Открытый урок "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Тема урока: Леса России.
Цели:
1. сформировать у учащихся представление о лесной зоне;
2. ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесами;
3. познакомить с растительным и животным миром;
4. развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
Оборудование:
презентация;
конспект урока
учебник
рабочая тетрадь
тесты
карточки- помогайки
Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке (слайд «Солнышко»). Солнышко посылает вам свои тёплые и добрые лучи.
Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Проверка знаний и умений.
- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (слайд) (по тундре)
- Что вы скажете о географическом положении тундры? (слайд с картой) (Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)
- Покажите её на карте.
- В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху)
- Мы повторили с вами, а теперь выполним тест.
Тест “ТУНДРА”
1) Зона тундры расположена…
a) севернее арктических пустынь;
b) южнее арктических пустынь.
2) Тундра находится …
a) на равнинах;
b) на возвышенностях;
c) в горах.
3) В тундре…
a) ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности;
b) длинная суровая зима, жаркое лето;
c) длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.
4) Главное занятие коренного населения тундры – …
a) рыболовство;
b) оленеводство;
c) земледелие.
5) Растения тундры…
a) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
b) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
6) К тундровым растениям относятся…
a) лишайники, мхи, полярные маки;
b) кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;
c) карликовая ива, мох-ягель, черника, голубика, брусника, морошка.
7) В тундре обитают…
a) тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки;
b) песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень;
c) верблюды, лошади, коровы.
Взаимопроверка теста (слайд с ключом):1 – b; 2 – а; 3 – с; 4 – b; 5 – b; 6 – с; 7 – b.
– У кого не было ошибок? Молодцы!(отметки по желанию). По результатам теста я вижу, что вы готовы продолжить наше путешествие, и я приглашаю вас в следующую природную зону.
III. Сообщение темы и целей урока.
Песня (Ада Якушева, «Я приглашаю вас в леса», 1 куплет + картинки с лесом)
- В этой песне спрятана тема нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправиться наша экспедиция? (слайд) (лесная зона). Тема нашего урока: «Леса России».
- Для чего? (узнать, где расположена, какие есть растения и животные). Нужно ли вам знать об этой природной зоне?
- Я думаю, что каждый из вас узнает для себя что-то интересное и полезное, и полученные знания пригодятся вам в жизни.
IV. Работа над новой темой.
- (слайд с картой природных зон) Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту? Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.
1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет)
4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?
Работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.
Опрос 1 – 3 учащихся.
- Итак, сделаем вывод.
Обобщение учителем ответов учеников: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточноевропейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира). Нашу страну часто называют великой лесной державой.
– Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена розовым цветом.)
– Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла, света и влаги больше.)
– Ребята, может быть кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон окрашена разными цветами? (Она разделена на три части)
– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)
– Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.
VI. Физминутка.
Играет спокойная музыка, движения показывает учитель, учащиеся повторяют.
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (дети сидят за партами, мышечное напряжение, глаза зажмурены).
- Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).
- Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
- Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
- И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
- А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
VII. Работа по теме.
- Давайте более подробно познакомимся с каждой частью лесной зоны. Для этого вы сейчас будете работать в группах (слайд с картой природных зон). На это дается вам 7 минут, подготовьте человека, который будет выступать от группы.
Работа в группах:
Первая группа – ботаники, расскажут о том, какие деревья растут в тайге (учебник стр. 98-99, карточка «Помогайка №1»).
1. Что называют тайгой?
2. Природные условия тайги.
3. Что общего у всех растений тайги?
4. Какие растения растут в тайге?
Вторая группа – ботаники, расскажут о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах (учебник стр. 103, картинки с изображением растений, гербарий, карточка «Помогайка №2»).
1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
2. Природные условия этих лесов.
3. Что объединяет растения этих лесов?
4. Какие растения растут в этих лесах.
Третья группа – зоологи, расскажут о том, кто живет в лесной зоне (учебник стр. 100-102, карточка «Помогайка №3»).
1. Птицы тайги, что их объединяет.
2. Животные тайги, что их объединяет.
3. Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах).
Рассказ первой группы ботаников (слайд с тайгой).
После рассказа первой группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.
Рассказ второй группы ботаников (слайд с широколиственными и смешанными лесами)
После рассказа второй группы учащихся учитель обобщает ответ и предлагает выполнить задание на закрепление.
Рассказ группы зоологов (слайд с животными леса)
- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Какое разнообразие насекомых – жуков, бабочек. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Предлагаю вам послушать стихотворение (читает подготовленный учащийся):
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес.
А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться - И видно всё до дна. Течёт вода-водица, Вкусна и холодна | Нас ждут в лесу рябины, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых.
Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенёк.
Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. С. Никулина
|
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? Как вы относитесь к лесу любите ли вы отдыхать в лесу?
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека (слайд с таблицей).
Значение леса | Место отдыха |
Аптека | |
Источник чистой воды и пищи | |
Источник древесины | |
Источник топлива | |
Дом для животных, растений | |
Защитник воздуха, водоёмов, почв |
Обратить особое внимание на последнюю роль.
- Какие роли выполняет лес? (ответ учащихся на основе таблицы)
VIII. Закрепление, подведение итогов.
- Итак, давайте вспомним, какие три части можно выделить в лесной зоне. Давайте запишем это в схеме, которая находится у вас на парте (слайд).
- Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева) (слайд с правильным ответом).
- При помощи сигнальных карточек покажите, как вы справились с заданием (зелёный цвет – без ошибок, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – стоит ещё поработать над темой).
Домашнее задание.(по выбору)
(слайд)
Зелёный цвет – стр. 98-105 читать ответить на вопросы «Проверь себя», сочинить сказку о лесе
Красный цвет – стр. 98-105 читать, выполнить задания № 8,9 в рабочей тетради (с.34).
Жёлтый цвет – стр. 98-105 читать, , ответить на вопросы «Проверь себя»
Рефлексия.
- Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Конечно, солнышко. Давайте, сейчас мы с вами соз-дадим солнышко своими руками. Перед вами изображение трёх лиц: весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.
- Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня (учитель прикрепляет свой лучик). Я надеюсь, что это настроение останется у вас на протяжении всего дня. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Интегрированный (математика + окруж.мир+технология) в 1 классе по программе "Школа России"
Интегрированный (математика + окруж.мир+технология) в 1 классе по программе "Школа России"...
Конспект открытого урока по математики для 2 класса. УМК " Школа России"
1 триместр. УМК " Школа России"....
Открытый урок "Россия - Родина моя"
Уров музыки "Россия - РОдина моя"...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Открытое мероприятие "Россия - наша Родина"
Классный час...