Рабочая программа
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

Рабочая программа «Окружающий мир» разработана на основе программы Н. Я.Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._2_klass._dmitrievakazakov.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия № 13 г. Майского»

ПРИНЯТО

кафедрой начального образования

Протокол № 1

от “___” __________ 2012 г.

Руководитель кафедры

_______ / _____________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

“___” __________ 2012 г.

______ /_____________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ «Прогимназия № 13

г. Майского

 “___” __________ 2012 г.

________ Н.И.Прокоданова

Рабочая программа

по предмету “Окружающий мир”

для 2 «А» класса

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

А.Г. Крамарова,

учитель начальных классов

КБР, г. Майский

2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Окружающий мир» разработана на основе программы Н. Я.Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир» (2011) в соответствии с Феде ральным компонентом Государственного стандарта для начально го общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

В проекте Образовательных государственных стандартов ново го поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рас сматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, - как первый, един ственный и последний предмет в школе, рисующий широкую пано раму природных и общественных явлений как компонентов едино го мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Ок ружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России, поэтому в рабочую программу не внесено никаких изменений.

           Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  2. воспитание эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, чувства удивления красотой природы, человеческих отношений, экологической и духовно-нравственной культуры, воспитание патриотических чувств;
  3. развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, описывать, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
  4. формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья.

         Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

         Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  1. формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  2. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообра зия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  3. в ходе решения первых двух задач развивать логичность и са мостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
  4. формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться      в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и пись менную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, прак тические работы; воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нрав ственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстети ческому воспитанию; на ознакомительном уровне представить на уки, помогающие познавать окружающий мир.

Общая характеристика учебного предмета

                    Курс "Мы и окружающий мир" разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова). Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.

                Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.

        Так, начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

     Этот подход к развитию содержания сохраняется и во втором классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. От класса к классу в историческом плане прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от стихийных природных сил и усиливал свое влияние на природу. Возникновение экологических проблем связано с определенным этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реально существующие зависимости, с одной стороны, человека от природы, с другой, - природы от человека.

     Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

Место учебного курса в учебном плане

Учебный  предмет разработан в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МОУ «Прогимназия №13г.Майского» на 2012 – 2013 уч.г.

На изучение окружающего мира во втором классе выделяется 66 часа –

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа построена по принципу "дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания" (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

           В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у них возникало много вопросов: почему сменяется день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

При раскрытии содержания используется прием контраста:

сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках "Мы и окружающий мир", дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов.  Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

         Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Личностные,    метапредметные   и   предметные   результаты    освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания чувств  других людей;

– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

– понимания своей этнической принадлежности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– принимать установленные правила  в планировании и контроле способа решения;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях, сети Интернет;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, и классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Содержание учебного предмета.

2 класс (2 часов в неделю, всего 66 часов)

 

Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа.

Как изучают окружающий мир

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, интернет. Исследовательская работа. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение темпера туры тела, воздуха, воды, снега. Космос и Земля (14 часов)

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овра ги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Кра сота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относи тельно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным призна кам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изго товление примитивного компаса.

Экскурсия в планетарий.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменени ем длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; наблюдения за погодой.

Взаимодействие сил природы (15 часа)

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озе ро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами нежи вой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Пред ставление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверх ности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельнос ти человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веще ствами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Озна комление с экологическим состоянием своей местности. Живая природа (18 часов).

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи; папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Особенности питания и размножения. Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.

Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рас сматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.


Календарно-тематическое планирование

урока

Название темы урока.

Практические работы

Дата.

По факту

I – четверть.

1. Общий взгляд на Землю(8 ч)

1.

Наша Родина. Семья и труд. Р.т.стр.2

2.

Экскурсия в парк. Загадки Земли. Р.т.стр.3,4

3.

Связь прошлого с настоящим.

4.

Россия – родина космонавтики Р.т.стр.5

5.

Материки и части света. Тепловые пояса.

Прак./р.

6.

Мировой океан.

Прак./р.

7.

Арктика. Северный Ледовитый океан.

8.

Обобщение по разделу. Тесты. Р.т.стр.5

2. Как изучают окружающий мир (10ч)

9.

Органы чувств человека. Р.т.стр.6,7

10.

Зрение и слух.

Прак./р.

11.

Обоняние и вкус.

12.

Осязание.

13.

Язык науки.

14.

Наблюдения, рассуждения, выводы.

15.

Тесты. Р.т.стр.8

II – четверть.

16.

Инструменты и приборы. Р.т.стр.9,задан. 17,18

Книги и другие средства информации.

Прак./р.

17.

Мы исследователи. Тела и вещества. Свойства веществ. Р.т.стр.9,10

Прак./р.

18.

Что такое экология. Человек и природа

3. Космос (5 ч)

19.

Особенности космоса. Р.т.стр.11

20.

Звезда по имени Солнце. 

21.

Планеты Солнечной системы. Р.т.стр.11,13

22.

Звёзды и созвездия. 

23.

Луна – спутник Земли. Р.т.стр.2,3,4

24.

