РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
РП ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir-4v.docx | 80.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутое тематическое планирование:
№ п/п | Тема урока | Кол час | Тип урока | Обязательный элемент содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (Планируемый результат) | Характеристика учебной деятельности | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | Что такое погода | 1 | КУ | Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя Предсказание погоды, Ученые древности. Что такое наука метеорология | Знать, что погоду характеризует температура воздуха, направление и сила ветра, облачность, осадки. Уметь вспоминать, что такое атмосфера; приводить примеры трех состоянии воды в природе; измерять температуру воздуха; отмечать температуру воздуха, состояние неба, осадки в дневнике наблюдений; рассказывать, как образуются облака; называть виды осадков; используя схему, рассказывать, как образуется град; объяснять круговорот воды в природе | Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды; проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице. Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц. Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт. Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши. Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов. Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку. Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности. Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов. Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина. Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв
| Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом | 04.09 | 04.09 |
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы | 1 | КУ | Явления природы (общее представление о 3—4 явлениях) Флюгер | Иметь представление о грозных явлениях природы (вихрь, смерч, гроза, молния, метель, гололед). Уметь рассказывать, как образуется ветер; давать названия ветрам; объяснять, какое влияние оказывает ветер на погоду; определять силу ветра (сильный, умеренный, слабый); называть прибор, который помогает человеку создавать искусственный ветер; рассказывать о правилах безопасности во время грозы на природе; использовать справочную литературу. | Задания по группам. | 08.09 | 07.09 | |
3 | Предсказание погоды | 1 | КУ | Явления природы (общее представление о 3—4 явлениях). Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя Предсказание погоды | Знать, как люди предсказывают погоду. Уметь анализировать народные приметы; проверять народные приметы; составлять сборник народных примет; рассказывать о самолете-лаборатории, метеорологической станции, запуске радиозонда, метеорологическом спутнике; сочинять рассказ об управлении погодой | Наблюдения за погодой | 11.09 | 11.09 | |
4 | Наша местность на плане и карте | 1 | КУ | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать, что такое горизонт; что называют ориентированием. Уметь называть основные и промежуточные стороны горизонта; пользоваться географической картой; читать план местности; рассказывать, как устроен компас; рассматривать чертеж и определять направление, в котором нужно идти; подсчитывать длину пути; изображать свой путь от дома до школы | Фронтальный и индивидуальный опрос | 15.10 | 14.10 | |
5 | План местности | 1 | КУ | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) Масштаб История создания карт. География и картография | Знать, что план и карта — это изображение участка земной поверхности сверху условными знаками; отличия карты от плана (на карте изображают большие участки земной поверхности; на плане дается более подробное изображение местности). Уметь пользоваться планом местности; составлять план школьного участка; рассмотреть условные знаки на плане; придумывать условные знаки и чертить план Волшебного города | Практическая работа | 18.10 | 18.10 | |
6 | Географическая карта | 1 | КУ | Уметь находить на карте параллели и меридианы; определять вид карты (географическая, историческая); читать карту, используя условные знаки; пользоваться дополнительной литературой | Индивидуальный опрос. Работа в парах | 22.10 | 21.10 | ||
7 | Равнины | 1 | КУ | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать основные формы поверхности суши — равнины; как на карте обозначают равнины. Уметь рассказывать, что называют равнинами; рассказывать, как образуются овраги; называть части холмов (подошва, склон, вершина); определять признаки оврага и балки; объяснять, какой вред могут приносить людям овраги, если с ними не вести борьбу | Работа в парах | 25.10 | 25.10 | |
8 | Горы | 1 | КУ | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) Вулкан. Кратер вулкана. Кратер вулкана. Магма. Лава | Знать основные формы поверхности суши — горы; как на карте обозначают горы. Уметь сравнивать горы и холмы; анализировать формы поверхности суши родного края; рассказывать о частях горы, о горных хребтах, о долинах, ущельях, перевалах, тоннелях; о вулканах; находить по карте расположение вулкана Ключевская сопка. Иметь представление о строении вулкана | Фронтальный опрос | 29.10 | 28.10 | |
9 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | 1 | КУ | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя Сталагмиты. Сталактиты. Эоловый город | Знать, что такое горные породы; что речная долина — это понижение на поверхности суши, по дну которого течет река; что пещера — пустоты в толще земли. Иметь представление об образовании сталактитов, сталагмитов в пещере. Уметь приводить примеры горных пород; называть горные породы, которые встречаются в родном крае; проводить опыты с гранитом; объяснять, как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши; анализировать фотографии равнинной и горной реки; рассказывать об образовании барханов | Фронтальный и индивидуальный опрос | 02.10 | 02.10 | |
10 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши | 1 | КУ | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя Находки в кургане | Знать, как деятельность человека изменяет поверхность суши. Уметь сравнивать результаты воздействия воды и ветра на поверхность суши с результатами воздействия на нее деятельности людей; объяснять, почему воздействие человека на земную поверхность теперь значительно сильнее, чем в прошлом; называть искусственные части рельефа (курганы, валы, рвы, насыпи, карьеры, отвалы) | Фронтальный и индивидуальный | 06.10 | 05.10 | |
