Рабочие программы 1 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработано на основе образовательной программы МБОУ СОШ №2, утверждённой приказом от № , Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, реализующего стандарты второго поколения (Москва, 2011), авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.) Региональный компонент отражён в содержании заданий, упражнений, текстов.
Учебный предмет «Окружающий мир» реализует основную цель обучения:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. На освоение учебного курса «Окружающий мир» авторской программой предусмотрено 60 часов (2 часа в неделю). В связи с тем, что продолжительность учебного года в 1-м классе составляет 33 учебных недели, рабочая программа рассчитана на 66 часов. Увеличено количество часов на изучение следующих разделов программы:
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков, относящихся к трём разным уровням: базовый (опорный), повышенный (функциональный), творческий и обеспечивает усвоение начальных знаний об окружающем мире.
Для реализации программы используется учебно–методический комплект:
1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 1 класса, в 2 частях- Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011.
2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. рабочая тетрадь для 1 класса, - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011.
3.Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224с.).
Место учебного предмета в учебном плане.
На освоение учебного курса «Окружающий мир» предусмотрено 66 часов (2 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам- экскурсиям, урокам–играм, урокам - практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Урок в 1-м классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов и форм обучения и их сочетаний. Достижению планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:
- словесных (рассказ, беседа);
- наглядных;
-практических (упражнения, практические работы).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе; - интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; - знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохранении, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Человек и природа.
Обучающийся научится:
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
- различать и называть основные части растений;
- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество.
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- определять родственные связи в семье;
- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.
66 час.
№ | Тема урока. | Кол-во час. | Содержание работы. Обязательный минимум. | Характеристика деятельности учащихся. | Требования к уровню подготовки. | Элементы дополнительного содержания. | Дата проведения урока. |
1. | Экскурсия по школе. Школа. | 1 | Знакомство с помещениями школы и правилами поведения в них. Моделирование и оценивание различных ситуаций поведения. | Называть окружающие предметы и их признаки; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; моделировать различные ситуаций поведения в школе; различать допустимые и недопустимые формы поведения; вступать в диалог; строить понятные для партнера высказывания. | Соблюдать правила поведения в школе. | ||
2. | Где мы живём | 1 | Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | называть окружающие предметы и их признаки; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; вступать в диалог; строить понятные для партнера высказывания. | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | ||
3. | Экскурсия Что нас окружает | 1 | Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; сравнивать и различать объекты живой и неживой природы; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; адекватно воспринимать оценку учителя; работать в группах по изучению учебного материала; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Горизонт. | |
4. | Природа и её изменчивость | 1 | Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; различать предметы и выделять их признаки; допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | ||
5. | Человек и природа | 1 | Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Наблюдать сезонные изменения в природе; осознанно воспринимать познавательный текст; договариваться, находить общее решение; принимать другое мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | ||
6. | Природа – первый «учебник» человека | 1 | Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Наблюдать сезонные изменения в природе; осознанно воспринимать познавательный текст; договариваться, находить общее решение; принимать другое мнение и позицию. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | ||
7. | Экскурсия в природу. Природа осенью. Растения и животные. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Называть окружающие предметы и их признаки; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; работать в группах по изучению учебного материала; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; моделировать различные ситуации поведения на природе. | ||
8. | Вселенная, или космос | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Сравнивать и различать объекты неживой природы; допускать существование различных точек зрения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Планеты Солнечной системы. | |
9. | Земля как планета. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Сравнивать и различать объекты неживой природы; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; договариваться, приходить к общему решению; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. | ||
10. | Значение воды на Земле. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в природной среде. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; использовать в общении правила вежливости; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Свойства воды. | |
11. | Значение воздуха на Земле. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в природной среде. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; договариваться, приходить к общему решению; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; становить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Свойства воздуха. | |
12. | Разнообразие природы | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в природной среде. | Сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; адекватно принимать оценку учителя и одноклассников; формулировать собственное мнение и позицию. | Оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
13. | Экскурсия. Природа родного края. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; сравнивать и различать объекты живой и неживой природы; работать в группах по изучению учебного материала; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | Растения нашей области. | |
14. | Неживая и живая природа. Тест № 1 | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде. | Сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; адекватно принимать оценку учителя и одноклассников: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
