Выступление на семинаре по теме: "Нулевка: вчера, сегодня, завтра"
статья по теме
В данном выступлении собран материал об истории возникновения нулевых классов в России, их дальнейшее преобразование, расмматривается вопрос о будущем нулевок. Есть раздел, посвященной нулевком за границей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 62 КБ |
nulyovka.rar | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре по теме: «Нулевка: вчера, сегодня завтра».
Подготовила: учитель начальных классов МАОУ Селятинской СОШ № 2 Быковская Светлана Николаевна.(слайд 1)
Нулевка (словарь) - Подготовительная группа детского сада или класс шестилеток в школе. (слайд 2)
Как вы думаете, когда появились первые нулевки?
Доклад Крупской на Московском общегородском собрании педагогов нулевых групп, 1931 год
Чрезвычайно важно, чтобы ребята начинали школьную учебу на основе одинаковой подготовки.
Сейчас особенно подчеркивается, что мало дает наша школа навыков, систематических знаний. Мы должны использовать нижнюю пристройку: если мы создадим нулевку, то у нас будет большее число лет обучения и ребята раньше будут приучаться усваивать знания и навыки.
Элементарные основы имеют огромное значение. Поэтому нам важна не спешка, чтобы малыши у нас непременно в один год две-три группы прошли, чтобы их поскорее накачать, а важно, чтобы они овладели, продумали, усвоили все эти элементарные основы.
В этом отношении нулевка может сыграть особенно большую роль. Она может дать элементарную грамотность, элементарное знакомство с числами, элементарные приемы счета. Приходится наблюдать, какое громадное значение в нулевке имеют для детей те игрушки, которые состоят из множества предметов. На игрушках ребята многому учатся.
Я мыслю себе нулевку как сочетание дошкольного дела со школьным — это переходная ступень. У нас ребенок прямо из детского сада идет в школу. Казалось бы, он должен лучше учиться, а он учится хуже. После детского сада должна быть переходная ступень, которая всячески организует ребят, заставляет обращать внимание на организующие моменты. Переход к школе очень труден: был дошкольник прекрасный — и руки мыл, и товарищ хороший, а пришел в школу — первый бузотер. Нужно, чтобы была переходная ступень — чтобы ребенок проходил через нулевую группу. Мне кажется, что нулевые группы должны быть сочетанием элементов дошкольных с некоторыми школьными.
Мы говорим, что одновременно надо учить и писать и читать,— и в школе спешка страшная идет. В нулевке мы можем применять целый ряд методов, которые в школе не применяются. Например, мне приходилось наблюдать в швейцарской школе, как там обучают письму и чтению, исходя из того, что письмо с чтением можно связать органически. В Швейцарии ребятам дают первый учебник, написанный не печатными буквами, а письменными. Там считают, что так ребята гораздо скорее и прочнее овладевают письмом. У ребенка не получается раздвоения внимания: ведь трудность в том, что в книгах для чтения буквы печатные, а писать надо их по-другому.
В нулевке очень важно сочетание учебы с игрой.
Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. нулевые группы были переименованы в приготовительные классы. С 1944/45 учебного года в нашей стране введено обучение детей в первых классах с семилетнего возраста.
Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.
Реформа образования 1984 г.
До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.
Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать на год раньше - с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспитания, охватывающей ныне абсолютное большинство детей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов.
Исторически постановка проблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовки детей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. В 60-е годы XX века система регламентированных занятий получила широкое распространение. Ориентация шла на требования школы: быть дисциплинированным, внимательным, слушать инструкции взрослого, иметь развитую речь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторые педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.
А что сейчас?
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым на 1 сентября года поступления исполнилось шесть с половиной лет, то есть дети, которым на 1 марта года поступления исполнилось 6 лет. Однако, по разрешению учредителя, школа может принять в первый класс и детей более раннего возраста. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
С 2011 года внедряются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых предусмотрены кроме основной нагрузки ещё и внеучебная деятельность (до 10 часов в неделю на каждого ученика). А это значит, что необходимо найти ещё преподавателей, которые смогли бы в силу своего образования осуществлять эту деятельность. Ведь здесь общее образование детей интегрируется с дополнительным. И если раньше ребята имели возможность оставаться на продлёнке, и за ними осуществлялся только присмотр и уход (плюс дети выполняли домашнее задание), то сегодня во второй половине дня после динамической паузы дети остаются с учителями для развития способностей культурного, спортивного или эстетического направлений.
