Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по развитию речи (окружающему мру), автор Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_okruzhayushchiy_mir.zip | 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 59
Приморского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол МО № _____ от ________ Директор Т.А. Морозова
Рабочая программа учителя начальной школы
Калининой
Нины Васильевны
(высшая квалификационная категория, педагогический стаж- 23 года)
по учебному курсу «Развитие речи (Окружающий мир)»
3 класс ( V вид)
Базовый уровень
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) для 3 класса составлена в соответствии со скорректированной программой
по окружающему миру для учащихся с ограниченными возможностями здоровья V вида начальной ступени обучения.
Учебно-методический комплекс:
1. А.А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас». 3 класс (1, 2 части), Москва, «Просвещение», 2010 год;
2. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь «Мир вокруг нас». 3 класс (1,2 части), Москва, «Просвещение», 2010 год;
3. А.А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 3 класс (1,2 части), Москва, «Просвещение», 2010 год;
4. А.А. Плешаков. Тесты к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс (1, 2 части), Москва, «Просвещение», 2010 год;
5. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные планы для 3 класса по курсу «Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2005 год.
По учебному плану 2 часа в неделю.
Всего за год 66 часов.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Свойства воздуха.
Свойства воды.
Состав почвы.
Части растений.
Оказание первой помощи.
Измерение пульса.
Режим дня.
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Всего за год | |
Экскурсии | 1 | 1 | - | 2 |
Практ. работа | 4 | 3 | - | 7 |
Контр. работа | - | - | 1 | 1 |
«Развитие речи (Окружающий мир)» - курс интегрированный. Основная цель его - формирование у обучающихся целостного взгляда на окру жающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе. Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в 1-2 классах, начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, школе, городе).
Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предме тов и явлений окружающей действительности, близкой их жизнен ному опыту, для формирования умений рассказывать о них и об суждать увиденное.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек – природа –общество»); осознать необходимость и значение для себя окружа ющих предметов и явлений, а также связи и отношения между раз личными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способ ствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуаль ности, способностей и возможностей.
Уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей умения:
• вести непосредственные наблюдения за отдельными предме тами и явлениями окружающего мира;
• задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о про веденных наблюдениях;
• проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
• рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
• делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под ру ководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов; • составлять высказывания из трех-пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
• усваивать навыки правильного общения и поведения со свер стниками и взрослыми из ближайшего окружения.
В программу «Развитие речи (Окружающий мир)» в каждый год обучения вклю чаются два раздела:
1. Ближайшее окружение человека
2. Природа вокруг нас
Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о приро де, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.
При изучении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся знакомят ся с разнообразием свойств предметов, у них формируются про странственные представления. На основе многократных действий с предметами учащиеся ов ладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накла дывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изо бражениями, на уроках используются разнообразные виды про дуктивной деятельности - аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.
Изучение тем «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город», «Наша страна» направлено на уточнение и рас ширение конкретных представлений и знаний учащихся о предме тах быта и труда, наиболее распространенных общественных уч реждениях, транспорте города (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни, с трудом людей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе об суждения этих тем они учатся понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окру жающих как «правильное – неправильное», «хорошее – плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных ре акций у окружающих. Изучение данного раздела должно предусматривать анализ (с помощью учителя ) ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выво ду, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи,), обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор приме ров из художественной литературы с целью формирования нрав ственных представлений.
Образовавшиеся представления должны во плотиться в слово. Каждый урок в начальной части включает ко роткую беседу (8-10 минут) о результатах наблюдений, которые были проведены учащимися по заданию учителя, тем самым идет конкретная работа по развитию речи учащихся, обогащению словаря и расширению кругозора.
Обязательной структурной единицей урока являются также предметно-практи ческая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления детей об отдель ных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование раз личных видов деятельности способствует нормализации внима ния учащихся. Обязательным этапом работы является систематизация из учаемого материала.
Школьники усваивают обобщающие поня тия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.
Изучение раздела «Родная природа» предусматривает ознакомле ние детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскур сий, учебных прогулок, а также при организации практических ра бот учащихся.
Сначала при описании сезонных изменений в природе исполь зуются простые распространенные предложения, во второй год обучения для описания установленной закономерности все боль ше употребляются сложноподчиненные предложения. Важно по буждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.
В процессе наблюдений в природе школьники знакомятся с не которыми растениями и животными. Более глубокое изучение не которых видов растений и животных, сравнение конкретных пред метов с целью выделения их опознавательных признаков пред усматриваются темами «Растения» и «Животные». Для закрепления знаний по темам «Растения», «Животные» ис пользуются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последова тельно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для отнесе ния данных предметов к определенным группам или категориям (например: овощи, фрукты, звери и т.п.). В процессе обучения школьники знакомятся не только с при знаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классифи кации реальных предметов и их изображений.
На каждом уроке решаются определенные воспитательные за дачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений
и уничтожению животных, способность воспри нимать красивое в природе, знакомство с законами об охране природы.
В III классе продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по программе «Развитие речи (Окружаю щий мир)». На доступных примерах происходит показ взаимосвязи в при роде, а также между человеком и природой, познакомить с трудом людей, занимающихся использованием и охраной природы, осу ществлять экологическое, эстетическое, патриотическое воспита ние обучающихся. Исходя из целей экологического образования, одной из задач является знакомство школьников с воздействием человека на природу и развитие понимания детьми ценности природы как источника духовных сил общества.
Усваиваются разделы «Человек и его здоровье. Охрана жизни и здоровья», «Природа родного края». При из учении последнего раздела осуществляется краеведческий прин цип обучения, в то же время реализуются систематический и се зонный принципы. Так, при изучении природных сообществ (лес, луг, поле и др.) учащиеся наиболее глубоко знакомятся с такими из них, которые характерны для данной местности. В конкретном природном сообществе важное значение придается знакомству на нескольких примерах с видовым разнообразием типичных расте ний. Дети учатся характеризовать изменения в неживой природе, в жизни животных и растений и задачи по их охране, сезонный труд людей.
Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и от водится определенное время на уроке.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Развитие речи (Окружающий мир)»:
Образовательные задачи по темам: Природа. (31 час)
Как устроен мир. (9 часов) Эта удивительная природа. (22 часа)
- систематизация и расширение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающей действительности ,о живой и неживой природе.
- ознакомить учащихся с составом воздуха и его основными физическими свойствами; определить значение воздуха для животных, растений и человека.
- ознакомить учащихся с физическими свойствами воды и присутствием ее в живых организмах, раскрыть сущность 3-х состояний воды
в природе.
- ознакомить с процессом образования почвы , ее нестабильность и разрушительную деятельность человека.
- ознакомить с разнообразием групп растении и животных, выделить их особенности.
- формировать знания о солнце, воде, воздухе, о человеке и человеческом обществе, о взаимосвязи объектов природы.
- формирование понятий о телах и частицах, дать представление о том, что все вещества состоят из частиц.
- формировать представление цепях питания и экологической пирамиде, показать целостность экологической системы.
- формирование у учащихся целостного представления о мире, о месте в нем человека
- дать представление о разрушении горных пород под воздействием воды, растений и температуры воздуха.
Мы и наше здоровье. (10 часов)
- ознакомить учащихся со строением тела человека, с внутренними органами человека, их функциями .
- продолжить знакомство учащихся с режимом дня и правилами личной гигиены, развивать умение выполнять простейшие из этих правил
- ознакомить учащихся с различными болезнями и правилами их профилактики и лечения ,c принципами здорового образа жизни.
- познакомить с опасностями для здоровья и жизни человека , меры предосторожности, безопасность человека в доме, у водоема, на улице
Наша безопасность. (6 часов)
1. систематизация и расширение представлений учащихся навыках, правильного поведения в социальной среде: в семье, в гостях,
в кинотеатре, в транспорте.
2. формирование доброго, гуманного отношения к окружающим людям.
