих оленей, прежде чем станут жуками, 5 лет живут в трухлявых пнях и дуплах.
Майский жук (Слайд 19)
Самки майских жуков откладывают в почву до 70 довольно крупных яиц и тут же погибают. Спустя 4-6 недель из яиц выходят личинки. Живут они под землей 3 года. Питаются тонкими корешками трав и кустарников. Наконец, наступает четвертая – весна. Жук прорывает себе ход наружу и вылетает из темного подземелья прямо в солнечные кроны распускающихся берез и дубов.
Жук-могильщик. (Слайд20)
Черный жук с оранжевым узором на темных крыльях патрулирует ночами по лесам и кустарникам. Питается жук-могильщик мертвыми мышами, змеями, кротами, лягушками. Найденный труп зарывает на глубину 6-10 сантиметров, а потом его поедает.
Жук-усач (Слайд 21)
Размеры жуков-усачей колеблются от 3 до 60 мм, их тело удлиненное, чаще всего покрыто волоскам.
Большой черный усач – разрушает древесину и является опасным вредителем растущего леса.
8. Домашнее задание.
-Дома в тетради раскрасьте половинки жуков. Кто желает, может найти сообщения о тех жуках, о которых мы не говорили на уроке, а они есть в тетради.
9. Физ. минутка музыкальная (Слайд 22)
10. Применение изученного
а) Создание проблемной ситуации (Слайд 23)
- Послушайте, о ком я говорю?
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (КУЗНЕЧИК)
Летит – гудит,
Сядет – молчит. (ШМЕЛЬ)
- Почему кузнечик зелёный, а шмель – пёстрый? (чтобы удобнее было прятаться от врагов)
б) Самостоятельная работа ( работа в учебнике).
- Перед вами кузнечик и шмель. Но посмотрите, какие они бесцветные, потеряли окраску. Давайте раскрасим их, поможем кузнечику спрятаться в травке, а шмелю вернём яркую окраску.
Проверка работ.
- Поднимите работы, покажите, какая красивая полянка получилась!
- Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина "Охранять природу - значит охранять Родину". Как вы понимаете это выражение? (Дети высказывают свои мысли.)
11. Подведение итога.
- Давайте подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие насекомые?
- Как отличить насекомое от других животных?
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей урока?
- Поднимите руку, кто узнал много нового для себя?
- Кому на уроке было интересно, спокойно, хорошо?
-Закончить наш урок хотелось бы песней «В траве сидел кузнечик», которую мы посвятим всем насекомым. (Слайд 24)
Все работали хорошо. Молодцы! (Слайд 25)
- Встали, урок окончен.
Список литературы:
Грин Т.«Жизнь насекомых» из серии «Все обо всем» издательство АСТ, «Астрель» 2002г.
Дьяков М.Ю. «Как собрать коллекцию насекомых» издательство Муравей , 1996г.
Джулия Брюс «Все, что вы хотели знать о насекомых» из серии «Спросите у шмеля» издательство РОСМЕН, Москва 2010г.
Дмитриев Ю. «Насекомые» из серии «Соседи по планете» издательство Олимп, 1997г.
Никитский Н.Б., Свиридов А.В. «Насекомые красной книги СССР» издательство Москва 1989г.
Чайнери М. «Жизнь насекомых» из серии «Все обо всем» издательство АСТ, «Астрель» 2001г.
Большой справочник школьника «Дрофа» Москва 2004г.
Журнал «Свиристель»
Журнал «Юный натуралист»
«Птицы и насекомые» от А до Я. Издательство: Ранок, Веста , 2010г.
Энциклопедия для детей «Биология» том 2 «Аванта+» Москва 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)
Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена года (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс
Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...
Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
На уроке дети знакомятс с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений работы.Речевое развитие,...
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....