Урок по окружающему миру "Океаны Земли. Жизнь в море"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Милова Елена Владимировна

Конспект открытого урока по окружающему миру "Океаны Земли. Жизнь в море"

Презентация к уроку "Космическое путешествие"

Музыкальный материал к уроку "Звуки природы - Шум океана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okeany_zemli._zhizn_v_more.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

"Океаны Земли. Жизнь в море. - урок по окружающему миру. 4-й класс, УМК "Гармония"


Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;

Задачи:

  • Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека;
  • Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
  • Продолжить развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;
  • Воспитывать восхищение красотой планеты Земля, понимание важности сохранения природы.

Планируемые результаты

  • Предметные
  • Иметь представление о таком понятии как океан, количестве океанов на планете и уметь дать характеристику каждому из океанов.
  • Личностные
  • Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
  • Метапредметные
  • Регулятивные:
  • Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение действовать по плану и планировать свою деятельность, высказывать свое предположение
  • Коммуникативные:
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
  • Познавательные:
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

  1. Карта Мира (карта полушарий), глобус
  2. Презентация на электронном носителе
  3. Видеоролик "Акула-молот" (Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия)
  4. Кассета "Штраус и звуки океана"

Тип урока: формирование и совершенствование новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Форма работы учащихся: групповая

Ход урока

I. Организационный момент и психологический настрой учащихся.

- Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в космическое путешествие, поэтому вы уже разбиты на экипажи. Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (На ракете, на космическом корабле)

(Слайд №1 "Космическое путешествие")

- Прежде чем мы полетим в открытый космос, к полёту нужно хорошо подготовиться. Будьте внимательными на уроке, потому что экипажам предстоит ответить на вопросы.

 II. Подготовка к изучению нового материала

а) беседа

- Рассмотрите на глобусе, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (Воды)

(Слайда №2 «Соотношение сухопутной и водной поверхности Земли",

 Слайд №3: "Вид Мирового океана из космоса")

- Почему планету Земля не назвали планетой Океан?

(Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.

б) Работа со словарём.

 - Прочтите в словаре объяснение, что такое Мировой океан.

(Непрерывная водная поверхность Земли)

III. Сообщение темы урока

- На земной поверхности существует много различных водоёмов. Как вы думаете, какой водоём самый большой? (Океан)

- Чтение в словаре о том, что такое океан.

(Океан - часть Мирового океана, находящаяся между материками)

- Сколько на Земле океанов? (5) Назовите их.

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? О чём мы сегодня будем говорить? (Слайд №4 "Карта Мира")

IV. Сообщение цели и задач урока.

- На какие вопросы об океанах вы хотели бы получить ответы.

(Посмотреть на океаны из космоса, какие они омывают материки, какие удивительные организмы обитают в океанах, как уберечь океаны от экологических катастроф и др.)

- Какая же цель сегодняшнего урока?

- Что нужно взять с собой в полёт? (Карту, компас)

V. Работа над новым материалом.

А) "Подготовка к полёту"

Учитель. Внимание! Всем приготовиться к запуску!

Учащиеся. Есть приготовиться к запуску!

Учитель. Пристегнуть ремни!

Учащиеся. Есть пристегнуть ремни!

Учитель. Запустить двигатели!

Учащиеся. Есть запустить двигатели!

Учитель. Включить контакты!

Учащиеся. Есть включить контакты!

Учитель и ученики. 5, 4, 3, 2, 1. Ура! (Слайд №5 "Полёт на ракете")

- Ребята, у нас есть уникальная возможность посмотреть на океаны из космоса.

(Слайды №6, №7, №8, №9, № 10)

Статистические данные

Название океана

Площадь поверхности

Объём

Средняя глубина

Максимальная глубина

Тихий

178, 68

710,36

3976

11022

Атлантический

91,66

329,66

 

8742

Индийский

76,17

282,65

3711

7209

Северный Ледовитый

14,75

18,07

1225

5527

 Южный

20,32

Нет данных

3500

8428

Мировой океан

361,26

1340,74

3711

11022

Б) А теперь давайте каждый экипаж преступит к исследованию океанов. У нас три экипажа исследователей. Это географы, биологи и экологи. Каждая группа получает таблицу и заполняет её. Вспомните правила работы в группе.

Материал в учебнике стр. 122 - 134

Название океана

Значение океана.

Какие материки омывает.

Чем знаменит океан

Животный и растительный мир

Экологические проблемы океана

Тихий

Атлантический

Индийский

Северный

Ледовитый

Южный

В) Доклад капитанов исследовательских групп о проделанной работе.

Г) Музыкальная пауза (Дети кладут руки на колени, закрывают глаза, слушают музыку и отдыхают.)

Чтение учителем стихотворения "Океаны Земли" под мелодию «Звуки природы – Шум океана». Слайд № 11

Покрыто океанами
Три четверти Земли.
Глубокие, огромные,
Соленые они.
На планете нашей
Океанов пять,
Их легко на карте
Сможем отыскать.
Переплыв огромный
Тихий океан,
Дал ему названье
Это Магеллан.

Д) Всемирный день океанов. Беседа об охране океана.

Всемирный день океанов отмечается ежегодно 8 июня. В 2018 году на официальном уровне его справляют 10-й раз. Инициативу введения праздника выдвинули участники Международной конференции в Рио-де-Жанейро еще в 1992 году. А официально признанным событие стало с конца 2008 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Это поистине всемирный праздник, благодаря огромному значению океанов и их ресурсов для всего населения Земли. Особо важно данное событие для людей, чья профессия связана с подводным миром: океанологов, водолазов, рыбаков, матросов и капитанов дальнего плавания, экологов и ихтиологов, работников аквариумов и океанариумов. А Всемирный день океанов выступает символом охраны окружающей среды и заботы о природе.В этот день люди, работающие с водой и изучающие ее ресурсы, объединяют свои усилия для сохранения невероятной флоры и фауны Мирового океана. Его воды занимают большую часть планеты и разделены материками и архипелагами на четыре части. Наибольшим, как по глубине, так и по площади считается Тихий океан. В нем находится Марианская впадина, являющаяся самым глубоким местом во всем Мировом океане. Наиболее глубокая ее точка – Бездна Челленджера находится на расстоянии почти в 11 километров от уровня моря. И даже здесь живут организмы, поражающие человеческое воображение своим внешним видом и многообразием. Мировой океан таит в себе множество загадок, и к разгадке лишь некоторых из них человек смог подобраться благодаря развитию современных технологий. Океан способен поглощать более 30-ти процентов производимого населением Земли углекислого газа, что помогает нейтрализовать последствия глобального потепления.

Люди, защитите океаны —
Третью часть планеты голубой.
След цивилизации, как рана,
Множится под темною водой.
«Чистоту, земляне, защитите!»
Слышите далёкий позывной?
Океан велик, но беззащитен
Перед дикой алчностью людской.

VI. Знакомство с удивительными организмами океанов.

Слайды №12, №13, №14, №15, № 16 (актиния, акула, акула-молот (видеоролик), дельфины)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Ребята вот пришло к концу наше путешествие. Какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее добились?

Молодцы!

А теперь возьмите в руки капельки. Если вам все понравилось вы приклеиваете картинку с большой капелькой, если вам что-то было непонятно, то вы приклеиваете маленькую капельку.

IX. Домашнее задание.

с. 123 вопрос 1,2; с. 134 задание 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....

Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс

Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс УМК "Школа России"...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Океаны Земли. Жизнь в море" 4 класс

Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо...

урок по окружающему миру «Океаны Земли. Жизнь в море»

Цель урока: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;ТехнологииТехнология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистич...