Особенности экологического воспитания на уроках изучения предмета «Окружающий мир».
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Лаишевская средняя общеобразовательная школа
Особенности
экологического воспитания
на уроках изучения предмета
«Окружающий мир»
Учитель начальных классов
МБОУ Лаишевская СОШ
Ленинского района
г. Ульяновска
Малюскина Раиса Николаевна
План:
Введение:
Особенности изучения природоведения в начальных классах.
I. Особенности экологического воспитания на уроках изучения предмета «Окружающий мир».
1. Общие проблемы преподавания предмета «Окружающий мир» в 1 – 2 классах.
2. Функции и задачи предмета «Окружающий мир».
3. Путешествие в мир природы.
4. Примерная последовательность уроков на тему « Этот удивительный мир растений и животных».
5. Проблема преподавания предмета «Окружающий мир» в 3 - 4 классах.
6. Фенологические и экологические рассказы – загадки.
7. Повышение результативности уроков по изучению «Окружающего мира»
8. Может ли ребенок расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой?
Заключение.
Литература:
1
Введение.
Особенности изучения естествознания в начальных классах.
Одно из перспективных направлений в совершенствовании школьного образования – отказ от единой программы по той или иной дисциплине, представление учителю права выбора системы обучения, наиболее приемлемой в условиях данной школы, конкретного состава учащихся.
В настоящее время для четырехлетней начальной школы предложено две программы по природоведению.
Одна традиционная, базирующая на сезонном и краеведческом принципах. Другая альтернативная, сочетающая в себе начатки эволюционно – систематического и, главным образом. Экологического подхода, что несомненно поднимает начальное природоведение на качественно более высокую ступень, закладывает основу для совершенствования естественно – научного образования в средней школе.
Начальное природоведение ставит своей целью:
а) сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы и труда людей по временам года;
б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений, явлений живой и неживой природы;
в) раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы, показать влияние изменений в природе на труд человека;
г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране, в данной местности;
д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.
- Общие проблемы преподавания предмета
«Окружающий мир» в 1 – 2 классах.
В настоящее время, в условиях чрезвычайно обострившихся экологических противоречий, когда возникла реальная угроза выживанию человечества, особую актуальность приобретает экологическое воспитание учащихся в начальной школе.
Вопреки распространенному мнению о том, что младший школьник способен усвоить лишь ограниченный набор конкретных знаний о природе, исследования последнего времени показали: младшие школьники способны осмыслить современные экологические проблемы, видеть их проявление в реальных условиях природного окружения.
Выносить оценочные суждения о деятельности взрослых, позитивной и негативной в экологическом плане, формулировать элементарные экологические прогнозы и определять варианты своего личного участия в сохранения среды.
Почему же возникла необходимость создания нового предмета «окружающий мир», который изучается все четыре года и является альтернативным «Природоведению» и «Ознакомлению окружающим миром»?
2
Необходимость создания предмета, который бы специально решал задачи ознакомления с окружающим миром, назрела давно. Отсутствие предмета, объединяющего знания из различных областей действительности, отрицательно сказывалось на общем уровне воспитания и развития младших школьников.
Жизнь требовала решения задач социализации школьника. И возникали уроки здоровья. Правил дорожного движения, охрана природы и прочие. Значительную часть времени на уроках родного языка занимало ознакомление с явлениями окружающей жизни – трудом людей, праздниками, славным прошлым нашей страны и т. д.
Не раскрывая понятий о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо знать представление о том. Что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других ( вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т. д.)
Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.
Содержание курса природоведения используется для патриотического воспитания. Оно должно включать воспитание любви и бережного отношения к природе, своему краю.
Природоведение по своему содержанию является предметом естественно – научного цикла. Поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осуществление простейшего учебного
эксперимента. А также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, наблюдения на пришкольно – опытном участке и т. д.
Важным принципом преподавания является краеведческий. В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей.
Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах. Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся, формированию ряда трудовых умений и навыков.
При его изучении необходимо воспитывать такие качества, желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. В программе по природоведению заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков природоведения с трудовым обучением и другими предметами.
Таким образом, при разработке нового содержания «Окружающего мира» авторы исходили из необходимости обеспечить как преемственность в ознакомлении с окружающим миром внутри начальной школы. Так и перспективностью обучения в средней школе, достичь интеграции различных знаний. Прежде всего более тесную связь между познанием природы и социальной жизни, и, наконец, осуществить плавное и целесообразное формирование нравственно – этических установок, правильного отношения к окружающему.
2. Функции и задачи предмета «Окружающий мир».
