Урок : Зачем мы спим? ("Сон в моей жизни") 1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
На уроке по теме: "Режим дня" большое внимание уделила понятию сна.
Урок разработан с целью показать учащимся, какое значение играет сон для сохранения здоровья, и как влияет сон на учебную работу, на качество, успешность. На уроке ученики включены в исследовательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl._urok_okruzhayushchego_mira_3_klass.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе (УМК «Школа России»)
Тема: из раздела «Организм человека». Режим дня («Сон в моей жизни»).
Тип урока: Урок – исследование.
Учитель: Гаврилова Инна Николаевна
Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- показать учащимся, какое значение играет сон для сохранения здоровья и как влияет сон на учебную работу, на качество, успешность;
- развивать память, мышление, речь, умение анализировать, делать выводы.
Материалы к уроку: сюжетные рисунки по теме, модель часов, рабочий лист для индивидуальной (исследовательской) работы.
Литература:
- Н.Б. Коростелев «От А до Я». М., «Медицина», 1987г.
- Г.И. Косицкий, И.Н. Дьяконова «Резервы нашего организма». М., «Просвещение», 1993г.
- Р. Ротенберг «Расти здоровым». М., «Физкультура и спорт», 1993г.
Ход урока
- Орг. момент.
- Постановка проблемного вопроса.
На доске: картинки с элементами режимных моментов , но нет какой-то одной части, учитель просит понаблюдать и определить недостающую часть. Так учитель подводит учеников к постановке темы урока.
Беседа:
- Посмотрите на доску, на которой в картинках изображены действия ребёнка.
- Как можно коротко сказать, что за действия он выполняет? (…режим)
- В этом целом режиме отсутствует какая-то часть. Как вы думаете, какая часть отсутствует?
Загадка:
Кто приятный, тихий, сладкий
Появляется украдкой
У окошка моего?
Но не видел я его . (…сон)
Учитель: Да, сон – это кусочек этого режима. Недавно была проведена анкета, в которой были поставлены вопросы, определяющие ваше отношение к собственному сну. Проанализировав ваши ответы, я поняла, что не все правильно понимают значение сна в жизни человека. Решила вам предложить сегодня на уроке исследовать свой сон.
- Сообщение темы урока.
- Что значит исследовать свой сон? Как можно исследовать? Что можно исследовать?
(ответы учеников…)
Учитель: на уроке мы должны выяснить значение сна для нас, сколько времени сна требуется нам для восстановления сил, каким должен быть сон и что нужно выполнять каждому из вас, чтобы сон был спокойным, естественным, полноценным.
- Работа по теме урока.
- Подумайте, сколько времени спит человек в течении своей жизни?
(ответы детей)
Учитель:
- 1/3 жизни - примерно 25 лет, если средняя продолжительность жизни 75 лет.
- Если вам 9 лет, то сколько лет вы проспали за жизнь? (ответы учеников …= 3 года)
- За это время можно прочитать много интересных книг, узнать много интересного.
- А что если спать меньше или вообще не спать? (ответы учеников …)
- В начале прошлого века учёные проделали опыты на животных – полностью лишали их сна. Взрослые собаки выдерживали 10-12 суток, щенки же погибали на 7-8 сутки.
- Как вы думаете, почему собаки погибали? (ответы учеников …)
1. Вывод: СОН – ЭТО ЖИЗНЬ.(учитель выставляет на доску кластеры по ходу урока)
- А может такое случиться с человеком? (ответы учеников…)
Учитель: На вопрос в анкете «Я ложусь спать потому, что…» , вы ответили, что устали ноги, голова и т.п.
- Для чего же нам нужно спать? (ответы учеников …)
Учитель обобщает ответы: не только, чтобы отдохнул организм, но и произвести «внутреннюю уборку».
- Во время сна вы восполняете ту энергию, которую затратили, бегая, играя, занимаясь в школе в течение дня. Ведь после активно проведённого дня устают не только мышцы, но и многие жизненно- важные органы. А особенно отдых нужен мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать.
- Как вы думаете, если органам нужен отдых, следует ли из этого что во время сна они перестают работать? (приведите примеры,обоснуйте…ответы учеников…)
- Каждый из вас во время сна живёт какой-то внутренней жизнью, и ваш мозг осуществляет неведомую вам работу. В нём постоянно остаются «дежурные бригады». Кому-то ведь надо следить, чтобы продолжало ровно биться сердце, чтобы лёгкие дышали, а кишечник
переваривал ужин. Но при этом он отключается от влияний внешнего мира. Самая важная ночная работа мозга – это так сказать, текущий ремонт. Вот почему, какими бы уставшими вы не были вечером, утром вы просыпаетесь снова бодрыми и полными новых сил. За ночь ваш организм не только отдохнул, он словно обновился. Не заставляй поэтому взрослых
вечером насильно гнать тебя в постель. Обязательно ложись вовремя спать. Ты сам должен быть заинтересован в том, чтобы за ночь твой организм провёл необходимый «ремонт» и был снова готов к дневной работе.
- Какое ещё значение имеет сон для каждого из нас?
2. Вывод: СОН - ЭТО ОТДЫХ.
- Но это не бездействие, это другая работа, работа над собой, это внутренняя уборка от внешней информации и её переработка.
- Подмечали ли вы, какие изменения происходят в организме человека во время сна?
(ответы учеников …например,
- дыхание – глубже и реже;
- сердце – медленно, но ровно;
- лицо – краснеет, т.к. кровь поступает к кожным сосудам;
- t’ тела – немного ниже, чем при бодроствовании…
- Во сне у каждого из вас усваиваются питательные соки. Каждый из вас во время сна растёт и развивается. Видите, сон – это сложное явление, это не только отдых. Но и работа, необходимая для сохранения здоровья.
3. Вывод: СОН – ЭТО РАБОТА.
- Физминутка. Ученик подготовленный читает стихотворение М.Садовского и выполняет движения.
Не знаю сам,
Но только замечаю:
Летать я начал по ночам,
Летаю и летаю!
А говорят, что это
Вернейшая примета!
Расту! Летаю и расту!
Расту буквально на лету!
- Итак, мы с вами выяснили значение сна для каждого из нас.
- Как вы думаете, а сколько нужно спать каждому человеку для восстановления сил?
Учитель: Условия нашей жизни и индивидуальные особенности каждого человека определяют необходимую продолжительность сна.
- Как вы думаете, от чего зависит длительность сна человека?
(ответы учеников…)
Учитель обобщает ответы учеников: длительность сна зависит от индивидуальных особенностей, от возраста, от профессии, от состояния здоровья, от времени года…)
- Например, для восстановления своих сил Пётр 1 и Наполеон ограничивались 5-ю часами сна.
- Можно ли этих людей брать себе в пример?
Ни в коем случае! Прежде всего потому, что растущему организму необходимо спать больше, чем взрослому, уже сформировавшему организму.
Учитель: В анкетах на вопрос, сколько часов вы спите в сутки, вы ответили тоже по-разному . 8 ч, 9 ч, 10 ч, 11 ч)
- На основании многочисленных исследований, наблюдений, учёные установили, что ребёнку в 9-10 летнем возрасте достаточно спать около 10 часов в сутки. Поэтому каждый из вас должен спланировать своё время для сна. Если уроки начинаются в 8.15, то во сколько вы должны встать, чтобы успеть выполнить гигиенические
действия, позавтракать, собраться в школу? (ответы учеников… примерно в 7 часов утра)
- Во сколько часов вы должны лечь спать, чтобы вы выспались? (…)
Задание: работа с моделью часов. Ученики работают на индивидуальных рабочих листках,один ученик – у доски, отмечает на модели классных часов.
- Показать стрелками (нарисовать красным цветом) время отхода ко сну.
- Показать стрелками (нарисовать синим цветом) время подъёма.
- Показать стрелками (нарисовать зелёным цветом) время подъёма, когда ты на каникулах или в выходной день.
Учитель: Анкета рассказала мне, что многие из вас не досыпают. По вашему внешнему виду я тоже могу определить, кто выспался, а кто не доспал.
- Как вы думаете, по каким признакам я могу определить это? (…)
- Как вы думаете, постоянное недосыпание к чему может привести? (…)
Постоянное недосыпание может вызвать головные боли, повышенную утомляемость, ухудшается память; на уроках такие ученики вялые, невнимательные, в общении с людьми они раздражительны, падает работоспособность.
- А может тогда нужно спать побольше? (…)
Ошибочно думать, что полезно вообще спать побольше. Здоровым людям чрезмерный сон вреден. Ведь при таком сне мозг нормально не работает, не упражняется, не развивается.
- Итак, сколько же требуется времени каждому из вас для сна?
- Вывод: ДОСТАТОЧНО СПАТЬ.
5. Вывод: СПАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Учитель: Я обратила внимание на данные ваших анкет и увидела, что у некоторых из вас нормальный по продолжительности сон, но он беспокойный и при пробуждении утром чувствуют себя разбитыми, усталыми.
- Как вы думаете, что является причиной такого беспокойного сна?
- Причиной такого беспокойного сна могут быть тяжёлая жизненная ситуация, сложившаяся в семье, важные проблемы, нередко просто переутомление, перегрузка нервной системы. Иногда причиной бывает напряжённая умственная работа непосредственно перед сном. Вот почему работу над уроками рекомендуется прекращать за 2 часа до сна.
- Итак, чтобы вы просыпались утром бодрыми, какой должен быть сон?
6. Вывод: СПОКОЙНЫЙ СОН.
7. Вывод: ЕСТЕСТВЕННЫЙ СОН (сам засыпаешь, сам просыпаешься).
