Окружающий мир. Тема: «Кожа и её значение.» 4 класс (3 класс)
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе (3 классе) "Кожа и её значение" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_kozha_100.ppt | 2.27 МБ |
otkrytyy_urok_kozha_100.docx | 32.07 КБ |
test_kozha_100.docx | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кожа и её значение Строение кожи. Значение кожи. Гигиена кожи.
Функции кожи 1 . Осязательная. 2. Защитная.
Виды клеток Клетка эпителия
Строение кожи Эпидермис Дерма Сальная железа Потовая железа Кровеносные сосуды Нервное волокно
Тяжко, жарко, пить охота, Где же божья милость! Густо капельками пота Вся она покрылась.
Строение кожи Эпидермис Дерма Сальная железа Потовая железа Кровеносные сосуды Нервное волокно
Функции кожи Осязательная . 2 . Защитная. 3. Выделительная. 4. Регулирует температуру тела.
Тест 1.Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод? б) осязание 2. Какая она, кожа? б) мягкая и упругая 3. На какой коже микробы погибают? а) на чистой 4 . Какую роль играет жир, который выделяет кожа? б) жир делает кожу мягкой и упругой 5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно? б) мочалка, мыло, полотенце, крем 6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу. б) пот 7. Найди лишнее в) опорная
Гигиена кожи
Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, То и буду выбирать!
Предварительный просмотр:
Открытый урок
с использованием элементов информационных технологий (презентация)
по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: Кожа и её значение.
Цель: 1. Формировать представление о коже как органе человеческого организма.
2. Познакомить со строением и функциями кожного покрова – кожей.
3. Развивать логическое мышление, воображение, внимание, речь, память, умение анализировать и сравнивать.
4. Формировать потребность беречь своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены.
Ход урока.
- Оргмомент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня на уроке мы изучаем новую тему. Отгадайте загадку.
Слайд №1
(Загадка)
«Одежда, данная человеку на всю жизнь». (Кожа.)
Слайд №2
(Тема и цели)
- Прочитайте название темы урока.
- Сегодня мы поговорим об очень важном органе человека – коже. Человек в коже – все равно, что апельсин в кожуре или дерево в коре. Но наша кожа другая, она куда лучше любой кожуры или коры. Вы узнаете строение кожи, её значение и научитесь беречь своё здоровье.
- Ребята, что вы знаете о коже?
- Правильно, кожа – это орган осязания.
- Почему для человека так важно ощущать кожей различные прикосновения? Зачем нам чувство осязания?
Слайд № 3 Картинки – ощущения.
- Представьте по картинкам, что можно ощутить при прикосновении к этим предметам?
Опыт 1. Детям даются на ощупь разные предметы, определите, что это.
Исходя из всего вышесказанного, о какой функции кожи мы вспомнили. (Осязательная функция).
Слайд № 4 Функции кожи.
- Запишите в тетрадь.
- В третьем классе мы говорили о коже как органе осязания, то есть как об органе чувств.
А сегодня будем рассматривать кожу как орган человеческого организма. И вы расширите свои представления о таком уникальном и удивительном органе, как кожа.
- Проблемное объяснение нового знания.
- - Но сначала мы перенесёмся в далёкое прошлое, во времена великого Леонардо да Винчи. Внимательно послушайте древнюю легенду.
В Италии в 1496 году произошёл такой случай.
В роскошном замке миланского герцога готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник Леонардо да Винчи. Во главе праздничного шествия шёл маленький мальчик, тело которого с головы до ног было сплошь покрыто золотой краской.
Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли... Он остался в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер.
Прошли века. Долгое время причина смерти «золотого» мальчика оставалась загадкой.
- Что же произошло с мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и её функции (значение).
2) - Послушайте внимательно, подумайте и ответьте, кто это так кричит и взывает о помощи?
«Этот мальчишка – такой безобразник, носится на велосипеде как сумасшедший! Свалится на асфальт, обдерёт себе колено, а меня жжёт как огнём. Я говорю «как огнём», потому что я-то знаю, как жжёт настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то ещё полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?»
- Интересно, кто это так убивается?