15. | Живая природа. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде. | Сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; адекватно принимать оценку учителя и одноклассников; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
16. | Царства живой природы | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде. | Сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; адекватно принимать оценку учителя и одноклассников; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
17. | Животные | 1 | Узнавать животных, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи- принимать участие в работе парами; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Животные нашей области. | |
18. | Экскурсия в зоопарк | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и в природной среде. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; сравнивать и различать объекты живой и неживой природы; работать в группах по изучению учебного материала; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | ||
19. | Растения. | 1 | Узнавать растения- деревья, кустарники, травы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи; принимать участие в работе парами; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
20. | Зависимость растений от природных условий | 1 | Узнавать растения: деревья, кустарники, травы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Выполнять учебные действия в устной речи; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
21. | Растения и человек Тест № 2 | 1 | Узнавать растения: деревья, кустарники, травы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Рассматривать, сравнивать, обобщать; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий; адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем. | ||
22. | Разнообразие растений и животных Тест № 3 | 1 | Использовать иллюстративный определитель растений и животных; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи-договариваться, приходить к общему решению; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий; адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем. | ||
23. | Природа и человек Тест №4 | 1 | Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Осуществлять поиск нужной информации в учебнике; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; использовать в общении правила вежливости; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | ||
24. | Земная поверхность | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в природной среде. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; использовать в общении правила вежливости; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
25. | Труд людей Тест № 5 | 1 | Различать объекты сделанные человеком; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | ||||
26. | Модели и изображения Земли. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в природной среде. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; принимать участие в работе парами; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | ||
27. | Географическая карта. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в природной среде. | Осуществлять поиск нужной информации в учебнике; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; использовать в общении правила вежливости; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Контурная карта. | |
28. | Азбука географии Тест №6 | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в природной среде. | Осуществлять поиск нужной информации в учебнике; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; использовать в общении правила вежливости; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
29. | Облик Земли постоянно меняется | 1 | Различать объекты природы; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; договариваться, приходить к общему решению; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
30. | Тепловые пояса Земли Тест №7 | 1 | Различать объекты природы; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Различать изученные объекты по названным признакам; контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
31. | Так или не так? | 1 | Различать прошлое, настоящее и будущее; оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе. | Осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; проводить аналогии между изучаемым материалом м собственным опытом; договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий; адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
32. | История Земли | 1 | Различать прошлое, настоящее и будущее; оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе. | Осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей; проводить аналогии между изучаемым материалом м собственным опытом; договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий; адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
33. | Место и время. Как учили наших предков | 1 | Различать прошлое, настоящее и будущее; оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; использовать в общении правила вежливости; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | ||
34. | Как открывали новые земли. Плавание Ганнона | 1 | Различать прошлое, настоящее и будущее; оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе. | Искать и выделять нужную информацию; осмысленно воспринимать познавательный текст; использовать в общении правила вежливости; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Кругосветные путешествия. | |
35. | Сказка и быль | 1 | Различать прошлое, настоящее и будущее; оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе. | Искать и выделять нужную информацию; осмысленно воспринимать познавательный текст; использовать в общении правила вежливости; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
36. | Появление и развитие жизни на Земле Тест № 8 | 1 | Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; допускать существование различных точек зрения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Выполнять учебные действия в письменной речи, в уме; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. | ||
37. | Древние растения и животные Современные растения и животные | 1 | Использовать иллюстративный определитель растений и животных; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. - использовать в общении правила вежливости; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; развивать волевую саморегуляцию как способностиь к волевому усилию. | ||
38. | Древняя и современная природа Земли. | 1 | Использовать иллюстративный определитель растений и животных; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. - использовать в общении правила вежливости; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; развивать волевую саморегуляцию как способностиь к волевому усилию. | ||
39. | Растительноядные и хищные животные | 1 | Использовать иллюстративный определитель растений и животных; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); осмысленно воспринимать познавательный текст; допускать существование различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
