Лес- природное сообщество
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Рассмотреть разнообразие организмов, составляющих сообщество; взаимосвязи в сообществе леса; развивать речь, мышление; воспитывать бережное отношение к лесу; рассмотреть влияние леса на здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodovedeniya_v_4_klasse.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения в 4 классе

Тема: Лес – природное сообщество.

Цель: Рассмотреть разнообразие организмов, составляющих сообщество; взаимосвязи в сообществе леса; развивать речь, мышление; воспитывать бережное отношение к лесу; рассмотреть влияние леса на здоровье человека.

Оборудование: Таблицы «Лес», «Грибы», «Животные леса», «Птицы», «Красная книга БАССР», «Лекарственные растения Башкортостана» ; карточки «грибы», «цепи питания», «кодекс правила поведения в природе».

Ход урока:

Организационный момент.

– Сегодня мы будем работать по группам. Отправимся в путешествие в природную зону. Какую? А сейчас прочитаем письмо.

Вот могучий дуб, белоствольная береза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемежку и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето, и у нас со Степой одна забота – сохранить это богатство от огня

                                                                                            Лесник.

- да, это зона лесов. Ученые называют лес природным сообществом. Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Знакомство с «лесными этажами»

Замечали ли вы в лесу «этажи». Ученые их называют ярусами. Обычно лес состоит из таких ярусов: самый верхний деревья, ниже располагается ярус кустарников, еще ниже – маленькие кустарнички и трава. Самый нижний ярус – мхи и лишайники.

Групповая работа.

- на столах разложены гербарии, открытки с изображением растений и грибов.

Задание- расположить все имеющие организмы по лесным «этажам»

1гр. Береза, рябина , ландыш, мох.

2гр. Дуб, дикая яблоня, малина, лютик.

3гр. Сосна, липа, крумина, брусника.

4гр. Лиственница, осина, орешник, подосиновик.

Ребята приготовили сообщения о деревьях. Послушайте.

Дуб – одно из самых долговечных деревьев, живет до 500-1000 лет. Дубравы всегда светлы, полны жизни, гомона птиц. Дуб дает крепкую древесину, которая не поддается гниению. Кора молодого дуба применяется в медицине.

Лиственница – хвойное дерево, но в отличие от сосны   ежегодно сбрасывает свой наряд. Живет 300-500 лет. Лиственница дает рекордный из всех пород ежегодный прирост древесины, в постройках столетиями сохраняет свою прочность.

Сосна – живет до 400 лет, встречается на равнинах и в высоких горах и на скалах. Выносит 40-градусные морозы и такую же жару. Древесина идет на изготовление искусственного шелка, пластмассы, из прямых стволов сосен строят дома. Хвоя идет на приготовление витаминных напитков и ранозаживляющих паст, воздух сосновых боров исцеляет больных и ослабленных людей.

Береза – одно из самых красивый растений русского леса. Живут березы до 150 лет. Из бересты народные умельцы изготовляют красивые и полезные вещи для домашнего хозяйства. Есть старинная загадка про березу: с одного дерева по 4 угодья- 1) от темной ночи свет (лучина), 2) некопаный колодец (березовый сок), 3) старому здоровье (банный веник), 4) разбитому связь (береста).

Липа – живет 300-400 лет. Древесина мягкая, почти белая, легкая, не трескается и не коробится, используется для изготовления мебели. Из коры липы вырабатывают мочало, из него в старину делали рогожу, плели лапти. Издавна липовый цвет заваривают и пьют как чай – это старинное средство от простуды.

Вяз – живет до 400 лет, не страдает от заморозков. Древесина очень крепка, тверда, упруга, трудно колется и очень долговечна.

1) весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. Давайте оживим лес. Нужно выбрать тех животных, которые живут в лесу. (групповая работа).

Еж – насекомоядное животное. Имеет тонкий слух  и обоняние чуткое. Зрение у ежа плохое, он видит носом. Он у него всегда влажный. Чем влажнее воздух, тем сильнее распространяются в нем запахи. На зиму ежи впадают в спячку.

Волк – один из самых крупных хищников. Волки охотятся вечером и ночью, лишь изредка днем.

Лиса – имеет индивидуальный участок. У каждой пары лисиц есть свой дом. Звери защищают, охраняют его. Главная пища – мыши – полевки, в сутки лисе нужно съесть до 20 мышей. Может прихватить зайцев, птиц, сусликов. Мы с вами знаем, что лиса хитрая, красивая. Но мало кто знает, что она нечистоплотная. Возле ее норы всегда хлам, неприятный запах. И если случается, что она появляется по соседству с чистюлей барсуком, то он не выдержав лисьего беспорядка бросает свою нору и уходит жить  в другое место.

Лось – прирожденный бродяга, склонный к дальним переходам. Это очень крупное животное. Он хорошо плавает и с ловкостью ходит по болотистым местам. Питается растительностью.

