Средневековье
презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) по теме
Презентация и конспект к уроку окружающего мира "Средние века - время рыцарей и замков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednevekove.doc | 36.5 КБ |
Слайды 1 - 7 | 2.95 МБ |
Слайды 8 - 12 | 2.27 МБ |
Слайды 13 - 19 | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»
Цели: сформировать представление о Средневековье,
способствовать повышению интереса к изучению истории,
расширять кругозор учащихся, устную речь.
Ход урока
Организационный момент
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной эпохой истории человечества – с историей средних веков.
Проверка домашнего задания
- Назовите эпоху, о которой говорили на прошлом уроке.
(история Древнего мира)
- С какими государствами познакомились? Сейчас я зачитаю вам сведения о государстве, а вы догадаетесь, о каком государстве идёт речь.
Возникло примерно 5 тысяч лет назад на берегах большой реки. Жители умели возводить грандиозные постройки. Поклонялись различным богам. Существовала особая письменность – иероглифы. (Египет)
- На берегах какой реки возник Египет?
- Почему возле реки?
- Что за грандиозные постройки возводили египтяне?
- Каким богам поклонялись жители Египта?
- Все ли жители владели письменностью? Почему?
Это государство возникло позже, чем Египет. Главный город назван в честь богини. Сердцем города является Акрополь. Жители верили во множество различных богов, думая, что они населяют гору Олимп. (Греция)
- Как называется столица Греции?
- Каких греческих богов знаете?
- Чем искусство греков отличалось от египетского?
Это государство началось с города, основанного в 753 году до нашей эры. Основатель города – Ромул. Затем жители завоевали огромные территории, основали могучую империю. Здесь расположен Колизей и храм всех богов. (Рим)
- Как называется этот город?
- Какое название носит храм всех богов? (Пантеон)
Угадай государство по его произведениям искусства. (Работа со слайдами)
Объяснение нового материала
Эпоху средних веков по-другому называют Средневековье. Она началась в конце 5 века и закончилась в конце 15 века.
- Сколько лет она продолжалась? (1 тысячу лет)
Официально началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут последний римский император и распалась Западная Римская империя.
Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать такие растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао…
В средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В средние века образовались многие государства, существующие и поныне – Англия, Франция, Италия, Россия.
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие уступило место единобожию. Всё шире стали распространяться три основные мировые религии.
Христианство появилось в 1 веке в Римской империи и было распространено по всей Европе. Христиане верят в Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира. Главная книга христиан – Священное писание или Библия.
Ислам – это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в 7 веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователей этой религии называют мусульманами. Они поклоняются единому Богу – Аллаху. Главная книга мусульман – Коран.
Буддизм. Имя Будда получил основатель религии Сиддхархта Гаутама, который достиг состояния высшего духовного совершенства. Буддизм распространён в Юго-Восточной и Центральной Азии, Сибири.
ФИЗМИНУТКА
Из Средневековья к нам пришло замечательное слово «рыцарь». Первоначально это слово означало «всадник». Толковый словарь Ожегова даёт нам следующее толкование этого слова: (слайд)
Кто же мог стать рыцарем в средние века?
Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы. Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.
Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцарей готовили с детства. В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами, то есть личными слугами знатных землевладельцев или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вёз доспехи рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев, и прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари вставал на колени перед самым знатным из гостей.
А чтобы в мирное время не притуплялось военное искусство рыцарей, организовывались рыцарские турниры.
Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки возводились в хорошо защищённых местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Замки были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стёкол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток или пучков тростника.
Ещё один важный для всей истории и человечества момент – изобретение книгопечатания. Многие пытались открыть способ, как быстрее и легче создавать книги. Удалось это немцу Иоганну Гуттенбергу. Год рождения книгопечатания – 1445. Гуттенберг придумал использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры. Из литеров наборщик выкладывал текст – строчка за строчкой. Затем литеры смазывались типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал вручную. Когда текст был отпечатан, его можно было рассыпать на отдельные буквы и из них составить новый текст.
Закрепление изученного.
Работа в тетради:
Итог урока.
С какой эпохой познакомились на уроке?
Назовите три основные мировые религии.
Какие изобретения и открытия запомнились человечеству из Средневековья?
Что из услышанного понравилось вам больше всего? Что удивило?
Домашнее задание
С. 15 – 21 пересказ, Т. С.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древний Египет
Древняя Греция
Древний Рим
Римский форум
Пантеон
Древний Египет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средневековье конец V - XV века средние века или
христианство Храм Гроба Господня Храм Цандрыпша
Ислам
Буддизм Ангкор-Ват Махабодхи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посвящение в рыцари
Рыцарский турнир
Рыцарские замки
Заповеди рыцаря: 1. Верить в святую церковь и умереть за Христа. 2. Защищать и оборонять папу и церковь. 3. Защищать слабых и беззащитных, вдов и сирот. 4. Чтить закон и порядок. Никогда не вынимать меч для беззакония. 5. Никогда не отступать в бою. Лучше погибнуть, чем прослыть трусом. 6. Быть справедливым, выполнять свои военные и феодальные обязательства, заниматься благотворительностью. 7. Никогда не лгать. Быть верным своему слову. 8. Быть щедрым, в первую очередь в отношении церкви. 9. Любить своего короля. Уважать и защищать его.
Иоганн Гутенберг – изобретатель ручного печатного станка
Домашнее задание С.15 – 21 пересказ, тетрадь: с. 7, № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе "Средневековье. Время рыцарей и замков"
Урок формирует представление о Средневековье, знакомит с основными религиями, развивает кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, способность наблюдать, строить предположения, умение ...
стихотворение средневекового поэта
стихотворение для родителей....
Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Средневековье."
При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Средневековье соответствуют 16-19 слайдам в общих комментариях...
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.
В 4 классе по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...
Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. 4 класс Неменский
Конспект урока и презентация на тему: "Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура."по программе Б. Неменского 4 класс...
Технологическая карта урока ИЗО "Европейские города Средневековья. Образ средневекового жителя" (УМК Перспектива, 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования представлений об образе средневекового жителя Европы; создание условий для проявления познавательной активности в процессе...
Тема: «Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура»
Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с образом готических городов средневековой Европы. Выполнение творческой работы в парах «Готический собор».Задачи:Образовательна...