"Экологическая тропа"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Проект  предназначен для учеников начальной школы, в качестве экскурсоводов выступает не только учитель, но и ученики 5, 6, 7. классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekotropa.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

НОЧУ «ЮНЭК»

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Алексеева Жанна Владимировна

г.о. Железнодорожный

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач образования и воспитания 21 века.

Системное знакомство школьника с миром природы позволяет развить у него

важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Природа — неиссякаемый источник духовного развития. Ученики постоянно  в той или иной  форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Главной целью  проекта «Экологическая тропа» является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования  основ целостной, «экологической» картины мира.

Основными задачами являются :

  1. Формирование у школьников элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
  2. Развитие устойчивого интереса школьников к природе, ее живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
  3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению окружающей среды, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Содержание представленной системы работы с детьми в условиях экологической тропы разработано на основе экологической этики как концепции моральных отношений человека с природой, основанных  на восприятии природы как морального партнера, признании равноправия и равноценности любого природного существа , а также ограничении прав и потребностей человека. С позиции экологической этики человек должен осознавать все ценности природы( экономическую, эстетическую, духовную, научную, рекреационную), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком.

Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры учащихся, умений экологически сообразных действий в окружающей природе.

Система занятий на экологической тропе составлена в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию.

Для каждой возрастной группы  разработано и реализуется определенное содержание экологического образования, как части целостной программы работы на экологической тропе. Занятия на тропе проходят в течение круглого года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий путешествий в зависимости от возрастных особенностей учащихся составляет 15-40 минут. Объекты экологической тропы – распространенные и неприхотливые виды растений и животных, предметы неживой природы.

В процессе работы на тропе используются : ролевые и имитационные экологические игры, систематические фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы, проведение экологических опытов и экспериментов, продуктивная и художественная деятельность, метеорологические наблюдения в течение всего года.

Содержание экологической работы на тропе реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Создание среды для экологического воспитания и обучения  включает в себя не только экологическую тропу , но и  мониторинг экологической воспитанности учащихся, проведение экологических акций,  ведение календаря погоды, подборку литературы по экологии в библиотеке и уголках детского чтения, ведение экспериментальной, опытной работы, оформление уголка природы в школе, оформление стенда «Юный эколог»  

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Местоположение: Московская область, г. Железнодорожный, мр.-он Павлино корпус 2, д.1  НОЧУ «ЮНЭК»( пришкольный участок)

Краткое описание маршрута: Экологическая тропа находится на пришкольном участке, представляет собой маршрут прямоугольной формы, вдоль которого находятся объекты живой природы- несколько берез, кленов, ясеней, каштанов; кусты жасмина, цветочная клумба, кормушка для птиц, выкорчеванный пень.

Назначение: учебная экологическая тропа

Ориентировочная длина тропы: около 500 метров

Режим пользования:

  1. Экскурсионные учебные занятия, внеклассные экологические исследования
  2. Экологические прогулки
  3. Элементарное экспериментирование

 Маршрут разработала: Алексеева Ж.В.

Приложения:

  1. Общий указатель и схема экологической тропы
  2. Правила поведения и нормы действия
  3. Естественнонаучные сведения об отдельных природных объектах и явлениях
  4. Экологические дорожные знаки и указатели
  5. Поэтические тексты, рисунки об отношениях человека с природой
  6. Информация о трудовых делах школьников в решении экологических проблем.

Приложение №1

Схема экологической тропы

Приложение № 2

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Каждый участник  занятий на экологической тропе обязан выполнять следующие правила безопасности:

  1. Точно исполнять все распоряжения учителя
  2. О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщить учителю.
  3. Трав и кореньев в рот не брать
  4. На деревья не залазить
  5. Строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
  6. За территорию экологической тропы не выходить.
  7. Выходить на экологическую тропу в той одежде, которую рекомендует учитель
  8. Соблюдать рекомендованный интервал движения.

Приложение №3

Естественно-научные сведения об отдельных объектах экологической тропы

№ п\п

объект

Назначение

1

Береза со скворечником

Наблюдение за птицами;

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола,  форма кроны, форма листьев, наклон;

Друзья дерева;

Враги дерева;

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев;

2.

Береза наклоненная

Сравнение двух берез( их внешнего вида, высоты, возраста, местоположения) , объяснение причин различий и сходства

3

Клен

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон;

Друзья дерева

Враги дерева

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев

4.

Ясень с дуплом

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон;

Друзья дерева

Враги дерева

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев

5

Выкорчеванный пень

Описание корневой система;

Друзья и враги пня.

Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням.

Показать учащимся возможность дать вторую жизнь погибшему дереву, сделав из него скульптурную экспозицию.

6

Спиленное дерево

Определение по годовым кольцам возраста, выявление благоприятных и неблагоприятных лет в жизни дерева.

7

Замшавелый ясень

Измерение высоты

Определение возраста

Описание внешнего вида— корни, кора, форма ствола, крона, форма листьев, наклон;

Друзья дерева

Враги дерева

Фенологические наблюдения  в разные сезоны: фиксация появления почек, листьев, сережек, окрашивание листьев, сбрасывание листьев

8

Аллея каштанов

 Описание и сравнение  трех каштанов

9

Куст жасмина

Описание и сравнение дерева и куста.

10

кормушка

Наблюдение за жизнью птиц;

Кормление птиц;

Опыты и экспериментирование: какой корм предпочитают разные птицы

11

Клумба —цветочная мозаика

Показать разнообразие декоративных растений , их эстетическое значение, обратить на развитие их корневой системы.

Развивать эстетическое отношение к природному окружению.

12

«Огород»

Подготовка семян к посеву;

Подготовка почвы к посеву;

Высаживание укропа, петрушки, моркови.

Наблюдение за ростом растений;

Уход за растениями

13

Травяной покров

Формировать представление о первоцветах, их многообразии, особенностях их строения. Учить детей восхищаться природой, вызвать потребность бережного отношения к «первоцветам»

14

Живые этажи

Рассмотреть ярусное расположение растений, их приспособлений к существованию в различных условиях  освещенности на различных этажах. Показать жизнь животных в различных ярусах.

Учить учащихся удивляться и восхищаться мудрости природы.

15

Пришкольная метеорологическая площадка

Формирование и развитие умений при работе с различными метеорологическими приборами: барометром, флюгером, компасом, термометром, осадкомером.

Ведение дневника погоды.

Сравнительный анализ типов погод в разные годы

Составление графиков погоды, среднемесячного хода температур и выпадения осадков.

Связь с народным календарем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....