Кожа и её значение.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира. Тема "Кожа и её значение". 4 класс. УМК "Система Л.В.Занкова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_kozha.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс – 4.
Учитель Олейникова В.Н.
Тема урока: Кожа и её значение.
Цели:
рассмотреть строение кожи, дать представление об органе осязания, определить значение и функции кожи;
создать условия для развития у учащихся внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, памяти;
помочь осознать важность познания человеческого организма;
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование:
учебник «Мы и окружающий мир» (авт.Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; издательство «Учебная литература», 2004)
проектор, компьютер, диск с презентацией
индивидуальные карточки
лупа, зеркальце, карточки с цифрами
1 кв.см на листке
мешочек с холодным, теплым и колючим предметами
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Человек познает самого себя». И сегодня на уроке мы расширим и углубим наши знания об организме. Каждый из вас хочет быть сильным, крепким и энергичным. Так и будет, если вы изучите свой организм и научитесь заботиться о нем.
- А что значит заботиться?
Д. Это значит выполнять все гигиенические правила.
2. Оздоровительная минутка. Дыхательная гимнастика. Эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, давайте начнем урок с укрепления здоровья. Мы живем, потомучто мы дышим, а дышать нужно правильно.
Подняться на носки – вдох носом, опуститься выдох ртом. Это упражнение использовали ещё в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдохнем все плохое (злость, зависть, гнев).
На счет 1-4 – глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме), на счет 5 – задержать дыхание, на счет 6-10 – плавно выдохнуть через рот. Это упражнение поможет нам сосредоточиться и настроиться на работу.
(выполнение под музыку 3-4 раза)
- Итак, мы полны задора, энергии и оптимизма.
3. Актуализация знаний учащихся.
- Начнем работу. Я задаю вопрос, вы находите номер нужного ответа и показываете его с помощью карточки.
На слайде: 1. язык
2. глаза
3. уши
4. нос
- с помощью какого органа ты узнаешь о том, что залаяла собака, зазвенел будильник (3)
- с помощью какого органа ты видишь все, что тебя окружает (2)
- какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, аромат цветка, духов (4)
- с помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую - от соленой (1)
- Какое общее название подойдет к этим словам
Д. Органы чувств
- Но каждому органу чувств соответствует свое название. У вас на столах есть карточка под номером 1. Соедините на ней стрелками слова в правом и левом столбиках.
Карточка №1.
орган зрения язык
орган слуха нос
орган обоняния глаза
орган вкуса уши
- Проверим наши работы с помощью иллюстраций. Назовите ответы, которые у вас получились.
На слайде фотографии органов чувств.
4. Постановка проблемы.
- Ребята, подумайте, почему у нас осталось пустое место на карточке?
Д. Наверное, что-то мы не написали.
- Давайте попробуем это место заполнить, а поможет нам в этом мой волшебный мешочек.
5. Совместное «открытие» знаний.
- Расскажите нам о своих ощущениях
( прикладываю сначала тёплый предмет, потом холодный, затем слегка укалываю еловыми иглами)
Д. Мне тепло. Мне холодно. Мне колко или больно.
- Какой орган нам помог ощутить все прикосновения?
Д. Рука. Щека.
- А точнее.
Д. Кожа.
- Правильно. Мы ощущали, осязали. Эти слова близкие по значению. Как называются в русском языке такие слова?
Д. Синонимы.
- Как же называется это чувство?
Д. Осязание.
( на магнитную доску карточку «осязание»)
- Да, верно. Послушайте, как дает объяснение «осязанию» Сергей Иванович Ожегов в толковом «Словаре русского языка».
Осязание – ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь.
- Сегодня ваш словарный запас пополнился ещё одним новым словом. Давайте научимся его правильно говорить.
Слайд с чувством «осязание».
- Теперь заполните в своих карточках недостающий орган чувств с его названием.
(ребята вписывают в карточку недостающие слова)
6. Постановка целей и задач урока.
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем разговаривать о нашем «скафандре». Как вы думаете, почему я сравнила кожу со скафандром?
Д. Кожа, как и скафандр, покрывает всё тело.
7. Практическая работа.
- Возьмите лупы и рассмотрите внимательно свою кожу на ладони, на кончике пальцев.
- Расскажите о своих наблюдениях.
Д. На коже видны маленькие отверстия. Много мелких волосков. На коже есть рисунок.
- Вы сказали, что увидели под лупой множество маленьких отверстий в коже. Кто скажет, как называются эти отверстия?
Д. Поры.
- Совершенно верно. Но через лупу мы с вами смогли рассмотреть только первый поверхностный слой кожи. Я думаю, вам будет интересно увидеть нашу кожу в разрезе.
8. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр.70 и рассмотрите рисунок.
- Из чего состоит наша кожа?
Слайд «структура кожи».
Д. Кожа состоит из эпидермиса, в ней есть кровеносные сосуды, потовая железа, сальная железа, внутренние слои, волосы.
( на магнитную доску прикрепляю карточки «эпидермис, внутренние слои, сальная железа, потовая железа, кровеносные сосуды, нервные волокна»)
- Посмотрите на рисунок и догадайтесь, что помогает коже чувствовать все прикосновения?
Д. Нервные волокна.
-Правильно. Эту работу выполняют нервные волокна, которые пронизывают всю кожу.