40. | Экскурсия «Природа зимой» | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; сравнивать и различать объекты живой и неживой природы; работать в группах по изучению учебного материала; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Оценивать совместно с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | ||
41. | Становление человека. Предки человека. Человек – охотник и кочевник. Тест № 9 | 1 | Различать прошлое, настоящее; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; договариваться, приходить к общему решению; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебник; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. | ||
42. | Человек прямоходящий | 1 | Различать прошлое, настоящее; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; договариваться, приходить к общему решению; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебник; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. | ||
43. | Орудия труда. | 1 | Различать прошлое, настоящее; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; договариваться, приходить к общему решению; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебник; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. | ||
44. | Родовой строй. | 1 | Различать прошлое, настоящее; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; договариваться, приходить к общему решению; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебник; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи. | ||
45. | Одомашнивание животных. | 1 | Узнавать животных, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; использовать в общении правила вежливости; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. | Исчезнувшие животные. | |
46. | Домашние животные и их предки. | 1 | Узнавать животных, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; принимать участие в работе парами и группами; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
47. | Начало оседлой жизни. | 1 | Различать прошлое, настоящее; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; договариваться, при ходить к общему решению; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике; в сотрудничестве с классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. | ||
48. | Земля рассказывает о себе. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; сравнивать и различать объекты живой и неживой природы; работать в группах по изучению учебного материала; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку учителя. | ||
49. | Кто такие «мы» | 1 | Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; допускать существование различных точек зрения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | ||
50. | Природные условия и человек | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; договариваться, приходить к общему решению; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
51. | Мы – разные по возрасту и внешнему виду | 1 | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; принимать участие в работе парами и группами; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. | ||
52. | Мы заняты разным делом | 1 | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; допускать существование различных точек зрения; различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | Контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
53. | Охрана окружающей среды. Знакомство с Красной книгой | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; допускать существование различных точек зрения; различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | Контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | ||
54. | Экскурсия «Весна в природе» | 1 | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; сравнивать и различать объекты живой и неживой природы; работать в группах по изучению учебного материала; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Выполнять учебные действия в устной речи, в уме; адекватно воспринимать оценку учителя. | ||
55. | Мы живём в разных природных условиях | 1 | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Устанавливать причинно-следственные связи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | Природные зоны. | |
56. | Люди живут в разных странах | 1 | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | ||
57. | Обычаи разных народов | 1 | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | ||
58. | Что вы знаете о своей стране | 1 | Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; строить небольшие сообщения в устной форме; использовать в общении правила вежливости; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | ||
59. | Страна, где мы живём | 1 | Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город. | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения; строить небольшие сообщения в устной форме; использовать в общении правила вежливости; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | ||
60. | Из истории Древней Руси | 1 | Различать прошлое, настоящее и будущее; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. | Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; принимать участие в работе парами и группами; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | ||
6.1 | Законы современной жизни | 1 | Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; контролировать свои действия и действия партнёров; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | ||
62. | Итоговая контрольная работа | 1 | Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город. | Обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Оценивать результат своих действий; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
63. | Правила здорового образа жизни. | 1 | Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности. | Рассматривать, сравнивать, обобщать; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; принимать участие в работе парами и группами; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
64. | Правила безопасного поведения в природе. | 1 | Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официально обстановка; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности. | Рассматривать, сравнивать, обобщать; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; принимать участие в работе парами и группами; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
65. | Проверь себя. Обобщающий урок | 1 | Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; использовать в общении правила вежливости; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
66. | Что мы узнали на уроках «Мы и окружающий мир». | 1 | Различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | Проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; использовать в общении правила вежливости; аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. |
График контрольных работ.
Тестовые задания.
Урок 14, тест №1 Тема: Живая и неживая природа
Время проведения: 5 минут.
Цель: проверить умение различать объекты живой и неживой природы.
Инструкция: Внимательно прочитайте утверждение (предложение). Если вы согласны с ним – подчеркните слово «да», а если не согласны – слово «нет».
Задания 1.Стул – это неживая природа.
Да. Нет.
2.Волк – это живая природа.
Да. Нет.
3.Дуб – это неживая природа.
Да. Нет.
4.Туча – это неживая природа.
Да. Нет.
5.Девочка – это живая природа.
Да. Нет.
Правильные ответы 1.Нет.
2.Да.
3.Нет.
4.Да.
5.Да.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются.
5 баллов – высокий уровень.
4 балла – выше среднего.
3 балла – средний уровень.
2 балла – ниже среднего.
1 балл – низкий уровень.
Урок 21, тест № 2. Тема: Растения, части растений.
Время проведения: 5 минут.
Цель: проверить умение различать группы растений, проверить знание частей растения.
Инструкция: внимательно прочитайте вопросы. Внимательно прочитайте ответы и, подумав, подчеркните правильный ответ.
Задания: 1.Какое из перечисленных растений имеет один ствол?
Дерево.
Кустарник.
Трава.
2.Ромашка – это кустарник?
Да.
Нет.
3.Какое из перечисленных растений дерево?
Сирень.
Мак.
Сосна.
4.С помощью какой части растения питаются?
Стебель.
Листья.
Корень.
Цветок.
Плод.
5.Что образуется у растений на месте цветка?
Листья.
Плод.
Корень.
Правильные ответы: 1.Дерево.
2.Нет.
3.Сосна.
4.Корень.
5.Плод.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются.
5 баллов – высокий уровень.
4 балла – выше среднего.
3 балла – средний уровень.
2 балла – ниже среднего.
1 балл – низкий уровень.
Урок 22, тест № 3. Тема: Группы растений и животных
Время проведения: 5 минут.
Цель: проверить умение различать группы растений (деревья, кустарники, травы) и группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Инструкция: соотнеси написанное в 1-м и 2-м столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.
Задания: 1. берёза трава
смородина дерево
ромашка кустарник
2. щука насекомое
лиса рыба
комар птица
воробей зверь
Правильные ответы: 1.Берёза – дерево, смородина – кустарник, ромашка – трава.
2.Щука – рыба, лиса – зверь, комар – насекомое, воробей – рыба.
Оценивание: За каждую правильно найденную пару слов – 1 балл. Все баллы
суммируются.
7 баллов – высокий уровень.
6 баллов – выше среднего.
5-4 балла – средний уровень.
3 балла – ниже среднего.
2-1 балл – низкий уровень.
Урок 23, тест № 4. Тема: Живая и неживая природа
Время проведения: 5 минут.
Цель: Проверить знание объектов живой и неживой природы.
Инструкция: Внимательно прочитай предложение. Вместо многоточия впиши пропущенное слово.
Задания: 1.Всё, что нас окружает и не сделано руками человека называется ………. .
2.Животные – это ……….. природа.
3.Солнце, камни, река, дождь – это ………… природа.
4.Растения – это …………. природа.
5.Люди – это ………… природа.
Правильные ответы: 1.Природа.
2.Живая.
3.Неживая.
4.Живая.
5.Живая.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются.
5 баллов – высокий уровень.
4 балла – выше среднего.
3 балла – средний уровень.
2 балла – ниже среднего.
1 балл – низкий уровень.
Урок 25, тест №5 (итоговый). Тема: Что такое окружающий мир
Время проведения: 7 минут.
Цель: Проверить знание объектов живой и неживой природы, знание названия нашей планеты, знание частей растений, знание основного отличительного признака кустарников.
Инструкция: Внимательно прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы, выбери правильный и подчеркни его.
Задания: 1. Какие из перечисленных слов обозначают природу?
чашка
кит
море
тетрадь
осина
2. Как называется наша планета?
Солнце
Луна
Земля
3. К какой группе относятся все перечисленные объекты: заяц, кукла, дуб, река,
воздух?
живая природа
неживая природа
природа
окружающий мир
4. Как называется растение, имеющее несколько стволиков, покрытых корой?
кустарник
трава
дерево
5. Допиши пропущенное слово (вместо многоточия).
Основные части растения: корень, стебель, цветок, плод, …………. Правильные ответы: 1. Кит, море, осина.
2. Земля.
3. Окружающий мир.
4. Кустарник.
5. Лист.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Все баллы суммируются.
Задание №1 – 3 балла, остальные задания по 1 баллу.
7 баллов – высокий уровень.
6 баллов – выше среднего.
5-4 балла – средний уровень.
3 балла – ниже среднего.
2-1 балла – низкий уровень.
Урок 28, тест № 6. Тема: Глобус и карта
Время проведения: 5 минут.
Цель: Проверить знания учащихся о глобусе и карте, о форме Земли.
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы и ответы. Подумав, выберите правильный ответ и подчеркните его.
Задания: 1.Какую форму имеет наша планета Земля?
Круглую.
Шарообразную.
2.Чего на Земле больше?
Воды.
Суши.
3.Что на глобусе и карте обозначается коричневым цветом?
Реки.
Равнины.
Горы.
Моря.
Холмы.
4.Каким цветом на глобусе и карте обозначается вода? (два правильных ответа)
Синим.
Жёлтым.
Зелёным.
Голубым.
Коричневым.
5.Что является моделью Земли?
Карта полушарий.
Глобус.
Шар.
Правильные ответы: 1.Шарообразную.
2.Воды.
3.Горы.
4.Синим.
Голубым.
5.Глобус.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются.
6 баллов – высокий уровень.
5 баллов – выше среднего.
4 балла – средний уровень.
3 балла – ниже среднего.
1-2 балла – низкий уровень.
Урок 30 , тест № 7. Тема: Тепловые пояса
Время проведения: 5 минут.
Цель: проверить знания о зависимости природных условий от солнечного тепла.
Инструкция: внимательно прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы, выбери правильный и подчеркни его.
Задания: 1. Сколько тепловых поясов на Земле?
1 3 5 7
2. В каком тепловом поясе круглый год тепло?
В холодном.
В умеренном.
В жарком.
3. В каком тепловом поясе солнечные лучи падают прямо?
В холодном.
В умеренном.
В жарком.
4. В каком тепловом поясе мы живём?
В холодном.
В умеренном.
В жарком.
5. Соедини соответствующие понятия. Проведи стрелки от объектов 1 столбика к
названиям тепловых поясов во 2 столбике (в зависимости от того в каких поя-
сах обитают данные объекты).
слон холодный пояс
лось умеренный пояс
олень жаркий пояс
Правильные ответы: 1. 5.
2. В жарком.
3. В жарком.
4. В умеренном.
5. Слон – жаркий пояс, лось – умеренный пояс, олень – холодный пояс.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. За задания №1-4 – по 1 баллу, за задание №5 – 3 балла. Баллы суммируются.
7 баллов – высокий уровень.
6 баллов – выше среднего.
5-4 балла – средний уровень.
3 балла – ниже среднего.
2-1 балл – низкий уровень
Урок 36 , тест № 8. Тема: Появление и развитие жизни на Земле
Время проведения: 5 минут.
Цель: Проверить знания учащихся о развитии жизни на Земле.
Инструкция: Внимательно прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы, выбери правильный и подчеркни его.
Задания: 1. Где возникла жизнь на Земле?
В воздухе.
В воде.
На суше.
2. В какой последовательности появлялись на Земле следующие объекты?
Около каждого объекта поставь число (1,2,3), соответствующее последователь-
ности появления.
люди
растения
животные
3. Какие из перечисленных животных появились на Земле раньше?
птицы
динозавры
звери
Правильные ответы: 1. В воде.
2. 3 - люди
1 - растения
2 - животные
3. Динозавры.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. За задания №1-3 – по 1 баллу, за задание №2 – 3 балла. Баллы суммируются.
5 балов – высокий уровень.
4 балла – выше среднего.
3 балла – средний уровень.
2 балла – ниже среднего.
1 балл – низкий уровень.
Урок 41, тест №9. Тема: Становление человека
Время проведения: 5 минут.
Цель: проверить знания учащихся о становлении человека.
Инструкция: внимательно прочитай вопрос, внимательно прочитай ответы, выбери правильный и подчеркни его.
Задания: 1. От какого животного появились люди (по одной из версий)?
От динозавра.
От обезьяны.
От собаки.
От лошади.
2. Чем питались самые первые люди?
рыбой
животными
растениями
3. Какое занятие было у древних людей главным?
рыболовство
охота
собирательство
4. Почему древние люди переходили с одного места на другое?
Искали пищу.
Искали жильё.
Искали тёплые места.
5. Какое из перечисленных орудий труда самое древнее?
топор
пила
рубило
ножницы
нож
Правильные ответы: 1. От обезьяны.
2. Растениями.
3. Охота.
4. Искали пищу.
5. Рубило.
Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Все баллы суммируются.
5 баллов – высокий уровень.
4 балла – выше среднего.
3 балла – средний уровень.
2 балла – ниже среднего.
1 балл – низкий уровень.
Урок 62 Итоговые контрольные работы
Подведение частных понятий под общее
Базовый уровень
Задание 1
В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.
А) Одуванчик, клен, медведь, сосна, смородина, пшеница.
Б) Скала, облако, холодильник, дождь, Луна.
Уровни выполнения задания 1
• 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в каждой группе и ее название; а) медведь, растение; б) холодильник, неживая природа.
• 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе и дано название одной группы;
а) медведь, растения;
б) холодильник, неживая природа.
• 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно;
• 1-й уровень – задание не выполнено.
Задание 2
Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.
Окунь древние животные
слон современные животные
динозавр
рысь
мамонт
пещерный лев
курица
Уровни выполнения задания 2
• 4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих (древние животные – динозавр, мамонт, пещерный лев; современные животные – окунь, слон, рысь, курица);
• 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
• 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
• 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.
Задание 3
Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия.
Олень, волк, лиса, корова, кролик, кошка
Уровни выполнения задания 3
• 4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп (варианты: хищники и травоядные, дикие и домашние);
• 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;
• 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;
• 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.
Примечание. Задание допускает два варианта решения: животные хищные и растительноядные или животные дикие и домашние.
Выделение частей целого
Задание 4
Подпиши части растения.
Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);
• 3-й уровень – допущена 1 ошибка;
• 2-й уровень – допущены 2 ошибки;
• 1-й уровень – задание не выполнено.
Установление причинно-следственных связей
Задание 5
Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.
Горы, Солнце, вода, цветы, воздух
Уровни выполнения задания 5
• 4-й уровень – задание выполнено верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;
• 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
• 1-й уровень – задание выполнено неверно.
Знаешь ли ты свою страну?
Задание 6
• Напиши название страны, в которой ты живешь.
• Напиши название столицы нашего государства.
• Напиши название города (села, поселка), в котором ты живешь.
Уровни выполнения задания 6
• 4-й уровень – задание выполнено верно;
• 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;
• 1-й уровень – задание выполнено неверно.
Повышенный уровень
Задание 7
Подчеркни названия домашних птиц:
курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь
Задание 8
Найди лишнее слово и подчеркни его:
1) Пчела, муравей, жаба, комар.
2) Сосна, тополь, лиственница, можжевельник.
Задание 9
Напиши названия:
1) весенних месяцев _______________________________
2) нашей страны ____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса по системе Л.В. Занкова
Рабочие программы для обучающихся во втором классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО и художественный...
Рабочая программа по технологии (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа для 4 класса по системе Л.В. Занкова
Рабочая программа по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО и физкультуре....
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по системе Л.В.Занкова
разработанная программа по по литературе опирается на принципы методической системы Л.В.Занкова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова
В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по математике (система Л.В. Занкова)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного про...