рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 4класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ («Концепция и программы для начальных классов» Москва “ Просвещение” 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.).
Рабочая программа расчитана на 68 часов в год-2 часа в неделю.
Для реализации программного содержания используется:
Учебник: «Окружающий мир», А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, Москва « Просвещение», 2009 г.
Курс « Мир вокруг нас» направлен на воспитание личности, бережно относящейся к природе и обществу.
Природа и общество рассматриваются в данном курсе в их неразрывном, ограниченном единстве. Это позволяет на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нём человека.
В этом курсе на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Поэтому целью данного курса являются:
1) воспитание гуманной, творческой, социально – активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;
2) систематизация и расширение представлений детей о предметах, явлениях природы и общественной жизни;
3) формирование бережного отношения к природе, навыков правильного поведения в природной и социальной сфере, преодоление потребительского подхода к природе; сохранять и укреплять здоровье
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу(селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
1) многообразия мира;
2) экологической целостности мира;
3) уважения к миру.
Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы по формированию потребности в получении и расширении исторических знаний, патриотических, гражданских и нравственных качеств.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Содержание программы
Земля и человечество – 10 часов
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы:
знакомство с картой звёздного неба;
поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;
знакомство с историческими картами.
Природа России – 11 часов
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы:
поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;
поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны – 11 часов
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии:
знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы:
знакомство с картой края;
рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;
знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории – 5 часов
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Географические открытия Нового времени. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории отечества – 20 часов
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI—XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр 1 — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия:
знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа:
найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия – 11 часов
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, север Европейской России, центр Европейской России, юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
Нормы оценок по окружающему миру.
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Базовый уровень 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
менее 17 баллов | 18 - 22 балла | 23 -26 баллов | 27-30 баллов |
"2" | "3" | "4" | "5" |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | К-во час. | Тип урока | Элементы содержания (Виды учебной деятельности учащихся) | Планируемые результаты освоения материала | Дом-е задание | Дата проведения |
план | факт |
1 четверть |
Земля и человечество 10 ч |
1 | Мир глазами астронома. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете. | Вопросы «Проверь себя» |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | Изучение нового материала | Работа с глобусом, просмотр видеосюжетов | Знать название нашей планеты, планет. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели. | Вопросы стр. 14 |
3 | Звездное небо – великая книга Природы. | 1 | Комбинированный урок | Работа с глобусом, просмотр видеосюжетов | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий. |
4 | Мир глазами географа. | 1 | Комбинированный урок | Работа с картой, глобусом, индивидуальная работа | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. | вопросы, стр. 29 |
5 | Пояса Земли. | 1 | Комбинированный урок | Работа с картой, глобусом, таблицей, индивидуальная работа | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. | Вопросы, стр. 34, |
6 | Мир глазами историка. | 1 | Комбинированный урок | Работа с тетрадью, индивидуальная работа | Уметь описывать отдельные (изученные ) события из истории Отечества. | Вопросы, стр. 41 |
7 | Когда и где? | 1 | Комбинированный урок | Словарная работа разгадывание кроссворда | Уметь описывать отдельные (изученные ) события из истории Отечества, использовать ленту времени. | Вопросы и задания, стр. 46 |
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. | Стр.47-53 вопросы, задание №2 |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр видеосюжетов, индивидуальная работа | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу. | вопросы, стр. 62 |
10 | Обобщающий урок «Земля и человечество». Проверочная работа | 1 | Урок обобщения | Работа с картой, карточками | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу. Правила безопасности на природе | Сочинение |
Природа России 11 ч |
11 | Равнины и горы России. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, картой, схемами | Знать понятия «равнины», «горы».Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указаний названий). | Стр.64-70.Задания, стр. 70 |