С шести лет отдавать детей в школу не рекомендуется. Хотя в законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность родителям отдать ребёнка в школу младше 6,5 лет. Поэтому если мамы и папы принимают решение о том, что их ребёнок подготовлен к школе в таком возрасте, то такая деятельность осуществляется через психолого-медико-педагогическую комиссию и через управления образования.
На сегодняшний день «нулёвки» в школах не предусмотрены законом. Но в соответствии с нормами СанПиНа для первоклассников при наличии условий нужно иметь спальни. Но это, в первую очередь, относится к новым учреждениям общего образования. В Люберецком районе пока нет таких возможностей, потому что многие наши школы переполнены и даже кое-где осталась вторая смена.
Что касается программы 1-3, то на новых стандартах её нет. Все школьники учатся только по программе 1-4. Кстати, пятые-шестые классы у нас тоже уже работают по новым стандартам – с современными учебно-методическими комплектами и учебниками.
А за границей?
Слово детский сад (kindergarden или kindergarten) в США обозначает первый класс школы, в который идут по достижении 5 лет. То, куда дети ходят до 5 лет, называется либо центром ухода за детьми (child carе center), либо просто day school (дневная школа). Место для совсем маленьких детей называется яслями (nursery).
Постепенно детские сады (kindergartens) — подготовительные к школе классы — оказались прикрепленными к школам, а в 10-е годы XX в. начали образовываться «детские школы, школы нянь» (nursery schools), или «предшколы» (preschools). Они изначально создавались по инициативе представителей среднего класса и ставили перед собой разные задачи: ориентация на семью (кооперативы родителей, дающие детям и взрослым возможность общаться), на благополучие ребенка (осуществление программ правильного питания, поддержки здоровья) или на исследование (при университетах). Наибольшее влияние на деятельность этих дошкольных учреждений оказали идеи Дьюи, Фрейда и Монтессори; тем не менее лозунгом стало обучение целостного ребенка. Игра была признана основой для развития мышления; ежедневные события как физического, так и социального плана должны использоваться воспитателем как материал для стимулирования процессов мышления; когнитивный поиск должен удоволетворяться предоставлением многочисленных разнообразных возможностей для прямых и активных контактов детей с людьми и процессами в их окружении.
В Америке считается, что в детском саду и начальной школе нужно поощрять свободу (т.е. свободу выбора, свободную игру, разнообразие занятий, поощрение творчества и индивидуальности), стремление к счастью. Образовательные учреждения помогают детям стать более независимыми, честолюбивыми и самоуверенными. Детей учат пользоваться свободой слова (но не правом молчать), т.е. высказываться всегда и везде, по любому поводу, отстаивать оригинальные мнения. Все эти идеи записаны в Конституции США, но в индивидуальном развитии и становлении личности не может быть равенства, поэтому в детском саду об этом не говорят. Существует потенциальное равенство возможностей, но нет реального равенства способностей.
Детские сады (дошкольные учреждение) в США почти никак не регулируются федеральным правительством, и полностью находятся сфере местных властей. В США, как правило, нет каких-либо муниципальных детских садов. Почти все дошкольные учреждение либо частные, либо принадлежат какой-либо компании для своих сотрудников, либо делаются на базе религиозных организаций. Почти все крупные церкви имеют при себе дошкольные учреждения, которые открыты не только прихожанам этой церкви, но и для любых других людей. Довольно частно можно видеть детей мусульман или христиан, которые посещают дошкольные учреждения при еврейских храмах.
А что дальше???
Одно из новшеств, предложенное руководством Минобрнауки для обсуждения общественности, - так называемый "нулевой класс", который может стать обязательным этапом подготовки к школе для всех российских детей. Готовить ребят к школе начнут уже в возрасте пяти лет. Таким образом, по мнению Минобрнауки, первоклашки окажутся в равных условиях, все будут уметь читать и считать. Но окончательного представления о форме этой стадии обучения пока нет.