Можно выделить ряд функций, которые определяют значение «Окружающего мира» как предмета:
- учащиеся приобщаются к общественному опыту и культуре, усваивают систему ценностных отношений к среде обитания; устанавливается более тесная связь между познанием природы и социальной;
- у школьников начинается формирование нового социального статуса и новых социальных ролей (ученик, школьник и др.);
- обеспечивается успешное развитие всех психических процессов, прежде всего восприятия, мышления, воображения. Речи;
3
- создаются условия для боле плавного и целесообразного формирования нравственно – этических установок.
Таким образом, основная цель интегрированного предмета «окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «Человек – природа – общество» воспитание правил поведения в окружающей среде.
Какие задачи решаются на протяжении четырех лет при изучении этого предмета?
Формирование разнообразных представлений о природе, обществе, человек и себе самом, умение использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Обеспечение социализации ребенка, принятие законов существования в природной и социальной среде, воспитание гуманных отношений ко всему живому, умение рационально организовать свою жизнь и деятельность;
воспитание элементарной экологической культуры.
Формирование элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда, интереса к окружающей жизни, культуре, истории и др.
Анализируя программу курса «Окружающий мир» для 1 – 4 классов, следует обратить внимание на следующее:
В программе 1 класса 5 тем: «Ты – первоклассник», «Твое здоровье», «Мы и вещи», «Природа вокруг нас», «наша страна». Одна из самых больших тем» Природа вокруг нас». Она наполнена наблюдениями в природе за жизнью различных растений и животных в разные времена года, сезонным трудом людей различных профессий, собственной деятельностью детей в природе. Важнейшая подтема этого раздела – «Животные вокруг нас» - формирует представление школьников о животном как живом существе.
В программе 2 класса тоже 5 тем: «Твое здоровье», «Где мы живем», «Твои друзья взрослые и дети», «Человек и природа», «Наша страна – Россия!»
Основной целью темы «Человек и природа» является накопление чувственных впечатлений в природе родного края, подведение детей к пониманию некоторых связей и зависимостей в развитии сезонных изменений, основных признаков, определяющих растение как живое существо.
Продолжается решение воспитательных задач – формирование элементарной экологической культуры, бережного и заботливого отношения к растениям и животным.
3. Путешествие в мир природы.
Изучение самой большой темы «путешествие в мир природы» особенно важно для воспитания правильного отношения школьников к окружающему миру.
Основой формирования экологической культуры является такой психологический феномен, как идентификация – умение сравнить себя с другим живым существом, выделить признаки живого в любом животном и растении.
Конечно, знания об организме животного и растения формируются в следующих классах, но пропедевтика этих знаний может начинаться с первых дней обучения в школе.
Проводя эту работу, учитель учитывает имеющийся у детей дошкольный опыт общения с природой, а также большой интерес каждого школьника к живым объектам.
Живая природа – это удивительный , сложный, разнообразный мир. Особое место в нем уделено животным, и хотя они составляют лишь 2 % от всего живого на Земле, роль в жизни человека и всей биосферы огромна.
Известно, каким сложным и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной сфере: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки. Эмоциональный отклик, который вызывает живой объект у ребенка, может стать основой воспитания нравственно – ценностного поведения в природе. Задача учителя уже на первых уроках по ознакомлению с животным миром воспитать интерес к различным
4
представителям фауны, желание больше узнать об их повадках, особенностях жизни,
сформировать знания и умения правильно обращаться с животными, ухаживать за ними, желание трудиться ради животного, эмоционально общаться с ними.
В педагогике начальной школы широко распространен термин «экскурсия» как форма организации процесса познания окружающей природы. Но взглянем на экскурсию как на один из формальных способов обучения. А как на психологический феномен – частичку новой, необычной, привлекательной жизни, в которую на короткое время погружается человек.
Совершенно очевидно. Что для детей экскурсия - путешествие, выход из тесных официальных стен учебного учреждения на вольный простор. Любое
путешествие создает особый своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Люди становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется внутреннее чувство свободы и своеобразное жадное желание без всякого принуждения воспринимать окружающий мир. Вся эта гамма положительных переживаний, рожденных даже кратковременным путешествием, делает его особенно привлекательным и желанным для детей.
В первом классе экскурсии посвящаются изучению сезонной жизни природы. Методическая основа таких экскурсий – сравнение происходящих изменений. Например, «золотая осень – поздняя осень», «зазимок – глубокая зима», «весна света – весна воды».
Специальное время на экскурсиях в разные времена года уделяется изучению растений: строению ствола и ветвей, форме и цвету листьев, плодов и семян.