11 | Богатства недр | 1 | КУ | Полезные ископаемые, распространенные в данной местности 92-3 названия), их использование человеком. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств, Как человек познает природу. Поваренная соль | Знать понятие «полезные ископаемые». Уметь называть полезные ископаемые; различать виды полезных ископаемых (горючие полезные ископаемые, железные руды, цветные руды, апатиты и калийная соль); называть полезные ископаемые родного края; сравнивать свойства нефти и природного газа | Работа в парах, оформление опытов в тетради | 09.10 | 09.10 | |
12 | Разнообразие почв | 1 | Обобщение знаний | Почва, ее значение для жизни | Знать, что такое почва; как образуется почва. Иметь представление о науке агрономия. Уметь называть виды почв (подзолистые, серые лесные торфяно-болотные, засоленные почвы); рассказывать о значении почвы для жизни природы; объяснять, почему почву надо | Фронтальный опрос | 13.10 | 12.10 | |
13 | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу | 1 | КУ | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3—4 явлениях). Растения луга: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение) Экологическая пирамида. Круговорот веществ в природе | Знать, что такое экология; как живая природа связана с неживой природой; что природное сообщество — это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду. Уметь приводить примеры взаимосвязей в живой природе; устанавливать связи между организмами в природном сообществе; рассказывать, что такое цепь питания; вставлять в цепи питания недостающие звенья; составлять схему круговорота веществ в природе. Иметь представление об экологической пирамиде; о круговороте веществ в природе; о трех группах организмов (растения-производители, животные-потребители, бактерии-разрушители) | Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ. Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей. Объяснять отличие искусственных сообществ от природных. Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов. характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ. Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества. Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания. Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности
| Фронтальный опрос | 16.10 | 16.10 |
14 | Экскурсия на луг | 1 | КУ | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме) | Знать правила поведения во время экскурсии. Уметь проводить наблюдения за растениями и животными луга; определять условия жизни на лугу (освещенность, температуру, влажность воздуха и почвы); называть признаки луга; рассказывать о растениях и животных луга родного края; определять, как человек влияёт на луг; указывать экологические связи на лугу; проводить природоохранные мероприятия | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра | 20.10 | 19.10 | |
15 | Животные - обитатели луга. Луг в жизни человека | 1 | Обобщение знаний | Животные луга: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы-звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Иметь представление о защитной окраске животных (покровительственной, подражающей окраске). Уметь называть растения и животных луга; определять, как они приспособились к условиям жизни; с помощью рисунка приводить при, меры связей, которые сложились между обитателями луга; составлять цепи питания из 3-4 звеньев; приводить примеры покровительственной, подражающей окраски; рассказывать о значении луга в природе и в жизни человека | Индивидуальный опрос | 23.10 | 23.10 | |
16 | Экскурсия в смешанный лес | 1 | Экскурсия | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме) | Знать правила поведения во время экскурсии. Уметь определять условия жизни на лугу (освещенность, температуру, влажность воздуха и почвы); называть признаки смешанного леса; рассказывать о растениях и животных смешанного леса родного края; указывать экологические связи в смешанном лесу; проводить природоохранные мероприятия | Фронтальный и индивидуальный опрос | 27.10 | 26.10 | |
17 | Какие растения растут в лесу | 1 | КУ | Растения леса: разнообразие, части растения, условия, необходимые жизни.деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). дикорастущие и культурные растения родного края (различение) Съедобные и несъедобные грибы (узнавание) | Знать признаки хвойного, лиственного и смешанного лесов. Уметь называть растения лесов; сравнивать условия жизни в сосновом, еловом и лиственном лесах; приводить примеры влияния деревьев на другие растения леса; называть растения леса родного края; определять вид леса родного края; рассказывать, как растения леса приспособлены к совместной жизни; приводить примеры растении верхнего и нижнего ярусов; сравнивать условия жизни в лесу и условия жизни на лугу самостоятельная работа | Самостоятельная работа | 30.10 | 30.10 | |
18 | Животные-обитатели леса | 1 | КУ | Животные леса: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы-звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Знать, почему в лесу может обитать много разных животных. Уметь рассказывать, как животные приспособлены к условиям жизни в лесу; приводить примеры; с помощью рисунка рассказывать, как животные леса связаны с растениями и друг с другом; определять значение для растений и животных леса грибов; составлять характерные для леса цепи питания из 3-4 звеньев; рассказывать о значении леса в природе и жизни человека; придумывать запрещающие и разрешающие знаки для отдыха в лесу | Оформление заданий в таблицах устный опрос | 03.11 | 02.11 | |
19 | Экскурсия к водоему | 1 | Экскурсия | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме) | Знать правила поведения во время экскурсии; виды водоемов; названия водоемов родного края. Уметь определять условия жизни на лугу (освещенность, температуру, влажность воздуха и почвы); называть признаки водоема; рассказывать о растениях и животных водоема родного края; указывать экологические связи в водоеме; проводить природоохранные мероприятия | Фронтальный опрос | 13.11 | ||