Одно из новшеств, предложенное руководством Минобрнауки для обсуждения общественности, - так называемый "нулевой класс", который может стать обязательным этапом подготовки к школе для всех российских детей. Готовить ребят к школе начнут уже в возрасте пяти лет. Таким образом, по мнению Минобрнауки, первоклашки окажутся в равных условиях, все будут уметь читать и считать. Но окончательного представления о форме этой стадии обучения пока нет.
Документ о "Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ" ставит ясные задачи: выровнять стартовые возможности всех детей на этапе поступления в начальную школу и повысить доступность образования. Но статистика утверждает, что в зависимости от региона от 28 до 45 процентов российских детей не посещают дошкольных учреждений. Конечно, помимо детских садов в России существуют тысячи школ, студий, где дети получают дошкольное образование. Но доступны они не всем, а кроме того, могут давать одностороннее развитие ребенку. По словам директора Департамента государственной политики в сфере образования Исаака Калины, "на детей начальная школа обрушивается как снег на голову". Между тем именно в этом возрасте переходы должны быть щадящими и плавными.
- Сегодня средний возраст поступления в первый класс - 6 лет и 8 с половиной месяцев. Но все это не означает, что у детей не возникает проблем, - говорит директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, академик РАО Марьяна Безруких. - В течение многих лет мы изучаем функциональное развитие шести- и семилетних детей, приходящих в первый класс. Наши исследования убедительно доказывают, что для значительного числа ребят, приходящих в школу, характерна так называемая возрастная несформированность школьно-значимых функций. Речь идет не о задержках развития, а о несформированности комплекса функций, которые обеспечивают обучение: организации деятельности, внимания, памяти, мышления, речи... Например, несформированность речи наблюдается сегодня почти у 60 процентов первоклассников. Чтобы всего этого избежать, необходимо вести целенаправленную, индивидуальную и системную работу с детьми в рамках так называемого "нулевого класса".
За один год дошкольного образования можно успеть подготовить ребенка к вхождению в школьную жизнь, хотя это и непросто. Речь идет именно о классах раннего развития, а не о перегрузке ребенка знаниями. Одна из главных целей - так выстроить образовательную вертикаль, вплоть до послевузовского образования, чтобы сохранить здоровье учащихся, считают в Минобрнауки.
С министерством соглашаются и в Российской академии образования: нулевой класс должен стать именно классом развития. Там не следует обучать чтению, письму, математике. Система работы с ребенком должна опираться на его сильные стороны и развивать слабые. Если ребенок функционально будет готов к письму, чтению и счету, он все это освоит, захотим мы того или нет.
Планы Правительства снизить возрастную планку школьного образования и ввести обязательное обучение пятилеток могут изменить всю картину дошкольного образования до неузнаваемости.
Прежде всего неясен ответ на вопрос: где будут организовываться эти самые "нулевые классы", на базе школы или в детском саду?
- В детском саду, в школе, в системе дополнительного образования, этим могут заниматься и частные гувернеры, и даже сами родители, но все же вопросы, касающиеся организационных и финансовых проблем введения "нулевого класса" - в компетенции соответствующих государственных структур, управляющих системой образования, - говорит Марьяна Безруких. - Хотя очевидно, что в системе школьного обучения "нулевой класс" должен быть бесплатным, если, конечно, мы хотим считать нулевой класс частью общего образования, которое по Конституции в нашей стране бесплатно и обязательно.
В течение последних лет школа и детский сад вели настоящую борьбу за детей дошкольного возраста. Правда, основания для борьбы были различными. Школа на старших дошкольниках "подрабатывала": курсы подготовки были платными и давали учителям начальных классов некоторую прибавку к зарплате. Детский сад отстаивал свои права на пятилеток и шестилеток, ссылаясь на полноценность своих программ, готовящих детей к школе, на то, что подготовительные школьные курсы организовывались без учета режима дня дошкольников, что курсовые занятия построены по принципу дублирования, либо программы первого класса, либо программы детского сада. Еще одним аргументом было и то, что на курсах с детьми работают специалисты, не знающие специфики возраста.
Однако подобные аргументы не всегда убеждали родителей. Часть из них, даже те, кто с уважением относится к детскому саду, подсознательно убеждены, что "школа - это серьезно, а детский сад - игрушки".
