Урок окружающего мира во 2 классе. Практическая работа по усвоению понятия «Модель Земли»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Описание методической разработки
1. Предмет: окружающий мир
2. Тема урока: «Глобус – модель Земли».
3. Продолжительность: 1 урок - 45 минут.
4. Класс: 2
5. Краткая аннотация:
На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: ”Солнечная система”, “Планеты”, “Земной шар”.
Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний, понятий.
Ребёнок узнаёт о раскраске глобуса, названия всех линий на глобусе, знакомится с новыми понятиями, может практически представить себе вращение Земли в практическом пространстве относительно своей оси и объяснить, почему это вращение не ощущается человеком.
Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса.
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективно использование презентации, что обеспечивает наглядное представление теоретических сведений по данной теме. Эффективность работы со слайдами на уроке становится намного выше, т.к. дополнена творческой работой детей.
Для самостоятельного обобщения новых понятий и терминов, и систематизации полученных знаний, учащиеся работают в группах с глобусами. В течение урока чередуются различные виды деятельности.
Использование поисковой формы обучения, направлено на то, чтобы ученик учился самостоятельно мыслить, искать нужную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidorkina_e.a.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе
Практическая работа по усвоению понятия «Модель Земли»
Исполнитель:
Сидоркина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа №4 Яшкинского муниципального района»
Яшкино
2012
Описание методической разработки
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Глобус – модель Земли».
Продолжительность: 1 урок - 45 минут.
Класс: 2
Краткая аннотация:
На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: ”Солнечная система”, “Планеты”, “Земной шар”.
Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний, понятий.
Ребёнок узнаёт о раскраске глобуса, названия всех линий на глобусе, знакомится с новыми понятиями, может практически представить себе вращение Земли в практическом пространстве относительно своей оси и объяснить, почему это вращение не ощущается человеком.
Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса.
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективно использование презентации, что обеспечивает наглядное представление теоретических сведений по данной теме. Эффективность работы со слайдами на уроке становится намного выше, т.к. дополнена творческой работой детей.
Для самостоятельного обобщения новых понятий и терминов, и систематизации полученных знаний, учащиеся работают в группах с глобусами. В течение урока чередуются различные виды деятельности.
Использование поисковой формы обучения, направлено на то, чтобы ученик учился самостоятельно мыслить, искать нужную информацию.
Описание разработки:
тема урока
основные цели и задачи
примерный ход урока
7. Структура урока.
Организационный момент. Актуализация знаний.
Постановка проблемы
Открытие знаний
Отчёты групп
Самостоятельное применение знаний.
Итог работы
Домашнее задание
Дидактическое и методическое оснащение урока:
Дополнительная литература
Раздаточный материал (карточки, листочки для фиксирования полученной информации)
Учебник и тетрадь А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан
Окружающий мир. 2 класс. «Я и мир вокруг». Учебник в 2–х частях.- М. : Баласс,2011. –( Образовательная система « Школа 2100»)
Издательство « Баласс», 2011.
9. Оборудование: мультимедийный проектор, глобус, теллурий, мяч, плакат "Форма Земли", клейкие метки для каждой группы.
Тема: «Глобус – модель Земли»
Цели и задачи урока.
Знакомство с целостной картиной мира.
Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.
Воспитывать бережное отношение к природе, к Земле и ее богатствам, любознательность.
Минимум: учащиеся должны знать, что глобус является моделью Земли, уметь объяснять раскраску глобуса, знать, что такое экватор, полюсы, полушария и уметь их показывать. Понимать, что это воображаемые линии. Знать о вращении вокруг воображаемой оси.
Минимакс: Ученики могут представлять себе положение Земли в космическом пространстве, её поверхность, объяснять необходимость наклона оси вращения глобуса, уметь показывать параллели и меридианы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое сопровождение |
1 | Организационный момент. Актуализация знаний. Приветствие учащихся. - Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? - Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели? -Почему? | Приветствие учителя -Мы узнали о том, что Земля имеет шарообразную форму и нашли этому доказательства. - Мяч неудобно было держать. -Он всё время падал. | Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса. |
2 | Постановка проблемы - Рассмотрите предмет и расскажите о своих наблюдениях -Шар не велик, -Вы согласны, что этот предмет может показать нам весь свет? На что он похож? -Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрел, и ответим на главный вопрос нашего урока. - Долгое время люди верили, что Земля – это огромная лепешка. У нее, как у всякой лепешки, есть края. А держится эта лепешка на трех огромных китах, которые плавают в океане. А над ней - небо, как потолок, только круглый. Днем потолок голубой, а ночью черный. И в нем загораются звезды. Они хотели дойти до края земли и посмотреть, что там, дальше. А потом взобраться на небо. Но как они далеко не ездили, а край земли не могли увидеть. И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли в одну сторону, почти 3 года, а домой вернулись с другой стороны. Вот тогда и поняли люди, что Земля – это огромный шар. - Я хочу напомнить вам, какой увидели нашу Землю космонавты. (иллюстрация или слайд) - Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение - модель. Глобус - это модель Земли. (Слайд) Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии. (Слайд) И создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель "земное яблоко". До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. - Какие вопросы у вас возникают? | Высказывания детей. Работа в группах: Небольшой шар Окрашенный разными цветами Стоит на ножке Можно его вращать -Он похож на нашу планету из космоса -Это – глобус -Что обозначено на глобусе? (главный вопрос) -О чём может рассказать глобус? | Создание проблемной ситуации и её анализ Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. |
3 | Открытие знаний. Каждая группа получает свое задание. Устав группы. 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен - предлагай! Учитель направляет группы Задание 1-й группе: - Попробуйте вращать глобус. - Что помогает совершать это движение? - Посмотрите, как вращаются мяч, глобус. - Вокруг какой оси вращается мячик: настоящей или воображаемой? - Как вы думаете, на что похожа ось вращения Земли? - Куда направлена ось вращения мячика? - Куда направлена ось вращения глобуса? - Случайно ли это? Подготовьте ответ. Задание всему классу: - Ось вращения Земли имеет наклон. Позднее вы узнаете, что от этого зависит очень многое на Земле. - Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. - Кто знает их названия? - Можно ли, будучи на Северном полюсе, потрогать ось вращения Земли? - Догадайтесь, как найти Южный полюс Земли на глобусе? Ключевые слова: глобус вращается вокруг оси, на глобусе два полюса. Задание 2-й группе: - Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой. - Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь вращения? - Наклейте метку так, чтобы ее путь был самым большим. - Наклейте другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь. Если вы выполнили задание правильно, то все эти метки окажутся на одной линии. Найдите на глобусе название этой линии. Подготовьте ответ. Задание всему классу: - На какие части делит экватор глобус? Ключевые слова: экватор, полушария Длина экватора 40 000 км. Физминутка для глаз Комплекс упражнений для глаз. Задание 3-ей группе: - На глобусе есть линии. Есть ли они на Земле? - Какие же это линии? -Как они называются и что обозначают? - Одни из них соединяют Северный и Южный полюсы. - А как называются линии на глобусе, которые, как пояски? - Найдите в учебнике их название на с. 34. Подготовьте ответ. Ключевые слова: параллели, меридианы. Задание всему классу: - Есть ли эти линии на настоящей Земле? -Зачем же люди обозначают их на глобусе? Задание 4-й группе: - Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет. - А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть бледно-коричневый и темно-коричневый? Есть даже белый. Какая поверхность Земли может быть белого цвета? - Подготовьте ответ. | Практическая работа в группах. Дети проводят наблюдения по плану. Повторяют упражнения за учителем. -Они никак не обозначены на поверхности Земли. -Для того чтобы было удобно им пользоваться | Использование разноуровневых заданий способствует созданию для ученика ситуации успеха. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии Использование программного продукта: учебное пособие |