20 | Водоем | 1 | КУ | Растения водоема: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение). Животные водоема: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности) | Знать растения и животных водоема. Уметь рассказывать об условиях жизни в водоеме; называть растения, растущие в прибрежной части пресного водоема, и растения на поверхности воды; с помощью рисунка приводить примеры связей животных водоема с растениями и друг с другом; составлять характерные для водоема цепи питания из 3—4 звеньев; рассказывать о значении водоемов в природе и жизни человека; называть растения и животных водоемов родного края | Устный опрос | 17.11 | ||
21 | Искусственные сообщества. Поле | 1 | Обобщение знаний | Растения поля: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).дикорастущие и культурные растения родного края (различение). Животные поля: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности | Знать, какие растения называются культурными; что такое растениеводство. Уметь называть отрасли растениеводства; приводить примеры овощных культур, зерновых культур, технических культур; рассказывать, какой вред культурным растениям наносят сорняки; составлять цепи питания, характерные для картофельного и капустного поля из 3—4 звеньев; рассказывать о том, как животные поля связаны с растениями | Индивидуальный опрос | 20.11 | ||
22 | Сад. Проверочная работа по теме «Наш край» | 1 | Обобщение знаний | Растения сада: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение). Животные сада: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности) | Знать признаки сада. Уметь приводить примеры плодовых и ягодных культур сада; рассказывать, какие животные обитают в садах; приводить примеры связей животных сада с растениями и друг с другом; составлять цепи питания, характерные для сада; называть 2—3 причины, из-за которых может произойти нарушение экологического равновесия в саду; определять, как садоводство в родном крае связано с его природными условиями; готовить сообщение о работе садоводов родного края | Проверка знаний. «Мозаика заданий» | 24.11 | ||
23 | Какую форму имеет Земля | 1 | КУ | Как человек познает природу. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать, что Земля имеет шарообразную форму. Уметь доказывать что Земля имеет шарообразную форму; рассказывать, как древние народы в разных странах представляли себе форму Земли; объяснять, почему нужно беречь нашу планету | Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор. Объяснять причины смены дня и ночи, времен года. Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.). Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды. Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России. Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране. Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий. Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности. Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее. Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях. Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др. Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности. Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России
| Устный опрос | 27.11 | |
24 | Карта полушарий | 1 | КУ | Земля - планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарны приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать, что такое глобус; как обозначают на глобусе сушу и воду; как называют большие участки суши, окруженные со всех сторон водой. | Фронтальный опрос | 01.12 | ||
25 | Движение Земли. Тепловые пояса | 1 | Обобщение знаний | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода Тепловые пояса Земли | Знать, чем звезда отличается от планеты; какая звезда расположена ближе всего к. нам. Уметь объяснять, почему происходит смена дня и ночи; рассказывать, в результате чего происходит смена времен года; проводить опыты; используя рисунок, определять, в каких тепловых поясах лежат материки. | Практическая работа | 04.12 | ||
26 | В пустыне Африки | 1 | КУ | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир пустыни | Уметь рассказывать о природных условиях Сахары; приводить примеры растений и животных Сахары; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями.пустыни; рассказывать о занятиях населения Сахары; показывать на карте пустыни Африки | Практическая работа | 08.12 | ||
27 | Экваториальные леса Южной Америки | 1 | КУ | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир экваториальных лесов Южной Америки | Уметь рассказывать о природных условиях экваториальных лесов Южной Америки; приводить примеры растений и животных экваториальных лесов Южной Америки; определять, как растения.и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями Экваториальных лесов Южной Америки; рассказы о занятиях населения экваториальных лесов Южной Америки; показывать на карте экваториальные леса Южной Америки | Дидактическая игра | 11.12 | ||
28 | Антарктида. Австралия. Евразия | 1 | КУ | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии | Уметь рассказывать о природных условиях Антарктиды, Австралии, Евразии; приводить примеры растений и животных Антарктиды, Австралии, Евразии; определять, как растения и животные приспособились к условиям жизни; приводить примеры взаимосвязей между обитателями Антарктиды, Австралии, Евразии; рассказывать о занятиях населения Антарктиды, Австралии, Евразии; показывать на карте растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии | Индивидуальный опрос | 15.12 | ||
29 | Карта России | 1 | Обобщение знаний | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир Антарктиды, Австралии, Евразии | Уметь выполнять практическую работу на карте России; находить и показывать на карте меридианы и параллели; показывать сухопутные границы России на западе и на юге; находить реки; подписывать названия рек на контурной карте; определять, в каком направлении течет Волга и куда она впадает; в каком направлении течет Обь и где она берет свое начало; обозначать на контурной карте горы, города; находить на карте озеро Байкал | Индивидуальный опрос | 18.12 | ||
30 | Зона арктических пустынь | 1 | КУ | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир зоны арктических пустынь Лишайники | Знать, что природные зоны — это территории со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг. | Устный опрос | 22.12 | ||
31 | Тундра | 1 | КУ | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир тундры | Знать природную зону—тундру. Уметь рассказывать о природных условиях жизни в тундре; называть растения и животных тундры; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в тундре; приводить примеры связей животных тундры с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей тундры из 3—4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны тундры | Устный опрос | 25.12 | ||
32 | Зона лесов | 1 | КУ | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир зоны лесов | Знать природную зону лесов. Уметь рассказывать о природных условиях жизни в зоне лесов; называть растения и животных зоны лесов; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в зоне лесов; приводить примеры связей животных зоны лесов с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей зоны лесов из 3-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны лесов | Индивидуальный опрос. Практическая работа | 15.01 | ||
33 | Степи | 1 | КУ | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Растительный и животный мир степей | Знать природную зону лесов. Уметь рассказывать о природных условиях жизни в степи; называть растения и животных степи; определять, как приспособились растения и животные к условиям жизни в степи; приводить примеры связей животных степи с растениями и друг с другом; составлять цепи питания для обитателей степи из 3-4 звеньев; рассказывать о заповедниках зоны степей, описывать условия жизни в пустыне | Устный опрос.Работа в парах | 19.01 | ||
34 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля» | 1 | Обобщение знаний | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя | Уметь называть экологические проблемы родного края; предлагать свои способы решения экологических проблем: называть международные организации по охране природы | Проверочная работа. «Мозаика заданий» 155) | 22.01 | ||
35 | История на карте | 1 | Обобщение знаний | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей | Знать, что историческая карта может рассказывать о том, где расселялись наши предки, строили крепости и города, как завоевывали и осваивали новые территории; условные обозначения на исторической карте. Уметь придумывать название карты; читать карту разбирать условные обозначения; отвечать на вопросы по исторической карте | Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Извлекать информацию из любых исторических источников ( письменных, устных, вещественных). Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников/ Находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках. Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь). Составлять летопись своей семьи | Индивидуальный опрос. | 26.01 | |
36 | Исторические источники | 1 | КУ | Работа с готовыми моделями; создание несложных моделей Летописи. Былины. Письмо на бересте | Знать понятие «исторические источники»; что память о прошлом хранят находки археологов; что по вещественным источникам археологи восстанавливают историческое прошлое. Иметь представление о летописях, былинах, письме на бересте. Уметь рассказывать, что относится к вещественным, письменным и устным источникам | Индивидуальный опрос | 29.01 | ||
37 | Первые русские князья | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Что такое окружающий мир. Как человек познает общество Вооружение славянских воинов | Знать имена первых русских князей (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга); Киев - столица древнерусского государства. Уметь рассказывать о жизнедеятельности первых русских князей. Иметь представление о вооружении славянских народов | Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь). Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. Давать оценку исторической личности на основе текста учебника. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты Находить исторические сведения в литературных произведениях. Сравнивать литературные и исторические источники. Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка (рабочая тетрадь) | Фронтальный и индивидуальный опрос | 02.02 | |
38 | Князь Владимир. Крещение Руси | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Верование древних славян. Какую религию приняла Русь | Уметь рассказывать, как князь Владимир укрепил свое государство; называть сказки, в которых действуют персонажи языческой веры древних славян; подготовить сообщение | Индивидуаль-ный опрос | 05.02 | ||
39 | Культура древней Руси | 1 | КУ | Письменность на Руси. Православный храм Памятники архитектуры | Знать, кто создал славянскую азбуку. Уметь рассказывать, что является нашим культурным наследием; описывать, как выглядела древнерусская книга | Изготовление веревоч- ного телефона | 09.02 | ||
40 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена . ЕвпатийКоловрат. Ледовое побоище. Война со шведами. Татаро-монгольское иго | Знать дату нашествия татаро-монгол на Русь (1237 год). Иметь представление об истории татаромонгольского нашествия на Русь, битве со шведами на берегу Невы, битве на Чудском озере; о русском богатыре ЕвпатииКоловрате. Уметь подготовить сообщение о монголо-татарском нашествии на Русь; рассказывать о битве на Чудском озере | Работа в парах | 12.02 | ||
41 | Дмитрий Донской. Куликовская битва | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена . Сергий Радонежский | Знать историю Куликовской битвы, Уметь рассказывать о ходе битвы по исторической карте; описывать Кремль при Дмитрий донском; объяснять, почему хан Мамай напал на Русь; рассказывать о значении победы русского войска на Куликовом поле. Иметь представление о деятельности монаха Сергия Радонежского | Фронтальный опрос | 16.02 | ||
42 | Первый русский царь. Преобразования в государстве | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта | Знать первого русского царя; в каком веке правил царь Иван IV. Уметь рассказывать, какие новшества появились на Руси во время правления Ивана Грозного; описывать по рисунку, как выглядели стрельцы, чем они были вооружены; готовить рассказ о Московских приказах; называть первые печатные книги; сравнивать первые печатные книги и рукописные; находить в дополнительной литературе предание о строителях собора Василия Блаженного | Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий (рабочая тетрадь). Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. свое участие, представлять результаты своей деятельности | Индивидуальный опрос | 19.02 | |