- Но давайте начнем с начала. Как называется верхний слой кожи?
Д. Эпидермис.
- Подумайте, какую функцию он выполняет.
Д. Защищает наше тело от холода, ударов.
- Верно. Можно сказать, что кожа является защитным покровом.
Слайд «Функции кожи» - является защитным покровом
9. Практическая работа.
- Возьмите зеркальце. Проведите указательным пальцем по лбу и приложите его к зеркалу. Что вы увидели?
Д. Жирное пятно.
- Какая железа выделила жир?
Д. Сальная железа.
- Для чего жир нужен коже?
Д. Жир смягчает кожу, делает её эластичной.
(Работа в парах)
- А теперь сравните свой рисунок на зеркальце с рисунком соседа. Что заметили?
Д. Рисунки разные.
- Верно. Кожа каждого человека имеет свой собственный рисунок. Этот рисунок на ладонях, подошвах, подушечках пальцев появляется у ребёнка задолго до рождения и остается неизменным на протяжении всей жизни.
- Где, как вы думаете, используют эту особенность кожи?
Д. В милиции. В суде.
- А что может выделять потовая железа?
Д. Пот.
- А что такое пот?
Д. Соленая вода.
10. Работа с учебником.
- Подробнее, что такое пот и зачем он появляется на коже мы узнаем из учебника. На стр.70 после рисунка прочитаем первый абзац.
- Итак, для чего служит потовая железа?
Д. Охлаждает организм. Удаляет ненужные вещества-отходы.
- Можно сказать, что кожа участвует в обмене веществ.
Слайд «Функции кожи» - участвует в обмене веществ.
Рисунок «мальчик поранил палец»
- Какую ситуацию вы видите на экране?
Д. Мальчик поранил палец.
- Что произошло в результате ранения?
Д. На пальце появилась капелька крови.
- О чем это говорит?
Д. В коже есть кровеносные сосуды.
- Прочитаем о них на стр.70 последний абзац и два абзаца на стр.71.
- Сделайте вывод.
Д. Кожа поддерживает нормальную температуру тела.
Слайд «Функции кожи» - поддерживает постоянную температуру тела.
- И ещё одну функцию кожи мы должны сегодня выделить. Найдите её самостоятельно в учебнике.
Д. Кожа участвует в газообмене.
Слайд «Функции кожи» - участвует в газообмене.
11. Первичное закрепление.
- Итак, о каком органе чувств мы ведем сегодня разговор?
Д. О коже.
- Сережа, ты не пожалел, что сегодня пришёл ко мне на урок?
С. Нет.
- Катя, тебе интересно было на уроке?
К. Да.
- Максим, ты узнал сегодня что-то новое?
М. Да.
- Школа – это большая книга знаний. Каждый день несет нам что-то новое. Давайте мы с вами теперь расскажем, что нового узнали о коже.
- Кожа это …
Д. Орган чувств.
- Это орган …(показываю на карточку на магнитной доске)
Д. Осязания.
- Строение кожи таково…
Д. Эпидермис, внутренние слои, потовая железа, сальная железа, кровеносные сосуды, нервные волокна.
- Функции кожи … (по слайду)
12. Оздоровительная минутка. Массаж пальцев рук.
- Ещё я хочу научить вас простому упражнению, которое тоже поможет укрепить ваш организм.
- Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего- кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами.
13. Творческая работа.
- Но все функции кожа сможет выполнять, только если её содержать в чистоте.
- Что у меня в руке?
Д. Квадратик.
- Правильно. Это квадратный сантиметр. Знаете ли вы, что на 1 кв.см кожи находится до 40.000 микробов. Площадь кожи взрослого человека примерно 2 кв.м. Можете представить себе сколько на ней находится микробов.
- Что делать, как от них избавляться? (слайд с доктором)
Д. Соблюдать чистоту кожи.
- Правильно, надо соблюдать правила гигиены. А правила эти вы сейчас сами составите. Группа из 4 человек получает свой рисунок и составляет правило.
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
14. Домашнее задание.
Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках. Напоминаю, вы можете выполнить то, что вам наиболее интересно.
Карточка №2. Домашнее задание.Слайд.
1. Прочитай учебник на стр.69-75. Ответь на вопросы.
2. Подбери к следующему уроку интересный материал по теме «Кожа и её значение».
3. «У него от страха волосы встали дыбом», «гусиная кожа». Найди другие выражения о коже и объясни их.
4. Составь кроссворд на тему «Человек».
15. Итог урока.
- А теперь я хочу поблагодарить вас за урок, за вашу работу. Вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»
На этом уроке дети познакомятся со строением и свойствами кожи, узнают о её значении для организма; убедятся в необходимости ухода за кожей....
Конспект урока по окружающему миру "Кожа и её значение".
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, система Л.В.Занкова "Кожа и её значение"...
Кожа и её значение
Урок-исследование. Открытие новых знаний...
Кожа и её значение
Конспект урока по окружающему миру , а также презентация к данному уроку....
Урок по теме "Кожа и ее значение"
Конспект урока по окружающему миру в 4-ом классе.УМК – система Л.В.Занкова.Тема: «Кожа и её значение».Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа - кожей; формироват...
Окружающий мир. Тема: «Кожа и её значение.» 4 класс (3 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе (3 классе) "Кожа и её значение" ....
Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4
Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительн...