Воспитание личности гражданина России в процессе изучения предмета "Окружающий мир"
статья
В статье обобщен опыт патриотического и духовно - нравственного развития учеников на уроках окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lichnosti_grazhdanina_rossiiokr.mr_.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание личности гражданина России
в процессе изучения предмета «Окружающий мир», авт. А.А. Плешаков
учитель начальных классов МБОУ ТСОШ№3
Киргизова Светлана Александровна
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, духовно-нравственное развитие личности. В детях необходимо воспитать благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Эту задачу невозможно решить без формирования у ребенка способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов.
Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России способствует, прежде всего, содержание такого предмета как «Окружающий мир». При изучении предмета «Окружающий мир» эти результаты будут достигнуты, если у учащихся в процессе обучения будет затронута эмоциональная сфера, если изучаемый материал найдет живой отклик в душе ребенка.
Поэтому при разработке уроков подбираю такие методы и приемы обучения, которые оказывают влияние на чувства, заставляют детей размышлять, обобщать и формулировать свое отношение к фактам и событиям. Этому способствуют такие методы и приемы обучения, как:
- использование литературных, музыкальных и художественных материалов;
- проблемные ситуации;
- игровые методы;
- практические и творческие задания.
Большое значение имеют формы организации работы детей на уроках, которые способствуют активизации детей, реализации коммуникативного и деятельностного подхода в обучении. Это такие формы, как: работа в малых группах, в парах, коллективная деятельность. Важно учитывать индивидуальные особенности учащихся и применять дифференцированный подход, задания разного уровня сложности.
Для повышения интереса к изучаемому материалу и для активизации учащихся предусматриваю смену деятельности в ходе урока. Например, кто-то из учащихся может заранее выучить стихотворения, которые в дальнейшем прозвучат на уроке, подобрать иллюстративный материал, фотографии, которые также будут использованы на уроке. Составление рассказов (мини-сообщений) также способствует развитию творческого отношения к изучаемым темам. Разнообразные практические задания, которые выполняют дети, повышают интерес к изучаемому, вызывают эмоциональный отклик, оказывают влияние на формирование личности.
Особого внимания требует организация освоения проектной деятельности в процессе обучения. Поэтому при подготовке уроков можно планировать индивидуальные задания разного уровня сложности, мини-проекты.
Например уроки , которые можно провести, основываясь на материале учебников «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков, 1-4 класс).
Становление российской гражданской идентичности
Стихотворения о Родине:
- В.Степанов «Что мы Родиной зовем»
- З.Александрова «Родина»
- А.Пришелец «Наш край» (можно прослушать аудиозапись этой песни)
- О.Фокина «Храни огонь родного очага»
- К.Ибряев «С чего начинается Родина?»
- К.Симонов «Родина»
Дополнительная литература: В.В. Артемов «Страницы российской истории», с. 3-4.
Обсудить с детьми, что значит слово Родина, каково ее значение в жизни каждого человека. Подобрать родственные слова: родители, родственники, родной и т.д. Подвести детей к тому, что наша Родина – Россия. Рассмотреть флаг (обсудить символику цвета), герб (объяснить значение), прослушать гимн.
С детьми проводила следующую работу:
- Мини-проект:
- Составить рассказ о своей Малой Родине.
- Представить его в классе в виде презентации.
- Провела конкурс рисунков на тему: «Мой любимый уголок родной земли», по итогам организовала выставку лучших работ.
Россия - это огромная страна, в которой проживают разные народы (показать карту)
- Н.Асеев «Песня славы» (прослушать)
2. На уроке можно рассмотрели подробнее традиции и обычаи одного или двух народов России. Например, русского народа и того народа, который проживает в вашем регионе:
- кратко обсудить традиции и обычаи;
- сравнить костюмы (общий вид и отдельные элементы);
- прослушать аудиозаписи народной музыки;
-просмотреть видеозапись народных танцев, обрядов;.
- рассмотреть предметы народных промыслов или традиционные национальные предметы быта;
- поиграть с детьми в народные игры (подвижные или малоподвижные)
Традиции и обычаи русского народа
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.
Изучение темы «Традиции и обычаи русского народа» можно продолжить и во внеурочной деятельности Масленица.
Общение в семье
Общение – коммуникативный процесс, объединяющий людей между собой. Культура - это очень многогранное и емкое понятие, но когда мы говорим - культура общения, этот термин отражает конкретное понятие. Культура общения - это свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе.
Основной элемент общения – речь. Оттого, насколько высок уровень культуры вашей речи, насколько она структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.
Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.
Культура общения в семье только начинается с умения слушать. Далее требуется еще умение расспрашивать, сопереживать, принимать, отвергать услышанное логически аргументируя свою позицию, и т. д. Иными словами, напряженная работа совершается не только в душе говорящего, но и слушающего.
Общение начинается с чего-то общего. Общих интересов больше всего в семье. Ведь дом не только место, где вместе едят, спят, но и общаются. Семейное чтение, совместные походы, экскурсии, просмотр фильмов, посещение музей, театров и т.д.- все это может стать основой для общения.
Общение может быть и невербальным (бессловесным). Кстати, контакт взора — очень важный момент. Инструмент сближения душ — беседа — в ваших руках.
По данной странице учебника задаю школьникам следующие вопросы:
- Что нужно сделать, когда мама вернулась вечером с работы? (Встретить, взять из рук сумки, помочь раздеться и т.д.)
- Какие вопросы можно задать маме при встрече? (Как ты себя чувствуешь? Как добралась до дома?)
- Как можно ласково назвать маму? (мамочка, мамуля)
- Как нужно встретить с работы папу?
- Как нужно предложить совместную игру или другую деятельность?
- О чем можно поговорить за семейным ужином?
-Как нужно заботиться о бабушке и дедушке? Какая помощь им необходима? ( Принести теплое покрывало, поднять упавшую вещь, вдеть нитку в иголку, если бабушке трудно и т.д.)
Упражнения в практическом применении полученных знаний
Игры-инсценировки:
«Мама пришла с работы…»; «За семейным чаепитием»; «Поход в магазин»;
«В гостях у друзей» и т.д.
Семейные традиции
Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом людей, живущих под одной крышей.
Семейные традиции в каждой семье есть, нужно только подумать хорошенько, что же можно считать традицией семьи. В некоторых семьях, например, дети к празднику обязательно сами рисуют открытки. Есть традиции, связанные с определенным временем года. Каждую весну вся семья выходит убирать в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птиц. Осенью делают кормушки. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Перед Новым годом пишется Деду Морозу письмо с просьбами или совместно готовят украшения для елки и подарки для друзей и родственников. В некоторых семьях принято совместное приготовление каких-либо блюд, выпекание пирогов. Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.
Новый год – один из самых традиционных праздников. Может, поэтому большинство вспоминают в первую очередь новогодние семейные традиции (на этом примере показать, что такое традиция).
Детям предлогаю выполнить небольшое проектное задание (индивидуально):
- Составить рассказ об одной из традиций своей семьи.
- Представить материал в классе в виде презентации, фоторепортажа, выставки.
- Ответить на вопросы: Какие из традиций вы хотели бы сохранить в своей семье, когда станете взрослыми? Какую традицию хотели бы создать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Проект концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Организация открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Внеурочная деятельность по теме «Краеведение. Тула музейная»
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Модуль 1 :Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Механизмы реализации освоения школьниками курса ОРКСЭ по теме: "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России"...
Модуль 2 :Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Механизмы реализации освоения школьниками курса ОРКСЭ по теме: "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России"...
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников
Духовно-нравственное воспитание-непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь....
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В докладе рассматривается вопрос о том, что курс ОРКСЭ является средством формирования у школьников поликультурной компетентности, обладает значительным воспитательным потенциалом и призван обеспечить...