урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
На уроке использованы различные формы и виды работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_semya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое семья?
Задачи:
- формировать обществоведческие (социальные) представления у детей: о правилах поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми; о нормах взаимоотношений между людьми;
- формировать знания об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института (хотя эти термины и не вводятся в лексикон учащихся);
- воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи и ее традициям;
- формировать мышление, воображение, речь детей.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир», 2 кл., автор Н.Ф. Виноградова;
- тетрадь «Учимся думать и фантазировать», 2 кл.;
- индивидуальные карточки с тестом и схемой;
- таблички со словами: семья, поколение, старшее поколение, младшее поколение, домочадцы;
- таблички с пословицами: «Любовь да лад – не надобен и клад», «Когда живется весело, то и работа спорится», «Поживешь для людей, поживут и люди для тебя», «Приветливое слово гнев побеждает», «Словами туда и сюда, а делами никуда», «Согласную семью беды обходят», «Дом вести – не рукавом трясти», «Семья крепка ладом»;
- свадебная фотография;
- фигурки-фишки с изображением членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь.
Ход урока:
I.Сообщение темы.
-Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку и ребус:
Там есть папа, мама,
Бабушка и я.
7Я
Вместе мы – большая,Дружная … (семья)
-Сегодня мы выясним (открывается тема на доске), что такое семья.
II. Знакомство с понятием «семья».
-А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
-Действительно. Все члены семьи (или все домачадцы, как называли членов семьи в старину) живут в одной квартире (схема в учебнике на стр. 34), вместе занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги на покупки и хозяйство, вместе отдыхают, а самое главное, все члены семьи любят и уважают друг друга.
-Говорят, что когда в семье люди живут дружно, то со временем они становятся похожи друг на друга. Как в стихотворении Р.Сефа «На свете все на все похоже».
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.
III. Знакомство с понятием «поколение».
-А на кого еще могут быть похожи дети?
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечает папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?..
(свадебная фотография)
-Действительно, как такое могло случиться? [Семья рождается до появления детей, тогда, когда мужчина и женщина становятся мужем и женой. А потом у них рождаются дети, а позже появятся и внуки.]
Есть такие семьи, в которых проживает сразу несколько поколений. Поколение – это люди одного возраста.
-Сколько поколений в этой семье? (работа с картинками-фишками)
-А сколько поколений в семье Васятки? (в учебнике на стр. 35 рассказ «Кто кому кто»:
Васятка рассказывает другу:
- У меня есть мама, папа, брат Егор и сестра Даша. У мамы есть мама и папа. А у маминой мамы есть брат и сестра. У брата – две дочки, а у сестры – два сына. А у папиного папы есть еще папа.
Совсем запутался Васяткин друг, никак не разберется, кто кому кто. Помоги ему: назови всех родственников Васятки. Есть ли у мальчика прадедушка? А братья и сестры? А тети и дяди?
) Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, заполните предложенную вам схему.
(- работа со схемами в группах
- восстановление схемы на доске)
Васятка
IV. Отношение к близким людям.
- – Когда дома собирается вместе старшее и младшее поколения, вспомните, кто чем обычно занимается. Перед вами тесты. Соотнесите левую и правую части, соедините соответственно стрелками. Представьте, что вы – мама, вы – папа, вы – бабушка или дедушка, вы – сын или дочь.
(работа в группах)
Тест:
Вытирает пыль
Рисует
Стирает белье
Читает газету мама
Играет
Готовит ужин
Пылесосит папа
Смотрит телевизор
Моет полы бабушка или дедушка
Готовит уроки
Гладит белье сын или дочь
Штопает носки
Вяжет
Дремлет
Ухаживает за растениями
Моет посуду
- Чем же обычно занимаются дети? Старшее поколение? Папа? Мама?
- Физминутка.
Вечером: (Имитируют движения)
- Дети играют
- Мама приносит покупки
- Папа читает газету
- Мама моет пол
- Дедушка смотрит телевизор
- Мама стирает белье
- Бабушка вяжет
- Мама готовит ужин
- – И вот однажды мама взмолилась:
«Мне не хватает теплоты»,-
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в зимние денечки?
«Ты не поймешь, еще мала»,-
Сказала мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»
И тащит одеяло.
- Как вы понимаете выражение «не хватает теплоты»? О какой теплоте говорит мама в стихотворении А.Л.Барто «Разговор с дочкой»? Как нужно относиться к своим близким, чтобы им с нами было тепло и приятно?
- Аукцион «Ласковые слова»
- Работа по тетрадям на стр. 23.
- У вас в тетради есть три истории. Герои этих историй тоже заботятся о своих близких. Или вы не согласны?
- – Посовещайтесь в группах и определите, чем, на ваш взгляд, хотел бы заняться каждый член семьи вечером?
- - Как же сделать так, чтобы у всех домочадцев нашлось время для любимых дел? Хорошо бы придумать такие машины, которые смогли бы облегчить труд людей дома. Например, как «кастрюля XXI века»:
- все продукты засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
- после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;
- кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;
- приготовление пищи сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их заказу);
- кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги.
- Вам необходимо сконструировать свою «Домашнюю машину XXI века» и на следующем занятии защитить свой проект, доказав необходимость такой машины в хозяйстве человека.