4 | Отчеты групп. | Один из группы отвечает на вопросы по плану | Нахождение и предложение вариантов решения |
5 | Самостоятельное применение знаний. Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме: «Глобус-модель Земли» с помощью самостоятельной практической работы. - А сейчас попробуйте применить полученные знания. - Глобус показывает нам вращение Земли вокруг своей оси. Поставьте, пожалуйста, человека на него. Что происходит с человечком во время вращения? - А чувствует ли он это вращение? -Вы ощущаете вращение Земли? -Почему? Разгадайте слово под цифрой 5. 1. Самая длинная параллель. 2. Точка, где сходятся все меридианы. 3. Линия, соединяющая на глобусе оба полюса. 4. Линии, параллельные экватору. 5. _________________________ Ключевое слово: глобус. Предлагает проверить правильность выполнения задания Чтение учеником стихотворения Е. Шкловского "Ты береги нас" Смотрю на глобус - шар земной. - Ребята, почему глобус просит беречь Землю? Уникальность Земли заключается, прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее. | Практическая работа. -Вращается -Нет -Вместе вращаются Работа в группах. Отгадывание кроссворда. Проверяют правильность выполненного задания -Наша планета Земля - неповторима. Работа в тетради стр. 10-11 | Проверка вариантов решения проблемы |
6 7 | Итог работы. - Что нового узнали? Ответ на вопрос урока с помощью ключевых слов. Глобус - модель Земли. На глобусе два полюса. Глобус вращается вокруг оси. Экватор. Параллели. Меридианы. - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты? Раскрасьте смайлик. Сообщает домашнее задание: стр 32-35 (учебник), стр.11 №5 (тетрадь) | Получают оценку работы Записывают в дневниках. | Обобщение конечного результата На уроке созданы условия для достижения успеха каждым учеником в рамках личностно-ориентированного обучения. |
Структура проблемного урока.
Его основными пунктами являются:
создание самой проблемной ситуации (задачи, вопроса)
её анализ
нахождение и предложение вариантов решения
проверка этих вариантов
обобщение конечного результата
Подробная структура проблемного урока.
Первым этапом является зарождение ситуации. Она появляется после того, как ученики сталкиваются с противоречием в исходных данных.
На втором этапе выводятся нужные для решения знания, навыки, рассматриваются попытки ответить на проблему известными методами.
После проведенного анализа, доказавшего новизну проблемы, переход идет на этап преобразования задачи, сравнения, поиска аналогов и др. В результате проделанной работы ученики выдвигают вариант или варианты решения проблемы. Затем выбранный вариант (варианты) проверяется, исключаются неверные заключения, уточняются и развиваются достоверные положения.
Заключительный этап - подведение итогов работы: выводится и формулируется результат решения, анализируются действия, с помощью которых ученики добились разрешения задачи.
Личностно-ориентированные технологии обучения
Деятельность педагога при освоении личностно-ориентированной технологии обучения способствует реализации одного из Приоритетных направлений развития образовательных систем Российской Федерации - внедрения новых развивающих технологий обучения.
Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:
Использование субъектного опыта ребенка.
Актуализация имеющегося опыта и знаний является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.
Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Кто работает на транспорте"
Данный урок призван систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека. Разнообразные задания урока позволяют активизи...
Урок окружающего мира во 2 классе. Практическая работа по усвоению понятия «Модель Земли»
Описание методической разработки1. Предмет: окружающий мир2. Тема урока: «Глобус – модель Земли».3. Прод...
Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни"
Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни" ...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Жизнь - особенность планеты Земля"
Урок по теме "Жизнь- особенность планеты Земля" был проведен мною в 3 классе. Данный урок является совершенствованием полученных знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. на уроке испо...
Урок окружающего мира «Карта полушарий» Практическая работа ( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)
Урок окружающего мира«Карта полушарий» Практическая работа( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)...
Урок окружающего мира по теме: Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов. 2 класс, Гармония
Цель: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ, об экологических проблемах на водоёмах....
Конспект урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Глобус - модель Земли"
Конспект урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Глобус - модель Земли"...