Программа по окружающему миру с УУД. Планета Знаний.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа по окружающему миру.Планета Знаний. 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру построена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897,
Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
учебного плана ГБОУ средней школы №257 Пушкинского района СПб, утверждённого приказом директора от _____________г. № _______,
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и курсов ГБОУ ________________________, утверждённого приказом директора от ______________________,
Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся ГБОУ ____________________________, утверждённого приказом директора от ______________________________.
Особое значение предмета « Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем.
Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Общая характеристика учебного предмета.
Основные содержательные линии курса «Окружающий мир
Человек и природа.
Человек и общество.
Правила безопасной жизни.
Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принципы:
- дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;
- целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом;
- развития, который предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;
- гуманитаризации, который реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
- культуросообразности, который предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны;
- спиралевидности, который рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне;
- вариативности, который предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику и реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника;
- специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и обществ
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
-международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, маленькой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
-социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;
- гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основным методом организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является наблюдение. В процессе изучения курса используются словесные методы (беседа), экспериментирование, опыты.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по окружающему миру к концу 3 класса
Личностные результаты.
У третьеклассников продолжится формирование:
−положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
-осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
-способности к самооценке;
-осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
- знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
-понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
- чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
- устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
- способности оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватной самооценки;
- чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
- основ экологической культуры;
- осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Третьеклассники научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные.
Третьеклассники научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные.
Третьеклассники научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
- строить монологические и диалогические высказывания;
- обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся:
- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
- различать наиболее распространенные растения;
- различать наиболее распространенных животных;
- проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
- устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- оценивать свое поведение в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- находить на карте город, село, в котором они живут;
- рассказывать о главных символах государства;
- рассказывать о символах своего города;
- рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
- рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Третьеклассники смогут научиться:
- находить стороны горизонта по местным признакам;
- моделировать несложные природные процессы;
- объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
- выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
- пользоваться различной справочной литературой;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- сравнивать и делать выводы.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
- показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
- приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
- рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
- рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
- выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
В соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком на изучение предмета отводится 34 учебные недели; по 2 часа в неделю;
68 часов за год.
Учебно-тематический план.
Тема блока | Количество часов | В том числе контроль и диагностика | |
1. | Природа вокруг нас. | 8 ч. | 1 |
2. | Вода, воздух, горные породы и почва. | 16 ч. | 1 |
3. | О царствах живой природы. | 16ч. | 1 |
4. | Человек. | 10ч. | 1 |
5. | Человек в обществе. | 18ч | 2 |
6. | Всего | 68 часов | 6 |
Критерии оценивания
Устный ответ
91-100% - ученик осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.
71-90% если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.
51-70% - если ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.
Менее 50%- если ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценки за письменную работу
ставятся с учётом понимания учащимися цели задачи, правильности её выполнения (учитывается соответствие действий заданиям, умение обращаться с оборудованием, аккуратность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности), способности описать свои действия и наблюдения, а также сделать необходимые выводы.
91-100% ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия, осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует воды.
71-90% ставится, если ученик правильно определяет задачу, работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения. Но допускает неточность, правильно формулирует выводы.
51-70%ставится, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов.
Менее 50% ставится, если ученик не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы.
Для реализации рабочей программы используются:
3 класс
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Окружающий мир 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель, 2011.
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель, 2011.
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир»: методические рекомендации, тематическое планирование, контрольные работы. /М.: АСТ: Астрель, 2010. – 191,[1]с.– (Планета знаний).
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. – 2-е изд. дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 575, [1] с. – (Планета знаний)
ИКТ
http://school-collection.edu.ru/
http://www.openclass.ru/node/234008
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (68 ч)
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № П/п | Тема урока | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные виды контроля | |||||||||||
План. | Факт. | |||||||||||||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||||||||||||
Природа вокруг нас (8 часов) | ||||||||||||||||
1/1 | Что нас окружает | Знать понятие «окружающая среда человека»; что изучает экология. Уметь приводить примеры предметов, которые изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы; объяснять выражение «в природе все взаимосвязано»; рассказывать, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Знать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы Уметь различать и характеризовать объекты живой и неживой природы, отличать их от изделий. Знать особенности влияния деятельности человека на природу Уметь применять правила поведения человека в природе, сохранять природные богатства. Знать, что пространство, которое мы | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков
| Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||
2/2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием живой и неживой природы в окрестностях школы» | Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
3/3 | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
4/4 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. | видим вокруг себя, называют горизонтом; четыре основные стороны горизонта и промежуточные стороны горизонта. Уметь определять закрытую местность и открытую; определять, местность перед зданием школы; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта по компасу и местным признакам. Знать понятие «явления природы». Уметь называть явления природы, определять время года, свойственное для каждого природного явления; рассказывать, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул; приводить примеры физических и химических явлений. Иметь представление о физических и химических явлениях. Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество. Иметь представление о том, что каждое тело занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; жидкости не сохраняют свою форму; что все жидкости и твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются; о строении вещества. Уметь выделять главные (существенные) признаки тел; сравнивать свойства двух тел, выделять общие и отличительные признаки; объяснять, что такое существенные свойства тел; определять свойства сахарного песка и соли; сравнивать по рисунку, как располагаются молекулы жидкости газа, твердого вещества. | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | ||||||||||||
5/5 | Ориентирование по компасу и местным признакам. | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
6/6 | Экскурсия «Ориентирование на местности» | Работа в парах и по группам | Дидактичес- кая игра | |||||||||||||
7/7 | Явления природы | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
8/8 | Свойства тел и веществ | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
Вода, воздух, горные породы и почва (16 часов) | ||||||||||||||||
1/9 | Свойства воды в жидком состоянии. | Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное). Уметь приводить примеры воды в трех состояниях; называть свойства воды. Знать, что вода с растворенными в ней веществами называется раствором. Уметь приводить примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде, и веществ, которые почти не растворяются; проводить опыты. Знать: что снег и лед – это вода в твердом состоянии. Уметь: сравнивать лед и другие вещества по цвету; устанавливать свойства льда; проводить опыты; называть свойства пара, которые делают его невидимым; выделять существенные признаки снега, льда, пара; пользоваться справочной литературой; устанавливать с помощью опытов, при какой температуре вода замерзает, при какой температуре снег и лед тают. Знать: как образуются родники. Уметь: доказывать, что глина не пропускает воду; рассказывать, какая вода называется минеральной; описывать родник родного края; придумывать плакат на тему «охраняйте родники»; отделять соль от речного песка. Знать, как образуются облака; виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса – это капли воды на поверхности почвы и растений; туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды. Уметь объяснять, почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой – снег; указывать, на какой высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака; объяснять, как возникают такие явления природы, как роса, туман, изморозь; находить сходство и различие между туманом и облаками. Знать, как происходит круговорот воды в природе, как люди используют воду. Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды. Уметь объяснять, почему воду называют «вечной странницей»; называть свойства воды, которые обеспечивают ее круговорот в природе; Знать понятие «атмосфера» и свойства воздуха. Уметь объяснять выражение «окружающая нас воздушная среда»; придумывать опыты, с помощью которых можно доказать, что нас окружает воздух определять по диаграмме, какого газа больше всего в воздухе, а какого меньше всего. Называть свойства воздуха. Знать, что ветер – это движение воздуха над поверхностью земли. Уметь объяснять, как образуется ветер. Знать, почему воздух необходимо охранять от загрязнений. Уметь рассказывать, как сберечь чистоту воздуха; объяснять, почему растения называют «легкими» города Знать понятия «горные породы». Уметь рассказывать, как залегают слои горных пород; объяснять, почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами; Знать, как используют песок, глину, известняк, гранит. Уметь рассказывать о свойствах песка и глины; выполнять практические работы; Знать: как используют различные полезные ископаемые рассказывать, как добывают и используют полезные ископаемые. Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву. |
Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления. Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы. Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях. Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком. Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства. Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу. Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования. Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы. Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком. Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах. Иметь представление о почве, её свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв. Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы. Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать при- чинно-следственные связи изменений в природе Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом. | Фронтальная работа Работа в парах | Текущий контроль | |||||||||||
