Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.
- На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительной научной литературы, систематизировать знания учащихся о коже ее строении и функциях; развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.
- Формирование здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок: «Окружающий мир», Тема: «Кожа и ее значение», Класс: 4 | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Окружающий мир»
Класс: 4 «В»
учитель Петрова Н.В.
Тема: «Кожа и ее значение»
Цель:
- Познакомить со строением и функциями покровного органа-кожи, формировать потребность беречь своё здоровье.
- На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительной научной литературы, систематизировать знания учащихся о коже ее строении и функциях; развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.
- Формирование здорового образа жизни
Универсальные учебные действия
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учебе, развивать способность самооценки, умение анализировать свои действия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовывать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.
Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнения. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.
Оборудование: микроскоп, лупы, зеркало, акварельные краски, альбомный лист
1-ый этап: Актуализация знаний и постановка проблемы
Сегодняшний урок мы начнем с легенды: «В Италии с 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
-Что же произошло с мальчиком?
-Что надо знать что бы ответить на этот вопрос?( надо знать строение кожи и ее функции).
Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой»
-От чего она защищает человека?
Дети: от дождя, ветра, жаркого солнца, от повреждений внутренних органов
Кожа- самый большой орган человека. Полтора кв .м живой, гибкой, прочной долговечной ткани
-Что бы вы хотели узнать о коже?
-Сегодня на уроке, Вы превратитесь в исследователей и ответите на все свои вопросы сами.
-Давайте определим предмет нашего исследования (предмет исследования- кожа)
2-ой этап: Сообщение темы урока. Подготовка к изучению нового материала.
Сегодня на уроке мы должны изучить форму, строение, и функции кожи.
-Для чего мы должны об этом знать? (Это поможет правильно ухаживать за кожей)
-Вы будете работать в группах и самостоятельно, передвигаться по классу, давайте вспомним правила такой работы
1.Слушай, не перебивай.
2.Возрожай культурно
3. Приведи свои доказательства
4. При работе с оборудованием будь аккуратен
Свойства кожи | Функции кожи |
Тонкая, упругая, мягкая, прочная | Осязательная |
Бледно-розовая | Защитная |
Имеет отверстия-поры, волоски, линии, складки | Выделительная |
Регулятивная | |
а )Знакомство с осязательной функцией кожи
Опыт 1. Детям даются на ощупь разные предметы, определите, что это? (Дети определяют предметы не видя их)
-О какой функции кожи мы вспомнили. (Осязательная функция) Вписываем в таблицу
-Почему для человека так важно ощущать кожей различные прикосновения?
Зачем нам чувство осязания ? (горячее, острое)
-Существует специальный алфавит для слабовидящих и слепых,( шрифт Брайля) в нем рельефные буквы можно нащупать пальцами
-Вот вы и сделали первое открытие, а теперь я предлагаю работу в группах. Вы сделаете еще много открытий, а потом поделитесь своим открытием со всеми. Каждая группа получит свое задание. Желаю удачи!
б ) Исследовательская деятельность детей
Инструкционные карты для работы в группах
1ая группа- исследуйте формы и места кожи. Заштрихуйте тело человека там где находится кожа. А теперь представьте, что кожа исчезла, какую роль она выполняет? Запишите какая она на ощупь? Какого цвета кожа? Подумайте и сделайте вывод какую форму имеет кожа? (пользуйтесь картой- помощницей)
2. Исследование верхнего слоя кожи с помощью микроскопов, составьте рассказ о строении кожи. Используйте карточку-помощницу.
3. исследование строения кожи с помощью лупы. Рассмотрите через лупу кожу руки, что вы видите на поверхности кожи, постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Какую работу они выполняют? Какую роль играют волоски на коже? Проведите пальцем медленно по лбу, а потом приложите палец к зеркалу, уберите палец, что вы увидели в зеркале? Сделайте 10 приседаний, проведите по шее и лбу. Что наблюдали? Сделайте вывод, используйте карточку помощницу.
4. Правой рукой захватите складки кожи на суставе, а теперь медленно согните палец. Что происходит? Сделайте вывод, для чего нужны складки на суставах?
Нанесите акварельную краску на большой палец вашей руки и сделайте отпечатки на альбомном листе бумаги, рассмотрите их, что вы заметили?
в ) Отчет по работе в группах
1я группа. Мы проводили исследование формы и места кожи. Мы пришли к выводу, что кожа покрывает все тело человека и имеет форму тела. Она гладкая, мягкая, нежно розовая, бледно-желтого или темно желтого цвета.