Учащиеся первого класса сравнивают деревья: ветви березы склоняются к земле; у дуба мощный ствол; у осинки ствол прямой; ветви тополя тянутся вверх и т. п. Аккуратно срезая ветки дерева или кустарника для рассматривания, учитель одновременно объясняет правила обращения с растениями – какие ветки можно срезать, чтобы не навредить дереву, как это делается, почему нельзя ломать ветки, как обрабатываются места среза. Принесенные с прогулки ветки ставятся в воду и зарисовываются. Рисование помогает учащимся выделить характерные особенности строения разных деревьев.
Появлению ответственного отношения к природе помогает формирование эстетического взгляда на ее объекты. В любой области России дети постоянно видят березу. Они так привыкли к этому дереву, что часто не замечают его красоты и своеобразия. Поэтому теме «русская береза» можно посвятить специальное наблюдение, которое поможет школьникам ответить на вопросы:
- почему издавна береза была любимым деревом русского народа?
- почему ее ветками украшали дома, водили вокруг нее хороводы?
- почему признавались ей в любви многие музыканты и поэты?
В процессе наблюдения можно использовать загадки об этом дереве, стихи и народные песни. Результаты наблюдений должны быть выражены в слове, в рисунке.
Но дети 6 – 7 лет еще затрудняются в составлении рассказа или выборе сюжета для рисунка. Им нужно показать образец. Таким образцом может
служить рассказ или рисунок самого учителя; примером для подражания становится произведение писателя или художника.
5
Во втором классе в соответствии с программой предусматривается сравнительные наблюдения сезонных изменений в течение одного сезона и между сезонами.
Углубляя знания второклассников о растениях, учитель дает представление о месте произрастания разных растений, условиях их жизни на лугу, в поле, на огороде, на берегах водоемов или в болоте.
Понятие «сообщество» детям не дается, об этом они узнают в средней школе, но первые экологические знания о зависимости растений от места обитания, о существовании наиболее благоприятных условий для их роста и развития дети получают уже во втором классе.
Кроме изучения темы «Сезонные изменения в природе», особое внимание уделяется раскрытию других программных тем: « Животное – живое существо»
(1 класс) и «Растение – живое существо» (2 класс).
В первом классе вся сумма знаний о животном мире должна помочь сформировать у детей представление « животное – живое существо»: оно двигается, дышит, питается, рожает детенышей, чувствует, болеет, радуется.
4. Примерная последовательность уроков на тему:
« Этот удивительный мир растений и животных».
1. Тема урока: «Домашние и дикие животные»
Основное содержание урока:
Животные бывают дикими и домашними. Человек приручил многих животных, и они стали жить с ним рядом. Люди заботятся о животных: кормят их, строят жилища. Домашние животные не могут жить без человека. Дикие животные не живут рядом с человеком, боятся его. Места их обитания: лес, поле и другие. Они сами себе добывают пищу, находят жилище. Животные различаются по внешнему виду: количество ног, покров тела и т. д.
Организация деятельности на уроке:
Работа с тетрадью « окружающий мир», составление описательных рассказов по картинам и т.д.
2. Тема урока: «Кто летает, ползает, прыгает».
Основное содержание урока:
Вокруг нас много животных, которые похожи внешне ( по цвету, строению, покрову тела), по движениям (прыгают, летают, бегают, ползают). Одних животных называют насекомые, других – птицы, третьих – пресмыкающиеся.
Организация деятельности на уроке:
Рассматривание живого объекта ( по выбору учителя), дидактическая игра «Кто летает».
3. Тема урока: «За что человек любит животных».
Основное содержание урока:
6
Животные помогают человеку жить: дают пищу, шерсть для одежды, перевозят грузы и т. д.
Человек любуется их красотой. Люди называют животных четвероногими друзьями за привязанность к человеку.
Организация деятельности на уроке:
Рассказы учащихся «Какое животное мне нравится», беседа с иллюстрированным материалом.
Знакомство с животным миром продолжается и во втором классе,
но особое внимание уделяется раскрытию темы «растение – живое существо».Это необходимо для того. Чтобы на третьем году обучения дети начали осознание понятия «растение – живой организм».
Некоторые сведения о том, что растение живет – питается, растет. Развивается, дети получают в процессе наблюдений в естественных условиях, однако более глубокое понимание общевитальных свойств растений происходит тогда, когда дети сами ухаживают за растениями. Выращивают их от семени. При организации уголка природы в школе, где дети могли бы трудиться, учитель показывает приемы ухода за растениями: полив, рыхление. Обрезка сухих листьев, протирание их.
Во втором классе углубляются чувства детей и понимании необходимости бережно относиться к природе. Например, темой специального урока может быть «человек и природа»
4. Тема урока: «Человек и природа».
Основное содержание урока:
Человек не может жить без природы. Она дает кров, одежду. Лечит и украшает его жизнь. Человек не должен мешать природе и обязан бережно относиться к ее богатствам. Человек создает парки, заказники, заповедники, чтобы сохранить редкие растения и животных.
Организация деятельности на уроке:
Просмотр выставки рисунков на тему «Береги эти растения». Рисование коллективного плаката «береги природу». Просмотр и обсуждение диафильма о заповедниках.
5. Проблемы преподавания предмета
«Окружающий мир» в 3 – 4 классах.
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы проблема достаточно «модная» особое внимании к содержанию и методам развития экологической культуры младших школьников определяется необходимостью рассматривать этот процесс как непрерывный и систематический, а также особым значением этого периода детства – его благоприятность. Для эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Какие задачи экологического воспитания могут быть решены на уроках изучения предмета «окружающий мир» в 3 – 4 классах?
- Учитель развивает восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживает чувство удивления, восторженности. Эмоционально – положительного отношения к объектам флоры и фауны.
7
- В процессе обучения должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний. Применения их в нестандартных учебных внеучебных ситуациях, разнообразной альтруистической деятельности, проявления бескорыстной помощи и эмпатических чувств.
- Педагог формирует определенный уровень информированности детей об окружающей природе, развивает эрудицию и познавательные интересы, подводит школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.
- Особое внимание уделяется элементам социальной экологии: развитию понимания себя и других как индивидуальности, умений правильно оценивать эмоциональное состояние людей и строить свое поведение в зависимости от него.
Решение этих задач позволяет говорить о возможности формирования к концу начального обучения готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой.
Обратим внимание на то, что приоритетной задачей экологического воспитания является развитие эмоциональных контактов с природой, Это особенно важно по двум причинам:
во – первых, уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он выполняет эти правила. В данном случае знание нравственных норм отношения с природной средой является не целью, а средством педагогического процесса;
во – вторых, с учетом психологических особенностей младших школьников для них более актуальны эмоциональные переживания, связанные с восприятием природного объекта, а не сведения о нем, полученные из книг и от взрослого. Любому практическому работнику, занимающемуся вопросами экологического воспитания младших школьников, важно знать о формировании эмоционального отношения ребенка к окружающему миру как основы нравственно ценной деятельности.
Вместе с тем эмоциональные связи остаются как бы побочным результатом обучения. Это выражается прежде всего в тенденции строить экологическое воспитание на отрицательном опыте. У детей формируется сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется проявление отрицательного отношения к флоре и фауне («как не надо делать»)
Это положение можно подтвердить анализом детей 5 – 10 лет на вопрос: «Как надо относиться к природе?» утверждение «хорошо относиться…» ассоциируется только с отказом неблаговидных поступков (нельзя рвать…, бегать…, ломать…») Даже если дети не совершают негативных поступков по отношению к природным объектам, они не видят и необходимости помочь им. Не знают. Как это сделать.
Поэтому в системе экологического воспитания должны быть переставлены акценты: первичной должна быть задача формирования правильных норм поведения в природе ( «так можно и нужно»), умений заметить неблагополучие т найти способ устранения этого неблагополучия. Отметим важность нескольких методических положений, которые учитель должен учитывать при организации учебного процесса с целью экологического воспитания.
- Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние: беспокоятся, спокойны, радуются, едят, боятся и т.д. основой чувства сопереживания, сострадания становится способность человека встать на позицию другого живого существа, понять его, «влезть в его шкуру», увидеть ситуацию чужими глазами.
- Полученные от наблюдения природного объекта эмоциональные впечатления необходимо отразить в интересной для детей продуктивной творческой деятельности: эмоции должны найти выход, реализоваться в конкретном продукте детского творчества: рисунке, лепной фигурке,
8
рассказе и др. С этой точки зрения очень важны как свободные коллективные работы школьников (панно «Осень, осень…», «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» и др.), так и индивидуальное творчество детей («Мое любимое время года», «Грустный зверь»… и др.)
- Третьей важной методической особенностью экологического воспитания является то, что норма поведения должна предъявляться ученикам не в готовом виде, а быть результатом их самостоятельного выбора. Поэтому
учитель готовит альтернативный вариант: из предлагаемых решений ученик выбирает правильное, с его точки зрения, и доказывает справедливость выбранного решения.
- Эта методическая рекомендация касается организации детского труда в природе, природоохранной природе.
Труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры.
Поэтому при организации труда в природе учитель должен обратить внимание на следующее:
- Приступая к трудовому процессу, дети должны хорошо знать нравственные правила обращения с природным объектом, заповедь «не навреди». Это в особой мере касается сезонных «жителей» уголка природы: насекомых, пресмыкающихся, земноводных. Школьники должны знать, что некоторые животные уголка природы – «гости», «жильцы временные»: их необходимо после наблюдения возвратить в его естественную среду обитания, иначе они погибнут.
- в процессе труда дети должны получить и развить умения и навыки природоохранительного характера. Учащиеся должны знать, какая среда обитания является для данного существа наиболее безопасной, какую пищу, какие условия жизни оно предпочитает.
- необходимо, чтобы дети были участниками всего процесса труда – от его начала до получения результата. Например, от посева семян, ухода за рассадой, ее высадкой в грунт до ухода за растущим растением и сбора урожая.
6. Фенологические и экологические рассказы – загадки.
Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Не рви!», «Не топчи!» и т.д. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут, топчут, поэтому призывы педагогов не получают отклика, не эффективны.
Перед учителями должна стоять точная цель: воспитать высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя в том числе и игровые методы обучения.
С этой целью разработаны фенологические и экологические рассказы – загадки. Фенологический рассказ приурочен к какому – то определенному сезону или даже месяцу года. В него намеренно включено 8 – 12 фенологических ошибок. Задача детей – найти эти ошибки во время чтения учителем рассказа.
Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы ученики объяснили, почему так не бывает. Кроме того, в некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. Ученик это должен отметить.
Экологические рассказы посвящены поведению ребят в природе. Должны быть также отмечены ошибки в поведении школьников. Но мало указать на ошибки, надо, чтобы школьник объяснил, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, которые ты не знаешь, почему нельзя убивать змей и т. п.
9
Пример – рассказ «Зимний день».
В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром, а за окном – 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, горячий чай с бутербродом – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу в девять.
Кто – то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти.
Тихо в лесу зимой, и только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы? «Это, наверное, следы ежа», - сказал Петрик. «Нет, это суслик пробежал,» - возразила маша.
Мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из – под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что – то не видно белок,» - сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петрик.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую – то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик это знал: «Это сойка!»
Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто – то.
Немного усталые, но довольные, мы возвращались домой.
Ошибки:
-Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
- Еж и суслики зимой впадают в спячку.
- Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.
- белки не спят зимой.
- Зимой насиживает яйца не сойка. А клест.
- «Мышкует» в сене не волк, а лисица.
7. Повышение результативности уроков
по изучению окружающего мира.
«Урок – это солнце, вокруг которого,
как планеты, вращаются все другие
формы учебных занятий»
Уроки природоведения призваны способствовать формированию первоначальных представлений и понятий о научной картине мира, обеспечивать интеллектуальное развитие и духовное воспитание детей.
Главной целью урока становится не передача знаний, а приобщение учащихся к культуре и систематической творческой деятельности. Это требует от учителя специальной методической подготовки, мастерства, овладения методикой формирования природоведческих понятий и представлений.
В современной литературе выделяются повышения результативности уроков природоведения:
- грамотное проектирование урока;
- грамотный отбор материала;
- поэтапное планирование урока;
10
- использование опорных схем;
- учет жизненного опыта и включение в практическую деятельность учащихся класса;
- экологическая направленность;
- краеведческая направленность;
- системный учет знаний;
При планировании урока природоведения учитель учитывает связь данного урока с другими. Оценивает образовательные, развивающие, воспитательные возможности данного урока. Прежде чем приступить к поэтапному построению урока, учитель выделяет задачи, которые должны быть реализованы. Образовательные задачи направлены на формирование понятий и представлений: углубить знания о сезонных изменениях; раскрыть взаимосвязи, существующие в природе. Учить выявлять причины, устанавливать причинно – следственные связи в природе, между природой и человеком.
Также необходимо выделение воспитательных задач урока. Например, в 3 – 4 классах осуществляется патриотическое, эстетическое, экологическое, нравственное и трудовое воспитание на уроках природоведения, что должно быть отражено при формулировке воспитательных задачах урока.
Для реализации совокупности образовательных, развивающих и воспитательных задач урока по природоведению используются «Карты динамики усвоения программного материала по природоведению учащимися класса»
Данная карта заполняется учителем в течение учебного года по мере прохождения учебного материала.
Предлагаемый уровень обучения обозначается в таблице условными знаками: квадрат синего цвета – материал усвоен на уровне простого запоминания и воспроизведения, обозначен как «знание» т.е. умение ответить на вопрос, повторить, опознать, уметь приводить примеры.
Квадрат желтого цвета – как «понимание», он требует умения ответить на косвенный вопрос, объяснить свой выбор, прогнозировать развитие процесса, обнаруживать различные связи, отвечать на вопросы типа «почему?», «зачем?». Квадрат зеленого цвета – как «применение», предполагает умение конкретно применять изученный материал на практике.
При заполнении уровня обученности каждого учащегося данного класса хорошо просматривается качество обученности класса по данной теме и позволяет вывести общий показатель усвоения программного материала всего класса по конкретной теме также на уровне или «знания», или «понимания», или «применения». На основе данного показателя учитель планирует дальнейшую корректировочную работу при прохождении следующих тем.
Третий путь повышения результативности уроков природоведения определен как грамотный отбор материала.
Четвертый путь повышения результативности уроков природоведения определяется поэтапным планированием урока. На уроках природоведения учитель планирует следующие этапы: актуализация прежних занятий; работа с «Календарем природы и труда», индивидуальными календарями учащихся, работа с учебником, закрепление пройденного, практические работы, творческие мастерские. Интересно и познавательно проходят уроки – деловые игры, уроки – соревнования, пресс конференции и др.
Следующий путь повышения результативности уроков связан с активизацией познавательной деятельности учащихся, через использование опорных схем.
Уроки природоведения в начальной школе строятся с использованием жизненного опыта личности, т. е. витагенного обучения, что является следующим путем повышения результативности уроков природоведения.
В основе такого обучения лежит признание того, что многообразный жизненный опыт – ценнейшее достояние человека. Витагенное обучение позволяет рассматривать ученика в качестве носителя равноправного участника процесса познания, в качестве носителя ценностного знания.
11
При таком подходе учение является не только объектом, но и субъектом познавательной деятельности.
Особое внимание уделяется в начальной школе становлению экологической культуры личности. Выделение экологической направленности природоведения является следующим путем результативности данного урока.
Дети должны учиться любви к Природе (через прямое общение с ней, восприятие красоты и многообразия). Учитель организовывает наблюдение за объектами, явлениями природы, развивает наблюдательность.
Экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств формируются через умение учащихся сопереживать бедам природы. Но следует особо отметить, что на уроке учитель использует наряду с отрицательными эмоциями (боль, переживание) и положительные: восторг о красоты природы, удивление от неизвестного ранее. На уроке природоведения мы учим детей грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение.
Использование краеведческого материала также выделяется как повышение результативности уроков природоведения. Ребенку легче понять то, с чем он сталкивается в повседневной жизни.
На уроке природоведения важное значение имеет системный учет знаний, умений навыков, а также быстрота проверки качества знаний учащихся. Быстрая проверка качества знаний учащихся осуществляется с помощью карточки программированного контроля.
Ученику для проведения самостоятельной работы предлагается 5 заданий. В каждом задании на поставленный вопрос имеется три ответа. В карточке программированного контроля напротив номера задания проставляется знак «+» там, где имеется верный ответ.
Тестовая форма контроля обеспечивает возможность проверки изученной темы, позволяет своевременно контролировать учебный процесс. Проводя оперативную диагностику результатов обучения.
В заключение нужно отметить, что результативность уроков природоведения во многом будет зависеть от того, в какой мере пробуждается интерес и формируется внимание к объектам природы, развивается стремление глубже познать окружающий мир во всех видах экологической деятельности, от правильной постановки триединых целей урока и от рефлексии учителя: осознавая им своих целей, возможностей, действий и результатов.
Таким образом, результативность урока природоведения определяется грамотным проектированием, учетом уровня обученности учащихся, грамотным отбором материала, поэтапным планированием урока, использованием опорных схем на уроке, учетом жизненного опыта учащихся и включением их в практическую деятельность. А также экологической и краеведческой направленностью при системном учете знаний учащихся младших школьников.
8. Может ли ребенок расти и развиваться,
не взаимодействуя с окружающей средой?
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема достаточно «модная». Действительно, человек не может существовать, расти, развиваться вне взаимодействия с природой прежде всего потому, что любой индивид – биологический механизм, при чем правильность хода его 2 часов» во многом зависит от объективных воздействий окружающей среды. Чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит влияние на человека. Но человек еще и социальное существо, и на его отношение с природой существенное влияние оказывает сформированность системы ценностей. Правил взаимоотношения со средой обитания.
Экологическая воспитанность человека – основа его успешной социализации. Это означает:
- умение осуществлять социальные роли, без которых невозможно взаимодействие общества и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;
12
- наличие определенных ориентаций в виде оценочных суждений, ведущих идей, норм и социально значимых мотивов поведения;
- сформированность критического мышления, умение предвидеть последствия своего поведения, «экологическая рефлексия».
Знания, которые накапливаются у школьника к 9 годам, способствуют тому, что начинает происходить отмежевание человека от мифической картины мира и осознание им различных качественных его состояний: рождение, изменение, живое и неживое. Условия существования живых организмов, их взаимосвязь и др.
Таким образом, начинает происходить постепенный переход от эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой обитания к осознанному пониманию логики этого взаимодействия. Конечно, младшие школьники усваивают только азы знания. Но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы в понимании диалектики взаимоотношенией общества и конкретно его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно.
Рассмотрим задачи экологического воспитания на уроках изучения «окружающий мир» в 3 классе.
- Учитель развивает восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживает чувство удивления, восторженности, эмоционально – положительного отношения к объектам флоры и фауны.
- В процессе обучения должны быть созданы условия для реализации имеющихся знаний, применения их в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, разнообразной деятельности, проявления бескорыстной помощи и эмпатических чувств.
- Педагог формирует определенный уровень информированности детей об окружающей природе, развивает эрудицию и познавательные интересы.
- Подводит школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.
- Особое внимание уделяется элементам социальной экологии6 развитию понимания себя и других как индивидуальности, умений правильно оценивать эмоциональное состояние люде и строить поведение в зависимости от него.
Приоритетной задачей экологического воспитания является развитие эмоциональных контактов с природой. Это во – первых, уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природе, а как он выполняет эти правила. Знание нравственных норм отношения с природной средой является не целью, а средством педагогического процесса; во – вторых, с учетом психологических особенностей младших школьников для них более актуальны эмоциональные переживания, связанные с восприятием природного объекта, а не сведения о нем, полученные из книг и от взрослого.
Любому практическому работнику, занимающемуся вопросами экологического воспитания младших школьников, важно знать о формировании эмоционального отношения ребенка к окружающему миру как основы нравственно ценной деятельности. Вместе с тем, эмоциональные связи остаются как бы побочным результатом обучения. Это выражается прежде всего в тендеции строить экологическое воспитание на отрицательном опыте. У детей формируются сначала представления о неправильном поведении в природе, в сознании фиксируется проявление отрицательного отношения к флоре и фауне (как не надо делать).
Это положение можно подтвердить анализом ответов детей 5 – 10 лет на вопрос: «Как надо относиться к природе?» Суждение «хорошо относиться…» ассоциируется у детей только с отказом от неблаговидных поступков (нельзя рвать…, ломать…»). Даже если дети не совершают негативных поступков по отношению к природным объектам, они не видят и необходимости помочь им, не знают, как это сделать. Поэтому в системе экологического воспитания должны быть переставлены акценты: первичной должна быть задача формирования правильных норм поведения в природе (так можно и нужно), умений заметить неблагополучие объекта и найти способ устранения этого неблагополучия. На основе знания о том, как можно и нужно, формируется оценка негативных проявлений по отношению к природе.
13
Методические положения, которые учитель должен учитывать при организации учебного процесса с целью экологического воспитания.
- Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние: беспокоятся, спокойны, радуются, едят, дышат, приветствуют, боятся, нездоровы и т.д. Основой чувства сопереживания, сострадания, сочувствия становятся в этом случае феномен децентрации – способность человека встать на позицию другого живого существа. Понять его, увидеть ситуацию чужими глазами.
- Полученные от наблюдения природного объекта эмоциональные впечатления необходимо отразить в интересной для детей продуктивной творческой деятельности: эмоции должны найти выход, реализоваться в конкретном продукте детского творчества – рисунке, лепке, рассказе, танце и др. Важны свободные коллективные работы школьников («Вечор, ты помнишь вьюга злилась», «Костер рябины красной»… и др, а также индивидуальное творчество детей («Мое любимое время года», «Люблю грозу в начале мая»… и др.). темы этих работ подбираются таким образом, чтобы дети могли выразить свое отношение к данному явлению, отразить в работе свое эмоциональное состояние.
- Норма поведения должна предъявляться ученикам не в готовом виде, а быть результатом их самостоятельного выбора. Поэтому учитель готовит альтернативный вариант: из предлагаемых решений ученик выбирает правильное.
«Миша и его друзья приехали на берег реки. Они решили позагорать, половить рыбу и сварить уху. Но кто – то побывал недавно на этом месте: еще догорали головешки в костре, на берегу валялись банки, бутылки, по воде плавали куски хлеба и пакеты из – под молока. Огорчились ребята и… Как ты думаешь, что они сделали?»
- Сели ребята на берегу и стали ругать тех, кто тут побывал, за плохое отношение к природе.
- Погоревали ребята и пошли искать другое, чистое место.
- Посоветовались между собой и решили привести в порядок это место. «Если те, кто здесь был, поступил плохо, это не значит, что мы должны поступать также» - решили ребята.
4. Эта методическая рекомендация касается организации детского труда в природе, природоохранной деятельности. Необходимость возвращения в начальную школу уголков природы, опытных участков, связана с пониманием ценности труда для экологического воспитания младших школьников. Труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры. Никакая деятельность в природе невозможна, если у школьников нет навыка ухода за растениями и животными, если они равнодушны к природному объекту и не умеют замечать связи между его состоянием и своим трудом. Поэтому при организации труда в природе учитель должен обратить внимание на следующее:
1. Приступая к трудовому процессу, дети должны хорошо знать нравственные правила обращения с природным объектом, заповедь «Не навреди!». Это в особой мере касается сезонных «жителей» уголка природы: насекомых, пресмыкающихся, земноводных. Школьники должны знать, некоторые животные уголка природы – «гости», «жильцы временные»: их необходимо после наблюдения возвратить в естественную среду обитания, иначе они погибнут.
2. В процессе труда дети должны получить и развить умения и навыки природоохранного характера. Учащиеся должны знать, какая среда обитания является для данного существа наиболее безопасной, какую пищу, какие условия жизни оно предпочитает.
3. Необходимо, чтобы дети были участниками всего процесса труда – от его начала до получения результата, например от посева семян, ухода за рассадой, ее высадкой в грунт до ухода за растущим растением и сбора урожая.
Таким образом, отличительной особенностью предмета «Окружающий мир» является введение элементарных психологических знаний, подведение учащихся к пониманию того, что человек обладает определенной психологической характеристикой, индивидуальными чертами, «похожестью» и «непохожестью» на другие живые организмы.
14
К сожалению, в начальной школе изучается не мир чувств, а органы зрения, слуха и т. д. Человек представлен не системой физиологических, психических, социальных свойств и качеств,
а суммой органов его тела. В средней школе учащиеся будут изучать предметы, на основе которых поймут, что человек есть диалектическое единство биологического, психического и социального. Пропедевтика этих знаний возможна в начальной школе, причем основной целью ознакомления школьника с самим собой является формирование умений индивида охранять и укреплять все человеческие начала.
Заключение.
Основные задачи курса «Окружающий мир» - систематизация и расширение представлений детей о предметах. Явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.
Природа и общество рассматриваются в данном курсе в неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения формировать у детей целостное представление о мире, о месте человека в нем. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея всеобщей соединенности цементирует разнообразные элементы содержания курса. Значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Курс «Окружающий мир» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников, на конкретном материале, раскрывая эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека. Убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.
Таким образом, формы, методы и средства ознакомления с окружающим миром разнообразны. Дети ведут наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью с помощью учителя. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в саду, парке, музее и т.д. экскурсии, встречи с людьми разных профессий, беседы, дидактические игры, рисование – все это позволит сделать занятия интересными, увлекательными для младших школьников.
Литература:
1. Повышение результативности начального образования: проблемы и решения: Учебно – методическое пособие/ Под ред. И.В. Калининой. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.
2. Организация методической работы учителей начальных классов в условиях введения ФГОС второго поколения: методические рекомендациии/АП.Мишина. Т.В. Кочеткова; Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
3. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир в 1 – 2 классах: методические беседы: Книга для учителя, Москва, Просвещение.
4. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир в 3 – 2 классах: методические беседы: Книга для учителя, Москва, Просвещение.
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание при изучении предмета "Окружающий мир".
В данной работе я попыталась показать как географический материал при изучении предмета " Окружающий мир" (образовательная система "Школа 2100",можно использовать в целях эстетического воспитания млад...
Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")
Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя,...
Использование информационно – коммуникационных технологий при изучении предмета «Окружающий мир»
Статья об использовании информационно-коммуникационных технологиях....
Использование информационно – коммуникационных технологий при изучении предмета «Окружающий мир»
Статья об использовании информационно-коммуникационных технологиях....
разработка урока по развитию устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности "Курица и утята"
урок в подготовительном классе школы VIII вида. в ходе урока активизируется словарь, развивается умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа, развивается внимание, память....
Курсовая работа "Информационно - коммуникативные технологии как средство изучения предмета "Окружающий мир" "
Курсовая работа по обобщению педагогического опыта по теме ИКТ как средство изучения предмета "Окружающий мир". Содержит теоретическую часть в которой описывается виды информационно коммуникатив...
Воспитание личности гражданина России в процессе изучения предмета "Окружающий мир"
В статье обобщен опыт патриотического и духовно - нравственного развития учеников на уроках окружающего мира...