Урок по окружающему миру "Луна - спутник Земли"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
Тема: « Тундра»
Используемые технологии:
-игровая
-использование технологии РКМ
-использование ИКТ
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №139
г. Санкт-Петербург
Андреева М.В.
Тема: « Тундра»
Цели:
1.Сформировать у учащихся представления о природной зоне тундры. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей.
2.Развивать умение выделять главное, умение сравнивать, обобщать изучаемые факты о природной зоне.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, то есть задумываться над решением экологических проблем.
Оборудование:
- учебник “Мир вокруг нас” для 4 класса А.А. Плешаков
- карта природных зон России ,
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint, учебники, рабочие тетради.
Ход урока:
- Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания.
У: С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
Д: с зоной арктических пустынь
У: Какое ещё название дано этой зоне?
Д: Царство снега и льда. Арктика.
У: Сейчас каждый может проверить свои знания. Проводим тест «Арктика». (3-5мин). (Приложение 1) А теперь проверяем ответы. Ответы теста появляются на экране. (слайды 2-8)
У: Оцените себя, закрасив кружок в зелёный цвет, если задание выполнено правильно; в желтый цвет, если допущена 1-2 ошибки; в красный цвет, если допущено более 3 ошибок. Встаньте те, кто получил за тест зелёный кружок. Молодцы!
3.Игра «Верю- не верю». (Приложение2)
У: Сегодня мы отправляемся в путешествие по другой природной зоне. Чтобы лучше узнать эту зону, я предлагаю вам игру. Объясняю правила: если вы согласны с моим утверждением, то во второй графе ставите +, если не согласны, то ставьте –
На какие вопросы было трудно найти ответ? Почему?
На вопросы, которые вызвали у вас затруднение или сомнение, мы постараемся найти ответ сегодня на уроке. Итак, тема урока- «Тундра» (слайд9).
У: ТУНДРА! Необычное слово. Пришло из финского языка. Означает- безлесная гора, голая возвышенность.
4.Работа над темой.
А) по атласу и карте
У: Найдите в атласе карту природных зон. Каким цветом обозначена зона тундры? Покажите эту зону по карте (Слайд10)
Что можно рассказать о зоне тундры, глядя на карту?
В каком направлении она протянулась?
У: Зона тундры расположена на материке Евразия. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири.
У: В каком тепловом поясе находится зона тундры?
Д: за линией северного полярного круга.
У: А что это значит?
Д: Удалена зона тундры от экватора. Чем ближе к экватору, тем больше поверхность получает тепла, т.к. солнце поднимается выше над горизонтом.
У: Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы себе представляете тундру.
Б) по учебнику (стр.89-90)
У: Прочитайте в учебнике о климатических условиях тундры.
А сейчас мы начнем заполнять Карту путешественника. Что вы напишите в графу о климатических условиях? Посмотрите на экран (слайды11-15). Проверьте себя. Карта заполняется постепенно. ( Приложение3)
5. Немного отдохнем. Физкультминутка.
У: Продолжаем наше путешествие. Давайте познакомимся с растительным миром тундры. Как вы думаете, отличается растительный мир тундры и зоны арктических пустынь? (слайд16)
У: Для всего живого условия в тундре суровые. Но всё таки растительный мир здесь разнообразнее, чем в зоне Арктики. Какие же растения можно встретить? Посмотрите на экран. (слайд17)
У: Очень большую роль в растительном покрове тундры играют мхи и лишайники.
Их здесь много видов, и они нередко образуют Сплошной ковер на огромных пространствах. Как мхи, так и лишайники прекрасно переносят суровые условия тундры. Эти низкорослые неприхотливые растения могут' зимовать под защитой даже тонкого снегового покрова, а иногда и вовсе без него. Почвенный слой как источник воды и питательных веществ для мхов и лишайников почти не нужен — они получают все необходимое в основном из атмосферы. У них нет настоящих корней, а развиваются только тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых прикреплять растения к почве. Наконец, мхи и лишайники благодаря своей низкорослости наилучшим образом используют летом приземный, наиболее теплый слой воздуха.
Далее появляются морошка, голубика, брусника, клюква, черника и другие ягодные кустарнички. Кустарнички располагаются в толще мощного мохово-лишайникового покрова, почти не поднимаясь над ним. Эти растения словно ищут защиты у мхов и лишайников.
У: На ровных пространствах тундры мы находим некоторые карликовые виды ив (например, травянистая ива), карликовую березку. (слайд 19)
Характерная особенность тундрового разнотравья — крупные, ярко окрашенные цветки. Окраска их самая разнообразная — белая, желтая, малиновая, оранжевая, голубая и т. д. Когда тундра цветет, она похожа на пестрый красочный ковер. Зацветает тундра обычно сразу, внезапно — после того как наступят первые теплые дни. И цветут одновременно очень многие растения. (слайд 20)
У: Сейчас рассмотрим гербарии некоторых растений. Обратите внимание на корневую систему растений. Что вы видите? Как растения приспособились к таким условиям?
Д: Все растения низкорослые, стелющиеся по земле, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. (слайд21)
У: Заполним графу Растения в Карте путешественника
У: Ребята, а хотите ли вы узнать о животном мире этой природной зоны? Откройте ученик на стр.91-92 и прочитайте материал.
У: Заполним графу Животные в Карте путешественника
Расскажите, что вы узнали о животном мире. (слайды 22-26)
Д: Утки, кулики прилетают в тундру на лето. Там птицы выводят потомство, а на зиму улетают в тёплые края. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. Ноги у белой куропатки к зиме покрываются белыми перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу не проваливаясь. Белая куропатка занесена в Красную книгу России. Белая сова – хищная птица. У неё плотное оперение, защищающее её от ветров. На брюхе и лапках очень густые и длинные перья. Благодаря им сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток.
Д: В тундре обитают редкие птицы: белый журавль, розовая чайка, краснозобая казарка, серые гуси. Каждая из этих птиц – замечательное украшение природы. Сами они и их гнёзда должны быть неприкосновенны.
Летом в тундре много мошек и комаров. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них достаточно пищи. (слайд25)
Д: Звери тундры: песец, горностай, северный олень, лемминги, волки. горностай – хищное млекопитающее. Зимой белеет. Он хорошо плавает, ловко забирается на деревья. Питается горностай грызунами. Разоряет птичьи гнёзда. Линяет 2 раза в год. Мех горностая – очень ценный. Лемминги питаются травой, ягодами, корой, активны весь год. Гнёзда строят в углублениях грунта. Эти животные могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Песец – хищное млекопитающее. Зимой мех у него снежно-белый, летом – грязно-бурого цвета. Голубой песец – главный объект пушного промысла и звероводства. Совы и песцы едят леммингов и кормят своё потомство.
У: Животный мир тундры богаче, чем в Арктике. Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. Северные олени живут стадами, так им удобнее добывать корм и защищаться от хищников. Стада кочуют по тундре. Летом они питаются травой, листьями растений, ягодами, грибами, а зимой ягелем, который выкапывают копытами из-под снега.
– Какой вывод можно сделать?
Д: Животные приспособились к природным условиям тундры
У: Что помогает животным выживать в таких суровых условиях? Посмотрите на экран(слайд26) Сделайте вывод.
У: Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие северных народов – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Ездят люди на оленьих упряжках.
В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.(слайд27)
Заполните графу Занятия населения
6. Подведение итогов урока. Вернемся еще раз к игре «Верю-не верю». Я вас прошу ответить на эти вопросы ещё раз. Посмотрите на экран (слайд28). Вот эти утверждения были верными. У кого совпали ответы в начале урока и сейчас? Молодцы! Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание
В Карте путешественника осталась не заполненной одна графа. Об экологических проблемах тундры вы прочитаете в учебнике на стр. 94-95 и заполните Карту путешественника.
Приложение 2.
Карта путешественника
Название природной зоны | |
Географическое положение природной зоны | |
Климатические условия природной зоны | |
Растительный мир | |
Животный мир | |
Занятия населения | |
Экологические проблемы |
Карта путешественника
Название природной зоны | Тундра |
Географическое положение природной зоны | Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. |
Климатические условия природной зоны | Зима в тундре долгая(7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Зимой по многу дней свирепствует пурга, многолетняя мерзлота. Лето короткое и прохладное, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. |
Растительный мир | Морошка, брусника, клюква, черника голубика, карликовая берёза, полярная ива, мхи, лишайники, камнеломка, полярный мак, пушица, дриада |
Животный мир | Северный олень, горностай, песец, лемминги, волк, белая сова, розовая чайка, краснозобая казарка, куропатка, сокол-сапсан, белые журавли , гуси, лебеди, кулики(прилетают на лето), много комаров, мошек. |
Занятия населения | Оленеводство, рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых |
Экологические проблемы | Нарушается верхний слой почвы Природа загрязняется нефтью Браконьерство Вытаптываются пастбища |
Приложение 1.
«Верю-не верю»
Утверждения «Да»+ «Нет»- | Вначале урока | В конце урока |
Тундра расположена южнее арктических пустынь. | + | |
Тундра-это лесная равнина. | - | |
Зима холодная, суровая, а лето – короткое и прохладное. | + | |
В тундре много болот и озёр, поэтому почва богата перегноем. | - | |
В тундре растут мхи, морошка, голубика, брусника, низкорослые растения. | + | |
Постоянно в тундре живут журавли, гуси, лебеди, кулики. | - | |
Белая сова с белым оперением только зимой. | - | |
Северные олени живут стадами. Они кочуют по тундре. К зиме уходят в более южные районы. | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по окружающему миру "За землю русскую!"
Данный урок знакомит учеников с "военной историей" Древнерусского государства. Основная мысль урока :" Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов"....
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"
ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...
Урок по окружающему миру "Вода Земли и её свойства"
Данный урок поможет сформировать вам понятие "свойства воды", дать представление о применении воды в жизни человека; развивать наблюдательность, внимание....
Урок по окружающему миру "Океаны Земли. Жизнь в море"
Конспект открытого урока по окружающему миру "Океаны Земли. Жизнь в море"Презентация к уроку "Космическое путешествие"Музыкальный материал к уроку "Звуки природы - Шум океана...
урок по окружающему миру «Океаны Земли. Жизнь в море»
Цель урока: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;ТехнологииТехнология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистич...
Конспект урока по окружающему миру «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)
Цели: формирование знаний о значении полезных ископаемых и их значении для человека Планируемые результат:Предметные:- знать представление какие бывают полезные ископаемые, о местонахождении и д...
Конспект урока по окружающему миру "Сокровища земли под охраной человечества" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Планируемые результаты: Предметные: знать...