Рабочая программа по окружающему миру 2 класс система Занкова
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2011г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» 2 класс и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.), издательство «Учебная литература», Самара, 2009 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_okr._miru_2_klass_.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2011г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» 2 класс и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.), издательство «Учебная литература», Самара, 2009 г., а также дополнительных пособий для учителя: «Секреты и диковинки окружающего мира» Трофимова Г. В.; «Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2 класс, Москва, 2001 г.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
- освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного отношения к окружающему миру, экологической культуры.
Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования…
Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Окружающий мир», Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2004 г. в объеме 68 ч. Предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю. Материал спланирован на 34 учебные недели.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков). Основой целеполагания является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, различать, приводить примеры, определять признаки, понимать причинно-следственные связи и т. д.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся должны научиться слушать и слышать, более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, доказывать. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, тексты, таблицы, видео, иллюстрации.
При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.
Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Содержание тем учебного курса.
Общий взгляд на Землю ( 3 ч.)
Связь прошлого с настоящим. Россия - Родина космонавтики. Значение космонавтики для изучения Земли. Искусственные спутники Земли. Материки и части света. Океаны. Человек и океаны.
Как изучают окружающий мир (4 ч.)
Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество.
Экология - наука о взаимосвязи природы и человека.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром.
Астрономия (3 ч.)
Закономерность небесных явлений. Звезды, созвездия, Полярная звезда. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Астрономия и время: год, месяц, неделя, сутки.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.
География (5 ч.)
Строение Земли. Географическая оболочка - область жизни. Форма Земли.
Ориентирование. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас, его назначение и устройство.
Глобус и географическая карта. Основные формы земной поверхности: равнина, горы. Изучение рельефа и ландшафта родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов.
Наблюдения за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков.
Взаимодействие сил природы (10 ч.)
Влияние Солнца на сушу.
Причины образования тепловых поясов Земли и смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Подземные воды. Гейзеры. Минеральные источники. Образование пещер. Вода - одно из условий жизни на земле.
Воздух. Состав воздуха. Его свойства: прозрачность, отсутствие цвета, запаха и вкуса, низкая теплопроводность, сжимаемость, упругость. Как образуются ветры. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Круговорот воды в природе. Внутренние силы Земли: вулканы и землетрясения. Изменение рельефа Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение с помощью флюгера направления ветра.
Экскурсия к водоему. Наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Биология (8 ч.)
Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.
Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классификация растений: водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Зерновые культуры: пшеница, овес, рожь. Условия, необходимые для жизни растений.
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; их разнообразие. Дикие и домашние животные. Взаимосвязь растений и животных.
Грибы - съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов и их строение.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Защита от вредных бактерий. Гигиена тела и жилища.
От копья до компьютера (1 ч.)
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода.
Экскурсии в природу, возможны экскурсии в зоопарк, в ботанический сад.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 года обучения
Знать:
- Что такое вещество и тело Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
- Названия материков и частей света, океанов;
- Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
- Устройство компаса и правила пользования им;
- Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
- Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
- Условия, необходимые для жизни растений и животных;
- Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
- Правила поведения в природе и меры ее охраны.
Уметь:
- Ориентироваться на местности относительно своего тела;
- Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
- Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
- Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
- Выполнять правила личной гигиены.
Использовать приобретенные знания в и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- поиска дополнительной информации о родном крае, стране, планете.
Данный план предусматривает формирование у учащихся следующих компетенций:
- учебно-познавательной,
- коммуникативной,
- рефлексивной,
- ценностно-смысловой.
Учебно-методическое обеспечение
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Детский энциклопедический словарь», компьютерная игра «Кузя и дикая река», видеофильм «Береги природу». Интернет сайты: - www solnet.ru, www festival.ru, www kulichiki.ru.
Для реализации программного содержания используются:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Корпорация «Федоров».
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс». - Самара: Корпорация «Федоров».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Министерство образования российской Федерации «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» - М.: Просвещение, 2011.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Корпорация «Федоров».
- Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир. 2 класс» - Самара: Корпорация «Федоров».
- Интернет – ресурсы.