- Да, вы правы, это кожа. Ведь все царапины, ссадины, порезы, ожоги и синяки приходится терпеть именно коже. Всё к чему мы прикасаемся, покрыто бактериями. И вы знаете, что некоторые из них приносят болезни. Но сквозь здоровую и чистую кожу они в тело не попадут. Кожа для них – как высокий, непреодолимый забор.
- Какую же ещё функцию выполняет кожа? (Защитная функция).
Слайд № 4 Функции кожи.
- Запишите в тетрадь.
- Итак, кожа защищает наши кости и мышцы от повреждений, от опасных микробов и в то же время образует красивую и удобную оболочку, которую мы будем исследовать.
- А сейчас мы с вами, как настоящие учёные проведём исследование кожи человека.
Опыт 2. Исследование кожи.
- Рассмотрите кожу своей руки. Потрогайте её, потяните. Что можете сказать о коже? Какая она? (Кожа мягкая, упругая, тонкая – мы видим сосуды, прочная)
- Какого она цвета? (Бледно-розовая).
Опыт 3.
- Теперь, глядя в зеркало, рассмотрите кожу лица. Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу.
- Что осталось на стекле? (На стекле осталось пятно жира).
- Как вы это объясните? (Значит, кожа выделяет жир).
Опыт 4.
- Рассмотрите внимательно кожу через лупу. Что вы на ней видите? Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, какое значение они имеют? (На поверхности кожи видны волоски и маленькие отверстия – поры. Через поры выделяется жир и пот).
Физминутка.
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.
Танец маленьких утят
Слайд № 5 Виды клеток.
- Итак, мы рассмотрели наружный слой кожи. А теперь при помощи таблицы изучим внутреннее строение кожи.
- Мы с вами учили различные виды клеток. Вспомните их и назовите по моей указке. (Эпителиальные, нервные, костные, мышечные клетки).
- Какие из этих клеток образуют кожу? (Клетки эпителия).
- Что вы знаете о клетках эпителия? (Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. Клетки эпителия образуют эпителиальную ткань. Клетки кожи обновляются через 1-2 недели)
Слайд № 6 Строение кожи.
- Кожа состоит из двух основных слоёв: (наружный слой) – эпидермис и собственно кожа (внутренний слой) – дерма.
- Эпидермис – это верхний слой кожи. Слово взято из греческого языка и означает то же самое, то есть «верхний или поверхностный слой». Именно эпидермис образован эпителиальной тканью. Этот слой очень тонкий, к тому же от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи (это тысячи мёртвых клеток). Но не думайте, что от этого кожа становится тоньше, вовсе нет. На ней всё время нарастают новые слои, клетки которых так же живут 1 – 2 недели.
- Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа.
- Посмотрите внимательно на рисунок. Что вы видите? (Выслушиваются ответы детей).
- Кожа богата железами, вырабатывающими кожный жир (кожное сало), вспомните опыт с зеркалом.
- Как происходит выделение жира? (Через поры).
- Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры кожное сало попадает на поверхность кожи. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы высушили кожу, и она бы растрескалась. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах.
- Что же делать? (Безотказно помогают простые средства: вода и мыло).
Слайд №7 Загадка
Тяжко, жарко, пить охота,
Где же божья милость!
Густо капельками пота
Вся она покрылась.
(Кожа.)
Слайд № 8 Строение кожи.
- Сальные железы не единственные железы в коже. Что происходит, когда нам жарко? (Когда нам жарко – мы потеем.)
- А откуда берётся пот?.......
- Его вырабатывают миллионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего организма выделяется много воды, соли и некоторые вредные вещества.
- Как мы назовем эту функцию кожи? (Выделительная функция).
- Запишите в тетрадь.
Слайд № 9 Функции кожи
Работа с учебником
- Мы узнали о трёх функциях кожи. А о четвёртой вы узнаете самостоятельно, прочитав текст учебника: стр.77 со слов «Тело человека постоянно выделяет тепло».
- Назовите четвёртую функцию кожи. (Регулирует температуру тела).
- Запишите в тетрадь.
- Какая температура считается нормальной для человека? (36,6 С˚)
- Как организму удаётся поддерживать постоянную температуру? (Регулируют кровеносные сосуды: то расширяются, то сужаются).