Кроме того, подготовка к поступлению в первый класс организована в мечте родителей - элитных школах. В гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов будущим первоклассникам устраивают настоящие вступительные экзамены. Готовят к ним в дошкольных гимназиях, на "подготовительных курсах", которые, во-первых, доступны далеко не всем, а во-вторых, там занимаются не развитием ребенка, а натаскиванием к экзаменам. Учат читать, писать, считать, то есть фактически изучают программу первого класса.
Так что существует большая вероятность того, что довольно значительная часть родителей при изменении законодательства отдаст своих пятилеток в школу. Школа же, действующая в режиме новых финансовых условий подушевого финансирования, в пятилетках будет заинтересована даже еще больше, чем раньше, когда их появление в школьных стенах регулировалось сферой дополнительных услуг.
Еще одна проблема, связанная с введением "нулевых классов", - кадры. Специалисты должны знать, чему и как учить ребенка, как организовывать занятия, как учесть индивидуальные особенности и выстроить индивидуальную программу обучения. Всему этому еще предстоит научить воспитателей детских садов и учителей начальных классов, которые, как отмечают многие специалисты, сегодня к подобной работе не готовы. Для этого необходимо обучение в педагогических колледжах и вузах, на курсах переподготовки и в региональных институтах развития образования. В Москве можно подготовить региональных координаторов, которые потом обучат учителей на местах, - по такой схеме готовили кадры для широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования, для эксперимента по профильной школе.
Сохранит ли детский сад за собой какой-то процент детей дошкольного возраста? Будут ли организованы "нулевые классы" при школах? В Минобрнауке размышляют. Пока формы обучения пятилетних детей не определены. И вполне возможно, закон оставит за детскими садами право подготовки пятилеток к обучению наравне со школами.
Только факты
Более 90 процентов детей согласно исследованиям психологов с удовольствием идут в школу, с нетерпением ждут наступления 1 сентября и имеют высокую мотивацию к обучению, которая резко снижается уже к декабрю. Среди же детей, окончивших подготовительные курсы или так называемую дошкольную гимназию, в школу хотят идти не более 30 процентов. Пяти- или шестилетний ребенок может развиваться только в игре. Но организовать даже игру непросто, так как малыш способен сконцентрировать свое внимание лишь на 3-5 минут.
С 1995 года сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 27,2 процента.
На базе школ или на базе детских садов будут организовываться "нулевые классы"? Этот вопрос я бы задал в первую очередь авторам инициативы. Думаю, очевидно, мы не можем устроить "нулевые классы" только в детских садах, потому что достаточно большое количество детей не имеют возможности их посещать, или потому что они физически отсутствуют на территории. Особенно это касается села. К тому же детские сады в наше время, как ни странно, переполнены. Что касается школы, это возможный вариант. Но возникает масса проблем: как дети в столь раннем возрасте будут размещены в школе? Ведь для них нужны специальные условия, отвечающие психофизиологическим особенностям их возраста. Я думаю, что как идея "нулевые классы" имеют право на жизнь, но в организационном плане надо еще подумать, как ее можно реализовать
Подписи к слайдам:
Подготовила:учитель начальных классовМАОУ Селятинской СОШ №2Быковская С.Н.
Нулёвка - подготовительная группа детского сада или класс шестилеток в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник «Томск - вчера, сегодня, завтра»
Праздник«Томск - вчера, сегодня, завтра»для 4 классов...
Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».
Познакомить детей с историей родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....
" Кузбасс: вчера. сегодня, завтра"
Данная презентация составлена к внеклассному мероприятию. в нее вошли загадки, кроссворд о полезных ископаемых края, затрагиваются вопросы экологии. Может использоваться на уроках окружающего мира...
сценарий праздника"Хлеб вчера,сегодня,завтра"
Праздник хлеба....
Москва: вчера, сегодня, завтра.
Презентация предназачена для начальной школы. В краткой форме рассказывается история возникновения Москвы, а также сравнение некоторых исторических мест раньше и сейчая....
Классный час "Москва вчера, сегодня, завтра".
В данном материале кратко и доступно представлен рассказ о жизни города Москвы....
Презентация к классному часу Москва - вчера, сегодня, завтра
Презентация к классному часу...