12 | Моря, озера и реки России. | 1 | Изучение нового материала | Работа с картой, работа в группах | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указаний названий).безопасность на водоемах | вопросы, стр. 75 |
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | Изучение нового материала | Работа с тетрадями, карточками, работа в группах | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь. | Задания 1-2, стр. 85 |
14 | Тундра. | 1 | Изучение нового материала | Разгадывание кроссворда, индивидуальная работа | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры. | Задания 1-3, стр. 96, |
15 | Леса России. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса. | Вопросы 1-2, стр. 111, |
16 | Лес и человек. | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником, тетрадью, просмотр видеосюжета | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. | Сообщение «Лес и человек» |
17 | Зона степей. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная работа, работа, в группах, работа с тетрадями | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. | Вопросы, стр. 121 |
18 | Пустыни. | 1 | Изучение нового материала | Разгадывание кроссворда, работа в группах, работа с тетрадями | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. | Задания 1-2, стр. 130, 131 |
2 четверть |
19 | У Черного моря. | 1 | Комбинированный урок | Работа в группах, работа с тетрадями, учебниками | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья. | Вопросы, стр. 139 |
20 | Экологическое равновесие. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа, работа, работа с картой, таблицей | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. | Прочи тать, стр. 141-142 |
21 | Обобщающий урок «Природа России». Проверочная работа | 1 | Урок-игра | Работа в группах, разгадывание загадок, кроссвордов | Уметь использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране. | Реферат |
Родной край-часть большой страны 11 ч |
22 | Наш край. | 1 | Комбинированный урок | Работа с картой, тетрадями, работа в парах | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде. | Сочинение |
23 | Поверхность нашего края. | 1 | Изучение нового материала | Работа с картой, просмотр видеосюжета, индивидуальная работа | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различные объекты природы и изделия. | Вопросы, стр. 151 |
24 | Водоемы нашего края. | 1 | Изучение нового материала | Работа с картой, глобусом, схемами | Знать водоемы своего края. | Вопросы, стр. 157 |
25 | Наши подземные богатства. | 1 | Изучение нового материала | Работа с картой, просмотр коллекции, работа в группах | Уметь различать важнейшие полезные ископаемые своего края. | Вопросы, стр. 169 |
26 | Земля – кормилица. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа, работа с картой, просмотр коллекции | Знать понятие «почва», состав воды и почв. | Вопросы, стр. 174, тетрадь стр. 54 |
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр видеосюжета, прослушивание голосов птиц, разгадывание загадок | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска доп. информации о род. крае, о жизни леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, приводить примеры представителей разных групп растений и животных, леса. | Вопросы, стр. 181, |
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр видеосюжета, словарная работа, просмотр гербария, разгадывание загадок | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска доп. информации о род. крае, о жизни луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, приводить примеры представителей разных групп растений и животных луга. | Вопросы, стр. 189 |
29 | Жизнь пресного водоема. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр гербария, видеосюжетов, разгадывание загадок | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска доп. информации о род. крае, о жизни пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. | Вопросы, стр. 198 |
30 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр гербария, муляжей, разгадывание кроссворда | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями. | Вопросы, стр. 206 |
31 | Незаметные защитники урожая. | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями. | Вопросы, стр. 212 |
32 | Животноводство в нашем крае. Обобщающий урок «Родной край – часть большой страны». | 1 | Урок-игра | Просмотр видеосюжетов, работа в парах | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными. | Вопросы, стр. 222 |
3 четверть Страницы всемирной истории 5 ч |
33 | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени. | Задания, стр. 14 |
34 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Знать историю Средних веков. | Вопросы, стр. 21 |
35 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, индивидуальная работа | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой. | Вопросы, стр. 27 |
36 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | Изучение нового Материала | Индивидуальная работа, разгадывание кроссворда | Знать выдающихся людей новейшего времени | Вопросы, стр. 32 |
37 | Обобщающий урок «Страницы всемирной истории». Проверочная работа | 1 | Урок обобщения | Индивидуальная работа, разгадывание кроссворда | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач. |
Страницы истории отечества 20 ч |
38 | Жизнь древних славян. | 1 | Изучение нового материала | Работа с картой, словарная работа | Иметь представление о жизни древних славян. | Вопросы, стр. 39 |
39 | Во времена Древней Руси. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная работа, словарная работа | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. | Вопросы, стр. 45 |
40 | Страна городов. | 1 | Изучение нового материала | Показ на исторической карте изучаемых городов | Уметь показывать на карте границы России, некоторые города, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечеств. | Вопросы, стр. 53 |
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа, работа с учебником, тетрадями | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Вопросы, стр. 58 |
42 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа, словарная работа, работа с картой | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. | Вопросы, стр. 64 |
43 | Русь расправляет крылья. | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником, тетрадями, картой | Иметь представление о возрождении Руси. Уметь работать с картой. | Вопросы, стр. 69 |
44 | Куликовская битва. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадями, картой | Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы. | Вопросы, стр. 74 |
45 | Иван третий. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадями, словарная работа | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | Вопросы, стр. 79 |
46 | Мастера печатных дел. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная работа, разгадывание кроссворда | Знать историю книгопечатания на Руси. | Вопросы, стр. 86 |
47 | Патриоты России. | 1 | Изучение нового материала | Словарная работа, работа с учебником, тетрадями | Знать историю патриотов России. | Вопросы, стр. 90 |
48 | Петр Великий. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр видеосюжетов, работа с учебником | Знать реформы Петра Великого. Уметь использованные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | Реферат |
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | Изучение нового материала | Разгадывание кроссворда, работа с учебником | Знать историю развития образования на Руси. | Соста вить кроссворд |
50 | Екатерина Великая. | 1 | Изучение нового материала | Разгадывание кроссворда | Знать реформы Екатерины Великой. | Реферат |
51 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Изучение нового материала | Разгадывание кроссворда, работа с тетрадями | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. | Вопросы, стр. 117, |
52 | Страницы истории XIX в. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Знать историю России 19 века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России. | Вопросы, стр. 126, |
4 четверть |
53 | Россия вступает в XX в. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Уметь использованные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. | Вопросы, стр. 133 |
54 | Страницы истории 20 – 30-х гг. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная работа | Знать страницы истории России в 1920 – 1930 годах. Уметь описывать исторические события в начале 20 века в России. | Вопросы, стр. 139 |
55 | Великая война и Великая Победа. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадями, картой | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., героев ВОВ. Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой. | Вопросы, стр. 146 |
56 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная работа, просмотр видеосюжета | Знать первого космонавта, выдающихся людей. Уметь описывать исторические события. | Вопросы, стр. 150 |
57 | Обобщающий урок «Страницы истории отечества». Проверочная работа | 1 | Урок обобщения | Самостоятельная работа | Уметь использованные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране. |
Современная Россия 11 ч | 26.04 |
58 | Основной закон России и права человека. | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, тетрадью, словарная работа | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. | Вопросы, стр. 159 |
59 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». | 1 | Изучение нового материала | Работа с учебником, просмотр Презентации | Иметь представление о Конвенции о правах ребенка, знать ее главную идею. | Вопросы, стр. 163, | 28.04 |
60 | Мы – граждане России. | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником, тетрадью, работа в группах | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. | Вопросы, стр. 167 |
61 | Славные символы России. | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником, тетрадью | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага. | Вопросы, стр. 174 |
62 | Такие разные праздники. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России. | Вопросы, стр. 179, |
63 | Путешествие по России. | 3 | Изучение нового материала | Разгадывание кроссворда, просмотр видеосюжета | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города. | Пересказ, стр. 180-186 |
64 | Путешествие по России. | Комбинированный урок | Разгадывание кроссворда, просмотр презентации | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города. | Пересказ, стр. 187-194 |
65 | Обобщающий урок «Современная Россия». | Комбинированный урок | Викторина | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города. | Пересказ, стр. 198-205 |
66 | Проверочная работа по теме «Современная Россия». | 1 | Контроль знаний | Самостоятельная работа | уметь делать простейшие выводы, применять комплексные знания. | Подгото вить сообщение |
67 | История вокруг нас | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете |
68 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | Урок-игра | Работа в группах | Уметь работать в коллективе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...