43 | Как жили люди на Руси в ХIV—ХVI веках | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Домострой | Знать отличия крестьянской избы от боярского дома. Уметь объяснить, что значит топить печь «по-черному»; описывать русский монастырь; составлять по рисункам сюжетные рассказы (один день в доме крестьянина, один день в доме боярина). Иметь представление о книге «домострой» | Индивидуаль-ный | 23.02 | ||
44 | Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский | 1 | Обобщ. | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Казанский собор в Москве | Знать, почему события ХVII века называют Смутным временем. Уметь объяснять смысл слов на памятнике Минину и Пожарскому; используя картину А. Кившенко «Воззвание Минина к нижегородцам», составить небольшой сюжетный рассказ; объяснять название нового праздника — день народного единства 4 ноября. Иметь представление об истории создания Казанского собора в Москве | Уст-ный опрос опрос | 26.02 | ||
45 | Русское государство при первых Романовых | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Домашняя жизнь царя | Уметь рассказывать, что нового появилось в русском государстве в ХVII веке; называть, какие повинности несли крепостные крестьяне в пользу своего господина; объяснять выражение «отложить дело в долгий ящик»; описывать, как выглядела улица ХУII века, как были одеты горожане; называть улицы в Москве, которые носят названия ремесел; объяснять, кто такие «крепостные крестьяне»; используя текст и рисунки урока, составлять небольшие рассказы (один день из жизни царя; путешествие иностранного купца по Москве ХVII века) | Самостоятельная работа | 02.03 | ||
46 | Русские землепроходцы. Проверочная работа по теме "Московское царство" | 1 | КУ | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя | Знать, что участников экспедиций в Сибирь и на Дальний Восток называли землепроходцами. Иметь представление об экспедиции В.Д.Пояркова, С.И.Дежнева, Е.П.Хабарова. Уметь отвечать на вопросы, используя исторические карты; находить дополнительный материал по теме; проследить по карте путь В.Пояркова, С.Дежнева, Е.Хабарова | Проверочная работа. «Мозаика заданий» | 05.03 | ||
47 | Петр I - необычный царь | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, каким царем был Петр I. Иметь представление о рекрутской повинности; о потешных войсках. Уметь описывать, какие изменения произошли в царствование Петра 1; объяснять, для чего царь проводил в стране перепись населения; используя портрет Петра и текст, составлять характеристику личности русского царя; находить в энциклопедии дополнительный материал о реформах Петра 1; готовить небольшое сообщение | Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Вспоминать известные факты, связывать их с изученными. Знакомиться с краеведческими материалами, связанными с изучаемой эпохой, описывать их, делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края. Сравнивать вооружение русских воинов разных эпох. Сравнивать одежду разных эпох. Связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями. Выбирать форму участия в проектной деятельности (костюмированный бал, макет города XIX века), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности. Оценивать результаты своей деятельности. Участвовать в коллективном обсуждении полученных результатов | Устный опрос, работа в парах | 09.03 | |
48 | Мирные заботы Петра | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда в России стали отмечать Новый год; какие изменения произошли в календаре. Уметь составлять рассказ об ассамблее | Беседа по вопросам | 12.03 | ||
49 | Императрица Екатерина II | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Дворянская усадьба | Знать, что такое барщина, оброк. Уметь рассказывать об А. Суворове, Ф. Ушакове; находить в энциклопедии дополнительные материалы о полководцах; объяснять, почему «Наука побеждать» А. Суворова остается современной и в наши дни; сравнивать дворянскую усадьбу ХУIII века с домом дворянина ХVI века; составлять рассказ «Один день в дворянский усадьбе» | Беседа по статье | 16.03 | ||
50 | Образование и наука в XVIII веке | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представление, в каком году был открыт Московский университет. Уметь объяснять, почему университет носит имя М. В. Ломоносова; находить в энциклопедии дополнительные сведения о жизни М, В. Ломоносова; рассказывать, чему учили смолянок; описывать изобретения И, Кулибина; готовить сообщение по теме; давать толкование словам «дружба», «добродетельный человек» | Беседа по вопросам | 19.03 | ||
51 | Война 1812 года | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Русская армия. Музей-панорама "Бородинская битва" | Уметь объяснять, почему войну 1812 года называют Отечественной; рассказывать, кто возглавил русскую армию во время войны 1812 горда; читать стихотворение М. Ю. Лермонтова; находить в энциклопедии дополнительный материал о М. И. Кутузове; описывать, как был вооружен русский дружинник | Работа по группам. Работа в парах | 23.03 | ||
52 | Отмена крепостного права | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Воспитание юного императора | Уметь объяснять, почему Александра II называли царем-освободителем; рассказывать, как изменилась жизнь в России после отмены крепостного права; рассказывать о музеях родного края; рассказывать, что нового появилось в воспитании и образовании Александра II. Иметь представление, кто такие меценаты | Фронтальный опрос | 02.04 | ||
53 | Наука ника в ХIХ веке | 1 | КУ | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя Изобретения П.Н.Яблочникова. Хирург Н.И.Пирогов. Ученый К.А.Тимирязев | Знать., кто из русских путешественников исследовал город Владивосток. Иметь представление о научных открытиях К. А. Тимирязева, хирурга Н. И. Пирогова, изобретениях П. Н. .Яблочкова. Уметь находить дополнительные сведения об изобретении фотографии й кинематографе; рассказывать о значении изобретений; доказывать значение растений в природе | Практическая работа | 06.04 | ||