-Представьте, что кожа исчезла. Какую роль она выполняет (она защищает человека, внутренние органы)
2я группа. Мы исследовали верхний слой кожи. Он состоит из клеток плотно прилегающих друг к другу.
Кожа имеет три слоя.
-Наружная оболочка ( эпидермис- это наружный очень тонкий защитный слой). В нем находятся поры, через которые кожа дышит.
-Кожа (дерма)- более толстый слой, его толщина 1-2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой
-Под кожный жир- предохраняет органы от ушибов, играет роль амортизаторов сохраняет тепло.
3я группа. Мы исследовали верхний слой кожи через лупу и увидели волоски, поры, после выполнения упражнений на коже появился пот и жир, поверхность кожи не ровная, имеются складки, на поверхности видны отверстия, они называются поры. Через них кожа дышит , через поры выделяется жир и пот.
Мы считаем, что поры нужны для дыхания кожи, пот выделяется когда жарко, а жир смазывает кожу, что бы она не пересыхала.
Добавим что пот и «гусиная кожа» появляется, когда идет процесс регуляции температуры. Терморегуляция-сохранение постоянной температуры тела.
-Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой систему регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.
4я группа. Мы пришли к выводу, что складки на коже нужны для осуществления движения. Сделав отпечатки большого пальца и сравнив отпечатки участников нашей группы, мы пришил к выводу, что рисунок на наших руках не повторялся. Он индивидуален.
-В результате наблюдений было установлено, что рисунок из бороздок на пальцах- папиллярный рисунок- у каждого человека свой. Он образуется на кожу еще до рождения младенца и сохраняется всю жизнь. Это наблюдение широко используется в криминалистики, когда, для доказательства совершенного преступления, сравнивают отпечатки пальцев предполагаемого преступника.
3 этап Тест (выполняют дети в группах, ответы вывешиваются на доску и проверяются).
- Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?
А) обоняние;
Б) осязание.
2. Какая она кожа?
А) хрупкая и жесткая;
Б) мягкая и упругая.
3. На какой коже микробы погибают?
А)на чистой;
Б) на теплой;
В) на грязной.
4. Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
А) жир делает кожу крепкой и сильной;
Б) жир делает кожу мягкой и упругой;
В) жир делает кожу ловкой и стройной.
5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?
А) зубная щетка, зубная паста, жевательная резинка;
Б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
В) гуталин, обувная щетка, клей.
- Найди лишнее:
А) защитная;
Б)осязательная;
В) опорная;
Г); выделительная;
Д) регулирует температуру тела.
5-ый этап. Итог урока
-Что для вас сегодня было открытием? Что уже знали? Достигли ли мы поставленных целей? Для чего необходимо изучать строение и значение кожи?
-Задумайтесь как можно воспринимать мир кожей?
-Теперь вы можете сказать, от чего умер итальянский мальчик? (У него не дышала кожа, поры были закрыты краской, и из организма не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его понизилась, он сильно простыл и умер от воспаления легких).
Советов не давай - советов не беру
Сама учусь всему, свой опыт мне дороже.
Живу, как журавли, как лесовик в бору,
Воспринимая жизнь душой и кожей
Н. Леонова Что значит воспринимать мир кожей?
6-ой этап. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...
Урок окружающего мира. Тема: Какой бывает транспорт. 2 класс (УМК "Школа России")
Урок окружающего мира во 2 классе, на котором систематизируются и расширяются знания детей о разнообразии и видах транспорта....
Технологическая карта урока Окружающий мир Тема: Проект «Моя школа. Мой класс»
Технологическая карта урока Окружающий мир Тема: Проект «Моя школа. Мой класс»...
Урок окружающего мира . Тема " Учимся быть самостоятельными". 1 класс. УМК " Школа 2100"
Урок окружающего мира по теме " Учимся быть самостоятельными". 1 класс УМК " Школа 2100"...
Урок окружающего мира. Тема:"Когда жили динозавры?"1 класс Плешаков
Конспект урока "Окружающий мир." Тема: "Куда исчезли динозавры?"...
Конспект урока окружающий мир. Тема: «Кожа – наша первая «одежда».
Цели:обучающиепознакомить детей с понятием «кожа» и её функциями;выделить её значение в приспособлении организма к окружающей средеразвивающиеразвивать интеллектуальные и практические умения детей;раз...
Окружающий мир. Тема: «Кожа и её значение.» 4 класс (3 класс)
Урок окружающего мира в 4 классе (3 классе) "Кожа и её значение" ....