Урок-исследование
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видеть опасности, которые таит в себе окружающая природа весной, а также защитить природу от опасности, которую несёт неразумная деятельность человека. Исследование проводилось в малых группах. Цель исследования: учиться умению получать знания, исследуя изучаемый материал. Задачи исследования: обучать умению наблюдать, задавать вопросы и находить ответы; обучать работе с различными источниками при поиске информации. На уроке дети обменивались приобретённой информацией, учились работать в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир, "Школа России", исследование, 2 класс, весна | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир ,2 класс
УМК «Школа России»
Олейникова Нина Александровна,
учитель начальных классов
МОУ «Майская гимназия»
Данный урок является заключительным в серии уроков – исследований по данной теме. Проблема, над которой работали дети, – найти признаки наступающей весны в живой и неживой природе; научиться видеть опасности, которые таит в себе окружающая природа весной, а также защитить природу от опасности, которую несёт неразумная деятельность человека. Исследование проводилось в малых группах. Цель исследования: учиться умению получать знания, исследуя изучаемый материал. Задачи исследования: обучать умению наблюдать, задавать вопросы и находить ответы; обучать работе с различными источниками при поиске информации. На уроке дети обменивались приобретённой информацией, учились работать в группах.
Урок-исследование
Тема: Когда придёт весна
Цели. Формировать знания признаков весны в неживой и живой природе в сравнении с зимними признаками; установить причину наступления весенних изменений в неживой природе; расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных; развивать логическое мышление, умение детей сравнивать (признаки весны с признаками зимы); обобщать (на основе конкретных наблюдений делать выводы); объяснить последовательную зависимость между изменениями в природе.
Оборудование: карточки (признаки весны, характеристика погоды,); модель лесной поляны , шапочки (зайцев, каркуши), фонограмма Сен-Санс «Лебедь»,презентация к уроку.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой.
-Я рада сегодня приветствовать вас,
Как в классе светло от сияющих глаз.
Давайте урок поскорее начнем, чтоб исследовать мир, в котором живём.
-Сядем тихо, очень дружно, это в школе очень нужно,
Не болтать и не лениться, мы пришли сюда учиться.
Ход урока:
Звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь».
2. Постановка учебной задачи. Инсценировка
На доске открывается изображение лесной поляны. Появляются Каркуша и два Зайца.
Каркуша и Зайцы (хором). Здравствуйте, ребята!
Учитель. Здравствуй, Каркуша! Здравствуйте, Зайчата! А что это вы так дрожите! Замерзли?
Каркуша. Такая пакостная погода! Просто ужас!
Заяц 1. Не поймешь, то холодно, то жарко. Что надеть на себя — не знаешь.
Заяц 2. Вот именно, не знаешь! Хоть бы кто-нибудь сказал нам заранее, тогда другое дело. Ведь какая будет погода — никто не знает и нам не подскажет.
Учитель. Как это не подскажет? А радио, телевидение, газеты все время сообщают прогноз погоды.
Каркуша. Так нет у нас в лесу ни радио, ни телевидения.
Заяц 1. Газеты тоже к нам не приходят, про погоду не сообщают.
Заяц 2. Вчера на нашей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять белые шубки на серые?
Каркуша. Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другая — что еще рано.
Заяц 1. Одни кричали, что снег еще лежит, а другие — что небо уже голубое.
Заяц 2. Одни говорили, что весна уже наступила и скоро начнется лето, а другие думают, что весна еще только собирается в наши края.
Каркуша. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить — наступила ли весна?
Заяц 1. Говорят, что идет она к нам через ваш город. Расскажите нам, далеко ли она, когда будет на нашей поляне?
Заяц 2. Только заячье собрание просит представить убедительные доказательства. Ведь менять шубки — для нас, зайцев, дело непростое. Надеемся на вашу помощь.
Учитель. Да, тяжело, конечно, жить без радио, телевидения, без газет, но и у вас в лесу можно найти очень много примет, которые смогут рассказать вам, какая завтра будет погода. Конечно, приметы предсказывают погоду приблизительно. А нам в жизни нужен точный прогноз. Здесь одними приметами не обойдешься. Такой прогноз составляют люди, которые называются синоптиками. (Обращается к Зайцам и Каркуше.) Вот они вам и помогут. А вы садитесь, да слушайте внимательно.
3.Обмен информацией
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.
Тема исследования
Весенние изменения в неживой и живой природе.
Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
Когда зайцам пора менять шубки?
Гипотеза исследования
Мы предполагаем , что когда приходит весна зайцы меняют зимние шубки на летние, потому что цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса.
Чтобы ответить на вопрос зайцев мы должны:
Познакомиться весенними изменениями в неживой природе.
Провести наблюдение за погодой (температура, облачность, осадки).
Наблюдать за изменением долготы дня в течение марта месяца.
Познакомиться с изменениями в живой природе.