3. закрепить изучения правил поведения в транспорте, в общественных местах, в гостях.
4. познакомить с мерами безопасности при обращении с огнем, газом; действиями во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.
5. отрабатывать правила вежливого обращения к окружающим.
Чему учит экономика. (10 часов)
1. систематизация и расширение представлений учащихся о навыках правильного поведения в общественных местах.
2. формирование доброго, гуманного отношения к окружающим людям.
3. познакомить учащихся с понятием экономика, с 3 китами экономики: труд, капитал, природные богатства.
4. познакомить с мерами безопасности при обращении с полезными ископаемыми .
5. познакомить с составными частями сельского хозяйства: растениеводством и животноводством; основными отраслями промышленности.
5. познакомить с Государственным, семейным бюджетами (доходы, расходы, прибыль).
6. учить составлять экологические прогнозы (промышленность и загрязнение окружающей среды).
Путешествие по городам и странам. (8 часов)
1. ознакомить учащихся с понятиями: Золотое кольцо России, ближайшими странами – соседями, странами – Европы и их столицами, знаменитыми метами Азии, Африки, Австралии, Америки.
2. ознакомление учащихся с картой, формирование умения работать с картой, находить страны.
Наряду с общеоб разовательными ставятся следующие основные коррекционно- развивающие задачи:
- Развитие умения сравнивать, анализировать и классифицировать.
- Обучение поэтапным действиям; развитие умения работать по плану, по алгоритму).
- Формирование операции обратимости и связанной с ней гиб кости мышления.
- Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков (развитие памяти, внимания, воображения).
- Активизация познавательной деятельности, развитие зритель ного и слухового восприятия (развитие связной устной и письменной речи учащихся).
- Активизация словаря учащихся в единстве с формированием новых понятий, обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
- Воспитание положительной учебной мотивации, формирова ние интереса к изучению данного предмета.
- Развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности (развитие самостоятельности), умения объективно оценивать свою работу и работу товарищей; умение работать в парах и группах.
- Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Наряду с общеоб разовательными и коррекционно- развивающими ставятся следующие воспитательные задачи:
- воспитание уважения к труду людей и его результатам, к значению труда в жизни каждого человека.
- воспитание навыков правильного поведения в социальной среде.
- воспитание усидчивости, терпения, работоспособности, усердия.
- воспитание положительных черт личности, чувства товарищества и коллективизма.
- воспитание культуры общения, этических норм поведения.
Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)
В классе 19 учащихся. Из них 6 девочек и 13 мальчиков. У 7 учащихся полные семьи, у 6 - неполные семьи – детей воспитывают мамы;
1 ребенок из многодетной семьи, у 2 детей - потеря кормильца, у двоих - материи – одиночки, двое –воспитанники детского дома №6.
Большинство детей не имеют хронических заболеваний. У 1 ребенка инвалидность. Так как класс речевой, все дети наблюдается у логопеда.
В целом класс успешно завершил программу 2 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса развития речи (окружающий мир) 3 класс и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, развитию грамотно построенной речи, кругозора, наблюдательности, обогащению словаря, развитию познавательных процессов, выработке произвольного внимания, памяти как наиболее проблемным для класса.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы 3 класса.