№ п\п | Кол-во часов | Дата план-ая | Дата факт-ая | Тема урока | Планируемые результаты | Форма организации познавательной деятельности | Формы контроля | ||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
знать | уметь | ||||||||||
Общий взгляд на Землю (5часов) | |||||||||||
1. | 1 ч. | 01.09 | День Знаний. | названия материков и океанов. | показывать на карте и глобусе материки, части света и океаны. | принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе. | ||||
2. | 1 ч. | 06.09 | Знакомство с книгой. Связь прошлого с настоящим. С. 3 – 8, №1, 2 | ||||||||
3. | 1 ч. | 08.09 | Россия—родина космонавтики. С. 8 – 10, № 6 | ||||||||
4. | 1 ч. | 13.09 | Материки, части света и океаны. С. 10 – 14, № 7,9 (п. 4,5) | ||||||||
5. | 1 ч. | 15.09 | Мировой океан. С. 14 – 20, № 8, 9 (п.1) | ||||||||
6. | 1 ч. | 20.09 | Проверочная работа № 1. Обобщающие задания. С. 20 (вопр. 1 – 4), № 9 (п. 2, 3) | П/Р №1 | |||||||
Как изучают окружающий мир (9 часов) | |||||||||||
7. | 1 ч. | 22.09 | Экскурсия в природу С. 21 – 23 | об органах чувств человека; о приборах помогающих изучать окружающий мир; о телах и веществах о науке экологии. свойства веществ. | пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты); | принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; | интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях | ||||
8. | 1 ч. | 27.09 | Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус. С. 24 – 26, № 10, 11 | П/р №1 | |||||||
9. | 1 ч. | 29.09 | Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств? С. 26 – 28, № 12, 13 | ||||||||
10. | 1 ч. | 04.10 | Книги. Их роль в познании окружающего мира. С. 28 – 34, № 14, 15, 16 | С/р №1 | |||||||
11. | 1 ч. | 06.10 | Приборы помогают изучать окружающий мир. С. 34 – 37, № 17, 18 | П/р №2 | |||||||
12. | 1 ч. | 11.10 | Средства информации. Мы – исследователи. С. 38 – 41 | ||||||||
13. | 1 ч. | 13.10 | Тела и вещества. С. 41 – 43, № 19, 20 | ||||||||
14. | 1 ч. | 18.10 | Свойства веществ. С. 43 – 45, № 21, 22 | ||||||||
15. | 1 ч. | 20.10 | Экология. С. 46 – 47 | ||||||||
Космос и Земля (14 часов) | |||||||||||
16. | 1 ч. | 25.10 | Космос. Солнце – звезда. С. 48 -53, № 3, 4 | о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года; о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности; о форме Земли, горизонте; о компасе; о глобусе и географической карте; о рельефе и ландшафте. стороны горизонта; приметы ориентирования на местности; | доказывать (устно) высказываемые утверждения | самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; | ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | ||||
17. | 1 ч. | 27.10 | Строение Солнечной системы. С. 53 – 55, № 24 | ||||||||
18. | 1 ч. | 08.11 | Звёзды и созвездия. С. 55 – 58, №26, 27 | П/р №3 | |||||||
19. | 1 . | 10.11 | Луна – спутник Земли. С. 58 – 59, № 5, 25 | ||||||||
20. | 1 ч. | 15.11 | Время. Календарь. С. 60 -64, №28, 29 | С/р № 2 | |||||||
21. | 1 ч. | 17.11 | Горизонт. С. 65 – 69, № 31 | ||||||||
22. | 1 ч. | 22.11 | Форма Земли. Горизонт. С. 69 – 71, № 33 | ||||||||
23. | 1 ч. | 24.11 | Планета Земля. Её строение. С. 71 – 74, № 30 | ||||||||
24. | 1 ч. | 29.11 | Стороны горизонта. С. 75 – 79, № 34 | П/р №4 | |||||||
25. | 1 ч. | 01.12 | Компас. Народные приметы ориентирования. С. 79 – 82, № 35 | П/р № 5 | |||||||
26. | 1 ч. | 06.12 | Глобус и географическая карта. С. 82 – 85, № 36 – 38 | ||||||||
27. | 1 ч. | 08.12 | Рельеф и ландшафт. С. 85 – 88, № 42 | ||||||||
28. | 1 ч. | 13.12 | Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу. С. 88 – 89, № 43, 44 | ||||||||
29. | 1 ч. | 15.12 | Обобщающие задания. С. 89, № 39 – 41 | С/р № 3 | |||||||
Взаимодействие сил природы (22 часа) | |||||||||||
30. | 1 ч. | 20.12 | Тепловые пояса Земли. С. 90 – 92, № 45 | три состояния воды, основные свойства воды и воздуха; | адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; | понимание причин успеха в учебе; | |||||