54 | Город и горожане. Мода | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, в каком веке были основаны Москва и Петербург. Уметь сравнивать современный транспорт и конку; рассказывать, какие новые детали появились в женском костюме; писывать, какие изменения произошли в мужском и женском костюме в ХIХ веке; вспоминать, что ели наши предки в ХIХ веке | Устный опрос | 09.04 | ||
55 | Культура ХIХ века. Проверочная работа по теме "Российская империя" | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | Знать фамилии писателей и поэтов начала ХIХ века произведения А. с. Пушкина. Уметь находить в энциклопедии дополнительные сведения о поэтах, писателях начала ХIХ века; рассказывать о поэте В. А. Жуковском; объяснять, почему Н. М. Карамзина современники называли «последним русским летописцем»; описывать картины художников начала ХIХ века; готовить сообщение о картинах на историческую тему, о портретах известных людей; объяснять, в чем заключается «великая сила музыки». Иметь представление о том, что М. Глинка является создателем русской национальной оперы | Проверочная работа. 95) | 13.04 | ||
56 | Россия в начале ХХ века. Революция в России | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Сестры милосердия | Знать, кто был последним русским императором; когда началась Первая мировая война; как стала называться наша страна после Октября 1917 года. Уметь работать с лентой времени; рассказывать, какие события произошли в начале ХХ века в Российской империи; находить в дополнительной литературе материал о деятельности Красного Креста | Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации. Сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. Давать оценку исторической личности, аргументировать свои высказывания, делать обобщение и выводы Обсуждать использование атомной энергии в военных и мирных целях, высказывать свое отношение к вопросу. Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течение XX века (об участии в военных действиях, работе в тылу, других жизненных обстоятельствах). Определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией. Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике, находить дополнительную информацию в разных источниках, использовать при характеристике города информацию как историческую так и географическую. Собирать краеведческий материал о родном городе (областном центре), узнавать о местоположении достопримечательностей города, архитектурных памятников, посещать их, а также места исторических событий. Выбирать форму участия в проектной деятельности (фотоальбом «По местам боевой славы», вечер памяти), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности | Самостоятельная работа | 16.04 | |
57 | Россия в годы Советской власти | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Пионерская организация | Знать, как стало называться наше государство после 1922 года. Уметь сравнивать герб СССР с гербом РСФСР; находить на карте крупные предприятия, построенные в 20—30 годах; рассказывать, зачем нужно было бороться с неграмотностью. Иметь представление о пионерской организации | Работа в парах и по группам | 20.04 | ||
58 | Великая Отечественная война | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда началась Великая Отечественная война. Уметь показывать на карте направления главных ударов противника; называть российские города, которые одними из первых подверглись нападению со стороны фашистской Германии; готовить сообщение о том, кто первым принял па себя удар фашистов | Фронтальный опрос | 23.04 | ||
59 | Крупнейшие битвы Отечественной войны | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена 7 симфония Шостаковича | Уметь рассказывать о событиях Ленинградской блокады, о битве под Москвой, о Сталинградском сражении, о Курской битве; рассказывать, через какие города проходила линия фронта в декабре 1942 года; какие города были освобождены в результате наступления советских войск; рассказывать, как сложилась судьба города в годы Великой отечественной войны | Индивидуальный опрос | 27.04 | ||
60 | Тыл в годы войны | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда; традиций людей в разные исторические времена. Родной город (село), регион (область, республика, край). Название, основные достопримечательности | Уметь объяснять значение слова «эвакуация»; рассказывать о военных годах родного края; находить и пересказывать произведения о Великой Отечественной войне; объяснять, почему война советского народа с фашисткой Германией называется «Отечественной»; называть города-герои; называть памятники родного края, посвященные победе в войне. | Практическая работа | 30.04 | ||
61 | Россия после войны | 1 | КУ | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события, картины быта, труда; традиций людей в разные исторические времена | Уметь рассказывать, почему так быстро было восстановлено разрушенное хозяйство; описывать, как жили люди в городе и деревне после войны. Иметь представление об открытии атомной энергии в мирных целях | Фронтальный и индивидуальный опрос | 04.05 | ||
62 | Научные достижения ХХ века | 1 | КУ | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя Изобретение лазера | Уметь рассказывать о научных достижениях ХХ века; находить в дополнительной литературе информацию об использовании лазера в медицине, в средствах связи | Работа в группах | 07.05 | ||
63 | По северным городам России | 1 | КУ | Города России (2—3): название, достопримечательности, расположение на карте Каргопольская игрушка | Уметь рассказывать, чем знамениты города Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Каргополь | Фронтальный опрос | 11.05 | ||
64 | Города Центральной России | 1 | КУ | Города России (2—3): название, достопримечательности, расположение на карте | Уметь рассказывать, чем знамениты города Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань | Тест | 14.05 | ||
65 | Города Урала и Сибири | 1 | КУ | Города России (2—3): название, достопримечательности, расположение на карте | Уметь рассказывать, чем знамениты города Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа, Новосибирск, Братск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток | Беседа по вопросам. Фронтальный опрос | 18.05 | ||
66 | Южные города России | 1 | КУ | Города России (2—3): название, достопримечательности, расположение на карте | Уметь рассказывать, чем знамениты города Ростов-на-дону, Ставрополь, Пятигорск, Дербент | Беседа по вопросам | 21.05 | ||
67 | Ближние и дальние соседи России | 1 | КУ | Страны-соседи России: название, расположение на карте, традиции, достопримечательности Россия на карте Международные организации ООН и ЮНЕСКО | Иметь представление о ЮНЕСКО, что изображено на флаге ООН. Уметь называть по карте страны, которые на западе, юге и востоке имеют границу с Россией; обсуждать, почему современный человек должен знать иностранный язык; описывать герб и флаг России; готовить сообщение об интересных традициях других стран (праздники, национальная одежда, кухня); читать в энциклопедии, какие языки относятся к романской, германской, славянской языковым группам | Дидактическая игра. Фронтальный опрос | 25.05 | ||
68 | Повседневная жизнь современного человека. Проверочная работа по томе «Российское государство» | 1 | Человек — член общества. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники | Знать, что изучает наука экология. Уметь рассказывать о национальной одежде разных народов; объяснять выражение "экологическое равновесие"; обсуждать экологические проблемы; готовить сообщение на тему "Растения и животные, занесенные в Красную книгу" | Проверка знаний по теме. 151) | 28.05 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам.директора по УР и введено в действие
протокол №______ «_____» _______________2012 г. приказ № ____________
от «_____» _______________2012 г. ______________________ от «_____» ____________2012 г.
_________________________ /Фаттахова Э.И./ ______________________
/Халикова А.Х./ /Г.Н.Панкова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 класс
Составитель: учитель первой квалификационной категории Халикова А.Х.
2012-13 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по окружающему миру
4 класс
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2004 г.);
примерных программ начального общего образования;
базисного образовательного плана РТ (2012г.)
При создании рабочей программы использована программа авторов Г. Г. Ивченковой, И. В. Потаповой .
Изучение окружающего мира в школе направлено на достижение следующих целей и задач:
– систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
– формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
– знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
– социализация ребенка;
– развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
– воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
– формирование самостоятельной познавательной деятельности;
– воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 16.
СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
4 класс (68 ч)
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | Раздел, тема | Часы | Формы контроля результата |
I четверть | Наш край | 14 | Самостоятельная работа. |
II четверть | Наш край (продолжение) | 8 | Проверочная работа №1 |
Наша Родина на планете Земля | 10 | ||
III четверть | Наша Родина на планете Земля (продолжение) | 2 | Проверочная работа №2 |
Наши верные помощники | 1 | Проверочная работа №3 | |
Древнерусское государство | 3 | ||
Монгольское завоевание | 2 | ||
Московское государство | 2 | ||
Россия в 17 веке | 4 | ||
Эпоха преобразований | 1 | ||
Век Екатерины | 2 | ||
XIX век: победы и открытия | 3 | ||
IV четверть | XIX век: победы и открытия (продолжение) | 3 | Проверочная работа №4 |
Россия в начале XX века | 5 | Проверочная работа №5 | |
Современная Россия | 8 |
Итого: 68 часов
Контроль знаний
Четверть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Формы контроля | количество | ||||
Проверочная работа | 0 | 1 | 2 | 2 | 5 |
Самостоятельная работа | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
— о погоде: температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках;
— о предсказании погоды;
— что такое план местности;
— о географической карте;
— формы поверхности суши: равнины, горы, холмы, овраги;
— как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши;
— об изменении поверхности суши в результате деятельности человека;
— о горючих полезных ископаемых, рудах, удобрениях;
— о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
— что такое природное сообщество;
— признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах;
— некоторые взаимосвязи между обитателями природных сообществ;
— об использовании и мероприятиях по охране природных сообществ;
— об особенностях природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, природные и искусственные сообщества;
— об использовании и охране природы своего края;
— правила поведения в природе;
— о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца;
— об изображении Земли на карте полушарий;
— о карте нашей Родины;
— об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России;
— основные этапы развития государства;
— ключевые даты и события каждого этапа истории:
— образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга;
— создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена
крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; 1922 г. — образование СССР; 1941-1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. Гагарина;
1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством;
должны уметь:
— проводить самостоятельные наблюдения в природе; давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
— читать план с помощью условных знаков;
— показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России;
— устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
— находить дополнительную информацию;
— приводить примеры полезных ископаемых (3—4); растений (3—4 примера) и животных изученных природных сообществ и природных зон России (4-5 примеров);
— приводить примеры сельскохозяйственных растений своего края (4—5);
работать со схемами, таблицами и моделями;
— соблюдать правила поведения в природе;
— находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
— рассказывать о ключевых событиях истории государства;
— рассказывать об основных событиях историй своего края.