Учащиеся должны знать:
- человек- часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы растений, группы животных, съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой; природой и человеком
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены, личной безопасности в быту и на улице; противопожарной безопасности; способы сохранения и укрепления здоровья; основы экологической безопасности;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике;
- национальности народов стран-соседей, некоторые города России; страны, граничащие с Россией, страны зарубежной Европы, их столицы,
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать за неживой и живой природой, различать наиболее распространённые растения, животные, съедобные и несъедобные грибы;
- называть и проводить наблюдения природных тел и явлений; простейшие опыты и практические работы;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- описывать и выполнять основные правила личного поведения в природе; правила личной гигиены; применять правила безопасного поведения, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- использовать карты, находить черты различия и сходства, владеть элементарными приёмами чтения карты;
- называть, описывать и приводить примеры исторических городов России, стран-соседей, стран зарубежной Европы;
- рассказывать о родной стране, описывать достопримечательности родного края.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирования ценностей многонационального российского общества; становления гуманистических
и демократических ценностных ориентации;
- формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирования здорового образа жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Развитие речи (Окружающий мир)» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны,
её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
I триместр (23 часа)
№ п/п | № по теме | дата | Тема урока, Д/задание | Развитие речи | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 1 | сент 05 | Природа. (31 час) Как устроен мир. (9 часов) Природа. с. 4-5 | Работа с толковым словарём. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с физической картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей, обществе, в котором живём; работать с толковым словарём, использовать дополнительную литературу; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; экскурсия №1- составлять рассказ о временах года, рассказывать о своей семье, стране; составлять экологический прогноз; обсуждать необходимость бережного отношения к природе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; группировать объекты неживой природы; определять тела, вещества, частицы; обсуждать необходимость бережного отношения к воздуху; практическая работа №1 - наблюдать и анализировать свойства воздуха; наблюдать круговорот воды в природе; рассказы вать о своих наблюдениях; практическая работа №2 – наблюдать и анализировать свойства воды; обсуждать необходимость экономии воды; наблюдать за жизнью растений и животных, рассказы вать о своих наблюдениях; практическая работа №3 - наблюдать и анализировать состав почвы; рассказывать с помощью рисунков в учебни ке о разнообразии растений и животных; обсуждать необходимость бережного отношения к ним; составлять экологический прогноз; практическая работа №4 - различать части растений; наблюдать за жизнью грибов и рассказы вать о своих наблюдениях; понимать и рассказывать о великом круговороте жизни на Земле; |
2 | 2 | 07 | Природные сообщества родного края. Экскурсия №1 с. 6-9 | Устный рассказ «Времена года» | |
3 | 3 | 12 | Человек. с. 10-15 | Развивающие игры. | |
4 | 4 | 14 | Общество. с. 16-18 | Устный рассказ «Моя семья». | |
5 ИД | 5 | 19 | Государственные символы РФ. с. 19-21 | Устный рассказ «Моя страна». | |
6 | 6 | 21 | Мир глазами эколога. с. 22-26 | Экологический прогноз. | |
7 | 7 | 26 | Природа в опасности. с. 27-29 | Мини-сочинение «Береги природу» | |
8 АЗ | 8 | 28 | Охрана природы. с. 29-32 | Творческая работа «По страницам Красной книги». | |
9 | 9 | окт 03 | Обобщение по разделу «Как устроен мир». с. 4-32 | Устный рассказ «Окружающий мир моими глазами». | |
10 | 1 | 05 | Эта удивительная природа. (22 часа) Тела, вещества, частицы с.34-38 | Работа с новыми словами. | |
11 | 2 | 10 | Разнообразие веществ. с. 39-43 | Работа с новыми словами. | |
12 АЗ | 3 | 12 | Воздух и его охрана. с. 44-48 Пр/р. №1 Свойства воздуха. | Устный рассказ «Невидимое сокровище». | |
13 АЗ | 4 | 17 | Вода. с. 49-52 Пр/р. №2 Свойства воды. | Устный рассказ «Вода -природный дом». | |
14 ИД | 5 | 19 | Превращение и круговорот воды. с. 53-56 | Устный рассказ о круговороте воды в природе. | |
15 | 6 | 24 | Берегите воду! с. 57-61 | Мини-рассказ по теме урока.
| |
16 | 7 | 26 | Как разрушаются камни.с.62-64 | Мини-рассказ по теме урока. | |
17 ИД | 8 | ноя 09 | Что такое почва. с. 65-67 Пр/р. №3 Состав почвы. | Составление рассказа «Земля - наш дом». | |
18 | 9 | 14 | Как образуется почва. Охрана почвы. с. 68-70 | Экологический прогноз. | |
19 ИД | 10 | 16 | Разнообразие растений. с. 71-75 | Составление рассказа о любом растении. | |
20 | 11 | 21 | Солнце, растения и мы с вами. с. 76-79 | Устный рассказ «Тайна растений». | |
21 ИД | 12 | 23 | Размножение растений. с. 80-83 Пр/р. №4 Части растений. | Устный рассказ «Как животные помогают растениям». | |
22 | 13 | 28 | Охрана растений. с. 84-88 | Экологический прогноз. | |
23 ИД | 14 | 30 | Разнообразие животных. с. 89-95 | Составление рассказа о любом животном. |
II триместр (22 часа)
№ п/п | № по теме | дата | Тема урока, Д/задание | Развитие речи | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 15 | 05дек | Кто что ест? с. 96-99 | Составление цепи питания. | устанавливать взаимосвязь в природе; составлять цепи питания; экологические пирамиды; высказывать по темам урока свои предположения; формулировать правила поведения в природе; использовать дополнительную литературу; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий или рисунков; составлять и рассказывать правила друзей природы; работать в парах, группе: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; обосновывать необходимость защищать и укреплять свой организм, использовать информацию учебника о болезнях и умение их предупреждать; практическая работа №5 - моделировать ситуации оказания экстренной помощи; рассказывать о правилах здорового питания; практическая работа №6 - измерять пульс на кисти руке; формулировать основные правила гигиены; объяснять назначение органов чувств, дыхания и кровообращения; практическая работа №7 - составлять режим дня школьника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; составлять правила безопасности при обращении с огнём, газом и водой; экскурсия №2 - формулировать основные правила дорожного движения и правила поведения пешехода, безопасная дорога в школу; анализировать возможные опасные ситуации в жизни каждого человека; |
2 | 16 | 07 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. с. 100-104 | Составление экологической пирамиды. | |
3 | 17 | 12 | Размножение и развитие животных. с. 105-111 | Устный рассказ «Как о своём потомстве заботятся животные | |
4 ИД | 18 | 14 | Охрана животных. с. 112-117 | Составление правил друзей природы. | |
5 ИД | 19 | 19 | В царстве грибов. с. 118-123 | Мини-сочинение «Грибы из Красной книги». | |
6 АЗ | 20 | 21 | Великий круговорот жизни. с. 124-126 | Устный рассказ о круговороте жизни на Земле. | |
7 | 21 | 26 | Проверочная работа. | ||
8 | 22 | янв 11 | Обобщение по разделу с.34-126 «Удивительная природа». | Устный рассказ «Удивительное рядом». | |
9 | 1 | 16 | Мы и наше здоровье. (10 часов) Организм человека. с. 128-131 | Игра «Найди ошибку». | |
10 | 2 | 18 | Органы чувств. с. 132-135 | Загадки «Опиши, что это». | |
11 ИД | 3 | 23 | Надежная защита организма. Пр/р. №5 Первая помощь с. 136-139 | Устный рассказ «Первая медицинская помощь». | |
12 | 4 | 25 | Опора тела и движение. с. 140-143 | Устный рассказ «Правила правильной осанки». | |
13 | 5 | 30 | Наше питание. с. 144-147 | Устный рассказ «Правила правильного питания». | |
14 | 6 | февр 01 | Дыхание и кровообращение. Пр/р. №6 Измер. пульса. с. 148-150 | Работа с кроссвордом. | |
15 | 7 | 06 | Умей предупреждать болезни. с. 151-153 | Устный рассказ «Правила укрепления здоровья» | |
16 ИД | 8 | 08 | Здоровый образ жизни. Пр/р. №7 Режим дня. с. 154-157 | Составление режима дня. | |
17 | 9 | 13 | Обобщение по разделу с.128-157 «Мы и наше здоровье». | Устный рассказ «Моё здоровье в моих руках» | |
18 | 10 | 15 | Проверочная работа. | ||
19 | 1 | 20 | Наша безопасность. (6 часов) Огонь, вода и газ. с. 4-7 | Составление правил безопасности. | |