- Но это все, конечно, мечты. А как в реальности маме сократить время на домашнее хозяйство? [ Нужно ей помочь].
6) – Тогда у меня для вас вопрос.
(Проблемная ситуация. Учебник. Стр. 36.
Может ли девочка забить гвоздь или починить табуретку? Или это мужская работа? Может ли мальчик приготовить пирог, постирать белье, уложить малышку спать? Или это женская работа?
Что об этом думают наши старые знакомые – Егор и Даша?
Егор: «Мужчина в семье должен выполнять самую тяжелую работу»
Даша: «Я не согласна с Егором. В дружной семье все дела делают вместе. И никто не говорит, что это не его работа».
- Помните, как в стихотворении…
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял,
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
[У каждого члена семьи должны быть свои обязанности. Мужчины должны стараться взять на себя самую трудоемкую работу].
- Какие же обязанности могли бы взять на себя дети? А папа? А дедушка? А бабушка? А мама? Пожалуйста, приступайте к их выполнению!
(Ролевая игра «Выполнение обязанностей в семье»)
- А чтобы вам легче было выполнять свои обязанности дома, пользуйтесь памяткой:
Памятка.
«Как развить в себе желание выполнять домашние дела».
Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя это не всегда получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае – давай попробуем.
Сначала представь себе такую картину – приходят мама и папа с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!
- Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
- Выполнив какую-то часть работы, оцени ее, и … похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
- Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!
V. Подведение итогов.
- Как быстро мы справились со своими обязанностями. Почему нам так быстро удалось все сделать?
- Теперь все вместе мы сможем поужинать и отдыхать: поиграть, посмотреть телевизор, отгадать кроссворд.
Отгадывание кроссворда «Семья»:
В кроссворде зашифрованы названия членов семьи. О ком идет речь?
- Мальчик в семье
- Папин папа
- Бабушкина дочь
- Мамина девочка
- Мамин брат
- Так что такое семья? Что такое дружная семья?
- Как вы думаете, подтверждают ли правильность наших выводов эти пословицы?
Урок курса «Окружающий мир» по теме «Что такое семья» был проведен по программе УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой. Она же является автором учебника «Окружающий мир».
Хочу еще раз акцентировать ваше внимание на то, что эта программа позволяет реализовать глубокую интеграцию в обучении. Особенно хорошо это видно на уроках «Окружающего мира», т.к. главной целью этого курса является формирование целостного восприятия окружающего мира.
Кроме того, на этом уроке решались следующие задачи:
- формировать обществоведческие (социальные) представления у детей: о правилах поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми; о нормах взаимоотношений между людьми;
- формировать знания об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института (хотя эти термины и не вводятся в лексикон учащихся);
- воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи и ее традициям;
- формировать мышление, воображение, речь детей.
Поставленные задачи в ходе урока решались комплексно и ненавязчиво.
Тип урока – урок формирования знаний.
Содержание урока соответствует возрасту учащихся, их обществоведческим (социальным) представлениям.
Тема урока реализовывалась через использование ряда методов и приемов. Был применен проблемно-поисковый метод (т.к. у детей уже сформировано определенное представление об окружающем мире и они могут решать поставленный вопрос); была использована ролевая игра – мне близки уроки, где я сама могу импровизировать и где есть возможность для импровизации детей, что архиважно для развития их творческих способностей.
Таким образом реализовывались принципы доступности, сознательности усвоения урочного материала. Ролевая игра позволила максимально раскрыть творческие способности учащихся, пробудить их фантазию, обогатить лексикон. Кроме того, нельзя забывать, что игра является одной из ведущих деятельностей учащихся младших классов. С помощью игры дети были погружены в окружающую действительность, стали непосредственными участниками самого действия.
Кроме того, на уроке активно использовала технологию витагенного обучения, что способствовало мотивации изучения данного материала.
Как и все уроки по программе Н.Ф. Виноградовой, данный урок позволил мне провести, как индивидуальную, так и групповую работу. Это помогает установить высокий темп урока и организовать смену деятельности.
Весь урок поддерживалась ситуация успеха.
Считаю, что все поставленные задачи на уроке были выполнены.
Главное, что урок имел не только обучающую, но и воспитывающую направленность.
Считаю, что каждый урок, как урок в целом, так и его отдельные этапы, должны воспитывать.
Об этом и говорит концепция модернизации современного образования. (Если раньше воспитание отодвигалось на второй план, теперь ему отводится приоритетная роль в образовании). Именно это я и реализую в своей педагогической деятельности.
Васятка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс УМК Начальная школа XXI века по теме Как славяне обживали север
Конспект урока по теме Как славяне обживали север....
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Разработка урока окружающего мира.Тема: Древнерусская культура....
Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.Учебник: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».Класс: Первый.Тема: Как из зерна получилась булка.Цель: Сформировать представления о процессе выращив...
Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока окружающего мира на тему: "Что такое семья". ...
Урок окружающего мира 4 класс по программе "Школа XXI века" - Орган зрения - глаз
Цель: образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его значении в жизни человека;Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:- сформировать представл...
Урок окружающего мира 1 класс по программе Школа 21 века
Тема: Узнаем о космосеТип урока: ОНЗОсновные цели:1.Сформировать представления детей о космосе.2.Расширить словарный запас учащихся.3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к тру...
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой
«Грибы – царство природы»...