Медведь – зимой спит, в это время  он пищу не употребляет, живет за счет накопления жира. Если медведя разбудить зимой, он выходит из берлоги голодным и в это время очень опасен. Его называют медведь-шатун. В феврале, говорят, с голых ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает языком. Кажется, что он сосет лапу.

Белка- устраивает гнезда в дуплах. В морозы белка не бегает, а прячется в дупле. Беличье гнездо – гайно – шар из веток высоко на елках.

Зайцы – в действительности зайцы не трусливы, если какой-либо пернатый хищник настигает его он ложится на спину и отбивается ударами сильных лап. Но бывает что хищнику удается схватить шерсть сзади, кусок кожи остается в зубах, а заяц благополучно убегает, обнаженная часть тела не кровоточит и быстро заживает, покрываясь новой шерстью.  

Кто еще живет в лесу? (птицы)

Какое значение птиц? (распространение семян, уничтожение насекомых, гусениц, грызунов).

В природе все взаимосвязано.

Групповая работа. Составить цепи питания

1гр. Кора дерева-  жук-короед- дятел- ястреб

2гр. Листья дерева- гусеницы- муравьи- медведь

3гр. Ягоды земляники- улитки- лягушка- уж- лиса

4гр. Желуди- сойка- ястреб

Составьте самостоятельно цепи питания: Рожь- мыши- змеи- орел

                                                                      Осины- зайцы- лисы

                                                                      Дубы- лесные мыши- совы

1) Нужны ли лесу грибы?

     Грибы не относятся не к растениям ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которых ты видишь в лесу состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек в разные стороны тянутся тонкие белые нити – это грибница- подземная часть гриба. В одном из степных районов сажали леса. Но деревья росли очень плохо. Ученые заметили, что в лесу нет ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. И произошло чудо – деревья пошли в рост, лес словно ожил. Грибы нужны лесу. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и кустарников, трав, помогают им всасывать из  почвы воду с растворенными в ней солями. И вот что интересно- один из самых помощников растений – гриб-мухомор. Грибами питаются многие животные: олени, белки, лоси, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторые ядовитые для человека грибы – лекарство для животных. Мухомор – лекарство для лосей. Грибы способствуют разложению растительных остатков. Поддерживают круговорот веществ в лесу.

2) Как собирать грибы?  Прочитайте памятку стр.127

3) Групповая работа «Узнай гибок».

Групповая работа по схеме.

Связь растений, животных, грибов в лесу.

Лес и здоровье.

В лесу строят детские лагеря, дома отдыха, санатории. Здесь самый чистый и полезный воздух. Если бы не было леса, то людям всей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать. Лес это не только сырье, но и бесценная красота. В лесу очень много лекарственных растений. Например:

Калина- кустарник или небольшое дерево. В лекарственных целях используются кора и плоды. Чай из ягод калины обладает успокаивающим действием, полезен при гипертонии, при недостатке витаминов. В плодах калины витамина С в 2 раза больше, чем в лимоне и мандарине, а по содержанию железа она превосходит в 5-10 раз. Калиновый сок используют против угрей на лице.

Одуванчик лекарственный – используют корни при разных болезнях. Для улучшения аппетита, при кашле, как снотворное и успокоительное средство.

Черемуха – используют плоды, как вяжущее средство, кору – при лечении лихорадки, ревматизма, листья – при заболевании легких, а из цветков делали примочку при глазных болезнях. В народе есть поверье, если постоять в тени черемухи, чтобы отпугнуть начинающуюся болезнь.

Подорожник – используют листья, как ранозаживляющее, обезболивающее, противовоспалительное и отхаркивающее средство.

Книга «Зеленая аптека Башкортостана».

1) Красная книга

Валериана лекарственная стр.74-76

Иглинский район – памятник природы КАЛТЫМАНОВСКОЕ БОЛОТО – недалеко от с.Калтыманово. в болоте росянка, клюква четырехлепестная и др.

Скала БОЛЬШОЙ КОЛПАК- с.Охлебинино – астра альпийская, вишня степная и др. 2) Дети читают стихи.

Кодекс правил поведения в природе.

Групповая работа.

Составить, нарисовать запрещающие знаки – что нельзя делать в лесу.

Составление кодекса.

Почему говорят, лес – наше богатство?

- Деревья идут на столы, шкафы, рамы, двери, музыкальные инструменты, деревянные дома, шпалы для рельс, лаки, нитки для искусственных тканей, лекарства, бумагу для книг, газет, журналов.

- Лес – защитник полей. Зеленой стеной стоит на пути ветров и оберегает урожай. Зимой задерживает снег на полях.

- Лес защищает реки. Всю зиму он копит снег, а весной отдает талую воду земле. Вода впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимым ручейкам побежать из леса к рекам и речкам.

- Лес-  это здоровье! Лес – это красота!

 Итоги. Оценивание.

- Почему лес называют природным сообществом?

11. Дом.задание: Нарисовать запрещающий знак, приготовить рассказ о лекарственных растениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....

Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...