31. | 1 ч. | 22.12 | Времена года. С. 93 – 97, №46, 47 | ||||||||
32. | 1 ч. | 10.01 | Суша под Солнцем. С. 97 – 100, № 48 | ||||||||
33. | 1 ч. | 12.01 | Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия. С. 101 – 103, № 49 | ||||||||
34. | 1 ч. | 17.01 | Контрольная работа за I полугодие. | К/Р №1 | |||||||
35. | 1 ч. | 19.01 | Свойства жидкой воды. С. 104 – 105, № 50,51 | П/р№6 | |||||||
36. | 1 ч. | 24.01 | Тепло и вода. Экология океанов. С. 105 – 106 | причины круговорота воды в природе; о смены времён года, о связи между движением Земли и возникновением ветра. об атмосфере Земли; о работе воды и ветра в природе; о способах охраны воды и воздуха. | описывать объекты природы | анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; | оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; | ||||
37. | 1 ч. | 26.01 | Три состояния воды. Водяной пар. С. 106 – 108, № 51 – 53 | ||||||||
38. | 1 ч. | 31.01 | Вода в твёрдом состоянии. С. 108 – 111№ 51, 54 | П/р №7. | |||||||
39. | 1 ч. | 02.02 | Вода – растворитель. С. 112, № 58 | П/р № 8 | |||||||
40. | 1 ч. | 07.02 | Фильтрование. С. 113 – 114, № 59, 60 | П/р № 9 | |||||||
41. | 1 ч. | 09.02 | Подземные воды. С. 114 – 116 | ||||||||
42. | 1 ч. | 14.02 | Обобщающий урок. № 55 – 57, 61 – 62 | ||||||||
43. | 1 ч. | 16.02 | Атмосфера. С. 116 – 118, № 63 | ||||||||
44. | 1 ч. | 21.02 | Свойства воздуха. С. 118 – 121, № 64 | ||||||||
45. | 1 ч. | 28.02 | Ветры. С. 122 – 128, № 65, 66 | ||||||||
46. | 1 ч. | 01.03 | Круговорот воды в природе. С. 128 – 132, № 69 | ||||||||
47. | 1 ч. | 06.03 | Работа воды и ветра. Экскурсия в природе. С. 132 | ||||||||
48. | 1 ч. | 13.03 | Охрана воды и воздуха. С. 133 – 134, № 70 | ||||||||
49. | 1 ч. | 15.03 | Природные явления и стихийные бедствия в нашей местности. № 67 | ||||||||
50. | 1 ч. | 20.03 | Проверочная работа № 2 № 71, 72 | П/Р №2 | |||||||
51. | 1 ч. | 22.03 | Обобщающий урок. С. 134 | ||||||||
Живая природа (18 часов) | |||||||||||
52. | 1 ч. | 27.03 | Жизнь – особенность нашей планеты. С. 135 – 137, № 73 | о том, как изучают окружающий мир; | Устанавливать связи: между растениями и животными | принимать роль в учебном сотрудничестве; | представление о своей этнической принадлежности; | ||||
53. | 1 ч. | 29.03 | Растения. С. 138 -143, № 74 | ||||||||
54. | 1 ч. | Хвойные и цветковые растения. С. 143 – 147, № 75 | П/р №10 | ||||||||
55. | 1 ч. | Дикорастущие и культурные растения. С. 148 – 150, № 80 | о царствах живой природы растениях, животных, грибах, бактериях условия для роста и развития растений; группы животных | между деятельностью человека и природой различать мхи, лишайники, папоротники, дикорастущие и культурные растения. | выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; пользоваться знаками, символами, таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос; | этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков | |||||
56. | 1 ч. | Условия необходимые растениям для роста и развития. С. 150 – 151, №76 – 78 | |||||||||
57. | 1 ч. | Растения, которые мы едим. С. 151 – 156, № 79 | |||||||||
58. | 1 ч. | Растения путешественники. С. 156 – 158, № 81 | |||||||||
59 60. | 2 ч. | Грибы. С. 158 – 159, № 82 С. 160 – 161, № 83 – 84 | |||||||||
61 62 63. | 3 ч. | Группы животных. С. 162 – 164, № 85 С. 164 – 166, № 86 – 88 С. 167 – 169, № 89 | |||||||||
64. | 1 ч. | Размножение животных. С. 170 – 171 | |||||||||
65. | 1 ч. | Годовая контрольная работа | К/Р № 2 | ||||||||
66. | 1 ч. | Среда обитания. Питание животных. С. 172 – 175, № 90 – 92 | |||||||||
67. | 1 ч. | Дикие и домашние животные. С. 176 – 179, № 93, 94 | |||||||||
68. | 1 ч. | Бактерии. Гигиена. С. 179 – 182, № 95 - 98 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...
Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...
Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)
Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...