2/10 | Вода – растворитель | Фронтальная работа Работа в парах | Текущий контроль | |||||||||||||
3/11 | Свойства льда, снега и пара | Фронтальная работа Работа в парах | Текущий контроль | |||||||||||||
4/12 | Родники. | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
5/13 | Водные объекты (река, озеро, море, пруд, водохранилище) | Текущий контроль | ||||||||||||||
6/14 | Облака, роса, туман, иней, изморозь | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
7/15 | Круговорот воды в природе | Фронтальная работа Работа в парах | Текущий контроль | |||||||||||||
8/16 | Использование и охрана воды | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
9/17 | Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. | Фронтальная работа Работа в парах | Текущий контроль | |||||||||||||
10/18 | Свойства воздуха | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
11/19 | Ветер | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
12/20 | Охрана воздуха | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
13/21 | Горные породы. | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
14/22 | Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
15/23 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых | Фронтально-индивидуаль- ная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
16/24 | Почва | Фронтальная работа Работа по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
О царствах живой природы (16 часов) | ||||||||||||||||
1/25 | Четыре царства живой природы | Знать царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии); чем живые существа отличаются от тел неживой природы; какие среды обитания населяют живые существа. Уметь сравнивать условия жизни в разных средах; приводить примеры сходств и различий между растениями, животными, грибами и бактериями; приводить примеры живых существ, обитающих в разных средах. Знать строение растений (корень, побег, стебель, цветок, плод с семенами). Уметь описывать по плану любое цветущее комнатное растение; доказывать, что растение – живое существо; указывать, какое значение имеют для растения его органы Знать о разнообразии растений Уметь сравнивать водоросли и остальные группы растений; рассказывать, чем размножаются мхи и папоротники; называть отличия цветковых растений от хвойных; Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь сравнивать культурные и дикорастущие растения; рассказывать, как люди научились выращивать растения; Знать, что растение – это живое существо, организм. Уметь рассказывать, что растения получают вместе с водой; Знать, что такое опыление; как опыляются цветки растений, какое значение имеет опыление в жизни растений. Уметь определять, от каких растений данные семена; рассказывать, как растения распространяют свои семена; Знать, почему растения нуждаются в бережном отношении; как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения. Уметь объяснять выражение «бережное отношение к растениям; приводить примеры редких растений, растений Красной книги; рассказывать, как охраняют растения в нашей стране. Уметь описывать домашнее животное по плану. Знать понятия «домашние» и «дикие» животные. Уметь называть органы чувств животных; рассказывать, какое они имеют значение в жизни животных Уметь наблюдать за передвижением животных; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих и определять, как они передвигаются; определять, от чего зависит способ передвижения животного Уметь наблюдать за питанием животных; называть, на какие группы делят животных в зависимости от того, чем они питаются Знать, что животные, как и все другие живые существа, размножаются. Уметь рассказывать о развитии насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; Уметь объяснять, почему нужно бережно относиться ко всем животным Иметь представления о грибах и бактериях; о том, какое значение имеют бактерии в природе. Уметь называть грибы; объяснять, чем полезны ядовитые грибы. | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой. Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения. Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
| Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||
2/26 | Строение растений | Фронтальная работа Работа в парах | Текущий контроль | |||||||||||||
3/27 | Разнообразие растений. | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
4/28 | Дикорастущие и культурные растения. | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
5/29 | Жизнь растений
| Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
6/30 | Размножение и развитие растений. Развитие растений из семени. | Фронтальная работа Работа по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
| 7/31 | Охрана растений | Фронтальная работа | Текущий контроль | ||||||||||||
8/32 | Строение животных | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
9/33 | Разнообразие животных | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
10/34 | Домашние и дикие животные | Фронтально-индивидуальная работа
| Текущий контроль | |||||||||||||
11/35 | Как животные воспринимают мир | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
12/36 | Передвижение и дыхание животных | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
13/37 | Питание животных | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
14/38 | Размножение и развитие животных | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
15/39 | Охрана животных | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
16/40 | Грибы и бактерии | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
Человек (10 часов) | ||||||||||||||||
1/41 | Человек – часть живой природы | Знать, что такое система органов; науки – анатомию, физиологию, гигиену. Уметь называть системы органов человека; сравнивать человека с другими организмами; объяснять выражение «организм – единое целое»; называть сходства и различия между человеком и животными Знать, что наше тело покрыто кожей; свойства и значение кожи; правила гигиены. Уметь выполнять правила ухода за кожей; оказывать первую помощь при травме кожи; ухаживать за волосами и ногтями; Знать части скелета (позвоночник, череп, грудная клетка); понятия «осанка». Уметь рассказывать о значении скелета для организма человека; выполнять упражнения для формирования правильной осанки Знать, какое значение в жизни человека имеют мышцы; как изменяются мышцы при сокращении и расслаблении. Уметь рассказывать о работе мышц; укреплять мышцы, Знать органы кровеносной системы; что такое пульс. Уметь рассказывать о движении крови в организме. Знать органы дыхательной системы; как беречь органы дыхания. Знать органы пищеварительной системы; правила ухода за зубами. Уметь рассказывать, как устроена пищеварительная система; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как из организма удаляются вредные вещества Знать органы чувств; правила гигиены зрения, слуха. Уметь объяснять, какое значение для человека имеют органы чувств; выполнять правила гигиены, чтобы сохранить хорошее зрение, слух, обоняние и вкус Знать строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы); правила гигиены. Уметь обобщать знания о том, какую работу выполняет головной мозг; уточнять значение спинного мозга и нервов; выполнять правила охраны нервной системы; рассказывать, какой вред нервной системе наносят вредные привычки Знать понятие «эмоции». Уметь управлять своими эмоциями; приводить примеры положительных и отрицательных эмоций; | Способность к самооценке. Основы экологической культуры. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Адекватная самооценка Способность к самооценке Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Выделять существенную информацию из учебных и научно - популярных текстов. Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||
2/42 | Кожа – первая «одежда» | |||||||||||||||
Скелет. | ||||||||||||||||
3/43 | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | ||||||||||||||
4/44 | Мышцы | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
5/45 | Кровеносная система | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
6/46 | Дыхание | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
7/47 | Питание и выделение | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
8/48 | Органы чувств | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
9/49 | Нервная система. | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
10/50 | Эмоции и темперамент | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
Человек в обществе(18 часов) | ||||||||||||||||
1/51 | Народы нашей страны | Знать, в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края. Уметь работать с картой; рассказывать о традициях своего народа; Знать, что история – наука, изучающая прошлое человеческого общества; понятие «историческое время», «лента времени»; что такое век. Уметь отмечать на ленте времени дату своего рождения и все важные события жизни; называть промежутки времени в порядке их увеличения; называть, какой сейчас год, какой век; обобщать сведения о названиях месяцев года Знать понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»; чем отличается город от села. Уметь определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город Знать название своей улицы. Уметь рассказывать об улице, на которой ты живешь; называть улицы, которые носят имена русских поэтов и писателей, героев войны, великих ученых; объяснять историю возникновения названий улиц; составить список улиц своего города; рассказывать о памятниках своего города. Знать, что все города мира имеют свой самый главный символ, отличительный знак – герб города; какие качества символизируют разные животные на гербе. Уметь описывать герб своего города; рассматривать гербы российских городов; рассказывать, что на них изображено; объяснять, что означают элементы гербов; Знать достопримечательности родного города; названия улиц города; исторические события, которые проходили на территории города. Уметь рассказывать по карте о своем городе. Знать, что современный город – это очень большое хозяйство; что город разделен на округа и районы, на улицы и переулки. Уметь сравнивать рисунки современного и старинного городов; рассказывать о знаках дорожного движения. Знать столицу России; год основания Москвы. Знать понятия «государство», «федерация», «гражданин», «президент», «правительство». Знать, что главный закон нашего государства – Конституция, Уметь называть права и обязанности граждан России по Конституции; объяснять, почему важно охранять памятники истории и культуры. Знать, что права детей защищает международный документ – Конвенция о правах ребенка. Уметь рассказывать о правах детей во всем мире; рассказывать по рисункам о применении знаний, полученных в школе; рассказывать о видах спорта. | Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение. Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка. Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов. Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи. Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках. Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов. Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города. Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов. Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города. Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города.Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте. Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города. Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города. Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы. Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации. Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции. Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка. Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных. | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||
2/52 | Традиции народов нашей страны | Фронтальная работа Работа в парах | Текущий контроль | |||||||||||||
3/53 | Путешествие по ленте времени | Фронтальная работа Работа по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
4/54 | Города и сёла | Текущий контроль | ||||||||||||||
5/55 | Названия городов | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
6/56 | Кремль-центр города | Фронтальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
7/57 | Улицы города | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
8/58 | Герб – символ города | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
9/59 | Памятные места городов | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
Работа в парах и по группам | Текущий контроль | |||||||||||||||
10/60 | Экскурсия «Улицы и памятные места го города» | |||||||||||||||
11/61 | Современный город | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
12/62 | Москва – столица России | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
13/63 | Что такое государство | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
14/64 | Конституция – основной закон нашей страны | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
15/65 | Права ребёнка | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
16/66 | Символы государства. Государственный герб и флаг России | Фронтальная работа Работа по группам | Текущий контроль | |||||||||||||
17/67 | Государственный гимн России. | Фронтально-индивидуальная работа | Текущий контроль | |||||||||||||
18/68 | Государственные награды | Фронтальная работа Работа в парах и по группам | Текущий контроль |
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний"
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
рабочая программа по окружающему миру, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа поокружающему миру, 2 класс, "Планета знаний"...
рабочая программа по окружающему миру 4 класс Планета знаний
рабочая программа по окружающему миру 4 класс Планета знаний Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у дет...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"
Планирование для электронного журнала....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Планета знаний"
Программа для электронного журнала....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...