Обобщение по разделу. Тесты. Р.т.стр.12

4. Планета Земля (9 ч)

25.

Планета Земля – наш общий дом.Горизонт. Р.т.стр.14,15

26.

Строение Земли.

27.

Ориентирование. Стороны горизонта. Р.т.стр.16,17

28.

Промежуточные географические направления

29.

Компас. Народные приметы ориентирования. 

Прак./р.

30.

Глобус и географическая карта. Прак./р Р.т.стр.18

31.

Обобщение пройденного. Тесты.

III – четверть.

32.

Рельеф Земли.

Прак./р.

33.

Ландшафт. Р.т.стр.19

Обобщение по разделу. Тесты. Р.т.стр.20

5. Взаимодействие сил природы (15 ч)

34.

Тепловые пояса Земли. Р.т.стр.21

35.

Смена времён года. Р.т.стр.22

Прак./р.

36.

Особенности Земли как планеты. Суша под Солнцем.

37.

Внутренние силы Земли.

38.

Вода и её свойства. Тепло и вода. Р.т.стр.23

39.

Три состояния воды. Р.т.стр.24

40.

Что такое снег. Почему лед плавает Айсберг. Р.т.стр.25

41.

Вода – растворитель. Подземные воды. Р.т.стр.26

Прак./р.

42.

Обобщение пройденного. Тесты. Р.т.стр.27

43.

Воздух. Состав воздуха. Р.т.стр.28

44.

Свойства воздуха.

45.

Движение воздуха. Р.т.стр.29

46.

Грозные ветры.

47.

Круговорот воды в природе.

Прак./р.

48.

Вода, ветер  и рельеф.

Человек и неживая природа Тесты.

6. Живая природа (19 ч)

49.

Жизнь – особенность нашей планеты. Р.т.стр.32

50.

Растения. Группы растений. Р.т.стр.33

IV – четверть.

51.

Водоросли, мхи, лишайники, папоротники

52.

Хвойные и цветковые растения. Р.т.стр.34

53.

Дикорастущие и культурные. Р.т.стр.35

54.

Растения, которые мы едим. Р.т.стр.36

55.

Растения- путешественники. Р.т.стр.37

Прак./р.

56.

Съедобные и ядовитые грибы. Р.т.стр.38

57.

Животные. Группы животных. Р.т.стр.39

58.

Насекомые и паукообразные. Рыбы. Р.т.стр.40,41

59.

Земноводные и пресмыкающиеся. Р.т.стр.42

60.

Птицы и млекопитающие. Р.т.стр.43

61.

Особенности размножения разных групп животных

62.

Животные и среда обитания. Р.т.стр44

63.

Питание животных. Р.т.стр.45

64.

Дикие и домашние животные.

65.

Бактерии. Личная гигиена.

66.

Обобщение. Тесты. Р.т.стр.53


№п/п

Название практических работ  и экскурсий

примечание

Материки. П/р «Определение материков на контурной карте»

Океаны Земли. П/р «Работа с физической картой России, полушарий»

Проверочная работа по теме «Общий взгляд на Землю»

Осязание. П/р «Определение с помощью органов чувств разных объектов и их свойств»

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. П/р «Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега»

Свойства веществ. П/р «Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком, газообразном состоянии»

Компас. П/р «Ориентирование по компасу. Изготовление примитивного компаса»

Глобус и географическая карта. П/р «Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов»

Смена времён года. П/р « Теллурий»

Вода на Земле. П/р «Свойства жидкой воды»

Круговорот воды в природе

Свойства воздуха. П/р «Определение свойств воздуха, измерение температуры воздуха»

Что такое ветер. П/р «Определение направления ветра с помощью флюгера»

Экскурсия «Ознакомление с экологическим состоянием нашей местности»

Условия, необходимые для жизни растений. П/р «Проращивание семян. Наблюдение за развитием растений в разных условиях»

Экскурсия «Многообразие растений»

Материки. П/р «Определение материков на контурной карте»

Список литературы (основной и дополнительной).

Учебно-методические средства обучения

  1. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
  2. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

• Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1-2 классы. - Самара: корпорация «Федоров», 2007.

Дополнительная литература

  1. Мы и окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. 1 часть\авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2007
  2. Мы и окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова. 2 часть\авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2007

Оборудование и приборы

  1. Таблицы к основным разделам:
  1. Живая и неживая природа.
  2. Органы чувств человека.
  3. Строение солнечной системы.
  4. Звёзды и созвездия.
  5. Луна – спутник Земли.
  6. Тепловые пояса Земли.
  7. Круговорот воды в природе.
  8. Грибы.
  9. Бактерии.
  10. Домашние и дикие животные.
  11. Культурные и дикорастущие растения.
  1. Карты:
  1. КБР
  2. Физическая карта мира.
  3. Климатическая карта России.
  4. Карта полушарий Земли.
  5. Карта тепловых поясов.
  6. Карта мира.
  7. Топографическая карта.
  1. Аудиозаписи
  1. Звуки природы.
  2. Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. 2011
  3. Мультимедийные презентации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...