Выступление группы синоптиков
Результаты исследования
В течение февраля и марта мы ежедневно вели наблюдения за температурой воздуха, облачностью, фиксировали восход и заход солнца, вычисляли долготу дня, тем самым наблюдая за изменениями в неживой природе. График температуры.
Положение солнца на небосклоне летом, осенью, зимой и весной
Зимой о солнце говорили: « Светит да не греет» Но сейчас уже так не скажешь. Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце греет землю, поэтому тает снег и лед. А как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, плывут по нему белые, белые, лёгкие облака.
(На доску с изображением лесной поляны учитель помещаю солнце).Синоптики нам помогли увидеть изменения в неживой природе.
Задание научной группе юных ботаников
Ребята, докажите что и в жизни растений с потеплением произошли изменения Какие первоцветы вы знаете? Где растут первоцветы? Группа ботаников расскажет нам о первоцветах. Каждый ребёнок выходит с рисунком первоцвета и помещает его на полянку)
Всем знакомо невысокое скромное растение, которое первым оживает после зимы в наших садах и лесах. Ему не страшны ни снег, ни зимние морозы, ни весенние заморозки. И вот уже множество белых колокольчиков украшают первые проталины. Это верный знак- весна совсем близко! Белый подснежник – редкий. Он занесён в Красную книгу и его можно найти , не во всех лесах. Другой вид подснежника - встречается чаще и это сине-голубой подснежник. Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются золотые лучики одуванчика, но они мельче. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой. Это-мачеха. Вот и получилось мать-и-мачеха. Это лекарственное растение.
Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени меняет свою окраску: сначала она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, и в конце синяя. Иногда можно увидеть на одном растении цветки сразу четырёх оттенков. Медуницу любят шмели и пчёлы. Но посещают они цветки розового , красного цвета, как будто знают ,что только в них много нектара.
Хохлатка- знаменитый первоцвет. У этого небольшого растения один стебель, заканчивающийся кистью цветов. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разрастаются. Они могут покрыть всю поляну своими цветами. Цветёт хохлатка несколько дней, а потом исчезает.
Почему произошли все эти изменения в жизни растений?
Охрана первоцветов
Посмотрите, какие первые весенние цветы украсили нашу полянку. А они — смелые. Вырастают после долгой зимы, когда еще не везде снег растаял. В народе говорят: подснежники — это первая улыбка весны. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Сорванные растения быстро вянут, а, оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей!
4.Работа в группах:
Каждая группа получает следующий материал:
1 группа(собрать строчки стихотворения)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно безжалостно рвали.
В нас молчало волшебное «стой!»
Нам казалось всё мало и мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели как из под ног,
молчаливо дыша еле- еле
Обречённо глазел василёк
Безнадёжно гвоздики глядели.
Давайте сделаем вывод: так хорошо это или плохо нарвать букет первоцветов? Конечно, беречь надо не только редкие и исчезающие растения, но и те, которые еще встречаются в наших лесах. Давайте сделаем листовки и подарим своим друзьям!
2 группа: составить плакат «Берегите первоцветы»
3 группа: Заполнить таблицу
Весной природа просыпается от зимнего сна.
Солнце поднимается _________ над горизонтом и день становится __________.
Люди снимают зимние шубы и шапки, потому что на улице становится ___________.
Солнце греет сильнее, на реках начинается ________.
По весеннему льду ходить ______________!
От растаявшего снега и льда водоемы переполняются и затапливают сушу, это явление называется _________________
4.Обмен информацией
5.Работа по учебнику:
Докажите: изменилась ли жизнь животных с потеплением и почему? С чем связаны эти изменения? Какие изменения произошли в жизни птиц? Почему произошли эти изменения в жизни птиц? Какие изменения произошли в жизни животных?
6.Подведение итогов
Вывод: гипотеза исследования подтвердилась. В ходе наших наблюдений за температурой воздуха выяснилось, что в марте воздух стал теплее, чем в феврале, больше дней стало с плюсовой температурой. Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Снег стал рыхлым, почва оттаивает. К концу марта появились первые проталины. Наблюдались ледоход и половодье, в жизни растений и животных произошли значительные изменения, что подтверждает наступление весны
Доказали ребята, что весна наступила? У полянки появились настоящие друзья. А эти правила давайте перенесем в жизнь, в природу, которая нас окружает. Как хорошо будет, если ты, Данил, никогда не будешь рвать цветы на полянке. А ты, Дима, никогда не разоришь гнездо с птенчиками, а повесишь скворечник, и его заселят птицы — и ты услышишь их благодарное пение. А ты, Олег , остановишь мальчишку-хулигана, который ломает ветку...Вы стали настоящими друзьями природы. Сегодня каждый из вас получит вот такой знак в форме солнышка. Ребята, а почему именно солнышки вы решили подарить? Ну как, Зайчата и Каркуша, вы согласны с тем, что весна уже наступила? Пора менять шубки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)
Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»
Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...
Комментарии
Урок - исследование