Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру с рабочей программой для 3 класса Плешаков А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ok_mi.3__2012doc.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||
Раздел 1. Как устроен мир (6 ч.) | ||||||||||||||||||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы. | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | Учащиеся должны знать/понимать: - название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного села; -государственную символику России | с.4-6,Т.с.4 | 3.09 | |||||||||||||||
2 | Человек - разумное существо. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.10-15,Т.с.7 | 6.09 | ||||||||||||||||
3 | Общество | 1 | изучение нового материала | фронтальный | с.16-20,Тс..8 | 10.09 | ||||||||||||||||
4 | Мир глазами эколога | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества | с.22-26,Т.с. | 13.09 | |||||||||||||||
5 | Природа в опасности! Охрана природы. Урок – дискуссия. | 1 | дискуссия | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения окружающей среде | с.27-32,Т.с.11-12 | 17.09 | |||||||||||||||
6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир». Проверочная работа (тест) | 1 | контрольно-обобщающий | индивидуальный (тест) | Задание в тетради | 20.09 | ||||||||||||||||
Раздел 2. Эта удивительная природа (21 ч.) | ||||||||||||||||||||||
7 | Тела. Вещества. Частицы. | 1 | изучение нового материала | фронтальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения | с.34-37 | 24.09 | |||||||||||||||
8 | Разнообразие веществ | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.39-42 | 27.09 | ||||||||||||||||
9 | Воздух и его охрана | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха | с. 44-48 | 01.10 | |||||||||||||||
10 | Вода и жизнь | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать: - основные свойства воды; - общие условия, необходимые для жизни организмов. уметь использовать приобретенные знания, умения для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения | с..49-52,Т.с.22 | 04.10 | |||||||||||||||
11 | «Вода-путешественница» Превращения и круговорот воды. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.53-56 | 08.10 | ||||||||||||||||
-12 | Берегите воду! | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный (тест) | с.57-60,Т.с.26 | 11.10 | ||||||||||||||||
13 | Как разрушаются камни? | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения и участия в ее охране | с.62-64 | 15.10 | |||||||||||||||
14 | Что такое почва? | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с..65-69 | 18.10 | ||||||||||||||||
15 | Разнообразие растений. | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | Учащиеся должны уметь: - приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3); - раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | с.71-75,Т.с.31 | 22.10 | |||||||||||||||
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с.76-79,Т.с.34 | 25.10 | ||||||||||||||||
17 | Размножение и развитие растений. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | Учащиеся должны уметь: - использовать знания и умения для ухода за растениями; - определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | с.80-83 | 29.10 | |||||||||||||||
18 | Охрана растений | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с.84-87,Т.с.39 | 08.11 | ||||||||||||||||
19 | Разнообразие животных. | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных | с.89-95,Т.с.43 | 12.11 | |||||||||||||||
20 | Кто что ест? Цепи питания. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.96-98,Т.с.46 | 15.11 | ||||||||||||||||
21 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | с..100-104 | 19.11 | |||||||||||||||
22 | Размножение и развитие животных. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.105-110,Т.с.50 | 22.11 | ||||||||||||||||
23 | Охрана животных | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными | с 112-116,Т.с.52-53 | 26.11 | |||||||||||||||
24 | В царстве грибов Урок составления проектов. | 1 | урок-проект | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране | с 118-122,Т.с.55 | 29.11 | |||||||||||||||
25 | Великий круговорот жизни | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными | с 124-126 | 03.12 | |||||||||||||||
26 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Игра «Счастливый случай» | 1 | обобщающий | фронтальный, индивидуальный | Задание в тетради | 06.12 | ||||||||||||||||
27 | Проверочная работа по разделу «Это удивительная природа». | 1 | контрольный | индивидуальный (тест) | Выполнить рисунок | 10.12 | ||||||||||||||||