Учащиеся могут знать:
— о грозных явлениях природы;
— о зависимости погоды от ветра; что такое масштаб;
— некоторые сведения из истории создания карт;
— о долинах, балках, курганах, насыпях, карьерах; о разнообразии почв;
— о распределении воды и суши на Земле;
— о круговороте веществ в природе;
— об экологической пирамиде;
— о защитной окраске животных;
— как растения природных сообществ приспособлены к совместной жизни;
— причины смены времен года;
— имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий донской Иван III, Иван IУ, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, Император Петр I, Екатерина II, А. Суворов, П. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К, Жуков, Президент РФ Д. А. Медведев;
— основные научные и культурные достижения своей страны;
— культурные достопримечательности своего края;
могут уметь:
— предсказывать погоду по местным признакам;
— применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
— объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
— определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
— делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы;
— пользоваться различной справочной литературой;
— получать информацию, используя текст таблицы, рисунки;
— сравнивать и делать выводы.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом : учебник «Окружающий мир» , 4 класс для четырехлетней начальной школы , в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов/; Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин./ – М. : АСТ : Астрель, 2011; рабочие тетради для 4 кл. для четырехл. нач. шк. , в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов; Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин./– М. : АСТ : Астрель, 2011; методические рекомендации автора / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2009 год
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 16.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом : учебник «Окружающий мир» , 4 класс для четырехлетней начальной школы , в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов/; Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин./ – М. : АСТ : Астрель, 2011; рабочие тетради для 3 кл. для четырехл. нач. шк. , в 2 ч. Ч. 1 / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов; Ч. 2 / И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин./– М. : АСТ : Астрель, 2011; методические рекомендации автора / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – М. : АСТ : Астрель, 2009 год
Контрольно – измерительные материалы по окружающему миру.
Самостоятельная работа по теме
«Наша местность на плане и карте».
Что такое горизонт?
Что называют ориентированием?
Закончи предложение.
План местности – это…
Что такое масштаб?
Как называется наука, которая изучает земную поверхность?
Что называют картой?
Какие бывают карты?
Проверочная работа №1 по теме «Наш край»
Какие признаки изменения погоды ты знаешь? Приведи 2 примера.
Допиши предложение.
Сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками называют…
Чем холм отличается от горы?
Петя загадал полезное ископаемое. Оно имеет такие свойства: твёрдое, чёрного цвета, блестит, в воде тонет и не растворяется, хорошо горит. Какое полезное ископаемое загадал Петя?
Как в результате деятельности человека изменяется поверхность суши? Приведи 2 примера.
Объясни, почему чернозёмы – самые плодородные почвы.
Приведи примеры четырёх растений пресного водоёма.
Что помогает кузнечику спасаться от врагов на лугу?
Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля»
Самая северная точка на земном шаре называется…, а самая южная….
Что происходит в результате вращения земли вокруг своей оси?
Как растения зоны арктических пустынь приспособились к недостатку тепла?
Чем природные условия лесной зоны отличаются от природных условий тундры?
Какое из животных ( тигр, барсук, сайгак, куница) не обитает в лесной зоне?
Как животные степей приспособились к условиям жизни?
Какие экологические проблемы вызвало хозяйственное освоение тундры и браконьерство?
Проверочная работа №3 по теме «Древняя Русь»
Почему Куликовскую битву называют «Мамаевым побоищем»?
Назови символы царской власти Ивана Грозного.
С кем из исторических деятелей связаны следующие события?
Ходил за данью к древлянам | |
Построил крепости на южных границах своего государства | |
Перед битвой он благословил князя |
Где установлен памятник первопечатнику Ивану Фёдорову?
Как одевались горожане в 17 веке?
Проверочная работа № 4 по теме «Российская империя»
За выход, к какому морю велась Северная война со Швецией?
Назовите основные положения книги А.В.Суворова «Наука побеждать»
Кого А.С.Пушкин назвал «первым нашим университетом»?
Какие изменения произошли в образовании при Екатерине II?
Что нового появилось в мужском костюме в 19 веке?
Вспомни и напиши изобретения П.Н.Яблочкова.
Проверочная работа № 5 по теме « Российское государство»
Назови годы Великой Отечественной войны.
В каком году человек полетел в космос?
Какой город севера России славится своим чернением по серебру?
В каком озере сохранились самые большие запасы пресной воды?
Назови крупные города юга России.
Если ученику 4 класса сейчас 10 лет, в каком году он родился, в каком веке?
Какие изобретения связаны с именем этих людей?
С.В.Лебедев
Н.В.Никитин
С.П.Королёв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...
Рабочая программа по математике ( 3 класс, УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по математике. УМК "Планета знаний", 3 класс. Авторы учебника М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова. В программу включены разделы: пояснительная записка, содержание программы, требования к ур...
Рабочая программа по математике. 2 класс. УМК "Планета Знаний"
Здесь представлена рабочая программа по математике УМК "Планета Знаний". 2 класс....
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа и тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа и тематическое планирование по математике 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" 4 класс...
Программа по окружающему миру с УУД. Планета Знаний.
Программа по окружающему миру.Планета Знаний. 3 класс...