- Физминутка ( правило выхода из сна).
Звучит спокойная музыка.
Учитель:
В городе всё ещё тихо.
Люди спят. (Наклонить голову набок, подложить руки(как спят), можно посапывать).
Наступает утро.
Часы пробили семь ударов. (Хлопают в ладоши и считают хором: «1,2,3,…7).
Мы начинаем просыпаться. (Потягиваются, разминаются).
Бодро встаём с постели, улыбнулись себе и утру.
От того как ты вышел из сна будет зависеть настроение в течении дня.
- Продолжение работы по теме.
- Чтобы сон был действительно спокойным, к нему нужно готовиться.
8. Вывод: ПОДГОТОВКА КО СНУ.
Перед сном выполняются обязательно так называемые ритуалы сна, т.е. действия, которые благоприятно способствуют быстрому засыпанию и спокойному сну.
Учитель: В анкете было предложено вам закончить предложение: «Я перед сном…» и вы написали, что смотрите телевизор, слушаете музыку, читаете книги, делаете уроки, пьёте чай, кушаете и др..
Задание: Перед вами несколько картинок, на которых изображены действия детей, выполняемые перед сном. Выпишите № картинок с изображением действий, которые, по-вашему мнению, нельзя выполнять перед сном, т.е вредно и не способствуют хорошему сну.
(Ответы учеников выслушиваются…ученики обосновывают свой выбор и делают вывод, что плохо делать перед сном, а что благоприятно действует на сон).
Задание: Заполнить таблицу. (Работа на индивидуальных рабочих листках).
Плохо для сна | Хорошо для сна | Я помогаю своему сну | Я мешаю своему сну |
Проверка.
- Предложите правила.
Например,
- Перед сном необходимо проветрить комнату.
- Подготовить постель ко сну.
- Принять душ, вымыть ноги, почистить зубы.
- Сменить одежду (отходя ко сну, вместе с одеждой нужно стараться «скинуть» с себя и все дневные заботы).
- Перед сном нельзя много пить жидкого и плотно ужинать.
Переполненый желудок – нередкая причина беспокойного сна и кашмарных сновидений
«Не ужинать – святой тому закон, кому всего дороже лёгкий сон» - писал А.С.Пушкин.
Но голодный человек засыпает трудно и спит более чутко. Поэтому лучше всего лёгкий ужин часа за 2 до сна.
У сна есть 2 врага: «стол письменный и стол обеденный» - гласит народная мудрость.
- Заканчивать работу над уроками нужно прекращать за 2 часа до сна.
- Перед сном полезна прогулка, привычный физический лёгкий труд. Это укрепляет сон.
- Стараться ложиться спать всегда в одно и тоже время.
В привычные часы хочется спать и сон приходит легко и быстро. Для этого нужен определённый распорядок дня. Он сберегает много сил, увеличивает работоспособность, укрепляет здоровье.
- Итог урока.
- Какое значение имеет сон для человека?
- Когда мы спим, в какую часть суток?
- Сколько необходимо времени спать каждому человеку?
- Каким должен быть сон?
- Чтобы сон был спокойным, что необходимо делать?
- Рефлексия.
На столах лежат листы, в которых записаны правила, прочитайте их. Отметьте «+» с какими действиями вы согласны и будете следовать этому.
«Узелки на память»
Для того, чтобы я спал(а) хорошо
- Работу над уроками закончу за 2 часа до сна.
- Перед сном не буду плотно ужинать и пить много жидкого.
- Перед сном буду стараться быть на свежем воздухе и не выполнять тяжёлый физический труд.
- Перед сном буду проветривать комнату.
- Подготовлю свою постель.
- Приму душ или умоюсь, вымою ноги, почищу зубы.
- Сменю одежду.
- Буду стараться ложиться спать всегда в одно и тоже время.
- Пожелаю себе и своей семье «спокойной ночи».
Учитель: На уроке мы с вами исследовали сон, обсуждали, думали, оценивали.
Очень важно каждому из вас понять, что о естественном здоровом сне нужно заботиться.
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...
Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока и презентация...
Урок по теме "Знакомство с задачей" в 1 классе ("Школа России")
Обобщение знаний уроков по теме "Готовимся решать задачи", ввод терминов, обучение решению задач путём моделирования, сравнения модели с текстом, формирование универсальных действий для решения различ...
Презентация к уроку Литературного чтения "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России
Цель: познакомить учащихся с новым разделом...
Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)
Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом равновеси...
Мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме: "Домашние опасности". 2 класс ("Школа России" автор учебника А.А.Плешаков)
Урок выполнен в рамках технологии деятельностного метода. Соответствует всем требованиям ФГОС....
Урок "Зачем мы спим ночью?" окружающий мир 1 класс
Разработка и презентация урока "Зачем мы спим ночью?" окружающий мир 1 класс...