20 АЗ | 2 | 22 | Чтобы путь был счастливым. с. 8-13 | Правила поведения пешехода. | |
21 ИД | 3 | 27 | Дорожные знаки. Экскурсия № 2 с. 14-17 | Правила дорожного движения. | |
22 АЗ | 4 | 29 | Опасные места. с. 18-22 | Составление правил безопасности по теме. |
III триместр (21 час)
№ п/п | № по теме | дата | Тема урока, Д/задание | Развитие речи | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 5 | март 05 | О молниях, змеях, собаках и прочем. с. 23-28 | Составление правил безопасности по теме. | участвовать в ролевой игре по пдд; обосновывать необходимость оберегать себя, близких; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; обсуждать необходимость изучать экономику; обосновывать необходимость бережного отношения к природным богатствам нашей страны; наблюдать и рассказы вать о своих наблюдениях в растениеводстве и животноводстве; сравнивать и различать бюджет государственный и семейный; составлять план семейных расходов и доходов; составлять экологический прогноз в экономике; формулировать выводы в соответствии с за данием; выполнять тестовые задания учебника; работать в паре, группе; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила поведения в магазине; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения Понимать учебную задачу урока и стремить ся её выполнить; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о городах России; о ближайших наших странах – соседей; находить черты различия и сходства; показывать на географической карте изучаемые города России и страны; работать со взрослыми: выступать с подготовленными сообщениями; иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; устанавливать связь между европейскими странами, обра зом жизни людей, архитектурой и природными условиями; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке и достижения других учащихся. |
2 ИД | 6 | 07 | Экологическая безопасность. . с. 29-34 | Составление правил личной экологической безопасности. | |
3 | 1 | 12 | Чему учит экономика. (10 часов) с. 35-39 Для чего нужна экономика. | Работа с толковым словарём. | |
4 | 2 | 14 | Три кита экономики. с. 40-47 | Устный рассказ «Природные богатства нашего края». | |
5 ИД | 3 | 19 | Полезные ископаемые. с. 48-52 | Сообщение о полезном ископаемом. | |
6 | 4 | 21 | Растениеводство. с. 53-59 | Устный рассказ «Работники сельского хозяйства». | |
7 | 5 | апр 02 | Животноводство. с. 60-63 | Устный рассказ «Работники животноводства». | |
8 ИД | 6 | 04 | Какая бывает промышленность. с. 64-67 | Работа с энциклопедией. | |
9 | 7 | 09 | Что такое деньги. с. 68-72 | Ролевые игры. | |
10 | 8 | 11 | Государственный бюджет. . с. 73-76 | Составление предложений о бюджете. | |
11 | 9 | 16 | Семейный бюджет. с. 77-80 | Составление плана расходов. | |
12 | 10 | 18 | Экономика и экология. с. 81-86 | Экологический прогноз. | |
13 ИД | 1 | 23 | Путешествие по городам и странам. (8 часов) Золотое кольцо России. с. 88-99 | Составление рассказа «Город России» | |
14 ИД | 2 | 25 | Наши ближайшие соседи.100-109
| Сообщение об одной из стран.
| |
15 ИД | 3 | 28 | На севере Европы. с. 110-119 | Сообщение об одной из стран. | |
16 ИД | 4 | 02май | Что такое Бенилюкс. с. 120-126 | Сообщение об одной из стран. | |
17 ИД | 5 | 07 | В центре Европы. с. 127-133 | Сообщение об одной из стран. | |
18 ИД | 6 | 14 | Путешествие по Франции и Великобритании. с. 134-143 | Сообщение об одной из стран. | |
19 | 7 | 16 | Контрольная работа. | ||
20 ИД | 8 | 21 | На юге Европы. с. 144-150 | Сообщение об одной из стран. | |
21 ИД | 9 | 23 | По знаменитым местам мира. Обобщение по разделу. | Викторина о странах мира. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) ...
Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью
Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для 2 класса корреционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру, 3 класс.
Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру, 3 класс....
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...