Конкурсная программа по окружающему миру "День птиц"
занимательные факты по окружающему миру (4 класс) по теме
Внеклассное мероприятие повящено Международному Дню птиц, который отмечается 1 апреля. Тип проведения мероприятия - конкурсы, где в занимательной форме учащиеся отвечают на вопросы. Данная разработка имеет большое познавательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_ptic_2.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красновидовская основная общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского района Республики Татарстан
Разработка внеклассного мероприятия
по окружающему миру
в начальной школе
«ДЕНЬ ПТИЦ»
подготовила
учитель начальных классов
Власичева Мария Ивановна
2012
Конкурсная программа посвящена Международному дню птиц, который ежегодно отмечает-ся 1 апреля.
Цели:
- экологическое воспитание учащихся;
- расширение кругозора;
- проверка знаний, эрудиции.
Ведущие – учитель и два помощника-старшеклассника. Помощники ведут программу, задают вопросы, следят за ответами, раздают жетоны.
Оборудование:
- жетоны в виде птиц;
- изображения различных птиц;
- записи пения птиц.
В игре участвуют две сборные команды учащихся школы.
Историческая справка
Ведущий. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апре-ля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.
1-й помощник. С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообра-зия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представи-тель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 году – сова, в 2006 году – чайка.
2-й помощник. Международному дню птиц и посвящена наша игра. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Для этого вы заранее разделились на две команды.
Ведущий. Живя среди природы, умножая из поколения в поколение знания о ней, наши предки смотрели вокруг глазами природы и наделяли всех и вся образами природы. Покопавшись в памяти, можно вспомнить о языческой вере, о поклонении людей солнцу, животным и растениям, о беспредельной их любви к Матери Приро-де, её почитании. И сразу же приходит на ум множество русских фамилий, связан-ных с миром животных, в том числе птиц.
1-й помощник. Ребята, вы получили предварительное задание: придумать название для своей команды, произошедшее от названия птицы и немного рассказать об этой птице, а также сделать эмблемы для каждого участника с изображением этой птицы. Итак, слушаем вас!
Представление команд. Защита названий команд (например, «Орлята», «Совята» и т.п.).
Конкурс «Разминка»
Ведущий. Команда, первой назвавшая правильный ответ, зарабатывает жетон.
Может и разбиться,
Может и свариться,
А захочет – в птицу
Может превратиться. (Яйцо.)
«Гуль-гуль-гуль»,- мани к себе их,
Дай зерна, воды налей.
Белых, сизых и кофейных
Ты увидишь… (голубей).
1-й помощник.
Белый голубь – символ мира –
Пролетит сквозь дым и тьму.
В Будапеште и в Каире,
В Пакистане и в Алжире
Люди рады все ему.
Пароход идёт по Волге,
Над водой дымок повис,
И по всей речной дороге
За кормою – стая птиц.
Наблюдают пассажиры
Их стремительный полёт.
Эти птицы окружили
Белоснежный пароход.
То над мачтой пролетают,
То садятся на волну…
Погоди, когда поймаю,
Подарю тебе одну. (Чайки.)
Как-то вышел я с ружьишком на охоту
И заметил: кто-то бродит по болоту.
Вижу: ноги – настоящие ходули! –
В воду тёмную болотную шагнули.
А потом, как эти птицы полетели,
Им во след и вы бы тоже поглядели.
Не сороки, не вороны, не синицы.
Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли).
2-й помощник.
Журавли ведь это были на болоте –
Вот кого я нынче видел на охоте.
Эта птица не простая:
Днём его не встретишь ты,
Из дупла он вылетает
С наступленьем темноты.
Днём любой его обидит:
Он при свете плохо видит.
А во тьме пугает сам,
Пролетая по лесам.
Опоздавших замечает
У гнезда и у норы,
И глаза его сверкают,
Как зелёные шары. (Филин).
«Он умом богат»,-
Это в шутку говорят.
А на самом деле он
Не особенно умён.
Тем лишь только и приметен,
Что окраской разноцветен,
Напускает важный вид,
Что услышит – повторит. (Попугай).
Что за домик на берёзе
С круглой дырочкой в доске?
Есть такие и в колхозе,
Есть и в городе Москве.
Готовят дом для птицы-друга,
Когда летит она к нам с юга. (Скворец).
В камышах она живёт,
Дом у ней среди болот,
Там, где водятся лягушки.
Цап! – и нет одной квакушки. (Цапля).
Не за морем птица эта –
Возле нас с тобой живёт.
Дом потише выбирает
И гнездо на крыше вьёт. (Аист).
Подведение итогов конкурса.
Викторина – 1
1-й помощник. Поразмыслим неспеша, один вопрос – три ответа. Найди правиль-ный!
Поочерёдно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание даётся 20 секунд.
Вопросы:
1. Для чего дятел «барабанит»?
- клюв чистит;
- кому-то что-то сообщает;
- музыкой увлекается.
(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, приле-тай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)
2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?
- дятел имеет крохотный мозг;
- голова на амортизаторах;
- череп сверхкрепкий.
(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропита-ние. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и чере-пом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)
3. Зачем страус голову в песок прячет?
- от страха;
- освобождается от паразитов;
- разыскивает пищу.
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть прини-мает самые настоящие песочные ванны.)
4. Сколько перьев у птиц?
- не пересчитать;
- более тысячи;
- более десяти тысяч.
(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)
5. Какие птицы самые быстрокрылые?
- соколы и ястребы;
- ласточки и стрижи;
- утки и чайки.
(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)
6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
- журавль откладывает всего одно яйцо;
- сильный птенец убивает слабого;
- птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупив-шиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а ро-дители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)
7. Какая птица является чемпионом по нырянию?
- утка;
- гагара;
- пингвин.
(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батиска-фа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)
8. А кто из птиц лучший танцор?
- павлин;
- гусь;
- журавль.
(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец-танец весны». Так описал танцы журавлей Н.И.Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс пословиц и поговорок о птицах
Задание – закончить фразы. Ведущий читает пословицы, по одной для каждой команды.
1. Плоха та птица, которая… (своё гнездо марает).
2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).
4. Гусь свинье… (не товарищ).
5. Всякая птица своё… (гнездо любит).
6. Старого воробья на мякине… (не проведёшь).
Викторина – 2
1. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).
2. Какая птица выше всех летает? (Орёл).
3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).
4. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
5. Какая птица может летать вперёд хвостом? (Колибри).
6. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клёст).
7. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).
8. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки).
Конкурс «Живые синонимы»
2-й помощник. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
Задание 1-й команде:
1. Могучий, как… (орёл).
2. Вольный, как… (птица).
3. Мудрый, как… (ворон).
4. Вороватый, как… (сорока).
5. Важный или спокойный, как… (гусь).
6. Важный или надутый, как… (индюк).
7. Верность… (лебединая).
8. Любовь и нежность… (голубиная).
9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
10. Длинноногий, как… (журавль).
11. Большеглазый, как… (филин).
12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).
Задание 2-й команде:
1. Взгляд хищный, как у… (ястреба).
2. Взгляд зоркий, как у… (сокола).
3. Нос с горбинкой, или… (орлиный).
4. Нос приплюснутый, или… (утиный).
5. Шея красивая, или… (лебединая).
6. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
7. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
8. Болтать или трещать, как… (сорока).
9. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
10. Ворковать, как… (голубь).
11. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
12. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Веришь – не веришь»
1-й помощник. А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».
Вопросы капитану 1-й команды:
1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да).
2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (Нет).
3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).
Вопросы капитану 2-й команды:
1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица – королёк? (Нет).
2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет).
3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да).
За каждый правильный ответ капитаны получают жетоны. Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Узнай по портрету»
1-й помощник. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.
Задание – узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 10 изображений птиц: кто больше назовёт.
Конкурс актёрского мастерства
2-й помощник. Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сей-час мы и посмеёмся.
Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:
- пение кукушки (для одной команды);
- крик петуха (для другой команды);
Задание выполняет один игрок. В этом конкурсе обе команды получают по жетону.
Музыкальный конкурс
2-й помощник. А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу.
Помощники включают фонограммы пения различных птиц (соловей, кукушка, жаворонок, голубь и т.д.). Жетон получает команда, которая первой правильно назовет певца.
Подведение итогов игры. Пока команды подсчитывают жетоны, звучит песня «Аист на крыше» (музыка Д.Тухманова, слова А.Поперечного). Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).
Ведущий. Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н.А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Список использованной литературы
Позвоночные животные, изучение их в школе. Птицы. К.В. Авилова, Москва,
«Просвещение», 1983
Экологическое образование школьников. И.Д. Зверев, Т.И. Суравегина, Москва,
«Педагогика», 1983
Журнал «Начальная школа», №1, 2005, стр.6
Журнал 2Начальная школа», №7, 2005, стр.13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа "Птица 2010 года"
Конкурсная программа посвящена Международному Дню Птиц....
Конкурсные задания по окружающему миру 3 - 4 класс
Всегда интересно узнавать что-то новое, обогощать свои знания. Тесты,викторины,конкурсы-все это необходимо для развития ребенка....
Конкурсная программа "Птицы-наши друзья"
1. Вступление.2. Слайд. Презентация занятия.Воспитатель: -- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я, воспитатель Елена Ивановна, и ребята 3-х классов приветств...
Птицы - наши друзья. ( конкурсная программа)
Создать атмосферу доброжелательности, веселья; обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; в ходе игры выявить познавательные интерес...
конспект интегрированного урока по окружающему миру, 1 класс, программа "Гармония". Тема: "Покормите птиц зимой"
Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширять и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах....
Конкурсный урок по окружающему миру 2 класс по теме: "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа 21 века")
Тип урока: урок "открытия новых знаний". Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного мира. Данный урок соответствует ФГОС....
Конкурсно-игровая программа по окружающему миру "Любители и знатоки природы"
Конкурсно-игровая программа по окружающему миру "Любители и знатоки природы"...