"Экологическая тропа"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekotropa.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ
НОЧУ «ЮНЭК»
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»
2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Алексеева Жанна Владимировна
г.о. Железнодорожный
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования и воспитания 21 века.
Системное знакомство школьника с миром природы позволяет развить у него
важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Природа — неиссякаемый источник духовного развития. Ученики постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Главной целью проекта «Экологическая тропа» является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины мира.
Основными задачами являются :
- Формирование у школьников элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
- Развитие устойчивого интереса школьников к природе, ее живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
- Формирование системы практических умений по изучению и улучшению окружающей среды, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Содержание представленной системы работы с детьми в условиях экологической тропы разработано на основе экологической этики как концепции моральных отношений человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, признании равноправия и равноценности любого природного существа , а также ограничении прав и потребностей человека. С позиции экологической этики человек должен осознавать все ценности природы( экономическую, эстетическую, духовную, научную, рекреационную), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком.
Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры учащихся, умений экологически сообразных действий в окружающей природе.
Система занятий на экологической тропе составлена в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию.
Для каждой возрастной группы разработано и реализуется определенное содержание экологического образования, как части целостной программы работы на экологической тропе. Занятия на тропе проходят в течение круглого года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий путешествий в зависимости от возрастных особенностей учащихся составляет 15-40 минут. Объекты экологической тропы – распространенные и неприхотливые виды растений и животных, предметы неживой природы.
В процессе работы на тропе используются : ролевые и имитационные экологические игры, систематические фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы, проведение экологических опытов и экспериментов, продуктивная и художественная деятельность, метеорологические наблюдения в течение всего года.
Содержание экологической работы на тропе реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Создание среды для экологического воспитания и обучения включает в себя не только экологическую тропу , но и мониторинг экологической воспитанности учащихся, проведение экологических акций, ведение календаря погоды, подборку литературы по экологии в библиотеке и уголках детского чтения, ведение экспериментальной, опытной работы, оформление уголка природы в школе, оформление стенда «Юный эколог»
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, мр.-он Павлино корпус 2, д.1 НОЧУ «ЮНЭК»( пришкольный участок)
Краткое описание маршрута: Экологическая тропа находится на пришкольном участке, представляет собой маршрут прямоугольной формы, вдоль которого находятся объекты живой природы- несколько берез, кленов, ясеней, каштанов; кусты жасмина, цветочная клумба, кормушка для птиц, выкорчеванный пень.
Назначение: учебная экологическая тропа
Ориентировочная длина тропы: около 500 метров
Режим пользования:
- Экскурсионные учебные занятия, внеклассные экологические исследования
- Экологические прогулки
- Элементарное экспериментирование
Маршрут разработала: Алексеева Ж.В.
Приложения:
- Общий указатель и схема экологической тропы
- Правила поведения и нормы действия
- Естественнонаучные сведения об отдельных природных объектах и явлениях
- Экологические дорожные знаки и указатели
- Поэтические тексты, рисунки об отношениях человека с природой
- Информация о трудовых делах школьников в решении экологических проблем.
Приложение №1
Схема экологической тропы
Приложение № 2
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Каждый участник занятий на экологической тропе обязан выполнять следующие правила безопасности:
- Точно исполнять все распоряжения учителя
- О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщить учителю.
- Трав и кореньев в рот не брать
- На деревья не залазить
- Строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
- За территорию экологической тропы не выходить.
- Выходить на экологическую тропу в той одежде, которую рекомендует учитель
- Соблюдать рекомендованный интервал движения.
Приложение №3
Естественно-научные сведения об отдельных объектах экологической тропы
№ п\п | объект | Назначение |
1 | Береза со скворечником | Наблюдение за птицами; Измерение высоты Определение возраста Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, форма кроны, форма листьев, наклон; Друзья дерева; Враги дерева; Фенологические наблюдения в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев; |
2. | Береза наклоненная | Сравнение двух берез( их внешнего вида, высоты, возраста, местоположения) , объяснение причин различий и сходства |
3 | Клен | Измерение высоты Определение возраста Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон; Друзья дерева Враги дерева Фенологические наблюдения в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев |
4. | Ясень с дуплом | Измерение высоты Определение возраста Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон; Друзья дерева Враги дерева Фенологические наблюдения в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев |
5 | Выкорчеванный пень | Описание корневой система; Друзья и враги пня. Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням. Показать учащимся возможность дать вторую жизнь погибшему дереву, сделав из него скульптурную экспозицию. |
6 | Спиленное дерево | Определение по годовым кольцам возраста, выявление благоприятных и неблагоприятных лет в жизни дерева. |
7 | Замшавелый ясень | Измерение высоты Определение возраста Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон; Друзья дерева Враги дерева Фенологические наблюдения в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев |
8 | Аллея каштанов | Описание и сравнение трех каштанов |
9 | Куст жасмина | Описание и сравнение дерева и куста. |
10 | кормушка | Наблюдение за жизнью птиц; Кормление птиц; Опыты и экспериментирование: какой корм предпочитают разные птицы |
11 | Клумба —цветочная мозаика | Показать разнообразие декоративных растений , их эстетическое значение, обратить на развитие их корневой системы. Развивать эстетическое отношение к природному окружению. |
12 | «Огород» | Подготовка семян к посеву; Подготовка почвы к посеву; Высаживание укропа, петрушки, моркови. Наблюдение за ростом растений; Уход за растениями |
13 | Травяной покров | Формировать представление о первоцветах, их многообразии, особенностях их строения. Учить детей восхищаться природой, вызвать потребность бережного отношения к «первоцветам» |
14 | Живые этажи | Рассмотреть ярусное расположение растений, их приспособлений к существованию в различных условиях освещенности на различных этажах. Показать жизнь животных в различных ярусах. Учить учащихся удивляться и восхищаться мудрости природы. |
15 | Пришкольная метеорологическая площадка | Формирование и развитие умений при работе с различными метеорологическими приборами: барометром, флюгером, компасом, термометром, осадкомером. Ведение дневника погоды. Сравнительный анализ типов погод в разные годы Составление графиков погоды, среднемесячного хода температур и выпадения осадков. Связь с народным календарем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.
В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...
«На экологической тропе» (экологический КВН)
Моя методическая разработка...
Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс
Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в 1 классе)...
Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"
Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе
Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....
Экологический практико-ориентированный проект «Экологическая тропа»
Проект "Экологическая тропа"...
Экологический практико-ориентированный проект «Экологическая тропа»
Презентация к проекту "Экологическая тропа"...