Раздел 3. Мы и наше здоровье (9 ч) | ||||||||||||||||||||||
28 | Организм человека | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | с.128-130,Т.с.58 | 13.12 | |||||||||||||||
29 | Органы чувств | 1 | комбинированный | фронтальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов | с..132-135 | 17.12 | |||||||||||||||
30 | Надежная защита организма | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с.136-139,Т.с 60 | 20.12 | ||||||||||||||||
31 | Опора тела и движение | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | с.140-143 | 24.12 | |||||||||||||||
32 | Наше питание | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать: -правила сохранения и укрепления здоровья; - использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения | с 144-147,Т.с.63 | 10.01 | |||||||||||||||
33 | Дыхание и кровообращение | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.148-150 | 14.01 | ||||||||||||||||
34 | Умей предупреждать болезни - закаляй свой организм! | 1 | комбинированный | фронтальный | с.151-153 | 17.01 | ||||||||||||||||
35 | Здоровый образ жизни. Урок защита проектов. | 1 | урок-проект | фронтальный, индивидуальный | с.154-157 | 21.01 | ||||||||||||||||
36 | Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | контрольный | индивидуальный (тест) | Повторять правила | 24.01 | ||||||||||||||||
Раздел 4. Наша безопасность (7 ч.) | ||||||||||||||||||||||
37 | Огонь, вода и газ | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать: - основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); - использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения | с 4-7,Т.с.4 | 28.01 | |||||||||||||||
38 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с 8-12 | 31.01 | ||||||||||||||||
39 | Дорожные знаки | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с.14-17,Т.с.11 | 04.02 | ||||||||||||||||
40 | Опасные места | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с.18-22,Т.с.13 | 07.02 | ||||||||||||||||
41 | О молниях, змеях, собаках и прочем | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с 23-28,Т.с.16 | 11.02 | ||||||||||||||||
42 | Экологическая безопасность. Игра «Брейн-ринг» | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с 32-34,Т.с.20 | 14.02 | ||||||||||||||||
43 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа. | 1 | контрольно-обобщающий | индивидуальный (тест) | Повторить дорожные знаки | 18.02 | ||||||||||||||||
Раздел 5. Чему учит экономика (11 ч) | ||||||||||||||||||||||
44 | Для чего нужна экономика. | 1 | изучение нового материала | фронтальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | с.36-39,Т.с.24 | 21.02 | |||||||||||||||
45 | Три кита экономики | 1 | изучение нового материала | фронтальный | с..40-46 | 25.02 | ||||||||||||||||
46 | Полезные ископаемые | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | с.48-52,Т.с.29 | 28.02 | |||||||||||||||
47 | Растениеводство | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы | с.53-58,Т.с.31 | 3.03 | |||||||||||||||
48 | Животноводство | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными и растениями | с.60-63,Т.с.33-34 | 06.03 | |||||||||||||||
49 | Какая бывает промышленность? | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком | с.64-67.Т.с.37 | 10.03 | |||||||||||||||
50 | Что такое деньги? Урок защита проектов. | 1 | урок-проект | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | с.68-72,Т.с.39 | 13.03 | |||||||||||||||
51 | Государственный бюджет. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | с.73-76,Т.с.41 | 17.03 | |||||||||||||||
52 | Семейный бюджет. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов | с.77-80,Т.с.42 | 20.03 | |||||||||||||||
53 | Экономика и экология. Урок – сказка. | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения поведения в природе и участия в ее охране | с.81-86,Т.с.44 | 3.04 | |||||||||||||||
54 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1 | контрольно-обобщающий | индивидуальный (тест) | Работа в тетради | 7.04 | ||||||||||||||||
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (14 ч.) | ||||||||||||||||||||||
55 | Золотое кольцо России | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны знать/понимать: - название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного села; - показывать на карте границы России (столицу, еще 1-2 города); - использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране. нашей планете | с.88-99,Т.с.49 | 10.04 | |||||||||||||||
56 | Наши ближайшие соседи. | 1 | изучение нового материала | фронтальный | с.100-109,Т.с.53-54 | 14.04 | ||||||||||||||||
57 | На севере Европы. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.110-119,Т.с.58-59 | 17.04 | ||||||||||||||||
58 | Что такое Бенилюкс? | 1 | изучение нового материала | фронтальный | с.120-126,с.62 | 21.04 | ||||||||||||||||
59 | В центре Европы. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | учащиеся должны уметь: - показывать на карте изученные страны мира; - использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете; - использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта | с.127-133,Т.с.66-67 | 24.04 | |||||||||||||||
60 | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.134-143,Т.с.72-73 | 28.04 | ||||||||||||||||
61 | На юге Европы. | 1 | изучение нового материала | фронтальный, индивидуальный | с.144-151,Т.с.76-77 | 02.05 | ||||||||||||||||
62 | По знаменитым местам мира. Урок – путешествие. | 1 | комбинированный | фронтальный, индивидуальный | с.151-155 | 05.05 | ||||||||||||||||
63 | Обобщение по разделу «По городам и страна» Проверочная работа. | 1 | контрольно-обобщающий | индивидуальный (тест) | Подготовить вопросы для КВН | 08.05 | ||||||||||||||||
64 | Что мы узнали и чему научились за год? Урок – КВН. | 1 | урок-повторение | фронтальный, индивидуальный | Составить кроссворд | 12.05 | ||||||||||||||||
65 | Животные и растения луга. Экскурсия на луг. | 1 | экскурсия | фронтальный, индивидуальный | Подготовить рассказ о растениях луга | 15.05 | ||||||||||||||||
66 | Животные и растения леса. Экскурсия в лес. | 1 | экскурсия | фронтальный, индивидуальный | Подготовить рассказ о животных леса | 19.05 | ||||||||||||||||
67 | Сбор и оформление гербария. | 1 | урок-повторение | фронтальный, индивидуальный | Оформить гербарий | 22.05 | ||||||||||||||||
68 | Жители водоема. | 1 | урок-повторение | фронтальный, индивидуальный | Нарисовать рисунок | 25.05 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру и ОБЖ для 3 Б класса разработана на основе концепции и программы для начальных классов «Школа России», авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (2009 г.), учебного плана МБОУ «СОШ №101» на 2012/2013 учебный год
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя щейся к богатствам природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окру жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
-Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.
- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009 г.
Распределение учебного времени на изучение тематических разделов:
Раздел 1. Как устроен мир
Раздел 2. Эта удивительная природа
Раздел 3. Мы и наше здоровье
Раздел 4. Наша безопасность
Раздел 5. Чему учит экономика
Раздел 6. Путешествие по городам и странам
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.
Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.
Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.
Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- человек – часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, разнообразие веществ;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды;
- взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;
- основные группы живого;
- строение тела человека, основные системы органов;
- правила гигиены и здорового образа жизни;
- правила безопасности в быту и на улице, дорожные знаки;
- потребности людей, товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;
- некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.
Обучающиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в Татарстане растения, животных;
- устно описывать объекты природы;
- проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять взаимосвязи между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности;
- владеть элементарными приёмами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сборник нормативных документов. Начальная школа, сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва, «Дрофа», 2009 г.
Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2008.
Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2009.
Дмитриева О.И.., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс» – М.: «Вако», 2010.
Тесты, окружающий мир, 3 класс, Е.М. Тихомирова, «Экзамен», 2010 год
Контрольно-измерительные материалы, окружающий мир, 3 класс, сост. И.Ф. Яценко, Москва, «Вако», 2010 г.
Итоговая аттестация, окружающий мир, 3 класс, О.Н. Крылова, Москва «Экзамен», 2010 г.
Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу окружающий мир, 3-4 классы, Т.Н. Максимова, Москва «Вако», 2009 г.
Окружающий мир, тесты, 3-4 классы, С.А. Петрушенко, Е.В. Стецко, Ростов-на-Дону «Легион», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...