Вывод.
- Итак, о каких функциях кожи вы узнали?
- Вспомним нашу легенду. Теперь вы можете сказать, почему умер итальянский мальчик? (Поры были закрыты золотом, кожа не выделяла пот и жир, не выводила вредные вещества. Мальчик много времени провёл в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно простыл, по-видимому, он умер от воспаления легких).
- Мы убедились, что кожа – очень важный орган для человека. Её надо беречь. Что нужно делать, чтобы сохранить кожу здоровой?
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какие функции выполняет кожа?
- Что вы узнали о строении кожи?
Слайд № 10 Тест
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выбери правильный ответ
- Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?
а) обоняние;
б) осязание.
2. Какая она, кожа?
а) хрупкая и жёсткая;
б) мягкая и упругая.
3. На какой коже микробы погибают?
а) на чистой;
б) на тёплой;
в) на грязной.
4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
а) жир делает кожу крепкой и сильной;
б) жир делает кожу мягкой и упругой;
в) жир делает кожу ловкой и стройной.
5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей.
Вставь пропущенное слово
6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу.
а) жир;
б) пот.
7. Найди лишнее
а) защитная;
б) осязательная;
в) опорная;
г) выделительная;
д) регулирует температуру тела.
Проверка теста.
Оценка результатов теста.
Слайд № 11 Гигиена кожи
6. Включение в систему знаний и повторение.
- Мы убедились, что кожа – очень важный орган для человека. Её надо беречь. Расширили свои представления о строении кожи и её функциях . Что нужно делать, чтобы сохранить кожу здоровой?
7. Итог урока.
- Что для Вас сегодня было открытием? Что уже знали? Какие функции выполняет кожа? Достигли ли мы поставленных целей?
Домашнее задание.
Учебник стр. 76-29, пересказ, тетрадь стр. 17 №31. Рассмотрите внимательно кисти рук с двух сторон и запишите результаты своих наблюдений.
Слайд № 12
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать.
Предварительный просмотр:
Выбери правильный ответ
- Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?
а) обоняние;
б) осязание.
2. Какая она, кожа?
а) хрупкая и жёсткая;
б) мягкая и упругая.
3. На какой коже микробы погибают?
а) на чистой;
б) на тёплой;
в) на грязной.
4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
а) жир делает кожу крепкой и сильной;
б) жир делает кожу мягкой и упругой;
в) жир делает кожу ловкой и стройной.
Выбери правильный ответ
- Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?
а) обоняние;
б) осязание.
2. Какая она, кожа?
а) хрупкая и жёсткая;
б) мягкая и упругая.
3. На какой коже микробы погибают?
а) на чистой;
б) на тёплой;
в) на грязной.
4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
а) жир делает кожу крепкой и сильной;
б) жир делает кожу мягкой и упругой;
в) жир делает кожу ловкой и стройной.
5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей.
Вставь пропущенное слово
6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу.
а) жир;
б) пот.
7. Найди лишнее
а) защитная;
б) осязательная;
в) опорная;
г) выделительная;
д) регулирует температуру тела.
5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
в) гуталин, обувная щётка, клей.
Вставь пропущенное слово
6. Когда ……… испаряется с тела человека, то человек легче переносит жару и тяжёлую работу.
а) жир;
б) пот.
7. Найди лишнее
а) защитная;
б) осязательная;
в) опорная;
г) выделительная;
д) регулирует температуру тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока окружающий мир. Тема: «Кожа – наша первая «одежда».
Цели:обучающиепознакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;выделить её значение в приспособлении организма к окружающей средеразвивающиеразвивать интеллектуальные и практические умения детей;раз...
Презентация к уроку русского языка по теме "Прямое и переносное значения слов" 2 класс УМК Школа России
ТемаПрямое и переносное значения слов. Развитие речи.Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления с прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение словТип...
Урок по теме "Кожа и ее значение"
Конспект урока по окружающему миру в 4-ом классе.УМК – система Л.В.Занкова.Тема: «Кожа и её значение».Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа - кожей; формироват...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...
Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4
Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительн...