пояснительная записка
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования  ( начальное образование приказ МО и Н РФ от  5.03.2004 № 1089),примерных программ по учебным предметам,  программы образовательной системы « Школа России»  автора А.А.Плешакова «Школа России» (2008г.)

Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на использование учебно-методического комплекта: А. А. Плешаков, М., Просвещение, 2008 год.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие умений наблюдать,   характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. убеждения в необходимости охраны природы, в своём крае, в стране, на всей планете;
  3. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи: 1.формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т.к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение»; 

2.воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Учебный курс «Мир вокруг нас» состоит из 6 разделов, каждый из которых позволяет детям взглянуть на мир с разных точек зрения - глазами астронома, географа, историка, эколога, даёт общее представление о планете Земля, о материках, об океанах. Ученики на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения.

   Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2012/2013 учебном году на изучение математики в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год 70 часов. Основное содержание обучения представлено разделами: «Окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.

Младший школьник. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре).

Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений).

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).

Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).

Правила поведения в природе.

Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Родной край – малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край,): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.

Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте).

Опыт практической деятельности.

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

 «Земля и человечество» (10 ч.)

   «Природа России» (10 ч.)

«Родной край - часть большой страны» (14 ч.)                                                

«Страницы истории Отечества» (20 ч.)   

«Страницы всемирной истории» (5ч.)

«Современная Россия» (11 ч.)

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  1. название нашей планеты; способы изображения Земли, географические карты, что изучает история,  родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  2. некоторые современные экологические проблемы, природные зоны России, исторические периоды;
  3. важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  4. государственную символику России;
  5. государственные праздники;
  6. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды, почвы,  полезных ископаемых;
  7. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  8. правила сохранения и укрепления здоровья;
  9. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. проводить наблюдения  природных тел и явлений;
  4. различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  5. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  6. уметь находить  примеры животных и растений из Красной книги России и международной книги;
  7. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;
  8. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. ориентирования на местности с помощью компаса;
  3. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  4. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  5. ухода за растениями (животными);
  6. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  7. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  8. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;
  9. приводить примеры животных и растений из Красной книги России и международной книги в выступлениях, презентациях, проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....